Студопедия — Глава 3. Повседневная жизнь германских племен.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. Повседневная жизнь германских племен.






Теперь предстоит обратить внимание на ряд вопросов, которые касаются повседневной жизни народа. Это такие стороны жизни как воспитание человека, институт брака; следует дать краткую характеристику традициям и обычаям племен, а также погребальному ритуалу. Также следует разобрать развитие хозяйства у германцев в I веке Р.Х.

О повседневной жизни германцев Тацит пишет подробно, однако он рассматривает ее как единое целое, не выделяя каких-либо различий между племенами. Очень часто можно заметить, что подробное описание того или иного обычая Тацитом, указывает на его желание донести до современника отличительные черты германских традиций от Римской Империи.

Дети у германцев с раннего возраста воспитываются родителями, причем в самый ранний период их жизни они не поручались слугам. Тацит отмечает, что в ранний период жизни отличия между детьми знати и рабов не было различий: «Господа воспитываются в такой же простоте, как и рабы, и долгие годы в этом отношении между ними нет никакого отличия»[55].

Большим изумлением для современников Тацита, было то, что, несмотря на то, что дети воспитывались «грязными и голыми»[56], а вырастали они сильными и выносливыми. Можно предположить, что борьба между юношами, о которой рассказывает Тацит в 24 главе, говоря о ней как о зрелище, является ничем иным, как занятием физическим воспитанием молодых людей. Сам Тацит пишет: «Упражнение породило в них ловкость, ловкость—непринуждённость»[57].

Тема института брака и отношение к проблемам целомудрия и прелюбодеяния в германских племенах требует отдельного разбора. В брак германцы вступали, будучи уже людьми достаточно взрослыми; Тацит пишет, что «юноши поздно познают женщин»[58]. Однако именно эта сторона жизни заслуживает похвалы автора. Германцы—один из немногих варварских народов, у которого как правило, брак является моногамным: «А если кто и имеет по нескольку жен, то его побуждает к этому не любострастие, а занимаемое им видное положение»[59].

Германцы уважали и чтили брак, как важный институт общества. Это нашло отражение в том, что измены в германской семье были явлением крайне редким. Тацит исключает измены со стороны мужчин, однако рассказывает о женских неверностях и наказаниях за них, причём наказывать должен сам муж гулящей супруги: «Обрезав изменнице волосы и раздев донага, муж <...> выбрасывает ее из своего дома, и настегивая бичом, гонит по всей деревне»[60]. Говоря об институте брака. Тацит косвенно мог сравнивать обычаи римлян с германскими взглядами на данные проблемы. Поэтому, видимо, заметны его оценочные суждения о данном вопросе.

Следует отметить, что жены сопровождали своих мужей в разных жизненных ситуациях: в военных походах, где они воодушевляли войско на защиту или атаку против неприятеля «ударяя себя в обнаженную грудь»[61]. Они могли присутствовать на охоте, где могли претендовать на свою долю добычи[62]. Тем не менее, поскольку женщины не играли особой роли в общественной жизни германского общества, то данный эпизод произведения не вызывает доверия.

Не менее важным в браке являлось наличие детей, поскольку «бездетность у них [германцев] совсем не в чести»[63]

Итак, брак определял положение человека в обществе; существовала традиция, которая могла наказывать за супружеские неверности, что позволяет сказать, что брак был одним из важных социальных институтов у древних германских племен.

Говоря о жизни германских племен, следует кратко рассказать о привычки и традициях этого этноса. Тацит дает интересные сведения, которые позволяют воспроизвести ряд характерных особенностей германцев. Важной чертой, которая присуща соседям Римской Империи, по мнению Тацита, является праздность: «Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше времени проводят время в полнейшей праздности»[64]. Из этой же цитаты можно выделить еще два занятия германцев: межплеменные войны, а также охоту.

Говоря о германцах, следует немного рассказать о пирах, как особой составляющей внутриплеменной жизни общества. На пиршествах обсуждаются вопросы примирения врагов, заключения браков, о войне и мире. Однако на этом же собрании возможны драки, ссоры, которые приводят иногда и к убийству или «нанесению ран». Традицией на пирах было употребление напитка, которое является ничем иным, как пивом: «Их напиток—ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина»[65].

Важной чертой германцев, связанной с их традиционной культурой является гостеприимство. «Отказать кому-нибудь в крове, на их взгляд – нечестие»[66]. Таким образом, германцы – народ относительно дружелюбный, что показывает его с положительной стороны.

В завершение разговора о традициях следует кратко рассмотреть обычаи, связанные с погребением покойника. Тело умершего подлежало кремации, причем для похорон знатного человека использовали специальные породы деревьев[67]. Важно и то, что о любом члене племени «женщинам приличествует оплакивать, мужчинам — помнить»[68]. Завещание покойного распределялось между его детьми[69] и имело важную роль в жизни каждой семьи.

Следует теперь обратить внимание на хозяйственную сторону жизни германцев, которая несколько отличалась от привычного Тациту римского образа ведения домохозяйства. Деревни были не скученным собранием домов и не имели чёткой планировке. «Селятся же германцы отдельно и каждый сам по себе»[70]. Такой подробный рассказ Тацита говорит о том, что историк пытался как можно подробнее дать характеристику соседям Римского государства.

Поскольку часть людей несла военную службу, то она не могла заниматься хозяйством. Им занималась семья воина: женщины, старики, «наиболее слабые из домочадцев»[71].

Хозяйство держателя земли состояло из «обширного участка»[72] земли и дома, который строился из дерева, причем порой могла использоваться глина для придания декору здания более нарядный вид.

Тацит считает Германию непригодной «для плодовых деревьев»[73]. Однако это не значит, что германцы ничего не выращивали. Можно смело утверждать, что хорошо было развито разведение злаковых культур: ячменя, пшеницы, ведь именно из них германцы варили пиво. Могли выращиваться просо, рожь, бобовые культуры. Для хранения продуктов питания устраивались погреба, которые могли использоваться и в качестве укрытия людей от стужи[74]. Тем не менее на большей территории расселения германцев земледелие носило примитивный, по сравнению с Римским, характер.

Скотоводство носило оседлый характер, причем разведение домашних животных имело и общественное значение, поскольку именно с помощью отдачи животных взимались налоги. В основном разводили коров, лошадей.

Все это позволяет говорить, что у германцев существовал натуральный тип экономических взаимоотношений.

Германцы, по мнению Тацита, не имеют драгоценных металлов, хотя «золотоносные или сереброносные жилы»[75] существуют. Ошибкой римского историка было мнение, что железа, у германцев существует немного, следует отметить, что исследователями данного вопроса уже удалось доказать обратное: у германцев уже была стадия железного века. Железо в основном используется военном деле при создании копий или другого оружия.

Говоря о хозяйстве германцев, нельзя не упомянуть о наличии региональной особенности эстиев: собирании янтаря. Данное племя имело связи с Римом, о чем свидетельствует Тацит: «…они <…>доставляют его (янтарь) необработанным…и получают цену»[76].

В заключение хочется кратко сделать общие положения о жизни германских племен.

Во-первых, говоря о повседневной жизни соседей Рима, Тацит сообщает основные отличия, которые отличали германцев и империю в социальном развитии, а также традициях, что позволяло современникам Тацита сравнить германцев с собой.

Во-вторых, следует отметить, что хозяйство германцев хоть и имело натуральный характер, но существовали отрасли, которые не были связаны с сельским хозяйством.

И, в-третьих, следует не забывать, что все, о чем сообщает Тацит, все-таки носит субъективный характер, некоторые указания историка сейчас опровергнуты и не могут быть расценены, как достоверный факт.








Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия