Общая характеристика второго периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в странах Западной Европы (XII-XVIII вв.).
1198 - Открывается первый приют для взрослых слепых (Бавария). Возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров. 2-ая поло вина XII в. - Первый европейский закон, содержащий юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии (Англия). XIII в. Открываются первые психиатрические учреждения при монастырях XV - XVI вв. Люди с грубыми физическими и психическими нарушениями становятся жертвами инквизи-ции, идет активное их преследование и уничтожение как еретиков. Аномальных людей церковь и общество воспринимают как "инакомыслящих" и "инаковыглядящих". XV в. Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды). XVI в. Отношение к людям с грубыми физическими и умственными недостатками со стороны идеоло-гов Реформации недоброжелательно и агрессивно (М. Лютер, Д. Кальвин, Германия). 1578 Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испа-ния). 1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания). 1648 - 1654 Теоретически и практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глу-хоты и утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухонемых (Дж. Бульвер, Анг-лия). 1662 В Англии проблема глухоты, обучения неслышащего речи ставится монархом как философ-ская. Королевское научное общество отвергает предложение Дж. Бульвера открыть школу для глухонемых, как нереальное и бесполезное. 1692 И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глу-хим может научиться говорить». 1700 И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи. XVII в. Накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых в Англии, Германии, Дании, Ис-пании, Италии, Нидерландах, Франции. 1770 Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция). 1784 Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция).
5. Отношение медицины и юриспруденции к «слабоумным» в период высокого и позднего средневековья в государствах Западной Европы.
Попытки католического Рима сплотить европейские государства в единое христиан-ское сообщество не приводили к желаемым результатам, общество раздирали противоречия и разногласия, в нем царили насилие и ненависть. Напряженность общественной атмосферы усугубляли страх и ужас, вызванные эпидемиями, прокатившимися по континенту в XIII - XIV вв. Умами европейцев, охваченных тревогой и пессимизмом, овладела мысль о близком конце света, о приходе на землю воинства Антихриста, об усилении могущества Сатаны. Идея Апокалипсиса, поддерживаемая проповедниками, богословами, писателями, приобретала вселенские масштабы. В атмосфере всеобщего ожидания катастрофы в обществе усилились нетерпимость и подозрительность к окружающим. С конца XIII в. концепция Армагедона, всепроникающего Дьявола и социального хаоса, трансформируется в поддерживаемую римской курией идею ереси. Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей Первыми в поле зрения напуганных обывателей, естественно, попадали "инакомыслящие" и "инаковыглядящие" - сумасшедшие, эпилептики, истерики, глубоко умственно отсталые, глухонемые, люди с врожденными уродствами. Борьба католической церкви с абсолютизмом, с европейскими монархами (за власть), с реформаторами (за чистоту веры) выводит на европейскую сцену судебно-полицейское учреждение для истребления ереси - инквизицию. Эпоха инквизиции оказалась периодом "повышенного общественного внимания" к душевнобольным, глухонемым и людям с выражен-ными интеллектуальными нарушениями. Кодекс инквизиции предполагал поощрение донос-чиков на еретиков и допускал, особенно в ХIII - ХV вв., уничтожение последних. Жертвой оговоров и судебных решений нередко оказывались умалишенные, глухонемые, люди с гру-быми физическими уродствами. Неприятие чужой необычности, неординарности, страх, брезгливость и агрессия большинства к "неполноценным" согражданам обрекали последних на преследование и уничтожение. С момента благословения Папой Иннокентием VIII (1484) охоты на ведьм началось их тотальное истребление. Блаженный Августин в V столетии отнес исцеление эпилепсии и помешательства к компетенции церкви, а глухонемых отлучил от нее.Один из трактатов по экзорсизму (изгнанию дьявола) убеждал читателя в очевидной одержимости тех, кто притворяется сумасшедшим, глухонемым или слабоумным, другой считал явным признаком одержимости, трудно диагностируемые или не поддающиеся излечению болезни
|