Студопедия — У истоков любви
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

У истоков любви






Чувство любви существовало не всегда, оно есть продукт истории. Многие ученые считают, что пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, вообще не знали никакой любви, что любовь зародилась позже своих собратьев — ненависти, зависти, дружелюбия. Некоторые исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Существует мнение, что и во времена античности любви еще не было, а был один только телесный эрос, половое влечение.

Однако другие ученые полагают, что феномен любви появился примерно пять тысяч лет назад. Жена египетского бога Осириса богиня Изида, воскресившая своей любовью усопшего мужа, считается родоначальницей всех любящих. И однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни человечества, его культуре и быте. Вошла в историю любовь юного египетского фараона Эхнатона к своей жене Нефертити. Это, пожалуй, первая известная нам история великой любви. В сотнях надписей, десятках скульптур возглашал фараон свою любовь к Нефертити, а легенды о ней передавались из поколения в поколение. О любви говорится и в мифах Древней Греции. В свите богини любви Афродиты было много богов — покровителей любви. Один из них — Эрот — олицетворял собой начало и конец любви (у него была стрела, которая рождала любовь, и стрела, которая гасила ее); другой — плотские вожделения; третий — ответную любовь и т.д. Поэтому вряд ли верно, что в древности не было любви.

Древние греки различали четыре вида любви: эрос, филиа, агапе, сторге.

Эрос — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Сторге — любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих.

Почти двадцать пять веков назад в Древней Греции появились и первые теории духовной любви — Сократа, Платона, Аристотеля. Для Платона любовь — двойственное чувство, соединяющее в себе противоположные стороны человеческой природы: в ней живет тяга человека к прекрасному — и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь у Платона — лестница, которая ведет к смыслу жизни, к бессмертию. Она превращает человека в часть мирового целого, связывает с землей и небом, с основами всей жизни. Она делает человека больше, чем он есть, — поднимает его над самим собой, возвышает над смертными приближая к бессмертным. Так впервые возникла мысль о великой возвышающей силе любви.

Но все же многие исследователи связывают появление любви в ее нынешнем понимании с теми глубинными процессами, которые происходили в Европе в начале II тысячелетия н. э., когда после падения античности и долгого периода варварства, на волне христианства в обществе начинается постепенный духовный подъем. Развиваются философия и искусство, меняется образ жизни людей. Одним из показателей этих изменений становится появление рыцарства, ставшего покровителем и носителем развивающейся культуры и особого культа любви. Любовь эта была, по преимуществу, духовной, психологи чески развитой. Центр ее находился в душе у рыцаря, являясь для него главным источником любовных радостей.

В этом культе был свой бог — Амур, свои богини — Прекрасные Дамы, свои служители — трубадуры, свои поклонники — рыцари. В Кодексе рыцарской любви были канон подвигов, канон прославления и восхваления Дамы, канон любви на всю жизнь; существовали свои обряды, обычаи, нравы. Только после нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать своей Даме руку. Следуя правилам, он мед ленно поднимался с одной ступени близости на другую, в зависимости от своих заслуг перед возлюбленной. В этой любви явно виден оттенок ритуала, игры.

Но еще задолго до возвышенной любви французских рыцарей в арабских странах возник свой культ любви. Правда, это был культ телесной любви — любви как сладчайшего лакомства жизни. Любовь у арабов — это праздник, пир всех человеческих ощущений. В сказках «Тысячи и одной ночи», встречаясь друг с другом, любящие совершают омовение, умащивают себя благовониями, облачаются в красивейшие одежды. Они вкушают изысканную пищу, пьют сладкие вина, слушают музыку и пение. От одного наслаждения к другому, по ступеням, они приближаются к вершине чувственных удовольствий. И толь­ко насладив свой вкус, слух и зрение, они переходят к насыщению других чувств, уже наэлектризованных и возбужденных.

Этот охват всех телесных чувств — главная особенность вое точного культа любви, который появился в Древней Индии задолго до арабского и сильно повлиял на последний. Любовь для древних индусов была чуть ли не религией: в индуистской философии она считалась одной из главных целей жизни. В жизни человека, гласит эта философия, есть три цели: дхарма — познание, артха — польза, богатство; и кама — любовь, наслаждение. О любви в Древней Индии существовала целая разветвленная наука. До нас дошло несколько древних индийских трактатов о любви, самый известный из которых — «Кама Сутра», появившийся в IV-V веках нашей эры. В этих трактатах о любви телесная любовь поднята на уровень искусства. Это огромный мир со своим гигантским внутренним пространством. У каждой ласки, поцелуя, объятия есть десятки разновидностей, и трактат подробно группирует и классифицирует их. Все это — подлинно человеческие радости: наслаждение ими, духовное наполнение их доступно только человеку.

"Камасутра" это прежде всего типичный научный трактат. Причем написан он был не для всех, а лишь для представителей высших каст Древней Индии. Знание "Кама Сутры", составленной на санскрите, являлось признаком большой учености. Книга предназначалась в первую очередь для чтения раджей и "развитых женщин": царевен и гетер. Радже "Камасутра" была просто необходима. Дело в том, что, с точки зрения древних индийцев, царь должен был уметь делать три основных вещи: управлять страной, защищать подданных и предаваться удовольствиям. О том, сколь значительное место в системе ценностей образованных индийцев занимал научный секс, свидетельствует характерная история. Одна ученая дама вызвала на диспут монаха. Ему очень не хотелось проигрывать, но в то же время он не владел искусством "Кама Сутры", так как хранил обет безбрачия. Монах попросил два месяца на подготовку. Как раз в ту пору скончался молодой раджа. Монах, недолго думая, переселился в его тело, оставив свое ученикам на сохранение, и в течение двух месяцев ничего не подозревавшие жены раджи обучали монаха любовным премудростям. В конце концов жены почувствовали неладное - слишком уж умным стал им казаться их супруг. Тогда хитроумный монах срочно вернулся в свою прежнюю телесную оболочку. В итоге монах ученую даму переспорил. К слову, научная форма для изложения такого рода сведений была совершенно необходима. Если бы содержание книги не было облечено в форму чисто рассудочной классификации, это было бы воспринято читателями как своего рода литературное хамство. Особо следует отметить, что "Камасутра" не просто "технологическая инструкция", но и этика-прикладное произведение. Браки в Древней Индии были, как правило, неравными. Невесте обычно было 8 - 13 лет, жениху - в 2 - 3 раза больше. Зачастую до свадьбы молодожены не видели друг друга ни разу. Совместная жизнь начиналась с постепенного, сексуального обучения мужем его молодой супруги. Институт "первой брачной ночи" отсутствовал. Помимо этого, "Камасутра" служила своего рода "уставом", регулировавшим внутри гаремные отношения. На первый взгляд, в этой книге много забавных и малопонятных европейцу моментов. Например, поведение сексуальных партнеров очень часто приводится в соответствие с действиями животных и птиц. В данном случае надо помнить, что люди, жившие в традиционном обществе, были гораздо ближе к природе, чем мы. Они прекрасно представляли себе наиболее характерные черты и повадки окружавших их животных. Конечно, современному горожанину гораздо проще объяснить ту или иную сексуальную коллизию "на словах", а еще лучше - "на пальцах". Древнему индийцу достаточно было просто сказать: действуй, как олень или как кабан... Особую сложность для понимания могут составить упоминаемые в "Кама Сутре" многочисленные "звуки близости": все эти "пхут", "сат", "сут" и т. п. Это не транскрипции звуков, а скорее, их названия. Любовные звуки часто издавались на вдохе. Европейцы, как правило, пользуются в этих случаях членораздельной речью. Древние индийцы обходились соответствующими восклицаниями. Многих читателей может поразить обилие "садистских" моментов в книге: все эти бесконечные шлепки, удары и укусы. Согласно "Кама Сутре", любовное удовольствие "подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение". Вообще, древние индийцы обладали другим типом чувственности, нежели мы. Боль, порывистость, а также грубость, олицетворявшая мужественность, способствовали получению наивысшего удовольствия. Нам это чуждо потому, что мы более закрепощены и сосредоточены на социальных проблемах. Еще сто лет назад люди могли "сохнуть" и "умирать от любви". Сейчас этого не происходит. Отношение древних индийцев к любви также было отличным от современного. В сознании индийцев отсутствовал индивидуализм. Они были убеждены в том, что, коль скоро родители выбрали им жениха или невесту, то они будут любить друг друга всю жизнь. "Камасутра" же выступала как один из главных помощников в деле укрепления семейных уз. Тем не менее, несмотря на ее столь древнее происхождение, "Камасутра" может быть актуальной и сегодня.

Во-первых, это один из вариантов эротического чтения: очень часто "наукообразная" эротика оказывает более сильное распаляющее воздействие, нежели откровенно вульгарная.

Во-вторых, сексуально закомплексованным людям эта книга позволяет почувствовать себя более свободно, так как выглядит "солидно и убедительно".

В-третьих, сегодня, когда женщины становятся все более мужеподобными, есть необходимость дополнительной поддержки естественного баланса между полами, и здесь "Камасутра", узаконивающая "грубую" мужскую доминанту, оказывается весьма полезной.

Таким образом, любовь у индусов не была одним лишь телесным эросом. Она была связана со всем миром человеческих чувств, знаний, стремлений, умений. Будучи еще более утонченной и совершенной, чем у греков, она являлась сплавом духовных и телесных мотивов. Чувственные наслаждения, поднятые до уровня идеала, вливают в телесную любовь духовное содержание, очеловечивают ее. В древнеиндийской книге любви «Ветки персика» сказано:

Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело.

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 595. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия