Студопедия — ДИАЛОГ 34
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДИАЛОГ 34






Джил начинает разговор с Джеком однажды в вос­кресенье утром, после привычного чтения «Тайме». (Ситуацию можно было разыграть и по-другому: ини­циатором прямого разговора мог стать и Джек. Моей целью является просто показать, как может строить­ся прямой диалог между партнерами, пользующими­ся специальными словесными навыками.)

Джил: Джек, я много думала о нас последнее время. Хотим мы того или нет, но нам придется признать, что у нас проблемы с сексом (Негатив­ное заявление).

Джек: Прошу тебя, не начинай снова! Мы уже столько об этом говорили. Неужели ты хочешь опять затеять все это, когда у меня такое хорошее на­строение?!

Джил: Ты прав, я ворчала и кричала на тебя, пытаясь заставить заниматься любовью, но се­годня я не хочу ворчать. Я хочу, чтобы мы по­смотрели на это по-новому (Игра в туман, Само­раскрытие, Разумный компромисс).

Д ж е к (с сарказмом): Вот это поворот!

Джил: Правда? Когда все это происходит, у меня такое ощущение, что мы отдаляемся друг от друга. Мы не занимались сексом почти четыре месяца (Игра в туман, Самораскрытие).

Джек (занимая оборонительную позицию): Я люблю тебя, просто в последнее время я очень ус­тал и вымотался. Было слишком много работы и всего остального, у меня совсем не было настрое­ния.

Джил: Да, я знаю, тебе было нелегко в этот период (вместо истеричного: «Четыре месяца!» или «А кто тебя заставлял так много работать?»), но мне кажется, причина в чем-то еще. Я думаю, что делаю что-то не так и этим не располагаю тебя к сексу (Игра в туман, Самораскрытие, Нега­тивное заявление).

Джек: Нет, ты превосходна в постели.

Джил: Может быть, я и хороша в постели, но, по-моему, мы отдаляемся друг от друга, и, наверное, я делаю что-то не так не только в постели (Игра в туман, Заигранная пластинка, Негативное заявление).

Джек (снова уткнувшись в газету): Нет, ты замечательна.

Джил: Возможно, я хороша во многом, но есть что-нибудь, что тебя во мне раздражает? (Игра в туман, Негативные расспросы).

Джек (все еще запираясь): Никто не соверше­нен. Во всех семьях супруги чем-то недовольны друг другом.

Джил: Конечно, у всех семейных пар есть проблемы, но меня интересует, есть ли что-ни­будь такое во мне, что нервирует тебя? (Игра в туман, Негативные расспросы).

Джек: Ну хорошо... (Задумчиво): Да, есть кое-что, что раздражает меня.

Джил: Что именно тебя раздражает? (Нега­тивные расспросы).

Джек: Трудно сформулировать... Так, мелочи... Например, спрашиваешь меня поздно вечером, выбросил ли я мусор, хотя уже напоминала мне об этом в шесть часов.

Джил: Что-нибудь еще? (Негативные расспро­сы).

Джек: Да. Например, когда я помогаю тебе прибираться в доме, ты потом все обходишь и на­ходишь, что я сделал не так.

Джил (удивленно): Неужели я такое делаю?.. (Слегка улыбается): Ах да... делаю... что-нибудь еще тебя раздражает в моем поведении? (Негативные расспросы).

Джек (начинает воодушевляться): Да. Дело даже не в том, что ты мне не доверяешь. Скорее, ты ищешь, за что бы еще меня покритиковать.

Джил: Мне тоже начинает так казаться... Что еще в моем поведении выглядит так, словно я пытаюсь уличить тебя? (Негативное заявление, Негативные расспросы).

Джек: Этого мало?

Джил: Мне о многом предстоит подумать, но я хотела бы услышать, что еще тебя расст­раивает (Игра в туман, Самораскрытие).

Джек: Ну хорошо. У нас когда-то была толь­ко одна машина?

Джил: Да.

Джек: Когда я приезжал за тобой с опоздани­ем, ты сердилась и по двадцать минут ворчала о том, как я тебя утомил.

Джил: Было так глупо с моей стороны сры­вать на тебе свое раздражение, правда? (Вместо типичного: «А чего ты еще ожидал? Ты всегда опаз­дывал!») (Негативное заявление-вопрос).

Джек молчит, в изумлении открыв рот.

Джил (продолжая с того, на чем они останови­лись): Я не очень помогала тебе выйти из этого затруднительного положения? Это не самое удач­ное поведение (Негативные расспросы, Негативное заявление).

Джек (начиная раздражаться): Ты ужасно себя вела. Я и сейчас злюсь на тебя, когда вспоминаю об этом. И есть еще кое-что. Когда ты начинала ру­гаться и ворчать на меня, предполагается, что я должен был сидеть и все это выслушивать.

Джил: Разве это от меня зависело? (Негатив­ные расспросы).

Джек: Тебе ничего не стоило начать злиться. Для тебя это было в порядке вещей. Но когда я, вскоре после нашей свадьбы, стал раздражаться в ответ, ты начинала рыдать и убегала в спальню. Там ты могла плакать часами, пока я не приходил и не просил прощения.

Джил (немного смущенно, но уверенно): Я так себя вела? Это отвратительно. Я могла беситься, а ты нет. Давай договоримся. Если я начинаю злить­ся, ты можешь вести себя соответственно, и никто потом не извиняется. Хорошо? (Негатив­ное заявление, Разумный компромисс).

Джек (осторожно): Хорошо... но почему бы не извиняться?

Джил: Потому что тогда получается, что ты виноват, и все может начаться сначала.

Джек Ладно, но, мне кажется, я не окажусь в выигрыше в данной ситуации.

Джил: Почему ты не окажешься в выигрыше? (Негативные расспросы).

Джек: Ты намного чаще злишься на меня, чем я на тебя.

Джил: Боюсь, это тоже правда.. Знаешь, я скажу тебе, что мы можем сделать. Я постара­юсь не доставать тебя по мелочам, но если ты первым начнешь раздражаться, я тебе их припом­ню. Как тебе такой вариант? (Игра в туман, Ра­зумный компромисс).

Джек: Разве мелочи не достают тебя так же сильно, как и меня?

Джил: Возможно, но у меня хорошая память. Я смогу припомнить их тебе позднее, если пона­добится (Игра в туман, Разумный компромисс).

Джек: Еще один момент. Ты постоянно напо­минаешь мне о моих погрешностях. Когда, как тебе кажется, я делаю что-то не так, ты долбишь меня этим снова, и снова, и снова. Почему нельзя один раз сказать, что тебе не нравится, и прекратить об этом? Такое впечатление, что ты пытаешься нака­зать меня. Я не маленький ребенок, чтобы меня постоянно воспитывали, я взрослый мужчина.

Джил: Наверное, я и в самом деле так веду себя. Мне ужасно неприятно, что я бываю такой сволочью по отношению к тебе (Самораскрытие, Негативное заявление).

Джек (мягко): Может быть, остановимся?

Джил (в замешательстве): Не знаю. Мне ка­жется, нужно продолжить, но мне тяжело осо­знавать, что я такая (Самораскрытие).

Джек: (Снова молчит).

Джил: Мне хочется плакать, но если я сейчас заплачу, я снова все испорчу, как раньше (долгая пауза). Давай выпьем кофе, чтобы я могла прийти в себя.

Джек: Давай. (После кофе): Чего бы ты хотела?

Джил: Мне по-прежнему не по себе, но, мо­жет, все-таки, продолжим?

Джек: Пожалуйста, если ты так хочешь.

Д ж и л: Я и хочу и не хочу. Тебе придется по­мочь мне.

Джек: О чем ты хочешь, чтобы я сказал?

Джил: Жаль, что ты не мой психотерапевт, он знал бы, что нужно сказать.

Джек (сердито): Так это он предложил тебе затеять все это?

Джил: Да. Но для меня важно, чтобы в наших отношениях не было «тумана». Когда мне что-то не нравилось в тебе, я «наезжала» на тебя. Мне хочется узнать, смогу ли я избежать того, что тебе не нравится. Может быть, мы смогли бы найти вза­имопонимание.

Джек («ретируясь»): Теперь мне нужно не­много кофе. (Возвращается через несколько минут, выглядит раздраженным, закуривает сигарету.)

Джил: Что в том, что я сказала, так огор­чило тебя? (Негативные расспросы).

Д ж е к: Я не хочу быть подопытным кроликом твоего психотерапевта.

Джил: Я тебя понимаю. Но, может быть, сходим к нему вместе? (Игра в туман, Разумный компромисс).

Джек: Нет.

Джил: Ты хочешь развода?

Джек: Конечно, нет.

Джил: Если мы будем продолжать все в том же духе, наша жизнь не улучшится, а тогда я не знаю, что делать. Я бы хотела, чтобы мы с помощью этого разговора могли найти какой-нибудь выход. Ты не хочешь пойти со мной к врачу и не хочешь попы­таться поговорить откровенно. Что нам тогда ос­тается делать? (Разумный компромисс).

Джек: Мне все это не нравится.

Джил: Я не требую от тебя, чтобы тебе это нравилось. Я прошу только помочь мне (Игра в туман, Разумный компромисс).

Джек: Все как прежде. Я дурак, а ты знаешь ответы на все вопросы!

Джил: Что я сделала такого, что заставило тебя ощутить себя дураком? (Негативные рас­спросы).

Джек: Ты все время капаешь мне на мозги.

Джил: Хочешь, мы прекратим говорить об этом? (Разумный компромисс).

Джек: Нет уж, ты меня завела.

Джил: Чем? (Негативные расспросы).

Джек: У меня возникло ощущение, что это я пациент, а не ты. Ты просто продолжаешь свой тренинг на мне.

Джил: Это действительно так. Но я не вижу другого пути. Однако я не буду продолжать, если ты не хочешь (Игра в туман, Самораскрытие, Ра­зумный компромисс).

Джек: У меня такое ощущение, что ты разы­грываешь со мной какой-то хитроумный трюк.

Джил: Возможно, но я не знаю, что еще можно сделать. Что мне сделать? Ты хочешь жить так, как мы живем сейчас? (Игра в туман, Саморас­крытие, Разумный компромисс).

Джек: Что тебя не устраивает в том, как мы живем?

Джил (сердито, соскальзывая на свой преж­ний стиль): Многое! Ты хочешь, чтобы я перечис­лила все твои глупости?

Джек: Вот в чем вся беда — в твоем длинном языке.

Джил (все еще сердито): Именно об этом я и говорю. Мы только и делаем, что ссоримся. Я не хочу так больше жить.

Джек (выходя из себя): Я тоже!

Джил: Так давай же попробуем, ради Бога! Это не убьет тебя!

Джек (устало): Что ты хочешь, чтобы мы сде­лали?

Джил (берет себя в руки и несколько минут молчит): Ничего, если ты совсем не хочешь (Ра­зумный компромисс).

Джек: Мне все это не нравится.

Д ж и л: Я это понимаю, но, может быть, ты все-таки попробуешь? Если ты скажешь «нет», мы остановимся (Игра в туман, Разумный компро­мисс).

Джек: Если станет совсем невмоготу, мы это прекратим?

Джил: Как ты скажешь. Если ты не попробу­ешь того, что и я, мы просто потеряем время, как и во время ссор. Нет смысла заставлять тебя делать то, что я хочу. Нам помогут только общие усилия (Игра в туман).

Джек: Ладно. (Обратите внимание если бы Джек не согласился, дальнейшего разговора не было бы.)

Джил: Может быть, попробуем продолжить потом? Завтра или на следующей неделе? (Разум­ный компромисс).

Джек: Давай попытаемся еще раз.

Джил: На чем мы остановились?

Джек: Черт его знает. Кажется, меня «доста­ло», что ты экспериментируешь на мне.

Джил: Хорошо. Начнем с этого. Ты можешь объяснить, что именно тебя так вывело? (Нега­тивные расспросы).

Джек: Ты дала мне понять, что знаешь ответы на все вопросы.

Джил: Каким образом? (Негативные расспро­сы).

Джек: Ты была ужасно хладнокровна и ловка.

Джил: Словно я вела разговор в нужном мне русле? (Негативные расспросы).

Джек Да!

Джил: Каким образом я создала такое впе­чатление? (Негативные расспросы).

Джек: Получалось так, что все, что я говорил, было спровоцировано тобой. Ты даже и глазом не моргнула, пока не начала кричать.

Д ж и л: Я угнетаю тебя своим криком? (Нега­тивные расспросы).

Джек: Когда ты так кричишь, я могу «послать тебя», а потом я чувствую себя виноватым.

Джил: Каким образом я заставляю тебя по­чувствовать свою вину? (Негативные расспросы).

Джек: Не знаю. Я понимаю, что все, что ты делаешь, это полный бред, но все-таки я чувствую свою вину перед тобой... и хочу извиниться перед тобой, хотя все еще зол на тебя.

Джил: Это мой промах... Я заставляю тебя заткнуться и проглотить свой гнев, когда кричу и убегаю... словно бы я говорю этим: «Какой ты подонок, что так обращаешься со мной, бедной, беззащитной женщиной]» (Подчеркнутое негатив­ное заявление).

Джек: Когда ты так себя ведешь, я совершен­но теряюсь. Я ненавижу твои издевательства надо мной, но все же подчиняюсь тебе. Боже, какая чушь!

Джил: Ты хочешь, чтобы мы остановились? (Разумный компромисс).

Джек (все еще сердито): Ну уж нет!

Джил: Что-нибудь еще? (Негативные расспро­сы).

Джек: Когда все это случается, я чувствую себя так, словно я сопливый мальчишка, еще не вырос­ший из пеленок.

Джил (побуждая Джека продолжить мысль): Я заставляю тебя чувствовать себя маленьким ребенком, а не взрослым мужчиной? (Негативные расспросы).

Джек: Да.

Джил: Что еще из того, что я делаю, за­ставляет тебя так себя чувствовать? (Негатив­ные расспросы).

Джек: К примеру, твои замечания типа: «Мне все приходится делать самой!» или «Ты никогда не делаешь того, что нужно. Ты делаешь только то, что тебя интересует!»

Джил: Я действительно так говорю. Пола­гаю, что я просто ворчлива, но когда я говорю что-то подобное, это звучит так, словно я не доверяю тебе (Игра в туман, Самораскрытие, Не­гативное заявление).

Джек: Вот именно.

Джил: Ты можешь не обращать на это вни­мания? (Разумный компромисс).

Джек: Я пытаюсь, но у меня внутри все кло­кочет.

Д ж и л: А что, если в таком случае ты попро­сишь, чтобы я закрыла свой глупый рот? (Разум­ный компромисс, Негативное заявление).

Джек: Дать тебе сдачи?

Джил: Совершенно верно.

Джек (подавленно): Иногда мне настолько все это надоедает, что мне не хочется пререкаться.

Джил: Да, ты не противишься мне, и я виню тебя за это. Я вряд ли смогу прекратить ругать­ся, но если бы ты в такой момент поставил меня на место, может быть, это помогло бы (Игра в туман, Негативное заявление, Разумный компромисс).

Джек: Ладно. Я ничего не обещаю, но попро­бую.

Джил: Что еще в моем поведении раздража­ет тебя? (Негативные расспросы).

Джек: Если что-нибудь происходит не так в самых обыденных вещах, у меня всегда возникает ощущение, что ты меня винишь в этом.

Джил (с любопытством): Я что-то не вполне понимаю. Что в моем поведении заставляет тебя чувствовать, словно я обвиняю тебя в чем-то? (Негативные расспросы).

Джек: Не знаю, как это происходит. Когда ты замечаешь какой-то непорядок в доме и ворчишь по этому поводу, у меня возникает ощущение, что я в нем виноват. Мне следовало лучше следить за домом.

Джил (побуждая Джека к дальнейшему разго­вору): Получается, что я ответственность за все, что происходит, перекладываю на тебя? (Нега­тивные расспросы).

Джек: Да. Как будто я несу ответственность за все, что происходит. Причем это не что-то важ­ное, а какие-то мелочи, но за три года их накопи­лось столько, что иногда вечером мне не хочется идти домой, потому что, возможно, опять что-то произошло, и в этом буду виноват я.

Джил: Я поняла. Что еще я делаю, что за­ставляет тебя чувствовать свою вину? (Негатив­ные расспросы).

Джек: Не знаю, но, вообще, многое. Если тебе что-то надоедает или становится скучно, я чувст­вую, что несу ответственность за это.

Джил (подталкивая Джека к дальнейшим при­знаниям): Я заставляю тебя почувствовать, что ты должен меня развлекать? (Негативные расспро­сы).

Джек: Совершенно верно. Как будто я должен следить за каждым своим словом, чтобы, упаси Бог, не обидеть тебя. Я не могу просто быть собой и расслабиться. Я все время должен беспокоиться, все ли в порядке с тобой.

Джил (побуждая Джека продолжать): Ты гово­ришь, что слишком зависишь от моего настроения. (Задумчиво): Вероятно, это так. Чем еще я застав­ляю тебя почувствовать, что ты отвечаешь за мое состояние? (Игра в туман, Негативные расспросы).

Джек: Иногда мне кажется, что ты ничего не можешь сделать без меня. Я всегда должен быть вовлечен в твои дела. Если я все же не хочу что-то делать и говорю тебе об этом, ты отвечаешь мне холодным молчанием. Предполагается, что мне не может не нравиться то, чего хочешь ты. Словно -у меня нет своей жизни. Ты бы ругалась, если бы я сделал что-то по дому без тебя. Мне даже кажет­ся, что ты пошла бы со мной на работу, если бы нашла для этого оправдание. Порой у меня возни­кает ощущение, что это не брак, а другая работа, которую я делаю для тебя. Даже в отношении сек­са... Иногда мне кажется, что я тебе это должен, и это возмущает меня! Ты не замечала, что за все три года нашего брака я ни разу не ушел на вечер, чтобы встретиться с друзьями. Единственное, что я себе позволял, это иногда съездить на рыбалку, но ты всякий раз изводила меня за это?

Джил (утрачивая свою холодность и немного раздраженно): Боже, и это проблема!

Джек: Вот-вот, об этом я и говорю. Я расска­зываю о том, что меня тревожит, а ты и не слуша­ешь меня. Ты просто опускаешь руки, и снова все обрушиваешь на меня.

Джил (закуривая сигарету): Я понимаю, о чем ты (с кислой улыбкой). Я не очень хорошо себя веду? (Игра в туман, Негативные расспросы).

Джек: Ты сама напросилась.

Джил: Пожалуйста, Джек. Это правда. У меня действительно есть проблемы, но я не безнадеж­на (Игра в туман, Разумный компромисс).

Джек: Ну, и?..

Джил (взяв себя в руки): Видимо, я была слиш­ком капризна и требовательна. Что мне с этим делать? (Негативное заявление, Разумный компро­мисс).

Джек: Не знаю. Ты можешь сказать: «Сходи, развлекись». Но если ты останешься одна дома и будешь не рада этому, я все равно буду чувствовать себя виноватым. Только сказать — не поможет.

Джил: Мне тоже так кажется. Смотри, что у нас получается: я хочу, чтобы мы были более близки, а сама не оставляю тебе выбора. И самое худшее то, как я это делаю (появляются слезы). Джек!.. Извини (Игра в туман).

Джек: И ты меня.

Джил: Мне не справиться со всеми упреками, которые ты на меня обрушил.

Джек (улыбаясь и «спасая» ее): Какие упре­ки? Я — само совершенство!

Джил (улыбаясь): Уж конечно! (Дружеская, ироничная Игра в туман).

Джек: Полагаю, будь я посильней, я бы ска­зал тебе как-нибудь, чтобы ты заткнулась, когда ты совсем расходилась.

Джил: Возможно... Я бы хотела, чтобы ты настаивал на своем, если тебе чего-то хочется, даже если я сопротивляюсь (Игра в туман, Разум­ный компромисс).

Джек: Сказать легко, но как это сделать?

Джил: Мы могли бы почаще так разговари­вать, чтобы прояснить обстановку. Как тебе та­кой вариант? (Разумный компромисс).

Джек: Договорились. Только я хотел бы, чтобы ты перестала делать кое-что из того, что заставляет меня чувствовать, как будто мое назначение в том, чтобы поддерживать в тебе хорошее настроение.

Джил: Что? (Негативные расспросы).

Джек: То, о чем мы только что говорили.

Джил: Хорошо... Но напоминай мне, если я буду об этом забывать (Разумный компромисс).

Джек: Просто не нужно висеть камнем на моей шее.

Джил: Как я могу этого избежать? (Негатив­ные расспросы).

Джек: Может быть, придумаешь что-нибудь помимо сидения дома. Пойдешь учиться или рабо­тать — не знаю.

Джил: Ты прав, у меня должна быть какая-то своя личная жизнь. Мне всегда было трудно самой себя занять, но, может быть, когда ты хочешь пойти куда-то один, мне имеет смысл заняться чем-нибудь для себя (Игра в туман, Нега­тивное заявление, Разумный компромисс).

Джек Когда мы начнем? Джил: Что, если прямо сейчас? Д ж е к: А что, если после обеда? Я страшно голодна.

Джил: Да, конечно!

И еще одно. Когда вы решаетесь на прямой диалог, вовсе не нужно быть роботом и старательно произносить заучен­ные слова.

Возможны непредвиденные трудности: можно рассердить­ся, или сказать что-то глупое, или сделать что-то, чего вы делать не хотели. Но это поправимо. Нужно просто начать сначала, словно ничего не произошло, и продолжать отстаи­вать то, что вы хотите. Например, как в этом диалоге — изменить отношение друг к другу во время конфликта и просто улучшить взаимоотношения.


Заключение

 

Последний диалог показал: когда вы ведете себя прямо и честно по отношению к другому человеку и не пользуетесь манипуляциями, то этим вы как бы говорите ему очень важ­ную вещь. Всем своим поведением вы показываете, что не вмешиваетесь в процесс принятия им решений, и, что наибо­лее важно, ваша позиция не меняется от характера его отве­тов. Это позволяет достигнуть взаимного компромисса (если, конечно, компромисс в данной ситуации вообще возможен). Следует подчеркнуть, что это ничего общего не имеет с кон­тролем поведения одного человека другим. Контроль возни­кает тогда, когда кто-то вторгается в уникальную часть вас самих — ту часть, которую вы называете своим «я». Наша самость не зависит от Бога, от папы и мамы, закона, морали и других людей.

Даже при психотерапии психолог просит разрешения на вторжение в эту сугубо личную сферу жизни пациента, по­скольку без такого разрешения психологическая помощь не­возможна. Если врач пренебрегает этим правилом, то паци­ент либо откажется от его услуг, либо станет слишком зави­симым от врача, ожидая, что тот будет принимать за него все решения. К счастью, такое возникает не слишком часто. Пси­хоаналитику вскоре надоедают звонки в три часа ночи с во­просом: «Что мне делать?» Задача психотерапевта в том, чтобы разобраться в его собственных желаниях, эмоциях, помочь пациенту научиться разрешать проблемы самому, а не решать их для него: помогать пациенту делать то, к чему стремится он сам, а не что хочет от него психотерапевт!

Все настоящие психологи понимают: изменение поведе­ния человека может происходить не только в нашем кабине­те и при помощи наших советов. Мы, врачи, видим только то, что люди не очень успешно общаются друг с другом. Мы уже не наблюдаем, как отношения между людьми при вза­имном согласии улучшаются... этого пациенты достигают уже без нашей помощи!

Я приношу извинения всем моим коллегам, которые тре­петно к этому относятся, но, по-моему, изменение поведе­ния другого человека не зависит всецело от нас. Два челове­ка вполне могут решать возникающие между ними конфлик­ты, и весьма успешно. Преодолению конфликтов препятст­вует только лишь вмешательство в жизнь другого. Манипу­лируя им, вы заставляете его испытывать чувство беспокой­ства, вины и непонимания.

Некоторые мои ученики интересовались тем, какие по­следствия может принести ассертивность всему обществу в целом. Что может случиться (в политике, экономике, юрис­пруденции, и т. д.), если большинство людей станут настой­чивыми и прекратят реагировать на манипуляции? Легче все­го ответить: «Я не знаю». Но я все же скажу, что для меня ассертивный тренинг важен с обеих сторон: с точки зрения личности и с точки зрения общества. Как психолог, я глубо­ко заинтересован в разрешении конфликтов между двумя людьми — самым маленьким сообществом. Но, с другой сто­роны, для меня важно, чтобы человечество продолжало про­двигаться вперед и эволюционировать. Природа иногда не оставляет нам другого шанса, как только страдать за послед­ствия того, что мы делаем. Если мы перенаселим Землю, природа «отрегулирует» нашу численность. Если, напротив, в результате войн или катастроф наши ряды поредеют, чис­ленность человечества восстановится. Я верю в удачу попы­ток обеспечить выживание всего человечества, но у меня мало надежды на мое благополучное выживание, если я не смогу общаться с другими людьми. Я верю в то, что человечество (но не отдельные индивидуумы) сможет принять решение, касающееся моего благополучия. Я сам себе судья. Вы сами себе судьи. Вы решаете. Если хотите.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия