Студопедия — ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ.. 149 17 страница






– Но иногда случается так, что вся группа увлечена обсуждением, а один начинает мешать и моментально все разрушает.

– Тогда сделайте перерыв и поговорите с другими детьми. Когда все вернутся, и он войдет, пусть все отнесутся к нему пренебрежительно: «Смотрите, кто пришел?». Вы ведь знаете, как сильно это действует у детей.

– Это очень трудно. Но не опасно ли такое отношение для ребенка? Не потеряет ли он уверенность в себе? Не обидит ли это его, не сломает?

– Это его сломает – прекрасно! Если пренебрежение исходит не от взрослых, а от группы, то запомнится на всю жизнь. Это не наказание, а ответная реакция группы на то, что он в ней вызывает – как тот пылесос, о котором мы говорили в прошлой программе, который натыкается на стену и поворачивается.

– Но ребенку нужно это показать!

– Если он этого не почувствует, то никогда не изменится. А если его просто выгнать, то он, не зная причину, пойдет гулять и будет доволен. Еще возьмет сигаретку во дворе и вместе с другими «удаленными» пойдет в кино!

– Да, там формируется очень опасная компания.

– Поэтому – не удалять! Небольшого пренебрежения от группы вполне достаточно.

– И все же случается, что ребенок не властвует над своей природой. Такой пример всплыл в разговоре с детьми.

– Я говорю только об одной из возможностей. Но только окружение своим одобрением или порицанием может изменить человека.

– Окружение – это не только взрослые, но и дети.

– Только дети! И ребенок должен чувствовать, что группа отдаляет его: отдаляет не физически, а не хочет мириться с таким поведением.

– Посмотрим следующий сюжет. Мы говорили с детьми о том, что даже если все соглашаются соблюдать правила поведения и не мешать группе, то все равно случается, что кто-то все-таки мешает. В чем причина? Почему так происходит? Вот их мнения:

«Ведущий:У нас есть правила поведения, но мы не всегда их соблюдаем. Возможно, мы не хотим ссориться, но иногда срываемся. Почему?

С:Между нами нет хороших отношений, потому что такова наша природа.

Ведущий:Что ты имеешь в виду?

С: Мы – эгоисты, хотим только для себя, нам безразличны все остальные. Мы готовы кого-нибудь ударить или посмеяться над кем-то. Если бы наша природа была другая, и мы не хотели бы только для себя, то нам не нужны были бы правила и законы, ведь все заботились бы друг о друге и были равны. Никто бы не хотел быть сильнее и больше других.

Ведущий:С кем-нибудь из вас случалось, что эгоизм его вдруг прорывался?

М:Недавно я подрался с товарищем из класса. Я чувствовал, что на меня накатывает злость, но не мог себя остановить. Ты будто разбиваешься на самолете и ничего не можешь сделать: у тебя нет крыльев, тебе не за что ухватиться, ты падаешь вниз, и у тебя ничего нет».

– Какое образное описание! Ребенок говорит: «Я потерял управление, вижу это, чувствую, но не могу остановить!» Как часто взрослые переживают такие состояния!

– Но ребенок это осознает!

– Потрясающе! Он способен наблюдать за собой!

– Да, и это следствие воспитания. С этими детьми занимаются совсем немного, и уже виден результат. Что же можно сделать? Каким образом остановиться? Можно ли вообще остановиться в пылу? Скажем так: даже если он не остановится – не страшно. Он изучит это состояние несколько раз, ведь правильный подход уже есть. И если сейчас он получит от «падения самолета» удар, то это будет уроком, как с помощью правильного подхода не приближаться к такому состоянию, когда теряются «тормоза в полете».

– Вопрос в том, какой это будет удар? Он подрался с товарищем, и теперь в школе начинается разбирательство: кто начал, кто виноват?

– Нет-нет! Мы уже говорили, что их приводят на суд товарищей, а это совсем другой суд.

– Это повод для обсуждения, как Вы говорите?

– Конечно. Каждое событие, выходящее за обычные рамки – и мы ищем такие случаи – тут же выносится на суд.

– В сущности, это скорее выяснение, анализ?

– Безусловно. Сегодня это случилось с одним, а завтра может случиться с другим.

– Понятие «суд» ассоциируется с наказанием, а для нас это последнее, чего бы мы хотели.

– Мы вообще не судим человека! Мы судим явление – природу человека. Мы не спрашиваем детей: «Кто кого ударил?». У нас нет двух конкретных детей, а есть человек, который ударил другого, потому что родился в эгоистической природе. Что же мы делаем, чтобы с ней совладать? Сегодня он подрался с товарищем, а завтра может ударить учителя, ведь не зря сказано: «Не верь в себя до дня своей смерти». Мы должны говорить с ними совершенно откровенно, тем более что пока ссору можно увидеть в любом месте – дома, на улице. Поэтому мы обсуждаем такие ситуации, не пропуская ни одной.

– Судим природу человека?

– Да. А также способы ее обуздания.

– Ее можно обуздать?

– Можно, но не силой, не оковами и не тюрьмой. Можно ограничить себя с помощью окружения, но это ограничение не закупорит меня внутри, как риталин, а даст новое развития. Ты приходишь в группу не идеальным – у тебя наверняка есть шипы, как у дикобраза. Отсекать их очень больно: ты должен держать себя в руках, не кричать, не драться. Но можно действовать иначе: с помощью воспитания получить возможность выйти из своей эгоистической природы более свободно – не ограничивая ее, а обращая в отдачу другим. Тогда ты чувствуешь себя свободным.

– Но как это сделать?

– О, в этом все дело. Если мы начнем нажимать на детей, то они превратятся в больных людей, которые должны постоянно за собой следить.

– Сдерживание в одном месте обязательно прорвется в другом.

– В конце концов, они будут глубоко травмированы, постоянно закрывая себя и угнетая. Это приведет к плачевным результатам: болезням, скрытым взрывам, неадекватному поведению, сексуальным аномалиям, жестокости.

– Понятно, что угнетение является злом.

– Природа всегда вырвется наружу, причем в ужасных формах. Поэтому мы ни в коем случае не угнетаем ребенка. Мы приводим его к такой связи с группой, которая – при правильном взаимодействии – позволяет использовать свои плохие свойства ради добра. И тогда он выставляет свои шипы, как зубчики шестеренок, чтобы установить связь с другими детьми.

– То же самое происходит с дикобразами: когда холодно, они, несмотря на колючки, прижимаются друг к другу, чтобы сохранить тепло.

– Но если бы я была ребенком, то мне все еще было бы непонятно, зачем нужно связываться с другими?

– Ребенок не должен это понимать. Он просто получает это в результате упражнений. В течение нескольких лет мы проводим его через серию упражнений, в результате чего в нем образуется вторая натура. Разумеется, мы не даем ему теоретических объяснений и моральных запретов.

– Современное воспитание как раз ищет способы перевода ограничений, налагаемых извне, вовнутрь. Но невозможно постоянно воздействовать только снаружи. Ребенок, как Вы говорите, сам должен пройти эти состояния и переживания.

– Человек ничего не должен удерживать в себе. Он должен все проявлять наружу и этим связываться с другими.

– Именно в этом состоит цель обсуждений, о которых мы говорили: постоянно делиться своими переживаниями, стараться их выразить, а не спрятать, потому что это ведет к взрыву.

– Здесь соединяются несколько принципов: дети должны себя выражать, причем не только словами, действовать и постоянно обсуждать свое поведение – нынешнее и желательное.

– Иначе говоря, это не сиюминутное действие, а процесс, требующий времени.

– Но у детей он проходит достаточно быстро. Удивительно, как быстро они все усваивают и меняются.

– А почему они должны прятать шипы?

– Шипы не прячут, а превращают в противоположность – связь с другими.

– Но когда я вспыхиваю и хочу растерзать обидчика, то не чувствую, что хочу с ним связаться. Я хочу убрать его от себя!

– Что ж, взорвись перед всеми, но с осознанием, что делаешь это под влиянием своей природы. Как сказал С., что теряет над собой управление и знает, что сейчас начнет все крушить. Вместе с этим кричи: «Спасите!» И тогда взрывайся.

– А как спасти в этом случае? Есть возможность сделать это в разгар происшествия?

– Если понимают друг друга, то замечательно: каждый учится на примере другого.

– Скажем, я чувствую, что взрываюсь, но не могу себя остановить…

– Это чувство мгновенно погаснет – только начни кричать и увидишь!

– А как это связано с отдачей? Как обратить зло в нечто противоположное?

– Отдача помогает нам самым лучшим образом выявить зло – это помощь против себя. Было «против» и вдруг стало помощью. Ведь у нас нет хороших желаний/свойств, а только эгоистические. Их мы можем превратить в добро, и от этого у нас есть желания отдачи. Хорошей природы у нас нет, как нет хорошего поведения. Добро не исходит от нас, а полностью построено на том, что мы создаем его из противоположности.

– Как сказал М.: «Наша природа эгоистическая». Все очень просто.

– В продолжение беседы он несколько раз подчеркивал: такова моя природа, ее нельзя изменить, а потому я ничего не могу с ней сделать.

– По крайней мере, он пришел к осознанию зла – большое достижение.

– В следующем фрагменте видно, насколько понятие наказания укоренилось в нас. С. уже способен наблюдать за собой, а М. чувствует только свою природу. Поэтому кроме наказания он не видит иного выхода.

«Ведущий:Какое Вам известно самое сильное и мощное средство, с помощью которого мы можем обуздать взрыв нашего эго?

С: Прежде всего, мысль о том, что происходит с другом. Если я делаю что-то плохое товарищу, то ставлю себя на его место, а если он делает мне плохо, то я чувствую, что с ним происходит, вхожу в его положение.

Ведущий:То есть я представляю себя в состоянии товарища. А как победить эго?

М: По-моему, как мы уже говорили, единственный выход – наказание. Другого решения нет. Если мне говорят: «В следующий раз так не делай», – для меня это наказание. Ведь любое ограничение является наказанием.

Ведущий: С другой стороны, мы видим, что наказания еще больше пробуждают эго.

С: Я думаю, нужно давать наказания в зависимости от случая: чтобы не повредить человеку, не заставить страдать, а чтобы запомнил до следующего раза».

– Действительно, трудный вопрос: что с этим делать? Их наделили эгоистической природой и учат наблюдению за своими действиями. И что же они видят? – Что все постоянно хотят только для себя, и никто не думает о других.

– Но что бы Вы сказали, если бы все дети в мире достигли понимания такого уровня?

– О, мы бы значительно продвинулись!

– Ведь от мгновения, когда ребенок говорит, что ему нечего делать со своей природой, а потому ему нужны наказания (!), и до умения правильно и осознанно ограничивать себя относительно окружения совсем недалеко. Он начинает сам себя воспитывать, анализируя на очень высоком уровне.

– Интересно, что в процессе обсуждения все дети согласились с тем, что эгоизм создает им проблему, которую нужно решить. Но каждый хочет справиться с этим сам: подать личный пример или найти какой-то другой способ.

– Ведь ребенок хочет почувствовать, что справляется сам!

– Верно. Вы хотите решение?

– Разумеется.

– Необходимо научить их тому, как воспитывать себя с помощью окружения. Каждый должен обратиться к товарищам с просьбой: «Друзья! Вы должны остановить меня, среагировать и оказать нажим, если я, допустим, затею драку».

– Буквально попросить?

– Да. И тогда в следующий раз, когда я замахнусь, меня тут же схватят за руку, остановят и напомнят, ведь сам я об этом забываю.

– К этому выводу ребенок должен прийти сам?

– Конечно, сам! И попросить группу напомнить!

– Но сначала он должен в себе разочароваться?

– Разумеется. Но он уже сейчас говорит, что ему нужны наказания, иначе он собой не управляет! Иначе он просто разбивается, как пикирующий самолет. То есть у нас уже есть дети, понимающие свое состояние. Теперь должен быть следующий этап – свобода выбора: я выбираю окружение, которое представит мне вознаграждение и наказание своим отношением ко мне.

– Не обвиняя и не сердясь на меня?

– Конечно, ведь все такие – они же это говорят о себе! И каждому из них ясно, что их природа эгоистическая, плохая.

– И не имеет значения, у кого природа хуже?

– Нет.

– То есть главный посыл состоит в том, что зло есть у всех?

– Да, а потому мы, плохие, должны организовать окружение, которое будет за нами следить. Мы как бы строим более высокий уровень, который будет нас охранять – все охраняют каждого. Тогда мы будем продвигаться добрым путем.

– Вместо того чтобы бороться с внешними ограничениями, ребенок начнет понимать, что они ему нужны, и будет сам их устанавливать?

– Каждый захочет, чтобы окружение на него воздействовало и воспитывало.

– Звучит очень заманчиво!

– А воспитателю не остается другой работы, как воздействовать через окружение, помогая понять, какой должна быть группа, какие законы в ней действуют. Эти законы мы берем из природы – их не придумывает ни воспитатель, ни министерство образования.

– На теме создания правильного окружения для детей, которое будет их воспитывать, мы остановимся. Надеюсь, все получили богатый материал для размышления.

 

Facebook

–В

предыдущих беседах мы много говорили о потребности подростков сформировать собственную индивидуальность. Одна из задач, стоящих перед подростком – понять, кто он, попробовать себя и самоопределиться. Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем в подростковой среде такую тенденцию к безразличию, которая перерастает в настоящий нарциссизм: Я, Я и еще раз Я. В Интернете было опубликовано очень интересное исследование, в котором участвовали четырнадцать тысяч студентов американского колледжа. Исследование показало, что способность к сопереживанию в течение последних тридцати лет неуклонно снижается. Человек все больше и больше поглощен собой. Вопрос в том, как найти подход к сегодняшним подросткам? Каковы их потребности? В каком образовании они нуждаются?

– Мы находимся в промежуточном состоянии, между историческими ступенями. В течение миллионов лет природа развивалась от неживой материи через растительное и животное до ступени «человек». Развитие человека на Земном шаре, длящееся сотни тысяч лет, является эгоистическим и однонаправленным: эгоизм растет и постоянно толкает нас вперед. Если я чувствую, что мне стоит быть связанным с окружением, действовать как компонент человеческого общества, то я это делаю. Согласно этой потребности, люди строят человеческое общежитие: различные организации, обеспечивающие пенсией, страховкой, здравоохранением, всевозможные предприятия, объединения, клубы. Но, в конечном счете, наш эгоизм до того возрос, что мы уже не способны взаимодействовать в рамках подобных организаций. Если я могу извлечь из них для себя выгоду, я в них участвую, а если нет, то они мне не нужны.

– Побочным явлением этого процесса является мое безразличие к другому человеку?

– Да, он меня не волнует. Но надо понять, что в природе ничего не происходит случайно, без необходимости. Поэтому сегодня, чувствуя безразличие к другому человеку, мы задумываемся: а как это отражается на мне, куда ведет? Так я прихожу к осознанию зла: если меня не волнует другой человек, то общество рушится. Люди отдаляются друг от друга, построенные прежде организации и связи больше не работают. Мы не хотим быть одним обществом, одной страной, принадлежать какому-то конкретному народу, государству. Человек скитается по миру и выбирает себе место, где ему удобнее. Посмотрите, каков уровень миграции в мире! Люди не чувствуют своей принадлежности к чему бы то ни было. В любой точке мира примерно один язык, одна и та же еда, приблизительно одинаковое устройство быта, образование, культура. Все это одинаково доступно, и когда мне случается ездить по миру, я не чувствую себя оторванным.

– Люди, побывавшие за границей, привозят с собой новые вещи или новый сленг, и получают от этого громадное удовольствие. Чужое им ближе, чем свое родное. Живя за границей, они переписываются с одноклассниками…

– Где бы я ни был – за границей или дома, – я чувствую себя одинаково связанным с моими друзьями и семьей. Выходит, что возникающее в нас чувство оторванности друг от друга и низкая потребность в физическом контакте являются следствием технологического прогресса, охватившего весь мир. Но это явление приходит вместе со своеобразным кризисом. Мы начинаем понимать, что возможность уединиться в своей «скорлупе» и взаимодействовать с миром через Интернет очень привлекательна: мне никто не нужен рядом, переписываясь с кем-то, мне не важно, близко он от меня или далеко. Но это лишь одна сторона медали. Если бы обособление, которого мы так ищем, делало нас счастливее, мы бы продолжали идти в этом направлении. Но природа наносит удар с другой стороны, говоря: ваше состояние без связи друг с другом будет очень опасным. Человеческое общество не сможет обеспечить себя самым необходимым. Ненависть, разобщенность, глобальный кризис, включая экологию и климат, достигнут такого уровня, что вы не сможете продолжать своего существования. Получается, что, с одной стороны, наш эгоизм и развитие технологий позволяют каждому из нас существовать автономно, чувствуя себя комфортно вне связи с другими людьми. С другой стороны, природа с этим не согласна. Поэтому мы находимся в переходном состоянии между двумя ступенями: завершаем развитие на предыдущем этапе и должны подняться на следующий уровень.

– Под словом «мы» Вы подразумеваете все человечество?

– Конечно.

– Иными словами, переход, о котором Вы говорите, это некое взросление человечества?

– Да. И именно сегодняшние подростки совершат этот подъем.

– Несмотря на то, что сегодня они выражают свое полное пренебрежение ко всем общественным институтам и не хотят в них участвовать?

– Страдания и удары обяжут их искать связь.

– Какие страдания – внутренние или внешние?

– И те, и другие.

– Вы говорили о социальных сетях и о том, как они стимулируют людей к участию в них. Сегодня выходит множество исследований в этой сфере. К примеру, говорится о том, что чем чаще человек обновляет свой профиль в социальной сети, тем он более склонен к самолюбованию: установлена четкая связь между степенью вовлеченности в сеть и степенью эгоизма человека. Получается, что с одной стороны социальная сеть является средством объединения между людьми…

– «Как бы» объединения.

– А с другой стороны направляет человека на самого себя, стимулирует нарциссизм. Давайте посмотрим фрагмент, в котором подростки говорят о Facebook.

«Ведущий: Вы говорите о Facebook, как о чем-то поверхностном: я знакомлюсь с девушкой потому, что у нее красивая фотография, или обновляю свой статус: «я вышел из дома». Это и есть Facebook, или есть другие способы использовать его возможности?

Н.: Facebook – это очень доступно. Я всегда могу знать, что происходит. Допустим, друзья собрались пойти в парк, и я узнаю через Facebook все подробности – время мероприятия, место…

Л.: Дошло до того, что друзья возвращаются с вечеринки, у всех страшное похмелье, и они пишут о том, как у кого болит голова. Они живут в Facebook и не могут без него. Люди выставляют в нем свою жизнь напоказ: я хочу кушать, я хочу пить, я пошел, я пришел, я иду спать…

Ведущий: Мы видим, что на Facebook есть некая тенденция делать достоянием публики свои фотографии, свою жизнь, семью, демонстрировать, кто и чем занят в текущий момент. Любой может зайти и увидеть мою жизнь, как на ладони. Почему нам так важно превращать других людей в свидетелей любого происшествия нашей жизни? В этом есть что-то от подглядывания в замочную скважину…

М.: Моя подруга удалила свою страницу на Facebook, так как поймала себя на том, что целыми днями обновляет свой статус и ожидает реакции «Мне нравится». Если никто не делал «Нравится», то она чувствовала неудовлетворенность собой, а если отзывов было много, ей становилось хорошо. Думаю, в этом причина того, что мы выкладываем фотографии и выставляем свою жизнь напоказ: мы хотим реакции людей. Посредством нее мы определяем, стоим ли мы чего-то в глазах окружающих.

Ведущий:Иными словами, Facebook дает мне ощущение собственного бытия.

Н.: Я думаю, что через Facebook можно понять, что нам диктует общество. Ты никогда не выложишь на Facebook фотографии, на которых выглядишь плохо, никогда не напишешь про себя ничего плохое. В результате этих стараний, ты на Facebook совсем не настоящий. И все потому, что нам сказали, что на Facebook все должно выглядеть наилучшим образом».

– Это был отрывок из беседы, которую я провел с подростками. Было очень интересно, потому что эти ребята особенные: они способны посмотреть на себя и на свои поступки со стороны. В то же время все они, за редким исключением, зарегистрированы на Facebook, живут по его правилам и ощущают в нем потребность.

– Это некий общий ежедневник?

– Да. Человек хочет, чтобы все знали, что с ним происходит. В основном, это происходит через фотографии и переписку. Но этот «дневник» ни к чему не обязывает: можно писать все, что угодно.

– Каждый может сказать, что хочет, и это доступно всем? По сути, люди используют Facebook, чтобы поднять самооценку: если меня поддерживают, ко мне подсоединяются, значит, я в порядке.

– Но эта тенденция ведет к крайностям. Был случай, когда подростки покончили жизнь самоубийством, потому что на их статус в Facebook никто не поставил «Нравится».

– Они живут согласно своей важности на Facebook?

– Буквально так. Вопрос в том, как приблизиться к современным подросткам, которые таким образом живут, и что-то в них изменить, привить ценности, которые мы хотим им дать? С чего начать?

– Прежде всего, невозможно начать с полпути: вдруг подойти к 13-14 летним подросткам и начать с ними говорить. С какого возраста ребенок считается подростком?

– С 12-13 лет.

– Если Вы хотите знать мое мнение, то в 12-13 лет человек уже взрослый, а не подросток.

– Уже поздно?

– Подростком он является гораздо раньше: с 9 до 12-13 лет.

– Что Вы имеете в виду?

– Я имею в виду, что до 12-13 лет в ребенке еще можно что-то изменить, а потом это практически невозможно. Кроме того, что мы даем взамен? Мы должны создать систему, которая отвечала бы потребностям подростков, но основывалась на других ценностях.

– Система должна быть новая или можно использовать ту, что существует сейчас?

– Можно использовать ту, что есть, я не знаком с ней.

– Подростки включены в нее.

– Хорошо. Наверное, можно вклиниться в нее и начать хитростью и с умом изменять ее так, чтобы подростки этого не распознали и не отдалились от нас. Следует действовать постепенно, через людей, пользующихся популярностью у молодежи, различных знаменитостей. Их роль в процессе должна быть воспитательная, буквально ради «спасения душ». Пусть они общаются с детьми, переписываются, объясняют, участвуют в форумах. И тогда будет ясно, что у них есть более высокие ценности, чем у этих подростков. Так можно будет «приподнять» этих детей, занять чем-то другим, организовать кружки по интересам. На Facebook есть такое деление или все вперемешку?

– Все вперемешку.

– То есть, без всякого смысла?

– У каждого есть личный профиль. Если кто-то просится ко мне в друзья, я добавляю его, и мы можем переписываться, смотреть фотографии друг друга.

– Это приводит к физическому общению тоже?

– Как правило, нет.

– Чаще всего это заменяет непосредственное общение. Вплоть до того, что парень и девушка могут расстаться, просто написав сообщение. В нашей беседе один подросток сказал: вместо того, чтобы звонить и тратить час на телефонный разговор, можно просто написать, что ты мне надоел, и все.

– И чувствовать себя при этом защищенным?

– Да. Однако эта процедура болезненная. Многие родители недоумевают, куда пропали тепло, сердечность, внутренняя связь у детей? Результат как раз противоположный.

– Я не думаю, что на Facebook кто-то ищет тепло и сердечность. Это общение выглядит поверхностным и вешним, хотя подростки со мной не согласятся.

– Им этого достаточно.

– В том-то и дело: все только внешнее. Если фотография, то только красивая, если слова, то приятные. А если я хочу сказать что-то неприятное, Facebook значительно облегчает мне задачу. Все якобы происходит снаружи. С другой стороны, в ход совершенно свободно идут самые теплые слова.

– Исходя из того, что подобное общение является реальностью сегодняшних подростков, какой дополнительный элемент можно добавить в такие встречи, как были, скажем, у меня с молодежью, чтобы сказать: «Друзья! Давайте сделаем нечто иное»?

– Мы имеем дело с положительным явлением – я бы даже сказал, редкостным. Приятно слышать, что Facebook становится все более и более популярным.

– По численности Facebook занимает второе место в мире после Китая.

– Мир в мире.

– Это значит, что между людьми существует связь – искусственная, плохая, ниже всякой критики, но связь. И сообразно своей природе – эгоизму, который в них развивается, – эти молодые люди ощущают, что такова правильная форма объединения людей в наше время. Они не хотят знакомиться лично: у меня есть своя «ячейка» дома, на работе, и я так живу. Я покупаю продукты в супермаркете и возвращаюсь домой. У меня есть холодильник, кондиционер, стиральная машина – все что нужно. Еда из супермаркета почти готова к употреблению – я в полном порядке. А если моя природа требует от меня общаться с другими людьми, то я это делаю через Facebook.

– «Связь быстрого приготовления»?

– Не важно. Это вы так думаете, а для них это нормальная связь, больше которой не требуется. До такой степени, что парень и девушка большей частью знакомятся через переписку, а потом иногда встречаются. Видите, насколько требования эгоистического желания человека, обретают в новом поколении иное направление?! Требование тепла и объятий принимает иную форму: люди в большинстве случаев могут удовлетворить потребности друг друга через общение в Интернете. Это их успокаивает и наполняет. Ничего с этим не поделаешь. Я вижу это даже по себе: когда я звоню своей маме, которая живет в Канаде, мне достаточно короткого разговора. Нет той тяги, которая была раньше, к тому, чтобы находиться рядом. Сегодня мы, по всей видимости, переходим к иному виду близости: электронная связь сокращает и отменяет расстояние.

– В ней есть дыхание жизни.

– Верно. Хотя я не могу смотреть на Facebook глазами молодежи, но должен согласиться с этим фактом. Поэтому нам нужно думать о том, как вместе с этой новой сетью двигаться по направлению к цели природы. Правильное использование Facebook, несомненно, приведет нас к большому успеху. Я вижу в его развитии мощное средство распространения.

– В ходе беседы с подростками выяснилось, что даже будучи связанными через Facebook, они остро ощущают пустоту. Они сами говорят, что эта связь не настоящая, поверхностная, что в ней чего-то не хватает.

– Вот тут как раз есть возможность вмешаться и заполнить это ощущение пустоты. Выбора нет – данная сеть существует, и подростки хотят быть связанными именно так. Вместе с тем, они чувствуют, что ее необходимо наполнить чем-то более эмоциональным, горящим, животрепещущим.

– В этом и заключается мой вопрос. Что мы можем добавить, чтобы подростки почувствовали эту связь истинной, именно такой, которую они хотят?

– Я бы подбрасывал подросткам – как бросают спичку в стог сена – самые «горячие» темы для обсуждения, чтобы их «завести». Взял бы десять-пятнадцать человек из разных областей, с разными взглядами и подходом, обладающих разными характерами, чтобы они были «подстрекателями» и «провокаторами» в сети, пробуждали пусть даже в грубоватой и резкой форме различные вопросы. Это не обязательно должны быть высокие темы, можно говорить о самых обыденных вещах. Таким способом я бы пробуждал подростков и втягивал в дискуссии на темы, касающиеся возможности договориться друг с другом и объединиться. Пусть спорят и общаются, как они привыкли, но на темы, близкие к желаемому содержанию. Так мы сможем их воспитывать, чтобы привести к доброму, более высокому состоянию.

– Какие именно темы?

– Темы о смысле жизни, о причинах происходящего в мире. Почему все так происходит? Почему ты кого-то любишь, а кого-то нет? Почему к тебе относятся не так, как ты хочешь? Здесь и психология, и экология, и другие вещи. Можно даже повернуть подростков против взрослых.

– Для этого больших усилий не потребуется!

– Но необходимо, чтобы критика была конструктивной.

– Критика взрослых очень сильно выражена в подростковой среде, чего нельзя сказать о способности искать причину. Именно это нужно в них пробудить – осознание того, что явления имеют массу причин на самых разных уровнях. Часто подростки придают значение только тому, что видят, критикуя и отвергая все подряд. Они могут объяснить, почему не хотят того или другого, но сказать, чего им хочется, как этого достичь иначе, указать на причины, они не готовы.

– Тут есть над чем работать. Я, конечно, не подхожу для этой задачи, но чувствую, насколько важно изучать сеть Facebook и ощущать ее в той или иной мере через людей, для которых она является частью жизни.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия