Студопедия — Психология бессознательного 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология бессознательного 13 страница






Переход к случаям фетишизма с отказом от нормальной или извращенной сексуальной цели составляют случаи, в которых тре* буется присутствие фетишистского условия в сексуальном объек­те для того, чтобы достигнута была сексуальная цель (определен­ный цвет волос, платье, даже телесные недостатки). Ни одна ва­риация сексуального влечения, граничащая с патологическим, не имеет такого права на наш интерес, как эта> благодаря странно­сти вызываемых ею явлений. Известное умаление стремления к нор­мальной сексуальной цели является, по-видимому, необходимой пред­посылкой для всех случаев (исполнительная слабость полового аппарата)1. Связь с нормой осуществляется посредством психологи­чески необходимой переоценки сексуального объекта, которая неиз­бежно переносится на все ассоциативно с ним связанное. Из­вестная степень такого фетишизма всегда свойственна поэтому нор­мальной любви, особенно в тех стадиях влюбленности» в которых нормальная сексуальная цель кажется недостижимой или достиже­ние ее невозможным.

Дай что-нибудь мне от нее. Хоть брошь С ее груди, подвязку с ног, наколку.

(И. Гете. Фауст, Пер. Б. Пастернака)

Патологическим случай становится только тогда, когда стремле­ние к фетишу зафиксировалось слишком сильно и заняло место нормальной цели, далее, когда фетиш теряет связь с определен­ным лицом, становится единственным сексуальным объектом. Таковы вообще условия перехода пока еще вариаций полового влечения в патологические отклонения.

Как впервые утверждал Бине, а впоследствии было доказано мно­гочисленными фактами, в выборе фетиша сказывается непреходящее влияние воспринятого по большей части в раннем детстве сексуаль­ного впечатления,— что можно сравнить с известным постоян­ством любви нормального человека {«On revient toujours a ses

1 Эта слабость зависит от конституциональных условий. Психоанализ доказал влияние сексуального запугивания в раннем детстве как привходя­щего условия, оттесняющего от нормальной сексуальной дели н побуждающего к ее замещению.

premiers amours»)1. Такое происхождение особенно ясно в случаях, в которых выбор сексуального объекта обусловлен только фетишем (с вопросом о значимости сексуальных впечатлений в раннем детстве мы встретимся еще и в другом месте2).

В других случаях к замещению объекта фетишем привел сим­волический ход мыслей, по большей части не осознанный данным лицом. Пути этого хода мыслей не всегда можно доказать с уве­ренностью (нога представляет собой древний сексуальный символ уже в мифах)3; «мех» обязан своей ролью фетиша ассоциации с волосами на mons Veneris4; однако и эта символика* по-види­мому, не всегда независима от сексуальных переживаний детства5.

б) Фиксации предварительных сексуальных целей

Возникновение новых намерений

Все внешние и внутренние условия, затрудняющие или отдаляю­щие достижение нормальной сексуальной цели (импотенция, дорого­визна сексуального объекта, опасности полового акта), поддержи­вают, само собой разумеется, склонность к тому, чтобы задержать­ся на подготовительных актах и образовать из них новые сексуаль-

1 Старая любовь долго помнится.— Примеч. ред. перевода.

* Более глубокое психоаналитическое исследование привело к правильной кри­тике утверждения Бике. Все относящиеся сюда наблюдения имеют своим содержа­нием первое столкновение С фетишем, при котором этот фетиш оказывается уже привлекающим сексуальный интерес, между тем как из сопровождающих обстоя­тельств нельзя понять, каким образом он овладел этим интересом. Кроме того, все эти сексуальные впечатления «раннего детства» приходятся на возраст после 5— 6-го года, между тем как психоанализ заставляет сомневаться в том, могут лн еще в такой позднем возрасте вновь образоваться патологические фиксации. Истинное положение вещей состоит в том, что за первым воспоминанием о появлении фети­ша лежит погибшая и забытая фаза сексуального развития, которая замещена фети­шем как «покрывающим воспоминанием», остатком и осадком которого и является фетиш. Поворот этой совпадающей с первыми детскими годами развития фазы в сторону фетишизма, как и выбор самого фетиша, детерминированы конституцией.

3 Соответственно этому ботинок или туфля является символом женских ге­ниталии.

* Mons Veneris — венерин бугор. — Примеч. ред. перевода.

* Психоанализ заполнил имевшийся еще изъян в понимании фетишизма, указав на значение оставленного благодаря вытеснению копрофильного обонятельно­го наслаждения при выборе фетиша. Нога н волосы представляют собой сильно пахнущие объекты, становящиеся фетишами после отказа от ставших не­приятными обонятельных ощущений. В перверзин, состоящей из фетишизма ноги, сексуальный объектом всегда является грязная, дурно пахнущая нога. Другой мате­риал для объяснения предпочтения, оказываемого ноге как фетишу, вытекает из инфантильных сексуальных теорий (су. ниже). Нога заменяет недостающий пенис у женщины, В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направлен­ное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремивше­еся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению н вытеснению и сохранило поэтому ногу или башмак как фетиш. Жен­ские гениталии, в соответствии с детскими представлениями, рисовались вообра­жению как мужские,

ные цели, которые могут занять место нормальных. При ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что, по-видимому, самые странные из этих новых целей все же намечаются уже при нормальном сексуальном процессе.

Ощупывание и разглядывание

Известная доля ощупывания для человека необходима по крайней мере для достижения нормальной сексуальной цели. Также общеизвестно, каким источником наслаждения, с одной стороны, и каким источником новой энергии с другой стороны, становится ко­жа благодаря ощущениям от прикосновения сексуального объекта. Поэтому задержка на ощупывании, если только половой акт развива­ется дальше, вряд ли может быть причислена к перверзиям.

То же самое и с разглядыванием, сводящимся в конечном счете к ощупыванию. Зрительное впечатление приходит тем путем, которым чаще всего пробуждается либидозное возбуждение и на проходи­мость которого»— если допустим такой телеологический подходt— рассчитывает естественный отбор, направляя развитие сексуального объекта в эстетическом плане. Прогрессирующее вместе с развитием культуры прикрывание тела будит сексуальное любопытство, стре­мящееся к тому, чтобы обнажением запрещенных частей дополнить для себя сексуальный объект; но это любопытство может быть отвле­чено на художественные цели («сублимировано»), если удается от­влечь его интерес от гениталий и направить его на тело в целом. За­держка на этой промежуточной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания1 свойственна в известной степени боль­шинству нормальных людей, она дает им возможность направить известную часть своего либидо на высшие художественные цели. Перверзией же страсть к подглядыванию становится, напротив; а) если она ограничивается исключительно гениталиями, б) если она связана с преодолением чувства отвращения (voyeurs2: подглядыва­ние при функции выделения), в) если она вместо подготовки к дости­жению нормальной сексуальной цели вытесняет ее. Последнее ярко выражено у эксгибиционистов, которые, если мне позволено будет судить на основании ряда анализов, показывают свои гениталии для того, чтобы в награду получить возможность увидеть гениталии других3.

1 Мне кажется несомненным^ что понятие «красивого» коренится в сексуальном возбуждении и первоначально означает возбуждающее сексуально («прелести»). В связи с этим находится тот факт, что сами гениталии, вид которых вызывает самое сильное сексуальное возбуждение, мы никогда, собственно, не находим «красивыми».

2 Страдающие вуайернзМом.— Примеч. ред. перевода.

3 Анализ открывает у этой перверэкн — как и у большинства других — неожи­данное многообразие мотивов и значении. Навязчивость эксгибиционизма, напри­мер, сильно зависит еще от кастрационного комплекса; благодаря ему при эксги­биционизме постоянно подчеркивается цельность собственных мужских гениталий и повторяется детское удовлетворение по поводу отсутствия такого органа у женщин.

При перверзии, стремление которой состоит в разглядывании и показывании себя, проявляется очень замечательная черта, которая займет нас еще больше при следующем отклонении. Сексуальная цель проявляется при этом выраженной в двоякой форме: в актив­ной и в пассивной.

Силой, противостоящей страсти к подглядыванию и иногда даже побеждающей ее, является стыд (как раньше — отвра­щение).

Садизм и мазохизм

Склонность причинять боль сексуальному объекту к противопо­ложная ей, эти самые частые и значительные перверзии, названы Крафт-Эбингом в обеих ее формах, активной и пассивной, садиз-мом и мазохизмом (пассивная форма). Другие авторы предпочитают более узкое обозначение алголагнии, под­черкивающее удовольствие от боли, жестокость, между тем как при избранном Крафт-Эбингом названии на первый план выдвигаются всякого рода унижение и покорность.

Корни активной алголагнии, садизма, в пределах нормального легко доказать. Сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности, склонности к насильственному прео­долению, биологическое значение которого состоит, вероятно, в не­обходимости преодолеть сопротивление сексуального объекта еще и иначе, не только посредством актов ухаживания. Садизм в таком случае соответствовал бы ставшему самостоятельным, пре­увеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения.

Понятие садизма, в обычном употреблении этого слова, колеб­лется между только активной и затем насильственной установкой по отношению к сексуальному объекту и исключительной нераз­рывностью удовлетворения с подчинением и терзанием его. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право на название перверзни.

Равным образом термин «мазохизм» обнимает все пассивные установки к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуаль­ного объекта. Мазохизм как перверзия, по-видимому, дальше отошел от нормальной сексуальной цели, чем противоположный ему са­дизм; можно сомневаться в том, появляется ли он когда-нибудь первично или не развивается ли он всегда из садизма благода­ря преобразованию. Часто можно видеть, что мазохизм представ­ляет собой только продолжение садизма, обращенного на собствен­ную личность, временно заменяющую при этом место сексуального объекта. Клинический анализ крайних случаев мазохистской первер­зии приводит к совокупному влиянию большого числа факторов, преувеличивающих и фиксирующих первоначальную пассивную сек-

суальную установку (комплекс кастрации, сознание вины).

Преодолеваемая при этом боль уподобляется отвращению и сты­ду, оказывающим сопротивление либидо.

Садизм и мазохизм занимают особое место среди перверзий, так как лежащая в основе их противоположность активности и пассивности принадлежит к самым общим характерным чертам сексу-альной жизни.

История человеческой культуры вне всякого сомнения доказы­вает, что жестокость и половое влечение связаны самым тесным образом, но для объяснения этой связи не пошли дальше подчерки* вания агрессивного момента либидо. По мнению одних авторов, эта примешивающаяся к сексуальному влечению агрессивность является собственно остатком каннибалистских вожделений, т. е, в ней принимает участие аппарат овладения, служащий удовлет­ворению другой, онтогенетически более старой большой потребно­сти1. Высказывалось также мнение, что всякая боль сама по себе содержит возможность ощущения наслаждения. Удовлетворимся впечатлением, что объяснение этой перверзии никоим образом не может считаться удовлетворительным и что возможно, что при этом несколько душевных стремлений соединяются для одного эф­фекта.

Самая разительная особенность этой перверзии заключается, однако, в том, что пассивная и активная формы ее всегда сов­местно встречаются у одного и того же лица. Кто получает удоволь­ствие, причиняя другим боль в половом отношении, тот также спосо­бен испытывать наслаждение от боли, которая причиняется ему от половых отношений. Садист всегда одновременно и мазохист, хотя активная или пассивная сторона перверзии у него может быть сильнее выражена и представлять собой преобладающую сексуаль­ную деятельность2.

Мы видим, таким образом, что некоторые из перверзии всег­да встречаются как противоположные пары, чему необхо­димо приписать большое теоретическое значение, принимая во вни­мание материал, который будет приведен ниже3. Далее совершенно очевидно, что существование противоположной пары, садизм — мазохизм, нельзя объяснить непосредственно и только примесью аг­рессивности* Взамен того является желание привести в связь эти од­новременно существующие противоположности с противополож­ностью мужского и женского, заключающейся в бисексуальности, значение которой в психоанализе сводится к противоположности между активным и пассивным.

1 По этому поводу ср. помещенное ниже сообщение о прегениталъной фазе сексуального развития, в котором подтверждается этот взгляд.

3 Вместо многих доказательств для подтверждений этого взгляда цитирую только место из X. Эллиса (Das Geschlechtsgefuhl, 1503): «Все известные случаи садизма и мазохизма, даже описанные Крафт-Эбингом, всегда носят следы (как уже доказали Колен» Скотт н Фере) обеих групп явлений у одного н того же инди­вида».

3 Ср, упомянутую ниже «самбнвалентность*.

:: 3. Общее о всех перверзиях

Вариация и болезнь

Врачи, изучавшие впервые перверзии в резко выраженных слу­чаях и при особых условиях, были, разумеется, склонны припи­сать им характер болезни или дегенерации, подобно инверси­ям. Однако в данном случае легче, чем в том, признать такой взгляд неправильным. Ежедневный опыт показывает, что большин­ство этих нарушений, по крайней мере наименее тяжелые из них, составляют редко отсутствующую составную часть сексуальной жизни здорового, который и смотрит на них так, как и на другие интимности. Там, где обстоятельства благоприятствуют этому, и нормальный человек может на некоторое время заменить нор­мальную сексуальную цель такой перверзией или уступить ей место наряду с первой. У всякого здорового человека имеется какое-нибудь дополнение по отношению к нормальной сексуальной цели, которое можно назвать перверзией, и достаточно уже такой об­щей распространенности, чтобы доказать нецелесообразность упо­требления в качестве упрека названия перверзии. Именно в об­ласти сексуальной жизни встречаешься с особыми, в настоящее время, собственно говоря, неразрешимыми трудностями, если хо­чешь провести резкую границу между только вариацией в преде-лах области физиологии и болезненными симптомами.

У некоторых из этих перверзии качество новой сексуальной цели все же таково, что требует особой оценки. Некоторые из перверзии по содержанию своему настолько удаляются от нор­мального, что мы не можем не объявить нх «болезненными», осо­бенно те, при которых сексуальное влечение при преодолении сопротивлений (стыд, отвращение, ужас, боль) проявляется в вызы­вающих изумление действиях (облизывание кала, насилование тру­пов). Но и в этих случаях нельзя с полной уверенностью думать, что преступники всегда окажутся лицами с другими тяжелыми от­клонениями или душевнобольными. И здесь не уйдешь от факта, что лица, обычно ведущие себя как нормальные* только в области сек­суальной жизни, во власти самого безудержного из всех влечений проявляют себя как больные. Напротив* за явной ненормальностью в других жизненных отношениях всегда обычно открывается на зад­нем плане ненормальное сексуальное поведение.

В большинстве случаев мы можем открыть болезненный харак­тер перверзии не в содержании новой сексуальной цели, а в от­ношении к норме: если перверзия появляется не наряду с нор* мой (нормальными сексуальной целью и объектом), когда благопри­ятные условия способствуют нормальному, а неблагоприятные пре­пятствуют ему, а при всяких условиях вытесняет и замещает нор­мальное; мы видим, следовательно, в исключительности и фиксации перверзии больше всего основания к тому, чтобы смотреть на нее как на болезненный симптом,

Участие психики в перверзиях

Может быть, именно в самых отвратительных перверзиях нуж­но признать наибольшее участие психики в превращении сексуаль­ного влечения. Здесь проделана определенная душевная работа, которой нельзя отказать в оценке в смысле идеализации влече­ния, несмотря на его отвратительное проявление* Всемогущество любви, быть может, нигде не проявляется так сильно, как в этих ее заблуждениях. Самое высокое и самое низкое всюду тесней* шим образом связаны в сексуальности («...от неба через мир в преисподнюю^).

Два вывода

При изучении перверзии мы пришли к взгляду, что сексуаль­ному влечению приходится бороться как с сопротивлением с оп­ределенными душевными силами, среди которых яснее всего выде­ляются стыд и отвращение. Допустимо предположение, что эти си­лы принимают участие в томт чтобы сдержать влечение в пределах, считающихся нормальными; и если они развились в индивидууме раньше, чем сексуальное влечение достигло полной своей силы, то, вероятно, они и дали определенное направление его развитию1.

Далее мы заметим, что некоторые нз исследованных первер-зий становятся понятными только при совпадении некоторых моти­вов. Если они допускают анализ (разложение), то они должны быть сложными по своей природе. Это может послужить нам намеком, что и само сексуальное влечение может быть не нечто простое, а состоит из компонентов, которые снова отделяются от него в виде перверзии. Клиника, таким образом* обратила наше внимание на соединения, которые лишились своего выражения в однооб­разии нормального поведения2.

4. Сексуальное влеченне у невротиков

Психоанализ

Важное дополнение к знанию сексуального влечения у лиц, по крайней мере очень близких к нормальным, можно получить из источника, к которому открыт только один определенный путь. Одно только средство позволяет получить основательные и пра-

1 Эти сдерживающие сексуальное развитие силы — отвращение, стыд, мораль — необходимо, с другой: стороны, рассматривать как исторический осадок внешних за­держек, которые испытало сексуальное влечение в психогенезе человечества. Можно наблюдать, как в развитии отдельного человека они появляются в свое время сами по себе, следуя намекам воспитания ш стороннего влияния,

2 Забегая вперед, я замечу относительно развития перверзии, что есть основа­ние предполагать, что до фиксации их совершенно так же, как при фетишизме, имели место зачатки нормального сексуального развития. До сих пор аналитическое исследование могло в отдельных случаях показать, что и перверзия является осад­ком развития доэднпова комплекса, после вытеснения которого слова выступают самые сильные врожденные компоненты сексуального влечения.

вильные сведения о половой жизни так называемых психоневроти­ков (при истерии, неврозе навязчивых состояний, неправильно названном неврастенией, несомненно, dementia ргаесох, паранойе), а именно, если подвергнуть их психоаналитическому исследованию, которым пользуется изобретенный Й. Брейером и мною в 1893 го* ду метод лечения, названный тогда «катартическим>.

Должен предупредить или повторить опубликованное уже ранее в другом месте, что эти психоневрозы, поскольку показывает мой опыт, являются результатом действия сил сексуальных влечений. Я понимаю под этим не то, что энергия сексуального влечения дополняет силы, питающие болезненные явления (симптомы), а опре­деленно утверждаю, что эти влечения являются единственно по­стоянным и самым важным источником невроза, так что сексу­альная жизнь означенных лиц проявляется исключительно, или пре­имущественно, или только частично только в этих симптомах. Симптомы являются, как я это указал в другом месте, сексуаль­ным осуществлением больных. Доказательством для этого утвержде­ния служит мне увеличивающееся в течение 25 лет количество психоанализов истерических и других неврозов, о результатах ко­торых я дал подробный отчет в отдельности в другом месте и еще в будущем буду давать1.

Психоанализ устраняет симптомы истериков, исходя из пред­положения, что эти симптомы являются заместителями — как бы транскрипцией ряда аффективных душевных процессов, желаний, стремлений, которым благодаря особому психическому процессу (вытеснение) прегражден доступ к исполнению путем способ­ной к осознанию психической деятельности. Эти-то удержанные в бессознательном состоянии мысли стремятся найти выражение, соот­ветствующее их аффективной силе, разрядиться, илри истерии

находят его в процессе конверсии в соматических 4^H0MeHaxt т. е. в истерических симптомах. При правильном, проведенном при помощи особых приемов, обратном превращении симптомов ставшие сознательными аффективные представления дают возможность при­обрести самые точные сведения о природе и о происхождении этих психических образований, прежде бессознательных»

Результаты психоанализа

Таким образом было открыто, что симптомы представляют со­бой заместителей стремлений, заимствующих свою силу из источ­ников сексуального влечения. В полном согласии с этим находит­ся известное нам о характере взятых здесь за образец всех психонев­ротиков и истериков, об их заболевании и о поводах к этому

1 Только дополнением, но не ограничением этого заявления может послужить изменение его следующим образом: нервные симптомы основываются, с одной сторо­ну, на требовании лнбндозных влечении, с другой стороны —на требовании Я реак­ции против них.

заболеванию. В истерическом характере наблюдается некоторая до­ля сексуального вытеснения, выходящая за пределы нормы, повышение сопротивлений по отношению к сексуальному влечению, известных нам как стыд, отвращение, мораль, и как бы инстинктивное бегство от интеллектуальных занятий сексуальной проблемой, имеющее в ярко выраженных случаях следствием полное незнакомство с сексуальным вплоть до достижения половой зре­лости1.

Эта существенная, характерная для истерии черта часто не­доступна для грубого наблюдения благодаря существованию другого конституционального фактора истерии — слишком сильно развитого сексуального влечения; но психологический анализ умеет всякий раз открыть его и разрешить противоречивую загадочность истерии констатированием противоположной пары: слишком сильной сексу­альной потребности и слишком далеко зашедшего отрицания сек­суального.

Повод к заболеванию наступает для предрасположенного к исте­рии лнца^ когда вследствие собственного созревания или внеш­них жизненных условий реальное сексуальное требование серьезно предъявляет к нему свои права. Из конфликта между требова­нием влечения и противодействием отрицания сексуальности на­ходится выход в болезнь, не разрешающий конфликта, а стараю­щийся уклониться от его разрешения путем превращения либидозно-го стремления в симптом. Если истеричный человек, к примеру мужчина, заболевает от какого-нибудь банального стремления, от конфликта, в центре которого не находится сексуальный интерес, то такое исключение — только кажущееся. Психоанализ в таких слу­чаях всегда может доказать, что именно сексуальный компонент конфликта создает возможность заболевания, лишая душевные про­цессы возможности нормального протекания.

Невроз и перверзия

Значительная часть возражений против этого моего положения объясняется тем, что смешивают сексуальность, из которой я вывожу психоневротические симптомы, с нормальным сексуаль­ным влечением. Но психоанализ учит еще большему. Он показыва­ет, что симптомы никоим образом не образуются за счет так называемого нормального сексуального влечения (по крайней мере не исключительно или преимущественно), а представляют собой конвертированное выражение влечений, которые получили бы назва­ние извращенных (в широком смысле), если бы их можно было проявить без отвлечения от сознания непосредственно в вообра­жаемых намерениях и в поступках. Симптомы, таким образом, образуются отчасти за счет ненормальной сексуальности;

1 Studien ubec Hystetie, 1895. Й. Брейер говорит о своей пациентке, к которой он впервые применил катартическин метод: «Сексуальный момент был удивительно неразвит».

невроз является, так сказать, негативом пер-

ве рз и и1.. ■ ■.:■■■.

В сексуальном влечении психоневротиков можно найти все те отклонения, которые мы изучили, как вариации нормальной сексуаль­ной жизни и как выражение болезненной.

а) У всех невротиков (без исключения) находятся в бессоз­нательной душевной жизни стремления к инверсии, фиксации либи­до на лицах своего пола. Невозможно вполне выяснить влияние этого фактора на образование картины болезни, не вдаваясь в пространные объяснения; но могу уверить, что всегда имеется бессознательная склонность к инверсии, и особенно большие услуги оказывает эта склонность при объяснении мужской истерии2.

б) У психоневротиков можно доказать в качестве образующих симптомы факторов наличие в бессознательном различных склонно­стей к выходу за анатомические границы и среди них особенно ча­сто и интенсивно такие, которые возлагают роль гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода,

в) Исключительную роль между образующими симптомы факто­рами при психоневрозах играют проявляющиеся большей частью в виде противоположных пар частные влечения, в которых мы узнали носителей новых сексуальных целей: влечение к подгля­дыванию и эксгибиционизму к активно и пассивно выраженное влечение к жестокости. Участие последнего необходимо для пони­мания страдания, причиняемого симптомом, и почти всегда ока­зывает решающее влияние на социальное поведение больных. Посредством этой связи жестокости с либидо совершается превра­щение любви в ненависть, нежных душевных движений во враж­дебные, характерные для большего числа невротических случаев и, как представляется, даже для всей паранойи.

Интерес к этим результатам повышается еще некоторыми осо­бенностями фактического положения вещей+

а) Там, где в бессознательном находится такое влечение, ко­торое способно составлять пару с противоположным, всегда удает­ся доказать действие и этого противоположного, Каждая «актив­ная* перверзия сопровождается, таким образом, ее «пассивной» парой; кто в бессознательном эксгибиционист, тот одновременно и любит подглядывать, кто страдает от последствий вытеснения

1 Ясно сознаваемые фантазии извращенных, воплощаемые при благоприятных обстоятельствах в действиях, проецированы во враждебном смысле на других: бредовые она секи я параноиков и бессознательные фантазии истериков, открываемые психоанализом как основа их симптомов, по содержанию совпадают до мельчайших деталей*

2 Психоневроз часто соединяется с явной инверсией, причем гетеросексуальное течение становится жертвой полного подавления. Отдавая справедливость мысли, на которую я был наведен, сообщаю, что только частное замечание В. Флнсса в Бер­лине обратило мое внимание на закономерную склонность к инверсиям у всех пси­хоневротиков, после того как я открыл ее в отдельных случаях* Этот недостаточно оцененный факт должен был бы оказать большое влияние на все теории гомо­сексуальности.

садистских стремлений, у того находится и другой приток к симпто­мам из источника мазохистской склонности. Полное сходство с проявлением «положительных» перверзий заслуживает, несомнен­но, большого внимания, но в картине болезни та или другая из противоположных склонностей играет преобладающую роль, б) В резко выраженном случае психоневроза редко находишь развитым только одно из этих перверзных влечений, по большей части значительное число их и, как правило, следы всех; но от­дельное влечение по своей интенсивности не зависит от развития других, И в этом отношении изучение положительных перверзий открывает нам точную их противоположность.

Частные влечения и эрогенные зоны

Резюмируя все, что нам дало исследование положительных и отрицательных перверзнй, мы вполне естественно приходим к объяснению их рядом «частных влечени й», которые, одна­ко, не первичны, а могут быть еще и дальше разложены. Под «влечением» мы понимаем только психическое представитель­ство постоянного внутрисоматического источника раздражения, в отличие от «раздражения», вызываемого отдельными воз­буждениями, воспринимаемыми извне. Влечение является, таким образом, одним из понятий, отграничивающих душевное от телес­ного. Самым простым и естественным предположением о приро­де влечений было бы то, что они сами по себе не обладают никакие качеством, а могут приниматься во внимание только в качестве мерила требуемой работы, предъявляемой душевной жиз­ни. Только отношение влечений к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придает им специфические свойства. Источником влечения является возбужда­ющий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью влечения является прекращение этого раздражения органа.

Дальнейшая предварительная гипотеза в учении о влечениях» которая для нас неизбежна, утверждает, что органы тела дают двоякого рода возбуждения, обусловленные различием их хими­ческой природы. Один род этого возбуждения мы называем специ­фически сексуальным и соответствующий орган «эрогенной зоной» зарождающегося в нем частного сексуального влечения1.

В перверзиях, при которых придается сексуальное значение ротовой полости и заднепроходному отверстию, роль эрогенной зоны вполне очевидна. Она проявляется во всех отношениях как часть полового аппарата. При истерии эти части тела и исходящие из них тракты слизистой оболочки становятся таким же образом местом появления новых ощущений и изменений иннервации — даже процессов, которые можно сравнить с эрекцией,— как и на-







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия