Студопедия — Глава 4. Верования германцев.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. Верования германцев.






В заключительной главе предстоит рассмотреть верования германцев. Для этого необходимо разобрать религиозное мировоззрение племен; роль гаданий в жизни как человека, так и германского племени в целом; а также выяснить, отношение к понятию «священное», его роль в формировании мировосприятия человека.

Поскольку сам Тацит не был в Германии и мог знать о верованиях племен только по рассказам, соотечественников, бывших в Германии, то данную информацию следует рассматривать при помощи аналогов римских и германских божеств. Так Тацит упоминает о том, что германцы особо чтят Меркурия, Марса, Изиду и Геркулеса[77]. Первые два божества у римлян были связаны с торговлей и войной соответственно, как было уже сказано в предыдущих главах, германцы, жившие у границы с Римской Империей, занимались торговлей, а война была неотъемлемой частью жизни германцев. Видимо поэтому происходило поклонение этим божествам, как покровителям этих видов деятельности.

Кажется странным, что германцы почитали египетскую богиню Изиду. Однако и тут присутствует аналогия германского божества, только с египетским пантеоном. Вероятнее всего эта богиня связывалась с землей или плодородием. Поскольку женские божества в античном мире выполняли именно эти функции.

Вероятнее всего, упоминая о Геркулесе[78], Тацит вряд ли имел знаменитого античного героя. Возможно, это верховное божество, наделенное верховной властью.

В Германии рассматриваются также преимущественно местные божества, которые, согласно представлениям германцев, были их предками. Это прародитель всего сущего Туистон, который произошел от земли, и его сын Манн. «Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине — гермионами, все прочие — истевонами»[79], – пишет Тацит. Аналогии тут исключены, поскольку имеет место осознание германцами себя, как этноса, который знает свое место в мире. Жертвы у германцев могли быть принесены в виде животных[80]. Помимо этого считалось должным «приносить <Меркурию> по известным дням в жертву <…> людей»[81]. Весьма специфичным для римлян и обычным делом германцев было посвящение божествам отдельных рощ и дубрав. которые после этого считались неким святилищем, которое охранялось от осквернения[82].

Теперь следует охарактеризовать гадание, которое имело характер как сугубо частный (семейный), так и общественный характер. Тацит рассказывает, что германцы были одним из наиболее суеверных народов, поскольку верили в приметы и гадания[83]. Гадания делились на несколько видов.

Во-первых, это гадания-жребии: на срубленной ветке плодового дерева люди наносили специальные знаки, а потом одну за другой вынимали и толковали по символике исход того или иного события. Причем, если ожидалась удача в деле, то германцы вынимали дальше палочки с целью узнать подробную информацию. В ином случае об этом деле не спрашивали больше в течение дня[84].

Кроме этого существовало гадание, схожее с римским. Речь идет о наблюдении за птицами[85]. В Римском государстве этими делами занимались авгуры. Следует отметить, что данный вид гадания являлся подтверждением или опровержением жребия, то есть являлся пояснением того или иного результата гадания.

Специфическим гаданием для римлян, но тем не менее похожим на предыдущий вид можно назвать гадание по поведению коней. Этот вид гадания, по замечанию Тацита был самым значимым «предзнаменованием» для германцев. Ему доверяли больше всего[86], поскольку коней считали «посредниками богов»[87].

Существовали гадания с целью узнать исход войны. Пленного воина выдавали определенному соплеменнику и устраивали битву между ними. От этого, по мнению германцев, решалась судьба войны.

В гаданиях основным лицом для совершения обряда был или глава семьи или племени. Ни дети, ни женщины не могли совершать гадания, что подчеркивает неотъемлемую важность данной деятельности.

Итак, гадания имели одно из главных мест в духовной жизни германцев. Данный способ воздействовать и предвещать будущее имеет много разновидностей, которое объясняется различными ситуациями.

Понятие «Священного» у германцев является неоднозначным. Поэтому следует рассмотреть его в каждом из случаев по отдельности.

Во-первых, священным у германцев могли быть определенные рощи или дубравы, служившие местом для совершения ритуалов[88]. Говоря об этих местах, следует также отметить, что Тацит упоминает об обряде, заключавшемся в том, что германцы, отправляясь на войну, брали фигурки божеств, сделанных в этих рощах. Это своего рода амулеты или талисманы для этих племен.

Для германских племен «священным» также являлись женщины, которые могли обладать пророческим даром, и мнение которых всегда могло быть в почете[89]. Отсюда не следует, что у германцев существовал матриархат, но тем не менее женщины могли принимать решения в некоторых ситуациях, не советуясь с мужчинами.

Для германцев также священным являлись кровные узы, то есть семья возводилась в очень высокий ранг. Отсюда уважение и почет к семье, как важному социальному институту. Особенно Тацит подчеркивает интересную взаимосвязь между сыном сестры и его дядями[90]. Это подчеркивает тесную взаимосвязь между людьми, их стремление к сплоченности, которая поможет отбить, если понадобится, натиск неприятеля.

В заключение следует отметить несколько положений, касательно верований германцев.

Религия германцев имела некоторые черты сходства с верованиями римлян. Контакты с последним могли найти отражение и в определенных традициях. Поэтому Тацит в своем произведении проводит аналогии с божествами эллинистической эпохи.

Роль гаданий в жизни германцев имела наибольшее влияние как в жизни отдельного человека. Так и в жизни племени. а также о восприятии германцами понятия «Священного». Таким образом, Тацит показывает те ориентиры, которые были важны для римских соседей.

Понятие «священного» у германцев имело свои специфические черты. Германцы относились с почтением к женщинам, при этом не считая их объектом для поклонения. Также уважение и почет у германцев связывались с кровными узами, то есть внутри рода, как ячейки общественных отношений.


Заключение.

В данной работе целью было выявление характеристики германских племен в I веке от Р.Х согласно представлениям римского историка Корнелия Тацита.

Германцы жили на севере от Римской Империи по рекам Дунаю, Висле, Одеру и Рейну. Взаимоотношения между племенами были напряженными. Время от времени происходили конфликты, как между германцами, так и с соседями: Римом или Галлией.

В социальной сфере присутствует разделение на группы, это ещё не сословия, тем не менее каждый из слоев общества имеет уже свои характерные черты.

Политическое устройство представляет собой сложную систему институтов власти, взаимодействующих между собой.

Традиции и обычаи германцев отличаются от римских. Тацит сравнивает скрытым подтекстом германцев и своих соотечественников.

Хозяйство носит натуральный характер и ориентировано в первую очередь на нужды населения: было развито скотоводство, а земледелие имело второстепенный характер. Часть племен торговало с Римом, о чем свидетельствует Тацит.

Верования у германцев и римлян имеют как черты сходства, так и различия: так у обоих соседей есть божества войны и торговли, но только у германцев есть свои божества, которые связаны с их местом в мировом обществе. Однако именно соседи римской империи очень любят гадания, что отличает их коренным образом от римских соседей.

Произведение Тацита раскрывает лишь основные вехи в истории германцев. Однако и материалов источника оказалось достаточно для наиболее полного раскрытия жизни соседей Римской империи в I веке по Р.Х.
Список источников и литературы







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 490. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия