Студопедия — III.Акустические основы настройки музыкальных инструментов 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III.Акустические основы настройки музыкальных инструментов 6 страница






Далее мы рассмотрим вибрато — розлив по отношению к язычковому инструменту, поскольку в этом виде инструмента он связан с настройкой язычков, в то время как вибрато в смычковых инструментах не связано с настройкой; оно управляется самим музыкантом. Розлив создается в результате сложения колебаний язычков при их небольшой относительной расстройке. Результат сложения проявляется в виде биений. Розлив рекомендуется создавать в основном за счет повышения частоты одного из пары язычков. Если бы каждый из этих двух язычков создавал только одно простое гармоническое колебание — простой тон, то при равенстве амплитуд колебаний язычков биения были бы заметны очень отчетливо: амплитуда суммарного звука изменялась бы от нуля до удвоенного значения. Практически этого не происходит из-за сложности спектрального состава звука, амплитуда при биениях язычков уменьшается не до нуля, а до некоторого минимума. Чем больше различие в спектре звуков двух близких по основной частоте язычков, тем меньше должна быть выражена амплитудная модуляция суммарного тона.

Биения с частотой от 20—30 до 60 в секунду придают звуку резкую степень диссонанса, для розлива в язычковом инструменте они неприемлемы. Нижний диапазон биений от 0 до 20 можно было бы полностью рекомендовать для розлива. Однако, учитывая биения между сильными первыми обертонами, частота которых попадает в область диссонанса, нужно ограничить верхний предел допустимых для розлива биений в 2—3 раза, по крайней мере, не выше 15 биений в секунду. Нижнюю границу биений для розлива можно установить, исходя из чувствительности уха к изменению частоты тона. Частота суммарного тона изменяется около среднего значения на некоторую величину. Известно, что на частотах ниже 500 Гц дифференциальный порог ощущения изменения частоты составляет примерно 1,5—1,8 Гц и почти не зависит от скорости изменения частоты [27]. Из сказанного следует, что диапазон биений, допустимых в розливе язычкового инструмента, находится ориентировочно между 1,5 и 15 биениями в секунду. Но по какому закону должны изменяться биения при переходе от ноты к ноте, каково число биений в каждой ноте правого диапазона?

Закон изменения числа биений должен учитывать особенности человеческого слуха при восприятии минимальных изменений частоты в разных диапазонах. Один из законов розлива может быть связан с порогом чувствительности уха к разным частотам. Для каждой ноты выбирают определенное число биений, но так, что биения у всех нот, взятые на пороге чувствительности, одинаково заметны на слух. Для такого розлива, который для удобства назовем «тупым», характерно примерно одинаковое число биений—в среднем 1,5—2,5 биений в секунду в области частот меньше 500 Гц и возрастание биений почти пропорционально частоте выше 500 Гц.
В случае, соответствующем по нашему определению «острому» розливу максимальной разрешающей способности слуха (область 500 Гц), приведем в соответствие наиболее заметное число биений (4—6 в секунду).

Исходя из сказанного выше, можем изложить следующие требования к розливу:
биения, в розливе должны быть от 1 —1,5 и до 15 в секунду;
биения должны возрастать с частотой звука, изменяясь примерно по линейному закону до области 500 Гц; выше этой области возрастание биений более быстрое, примерно пропорционально частоте;
в области 500 Гц должно быть примерно 2—3 биения при «тупом» розливе и 4—6 при «остром» [28].

Изменение числа биений с частотой звука можно выразить в математической форме с помощью гиперболического тангенса [29], при этом получаются следующие формулы для частоты биений:
«острый» розлив So = 4,25 th (0,0407n — 0,5214) + 5,75,
«тупой» розлив St = 3,5 th (0,0336n — 0,967) + 4,5,
где S — частота биений,
n — число полутонов, отсчитываемых от ля1 вверх по диапазону со знаком +, вниз — со знаком—.
Если известна частота f тона, для которого ищется розлив, то n находят по формуле:
n = 12 log2 f/440.
По эмпирическим формулам число биений легко подсчитать, и соответствующие числа биений для тонов имеются. Для простоты изложения приведем здесь только графики биений для «острого» и «тупого» розлива (см. схему 16, где плавные кривые соответствуют расчетным значениям, а ломаные — экспериментальным данным, полученным на аккордеонах двух известных фирм.
Вертикальная ось — числа биений, горизонтальная обозначает ноты правого полукорпуса инструмента. Видно довольно удачное совпадение предложенного расчетного розлива с розливом в инструментах, отличающихся хорошими звуковыми качествами. На обеих экспериментальных кривых заметно уменьшение точности настройки розлива к самым верхним и низким нотам. Формулы на основе гиперболического тангенса удобны тем, что при любом расширении звукового диапазона язычкового инструмента (в баянах до 64 и более полутонов) биения, рассчитанные по ним, не выходят в область, непригодную для использования из-за резкого диссонирования. Здесь выполняются все закономерности для «тупого» и «острого» розлива, о которых мы говорили до введения математических формул.

 

Существует также своеобразный французский розлив «мюзетт», при котором в каждом тоне один язычок настроен в номинальное значение, второй завышен на несколько герц, а третий занижен на несколько герц. Например, язычки могут иметь такие отклонения:

 

Звучание аккордеона с розливом «мюзетт» отличается живостью, яркостью, серебристостью, звук как бы искрится, и его уже не спутаешь ни с каким другим. На эстраде он незаменим.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1923. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия