Студопедия — О ВЫСШЕЙ СПОСОБНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ВЫСШЕЙ СПОСОБНОСТИ






 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

7) Согласно нашему утверждению, это мышление мощи, но не долженствования изображается, подобно мышлению силы, во внешнем созерцании: последнее — как неизменная природа, первое — как свободный про­дукт свободных существ, находящихся вне созерцаю­щего. Когда внутри нас возникает это мышление о не­долженствовании, и именно потому, что оно внутренне возникает, наружно появляется такой продукт свобо­ды: и даже не требуется, чтобы это ограничение свобо­ды законом дошло до ясного сознания, и в первона­чальной конструкции оно и не доходит до сознания, так же как в первоначальной конструкции природы сила не была сознаваема; оно есть только невидимое основание, определяющее соответственное ограниче­ние творческого воображения, благодаря которому для нас появляется свободный продукт свободного суще­ства вне нас.

Но я утверждаю еще большее. Неизменную приро­ду мы действительно вывели из некоторого внутрен­него и высшего принципа; пребывающая сила жизни есть основание ее бытия и ее определения. Но так ли мы вывели систему многихл и их организованных тел? Мы ее выставили как факт; к этому мы присоединили общий вывод, что в этом изображении жизнь восста­навливает свое разбитое на индивидуальности един­ство. Затем мы напомнили, что сумма многих.» беско­нечна в возможности, но в действительности пред­ставляется законченной и определенной. Здесь-то и открывается пробел; а именно, мы до сих пор не указа­ли основания, определяющего это объективное созер­цание системы многихя вне нас, и принципа, ограни­чивающего бесконечность этого образа. Этот недоста­ющий принцип и найден в указанном нами мышлении о недолженствовании. Когда мы испытываем внутри нас или испытывали бы его, если бы наше сознание было яснее, приказание не пользоваться немедленно нашей силой, а ожидать обнаружения свободы вне нас, тогда мы предполагаем свободное существо. Где вмес­те с запрещением появляется перед нами и само обна­ружение, там мы полагаем его продукт.

8) Мы нашли: а) Пользование свободой (действи­тельное развитие уже существующей силы жизни) под­чинено высшему закону, относящемуся к самой внут­ренней свободе, по которому эта последняя должна ограничивать саму себя. Является ли этот закон таким единым и общим, каким мы его здесь представили, или это его формальное единство есть только созданное нами понятие, — этого мы пока не будем касаться; пока мы говорим только об отдельных фактических прояв­лениях его, об отдельных определенных запрещениях; Ь) В этом отношении мы выяснили следующее: Единая жизнь, качественно одинаковая, разделена на многие количественно различные повторения (многиея), из которых каждое обладает полной единой силой жизни. Предположим, что одно из повторений приводит в ис­полнение часть той общей способности; тогда непос­редственно, абсолютно и как безусловно новое творе­ние возникает во всех других численных повторениях запрещение противодействовать этому развитию: за­прещение, которое может путем размышления под­няться до ясного сознания, — это не обязательно — но которое находится внутри жизни и изображает себя, по крайней мере, как принцип, во внешнем созерцании (само собой разумеется, только для того, кто напрягает внимание, переносится из индивидуального состояния


в область единства и умеет сосредоточивать внимание). Запрещение, говорю я, а не невозможность: он мог бы, но он не должен; он может физически, но не должен морально; с) Следовательно, мы утверждаем, что хотя и не непосредственно, не физическим образом, но нрав­ственным образом, посредством возникающего запре­щения, свобода одного индивида непосредственно оп­ределяет и строит всеобщую свободу; d) Таким образом, мы нашли заданный нам связующий член, который уничтожает численное разделение, и теперь чувствен­ная пропасть, существующая между многими я, нрав­ственно заполнена.

9) Однако чтобы придать вышеизложенному полную ясность, необходимо прежде всего определить разли­чие между физической связью и моральной.

Физическая связь существует тогда, когда причина непосредственно через свое действие на саму себя дей­ствует в то же время на других; когда, следовательно, самоопределение есть в то же время определение дру­гих; когда поэтому действие на самого себя или само­определение и действие на другого или определение другого по своей природе одно и то же. Например, мате­риальное тело, двигающееся в некотором пространстве, двигает, конечно, прежде всего себя, и мы имеем только самоопределение; но непосредственно тем самым оно изгоняет из этого пространства все, что сопротивляет­ся ему с меньшей силой, чем та, с которой оно в это пространство проникает.£го собственное движение и движение другого безусловно едины и между ними нет посредствующего члена. (Так же рассматривается и наше свободное действие на телесный мир. Наша рука, например, отталкивает по некоторому закону непосред­ственно, потому что она сама движется по некоторому закону).

Напротив, моральная связь есть такая, в которой меж­ду самоопределением причины и определением ей дру­гого существует посредствующий член; это посредству­ющее, которое не может быть бытием, ибо тогда уничтожилась бы всякая связь, должно быть сознани­ем; непосредственное сознание этого самоопределе­ния причины в другом. Это сознание самоопределения, а не самоопределение непосредственно, как это имеет место в физической связи, должно определять и ограничивать другого. Как это возможно? Сознание есть свобода, а определенное сознание есть свобода оттого, что мы сознаем. Поэтому когда другой сознает самооп­ределение причины, он возвышается над ней, сам оста­ваясь свободным и равнодушным. Поэтому его ограни­чение ею надо понимать так он должен вследствиезггого сознания ограничить свою бесспорно существующую свободу собственной же свободой.

На такую моральную связь мы и указывали. Один действует — это есть самоопределение, которое какта-ковое совсем и вполне остается в нем. Но непосред­ственно вместе с этим самоопределением возникает для всех совершенно общее сознание, которое также непосредственно влечет за собой ограничивающее «должен»; таким образом, мы, как мы этого хотели и должны были, установили между всеми моральную связь. Хотя физическое разделение сохраняется и даже теперь только как следует подтверждается, но мораль­но все составляют Единое, будучи охвачены одним и тем же законом, запрещающим всем одно и то же пользование свободой.

(Это и есть для всех очевидная связь между свобод­ными и разумными существами, проявляющаяся в об­щем сознании. Они не должны вступать между собой в физическую связь и взаимодействовать как материя посредством напора, толчка и удара. Они не должны образовывать непосредственной непрерывности, но они должны ставить между собой сознание и понятия и посредством их вступать во взаимодействие. В чув­ственном созерцании изображение этого взаимодей­ствия, этой среды, разделяющей непосредственную не­прерывность, суть свет и воздух, служащие для взаимной зримости и сообщения понятий посредством слов, —


они кажутся полудуховными элементами по сравне­нию с плотной материей, которой мы обладаем в на­шем теле совсем не ради других, а только ради плотной материи вне нас).

10) Я утверждал: они составляют Единое благодаря моральной связи, хотя и остаются разделенными в чувственном мире. Но остается без ответа еще важный вопрос, который мы никоим образом не желаем скры­вать. Мы говорили, что когда свободно действует одно из численных повторений Единой жизни, тогда абсо­лютно возникает сознание во всех других, воспреща­ющее им употребление свободы, противодействующее этому акту; если допустить эту связь, то само собой на основании вышеизложенных основных положений будет вытекать все остальное, что мы утверждали. Но как обстоит дело со связующим членом; как может сво­бодное самоопределение одного вызвать и обосновать сознание в других? В этом настоящая суть вопроса? Итак, настоящая точка зрения нашего исследования следующая: мы перевели жизнь из чувственного мира в мир нравственный, мы ясно указали на характерное различие между ними, но мы не имеем еще связующе­го звена для них.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия