Студопедия — Стыд и вина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стыд и вина






Мы привыкли объединять вину и стыд, не различая их. Классический психоанализ преимущественно имеет дело с виной; вина, связанная с сексом, была самым частым ис­точником невроза среди пациентов Фрейда. До недавнего времени мало психиатрической литературы посвящалось исследованию стыда. В чем отличие вины от стыда? Вы му­чаетесь виной, когда преступаете свои нравственные нор­мы. Вина — это то, что вы надеетесь искупить. В свою оче­редь, стыд имеет мало общего с моральными устоями, он больше относится к вопросу личных пристрастий. И стыд нельзя искупить.

Вы испытываете стыд, когда считаете, что поставили себя в неловкое положение: вам кажется, что вы стали пред­метом насмешки для всех окружающих, в такой момент хочется провалиться сквозь землю. Вы приходите на вече­ринку вычурно разодетые или вам снится, как вы оказа­лись обнаженным посреди центральной улицы. Как это ни странно, вы можете почувствовать стыд и наедине с собой, когда никто не видит вашего faux pas'. Отличная книга, по­священная исследованию на эту тему, — «О стыде и чув­стве идентичности» Хелен Линд.

Некоторые культуры ориентированы на вину, подобно фрейдистской Австрии девятнадцатого века. Дания — это культура, в которой вина является главным дисциплинар­ным средством воспитания детей. В своей книге «Суицид и Скандинавия» Хендин приводит интервью с пациент- кой-датчанкой, по его словам — типичное для человека данного происхождения. Начав рассказывать ему о своем неблагополучном детстве, женщина вдруг неожиданно за-

Ложный шаг (франц.). — Прим. пер.

молчала и отказалась продолжать. На вопрос, почему она остановилась, автор получил ответ: «Ваше детство, вероят­но, было счастливее моего, и моя история вынудит вас чув­ствовать себя слишком виноватым, чтобы слушать меня».

Если маленький датчанин проказничает, вместо нака­зания мать говорит ему: «Ты разбиваешь матери сердце». Согласно этому исследованию, смысл суицида обычно зак­лючается в следующем: «Когда ты узнаешь, что я несчаст­лив, ты почувствуешь себя виноватым».

Япония является страной, где в своем поведении люди сильно мотивированы стыдом, необходимостью «не поте­рять лицо». Получить более яркое представление об этом вам поможет прекрасное антропологическое исследование Рут Бенедикт «Меч и хризантема».

Американских индейцев шокирует, что мы используем физические наказания в воспитании детей. Их основным средством обучения детей социально приемлемому поведе­нию всегда был стыд. Психоаналитическое исследование на эту тему представлено в книге Эрика Эриксона «Детство и общество». Последние сообщения туристов, посетивших детские сады в Советском Союзе, свидетельствуют, по-ви­димому, о той же тенденции.

Америка в прежние годы была гораздо больше ориенти­рованной на вину, чем сегодня. Это были дни строгого ин­дивидуализма. Сегодня, с акцентом на приобретении дру­зей и влияния на людей, с появившейся жаждой популяр­ности и стремлением «не отстать от Джонсов», страхом как-то выделиться, быть другим, мы все больше и больше подвергаемся влиянию стыда. Социологическая интерпре­тация этой тенденции представлена в книгах Дэвида Рейс- мана «Одиночество толпы» (The Lonely Crowd) и «Индиви­дуализм в новом свете» (Individualism Reconsidered). Мы страдаем одновременно от стыда и вины.

К чему вся эта социология и антропология? В самотера­пии это помогает обрести чувство соразмерности. Имея четкое представление о влияниях, которые оказывают на вас ваше происхождение и культура, вы способны лучше наблюдать свое поведение и понимать самого себя. Само­анализ — первый шаг к обнаружению скрытого чувства.

Стыд

Вы можете стыдиться только того, кого любите. Поведе­ние человека, к которому вы равнодушны, способно выз­вать у вас отвращение или гнев, но ни в коем случае не стыд. В нашей культуре, где сильны родственные связи, а дети сильно зависимы от своих родителей, одной из основных задач подросткового периода является освобождение от этой зависимости. Повинуясь потребности обрести соб­ственную идентичность и быть готовым влюбиться в незна­комого человека, подросток вырастает из влюбленности в своих родителей. Именно тогда он начинает их стыдиться: любые их поступки приводят его в смущение. Обоим сто­ронам, как подростку, так и его родителям, следует помнить, что, не любя их, он не чувствовал бы этого стыда. Такое зна­ние должно избавить его самого от вины за свой стыд, а взрослых — от излишних мучений в сложный период жиз­ни их отпрыска.

Самотерапия может помочь вам справиться со стыдом. Одна из моих студенток — писательница. Однажды, позна­комившись в гостях с человеком в должности редактора, она решила пригласить его к себе на обед, надеясь подкрепить социальный контакт с ним и получить от этого профессио­нальную выгоду.

Она так старалась, чтобы ее дом сверкал безупречной чистотой, а на столе стояли самые изысканные и экзотичес­кие блюда, что к моменту прихода гостя была на пике напря­жения и изнеможения. «И с этого момента, — рассказывала мне она, — все пошло шиворот-навыворот!» Меню оказа­лось слишком вычурным для редакторского вкуса, хозяйка никак не могла справиться со своей неловкостью и чувство­вала себя слишком уставшей, чтобы быть веселой и остро­умной. Когда гость поспешил откланяться, она вздохнула с огромным облегчением, после чего отправилась в свою ком­нату, чтобы улечься в кровать и отдохнуть после оказавше­гося столь тяжелым мероприятия. Однако расслабиться ей не удавалось. Из головы не выходили мысли о том, что обед получился бесполезным, день был потрачен зря. Мысли, как на заезженной пластинке, крутились по одному и тому же маршруту: почему она сделала это, почему не сделала того, лучше бы она сказала то-то и то-то вместо... Навязчи­во, надоедливо, сводя с ума.

Ворочаясь вот так с боку на бок в состоянии полной не­удовлетворенности, она вдруг вспомнила, что навязчивые мысли.— всегда ниточка к чему-то скрытому. И при помо­щи самотерапии принялась шаг за шагом расследовать скрытое чувство. Прошло совсем немного времени, и ответ был готов: стыд. Ей было стыдно за зря потраченный день, стыдно потому, что ей с самого начала было известно, что редактор совершенно равнодушен к ее работе, стыдно за глупое положение, в которое она сама себя поставила.

Что можно сделать со своим стыдом? Его нельзя загла­дить, совесть не успокоишь самобичеванием. Все, что вы можете, — взглянугь своему стыду прямо в лицо: испытать его. Набраться мужества, помучиться им, перетерпеть, пока он вас не оставит. Эта студентка, обнаружив стыд, позво­лила себе чувствовать его в течение нескольких мучитель­ных минут. После этого все было кончено, навязчивые мыс­ли тоже прошли.

Нам всем время от времени приходится испытывать стыд. Проблемы начинаются, когда мы идем на все, что угод­но, лишь бы избежать этого чувства, спрятать его за чем-то другим. Помните, внешняя эмоция, псевдочувство, длится намного дольше истинного, если его удается вывести нару­жу. Решившись почувствовать стыд, вы сможете в дальней­шем избегать повторения своего глупого поступка, но если не позволить себе сознавать, что вам стыдно, то вы не усво­ите урока из своего опыта и когда-нибудь снова выставите себя на посмешище.

Однажды я прочла в «Субботнем обозрении» статью о польских женщинах. Нацисты производили на них «экс­периментальные» операции «в научных интересах». Проч­тя повествование нескольких выживших, но покалеченных людей обо всех перенесенных ими ужасах, я почувствова­ла себя физически разбитой. Я дрожала, меня мутило, ста­ло трудно дышать, сердце забилось неровно. Из-за неверо­ятной слабости мне пришлось лечь. Наконец, когда я про­лила несколько скупых слез, физические симптомы исчезли. Однако вся эта история по-прежнему не шла у меня из головы. Весь день я тихонько проплакала, продол­жая заниматься домашними делами, а когда домой вернул­ся Берни, оказалось, что я не в состоянии ничего ему рас­сказывать: мне было необходимо хранить все в секрете. Факт необходимости хранить молчание, в сочетании с на­вязчивыми мыслями, указали, что пора обратиться к само­терапии: это была неадекватная реакция. Шаг 1.

Шаг 2. Почувствовать внешнюю эмоцию. Я чувствова­ла отчаяние бессилия. Чем я могла помочь всем этим польским женщинам? Шаг 3. Что еще я чувствовала? Вспомнились физические симптомы: тошнота, дрожь и т.д. В совокупности эти ощущения сигнализировали о тревоге.

Шаг 4. О чем мне это напомнило? Страх и ужас, автома­тически возникающие у меня при первой же мысли о наци­стах. Перед глазами сразу всплыл стереотипный образ на­циста: бесчувственный, жестокий, беспощадный, робото­подобный нечеловек. О чем еще мне это напомнило? О моих смешанных чувствах к немецкому языку, который так по­хож по звучанию на идиш, язык моих прародителей, язык, на котором я разговаривала, будучи ребенком. У меня все­гда вызывало странную тревогу это сходство между иди­шем и немецким языком, понимание, что идиш основан на немецком. Каждый раз, слыша, как нацисты в кино разго­варивают на языке, который я частично понимаю из-за сво­их детских познаний в идише, я испытывала потрясение. Почему? Потому что между нами существовало нечто об­щее, между этими бесчеловечными роботами и мной? Вор­валась непрошеная мысль: все люди братья, нацисты не роботы, они такие же люди, как я. После этого я ощугила то, что было скрыто от меня, — стыд. Мне было стыдно при­надлежать к человеческому роду, представители которого могли делать то, что делали эти... подумать только — мои братья!

Прошло некоторое время, и я нашла в себе силы погово­рить об этом с Берни. Разговор мне помог — должно быть прежде скрытый стыд удерживал мой рот на замке. Потом я подумала о том, чем могла бы облегчить себе состояние бес­помощности и отчаяния, и написала письмо редактору газе­ты, в котором выразила свои чувства, и приложила к письму чек для программы реабилитации польских женщин. Стоит вам только пережить свои истинные чувства, как обнару­живается, что вы способны действовать и можете сделать что-нибудь для облегчения чувства беспомощности. С пере­ходом к действию мои навязчивые мысли прошли.

Вина

Существует три вида вины: невротическая, экзистенци­альная и реальная. Любая из них может скрываться за внеш­ними чувствами, любую можно раскрыть с помощью про­фессиональной или самотерапии, однако имеется и фун­даментальное различие. В случае невротической вины вам нужно лишь почувствовать ее, чтобы избавиться от симп­тома (внешняя эмоция), но в случае с экзистенциальной и реальной виной одного переживания чувства недостаточ­но. С ними необходимо что-то сделать для разрешения про­блемы в действительности.

Помните тот случай, когда я забыла про обед Берни*? С помощью гнева я прикрыла вину, вызванную тем, что «лишила» его еды. Он, со своей стороны, вовсе не чувство­вал себя лишенным чего-либо; моя скрытая вина была ир­рациональной, невротичной. Все, что мне понадобилось сделать, — почувствовать эту вину, и внешний гнев сразу

См. приложение II, «Как прекратить играть в опасные игры», с. 221.

прошел. Впоследствии у меня подобной проблемы уже не возникало. Время от времени мне приходится прибегать к самотерапии для того, чтобы снова ощутить эту вину. Пом­ните мой псевдогнев, когда Джинни изводила меня с едой («Общение между родителем и ребенком», часть II)? Нет иного выхода в случае невротической вины, кроме как по­чувствовать ее.

Реальная вина может быть скрыта под внешней эмоци­ей или невротическим симптомом (головная боль) так же, как и невротическая. Она тоже поддается раскрытию ана­логичным способом. Но если вы почувствовали скрытую реальную вину, недостаточно только осознать и принять ее; после этого вам придется найти способ искупить то, что вы сделали или оставили несделанным, чтобы суметь изба­виться от симптома. Раньше с проблемой такого рода шли к священнику, обращаясь к нему за советом. Классический психоаналитик, как правило, имел дело только со случая­ми невротической вины. Сегодня очень мало людей обра­щается за помощью в этой сфере к религии. Экзистенци­альные психологи настаивают на том, что психотерапевт больше не может ограничивать свою ответственность про­блемой невротической вины. Всем, интересующимся этим вопросом, рекомендую книги Виктора Франкла «От лаге­ря смерти к экзистенциализму» и «Доктор и душа».

Как-то раз я прочла статью в «Нэйшн» о преподобном отце Эштоне Джонсе. Этот белый священник методистской церкви, выходец из глухих мест южной провинции боль­шую часть жизни провел в странствиях по свету и пропо­ведовании братства среди людей. В своей борьбе против расовой дискриминации он первым начал организовывать сидячие забастовки. В статье рассказывалось о преследо­ваниях, которым этот человек подвергается лишь за то, что осмеливается жить по законам своей религии; описывались в ужасающих подробностях зверства полиции Юга, кор­румпированность судов, беспримерная отвага и вера Эш- тона Джонса. Я стала плакать, читая статью, и весь день после этого мои глаза оставались на мокром месте.

В конце концов я распознала в своих навязчивых мыслях неадекватную реакцию. Шаг 1. Шаг 2 — внешними чув­ствами были печаль и бессилие. Шаг 3. Что я еще почув­ствовала? Ярость при мысли о бесчеловечности людей, под­вергающих гонениям себе подобного и что-то еще...

Шаг 4. О чем еще мне это напомнило? Эштон Джонс по­страдал за действия, сообразные его религиозным убежде­ниям. Он пытался подражать Иисусу Христу, принять всю тяжкую ношу человеческой несправедливости на свои хрупкие плечи. Я разозлилась. Почему? Разозлилась на мир, который столько взвалил на одного-единственного че­ловека? Разозлилась на Эштона Джонса, осмелившегося взять на себя тяжкую ношу. Эта мысль послужила допол­нением к Шагу 3 (Что еще я чувствовала?). Мне потребо­валось время, чтобы точно ответить на этот вопрос.

О чем это заставило меня задуматься? Моя религия, иуда­изм, проповедует нечто совершенно другое: каждый чело­век обязан сам искать для себя спасение; никто не в силах искупить грехи другого. Когда сыны Израиля навлекли на себя гнев Господень, Моисей предложил принять их нака­зание на себя. Но Господь ответил, что ни один человек гге может взять на себя ответственность другого, искупить его грех. Я не отношу себя к глубоко верующим людям, но оче­видно, такое понимание прочно укоренилось в моей душе, потому что внезапно я поняла: меня ввергает в ужас мысль, что Эштон Джонс пытается взять на себя и мою ответствен­ность тоже. Вот здесь и обнаружилось мое скрытое чув­ство — вина. Она накрыла меня волной и заставила стра­дать целую долгую минуту. Я, которая всегда верила, что все люди братья, я, так решительно настроенная против сегрегации, — какие действия предпринимала я сама? Сидела в полной безопасности здесь, на Севере, нашепты­вая банальности на ухо другим либералам, отсчитывая по нескольку долларов организациям, которые обещали бо­роться за веру и правду от моего имени, и спокойно остав­ляла настоящие дела на совесть Эштона Джонса, претво­ряющего мои идеалы в жизнь.

Шаг 5. Определить паттерн. Я уже давно обратила вни­мание, что каждый раз при чтении или размышлении о проб­лемах подавления меньшинств меня охватывали симптомы тревоги. Я находила этому удобное объяснение, отождеств­ляя себя с ними, поскольку сама принадлежала к одной из этих групп. Но теперь я осознала, что мое объяснение дале­ко не полное. Зачастую моя тревога служила прикрытием для вины: я слишком мало делала во имя идеалов, значив­ших для меня столь много.

Моя вина не была невротической, она оказалась реаль­ной. И я не нашла бы покоя, не предприняв реального дей­ствия. В конце концов я написала письмо Эштону Джонсу, рассказав о своих чувствах, и приложила к нему первый из нескольких чеков для помощи в выплате вознаграждения адвокатам, тюремного залога и т.д. Это письмо послужило началом замечательной переписки между нами и дало мне шанс хотя бы немного ощутить свою причастность, пусть даже на безопасном, трусливом денежном основании. Я несмелый человек. Однако позже в том же году у меня появилась возможность заняться одной проблемой мест­ного значения, которой раньше я постаралась бы избежать из-за тревожности, и мне пришлось пройти через ситуацию, которая, несмотря на всю мучительность для меня, принес­ла стоящие результаты. Впервые в жизни я сумела взять на себя некоторую долю ответственности и лидерства в до­вольно пугающей ситуации и вдобавок привести ее к ус­пешному разрешению. Моя вновь обретенная храбрость основывалась на осознании собственной скрытой вины. Всякий раз, когда вы делаете что-то стоящее, стремясь об­легчить тяжелый груз подлинной вины, вы меньше страда­ете от симптома, от внешней эмоции. Несколько лет спустя мне снова пришлось пройти через самотерапию, чтобы опять пережить скрытую подлинную вину, но на этот раз было гораздо легче. И после этого я обнаружила, что спо­собна читать материалы по болезненным для меня темам (газетные статьи и т.д.) без старых симптомов тревоги и го­ловной боли. Теперь я могу свободнее думать о подобных проблемах, но что еще важнее, я получила большую свобо­ду действий.

Экзистенциальная вина — это ваши страдания из-за неосуществленного истинного потенциала. Если у вас име­ется дарование в том или ином виде искусства, некая твор­ческая способность, оставленная без использования, то вашей платой за это становится экзистенциальная вина, которая может быть прикрыта какой-нибудь внешней эмо­цией или физическим симптомом, точно так же как в слу­чае невротической вины. Но в отличие от невротической вины, раскрыв экзистенциальную, вы должны что-то пред­принять, как и с реальной виной, иначе от симптома изба­виться не удастся. Экзистенциальную вину недостаточно просто почувствовать.

Одним из распространенных симптомов экзистенци­альной вины является ненасытное желание пассивных развлечений. И неважно, чем вы себя одурманиваете — телевизором или более утонченными формами отдыха — опера, балет, театр. Это чувство голода'по развлечениям свидетельствует, что пора найти себе какое-то творчес­кое дело. Такое прикрытие вводит в заблуждение окру­жающих, и только вы сами в силах его распознать. К при­меру, чтение со стороны кажется весьма похвальным заня­тием, особенно для тех, кто редко берет в руки книгу. Однако для одержимого читателя, такого как я, стремле­ние утопить себя в книгах является нехорошим признаком: мне следует заняться чем-то еще (возможно, писать), но я просто не хочу всерьез над этим задуматься. Иногда у меня появляется непреодолимое желание выбраться из дома и устроить себе какой-нибудь праздник: посмотреть хоро­ший фильм, отобедать в шикарном ресторане, потратить деньги. Такое часто случается со мной в субботние вечера, и если Берни устал, или в кинотеатрах нет стоящих филь­мов, я чувствую себя как лев в клетке: становлюсь беспо­койной, недовольной и раздражительной. Совершенно слу­чайно мне удалось обнаружить, что если я сажусь за фор­тепиано и некоторое время играю на нем, то в конце концов успокаиваюсь, удовлетворяюсь и с удовольствием прово­жу тихий вечер в семейном кругу. Это стремление выб­раться из дома прикрывало внутреннюю потребность в творческой деятельности.

Самотераиия показала мне, что мне нужно писать, ина­че я страдаю от экзистенциальной вины. Не могу сказать, чтобы я получала от этого огромное удовольствие, чтение лекций мне нравится больше. Но я обнаружила, что если я стараюсь отработать свою ежедневную норму за пишущей машинкой, то способна придерживаться и диеты — у меня становится меньше проблем с навязчивой едой. Мне уда­лось обнаружить связь с экзистенциальной виной и дру­гих симптомов. Напряжение, скука и легкая депрессия — всякий раз, когда я начинаю писать, все это проходит.

Предположим, у вас есть какой-то талант, неизвестный вам просто потому, что вы никогда не занимались этой дея­тельностью. Как избежать экзистенциальной вины в этих областях? Ответ можно найти в главе «Как освободить ваши естественные творческие способности»: эксперимен­тируйте с разными видами творчества, к которым у вас нет таланта или вы так считаете, и посмотрите, что из этого по­лучится.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия