Студопедия — ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Социальное время - время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Люди, создавая социальное время событиями личной жизни, могут относиться к нему как к надиндивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.

Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его с временем выполнения общественных функций. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования». Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях.

1. Социальное пространство и время

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.
Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.
Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур.


2. Социальное пространство — не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география.Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии
Социальное пространство — абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала,

Различия социального и физического пространств:

Измерений физического пространства только 3 а социального больше.

В социальном пространстве разные измерения имеют разные единицы измерения (власть можно мерять по количеству подчиненных или по другим параметрам), а в физическом все равны (метры сантиметры).

В разных ситуациях может иметь больше или меньше координат соприкосновения, а в физическом мире все определенно.

Теории стратификации это один из инструментов определения положения объекта в социальном пространстве.

 

 

3.. Данный термин был введен известным социологом Георгом Зиммелем. Социальная дистанция является неким понятием, которое характеризует положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их соотношение, то есть уровень их близости или отдаленности, отчужденности друг от друга, степень их взаимосвязанности.

Социальная дистанция устанавливается институционально, она может быть регламентирована законом, обычаем, традицией. Объективно социальная дистанция отражает реальные различия – экономические, политические, этнические, национальные, многие другие – между группами, членами которых считают себя индивиды.

Каждый человек в своем сознании классифицирует окружающих его индивидов по различным критериям, таким образом вычленяя из общества группы, то есть разбивая социум на части. Этот процесс происходит в сознании у каждого индивида

Социальная дистанция - термин для обозначения расстояния между объектами (характеризует степень близости или отчужденности социальных групп или лиц).

Социальную дистанцию можно определять через координаты по разным осям стратификации. Чаще социальную дистанцию определяют по субъективным чувствам.Шкала Богардуса - накопительная шкала для измерения социальной дистанции между этническими группами.

Также одним из инструментов измерения соц дистанции является социометрия. Она позволяет измерить дистанцию только внутри малой социальной группы.

Разновидности социальной дистанции:1. вертикальная (расстояние между сословиями, классами и т.д.) и горизонтальная (расстояние между объектами в пределах одного социального слоя).

2. Внутренняя (между индивидами внутри группы) и внешняя (расстояние между социальными группами).

5. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСВОЕННОЕ И ПРЕОБРАЗОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Расселение- соц.-пространственная форма организации общества. Это понятие определяет и сеть поселений и функциональные связи внутри этой сети. Важные элементы: материальные формы и виды поселений. На формирование сети расселения влияют физические факторы: рельеф, климат, материальные ресурсы, скорость перемещения в пространстве. Также на расселение влияют и социальные факторы.

Городская сегрегация - выражение социального неравенства в на селении людей в пределах поселения.

Эффект клуба - стремление людей с высоким соц статусом селиться в одном месте, взаимодействовать.

Эффект гетто - эффект вытеснения людей с низким социальным статусом в непрестижные, непривлекательные районы.

Роберт Парк, Эрнест Бёрджес (начало 20 века, Чикагская школа) - занимались социальным картографированием.

"Концентрическая модель города"

1 - в основном административные здания, офисные, мало жилых зданий.

2 - переходная(транзитивная) - зона запустения - дорогая земля, мелкая торговля, мелкие компании.

3 - зона дешевого жилья

4 - зона жилья повышенной комфортности (Седьмое небо)

5 - пригород, самое дорогое жилье, особняки

 

6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Энтони Гидденс предлогал термины локальность, регионализация, и не которые термины Гофмана: разделение переднего плана и кулис, соприсутствование, позиционирование.

 

Халестранд – обращает внимание на некоторые ограничения, которое накладывает физическое пространство на деятельность человека:

1. Единое неделимая целостность человеческого тела.

2. Конечность человеческой жизни и однонаправленность времени.

3. Ограниченная возможность одновременного решения нескольких задач.

4. Движение в пространстве это всегда передвижение во времени.

5. Ограниченный предел вместимости.

Домейн или станция - узловая точка стандартных траекторий перемещения человека в течении какого-либо промежутка времени, а также точка пересечения людей (траектории людей).

Локальность - физический регион, охватываемый как часть ряда взаимодействий, имеющий определенные границы, которые помогают сконцентрировать взаимодействие тем или иным образом.

Регионализация - временная, пространственная или пространственно-временная дифференциация регионов внутри локальностей или между ними.

 

Гофман - описывает символы перехода из одной зоны в другую (приветная, публичная).

8. результат процесса (морфогенезис, трансмутация, простое репродуцирование или расширенное, трансформация);

По результатам процессов:

• морфогенезис (возникновение новых социальных структур[общности, соц. институты, пр. Профессии)

• трансформация (изменение существующих социальных структур)

• трансмутация (количественные изменения):

1. простое репродуцирование (поддержание равновесия [социализация] относится к структурному функционализму).

2. Расширенное репродуцирование (количественное расширение).

3. Суженное репродуцирование (количественное уменьшение).

 

9. движущие силы процессов (внутренне присущие «эндогенные» или действующие извне «экзогенные», «материальные» или «идеальные», возникающие «снизу» спонтанные или идущие «сверху» спланированные). Дополняет эту типологию различение уровней социальных процессов: макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп; мезопроцессы протекают на уровне больших групп, сообществ, ассоциаций, политических партий; микропроцессы — на уровне жизни человеческих индивидов, в малых группах, семьях, школах, дружеских кружках.

 

Степень осознанности или степень отрезанности в общественном сознании - осознанные, явные/ латентные. Результаты этих процессов неожиданны для людей. Так же к этим процессам относятся процессы, имеющие дополнительный результат, процессы бумеранги, которые предсказаны неправильно.

III. По факторам или движущим силам социальных процессов:

1. Эндогенные – относящиеся к обществу, внутренние.

2. Экзогенные – внешние по отношению к обществу (природные).

 

IV. По временным масштабам:

• Краткосрочные

• Среднесрочные

• Долгосрочные

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Эволюционизм (19-20 век) - Дарвин и Спенсер.

Основные принципы:

1. Эволюцию - направленный процесс. Основное направление - рост сложности и дифференциации а также приспособленности.

2. Стадиальность - организм проходит в развитии стадии.

 

Разногласия эволюционизма:

1. Какие факторы порождают эволюцию? (Внешние или внутренние). Одни считают что меняется внешняя среда и инструмент - адаптация. Другие считали что внутренняя и инструмент - выживают сильнейшие.

2. Что является единицей эволюции - целостность (популяция) или эволюционируют отдельные индивиды или особи.

3. Является телеологическим (целевым) или социальным процессом.

4. Идеализм (развитие идей) или материализм (развитие производства).

 

В 50е года 20 века появился неоэволюционизм:

1. Стали использоваться мультилинейные модели.

 

Что такое адаптация?

К чему адаптируются?

Что является критерием эволюции?

Рост сложности и дифференциации.

Производство энергии.

 

Крайности эволюционистов (Гидденс):

1. Склонность эволюционистов к однолинейным моделям социальных процессов.

2. Гомологическая ограниченность.

3. Нормативная иллюзия (отождествление групп разного уровня развития между собой).

4. Временные искажения (отождествление течения времени и изменений).

 

- влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. В классической форме он сложился в 19 веке в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др.
Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития

Недостатки: предположение об однолинейности, т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью суждение о включении в социальное развитие нравственного просвещения,

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ — термин, употребляемый для обозначения различных вариантов пересмотра в совр. немарксистской социологии, культурной и социальной антропологии идей эволюционизма 19 в. (Г. Спенсера, Э. В. Тейлора и др.). Среди течений Н. наиболее известны эволюционный «культурный материализм» (вамер. культурантронологии и археологии), особое внимание уделяющий истории развития технико-эко-номич. базы культуры (Л. Уайт, Г. Чайлд, М. Са-линс, Э. Сервис, М. Харрис, Дж. Стьюард, Л. Бинфорд и др.), и эволюционный функционализм (Парсонс, Р. Белла, Н. Смелзер, С. Эйзенштадт и др.), развивающий в конкретноисторич. плане универс. модель структурной дифференциации Спенсера и Дюркгейма, основанную на усложнении общественного разделения труда.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ школа, возникшая в середине 20-го столетия и пытавшаяся вновь оживить объяснение социального изменения в соответствии с эволюционными принципами Неоэволюционизм получил наиболее сложное в теоретическом плане выражение в работах Парсонса (1964, 1966, 1971), посвященных систематической попытке показать, что функционализм мог бы произвести адекватную оценку социального изменения, а неоэволюционная теория — преодолеть недостатки предшественников. Ряд проблем был.Проблема однолинейности в неоэволюционном подходе решается проведением различия между общим процессом эволюции, понимаемым с точки зрения главных культурных, институционных или структурных открытий (языка, письменности, правовых систем, денег, рынков, бюрократии, стратификации и т.д.), достигаемых обществами в разное время, и конкретной эволюцией определенного общества. Развитие подобных крупных достижений (или эволюционных всеобщностей, как называет их Парсонс) играет решающую роль в его подходе. Парсонс выявляет пять различных стадий в общем эволюционном процессе, каждая из которых иллюстрируется историческими или существующими обществами. Заключительная стадия — развитого индустриализма — "конец" эволюционного процесса и будущее всех существующих в настоящее время обществ, еще не достигших индустриализации.

 

 

11. Социальные изменения:

Тип*Описание*Особенности

Природные*Природные условия, полезные ископаемые и другие природные ресурсы и народонаселение*природная среда, рождаемость

Неприродные*экономические политические и культурные*экономические: рост производительных сил выражается в изменении производства; политические: форма правления форма госустройства; культурные

 

3 основных типа кипитала (Тоффлер):

Феодальное – военные силы

Индустриальная – деньги

Постиндустриальная – информация

Культурные факторы зачастую не способствуют изменениям а их сдерживают. Культурные факторы могут проявляются в двух формах инновация и диффузия (внедрение уже существующих культурных форм). Повышение уровня социальной дифференциации, появляется поляризация. Высокая значимость технологических инноваций порождает технологический детерминизм.

 

Движущие силы социальных изменений:

Провиденциализм*Сверхестественные

Героизм*Великие люди

Органицизм*Народные безличностные массы

Конструктивизм*Обычные люди и их повседневная деятельность

 

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - раздел социологии, по О. Конту, предмет к-рой - условия существования и законы функционирования обществ. системы; С.с. представляет теорию обществ. порядка, организации, гармонич. взаимодействия всех частей об-ва как целостного организма. С.с. рассматривает основные обществ. ин-ты - семью, гос-во, религию - ст. зр. их обществ. функций, их роли в деле интеграции социальной (см.). Семья выступает у Конта как источник морального воспитания и как естественная база политич. организации об-ва. Семья хранитель и передатчик традиций, опыта прошлых поколений; в семье индивид социализируется, приобретает качества, Аналогом семейных отношений в более широком обществ. плане является корпорация, основанная на разделении труда. Подчеркивая значение эмоциональных и моральных связей, на задний план экономия, связи.

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ - теория обществ. прогресса, разработанная О. Контом, в основу к-рой, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенствования. Конт делил факторы, влияющие на обществ. прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и стадии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни), физич. (совершенствование человеческой природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизич. мировоззрения к позитивному) и моральную (развитие чувства коллективности) сферы

 

 

12. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Наряду с теориями, признающими возможность прогрессивного развития общества, имеют место теории, отрицающие его. Это так называемые циклические теории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития, акцентируют внимание на многолинейности и многонаправленности развития общества и культуры. В рамках этих теорий выделяются определенные типы культурных и социальных систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.

Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского подразделяет все народы на исторические и неисторические. Неисторические народы – это тупиковые ветви в развитии общества, они не в состоянии решать свою судьбу, следовательно, они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы. Н.Данилевский насчитывает 13 культурно-исторических типов, созданных историческими народами: египетский, китайский, индийский, иранский, Культурно-исторические типы различаются по сочетанию в них четырех основных элементов:

· религиозного,политического,культурного,экономического.

Каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре фазы своего РАЗВИТИЯ: Бессознательный период, когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают в форме «этнографического материала.

Период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов.Период расцвета.Период упадка.

По А. Тойнби всемирная история - это воспроизводство и гибель регионально несовместимых друг с другом цивилизаций. При объяснении причин становления и развития цивилизаций решающая роль принадлежит "ответу" народов на "вызов", брошенный им обстоятельствами. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Основной критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения.

Теория культурно-исторических типов используется в исследовании своеобразия и взаимодействий локальных культур.

 

 

13. ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИЙ П.СОРОКИНА

Первая современная теория революции предложена в 1925 г. Питиримом Сорокиным. Он делал свои выводы, исходя прежде всего из опыта русской революции 1917 г., в которой принимал участие. Его теорию можно считать бихевиористской. Революция кардинально преобразует типичное человеческое поведение. Сорокин прослеживает и документирует подобные изменения в разных областях человеческой жизни и поведения. К таким изменениям относятся: «подавление собственнического инстинкта масс», «подавление полового рефлекса», «подавление импульса к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта», «извращение религиозных, моральных, эстетических форм поведения». Все это «приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание, дисциплину, порядок и прочие цивилизованные формы поведения и обращает людей в беснующиеся орды сумасшедших».

основной «почему?» и выдвигает две главных гипотезы. Первая относится к движущим силам, которые стоят за революционными массами. Вторая гипотеза относится к реакции властей.

Если оба условия — давление «низов» и слабость «верхов» — совпадают, революция становится неизбежной.

 

13. МАРКС. ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИЙ.

 

Общественно-экономическая формация – социальная система, состоящая из

 

Производительные силы - все имеющиеся в обществе ресурсы, которые обеспечивают производство материальных благ.

Производственные отношения выражаются в различных формах собственности на средства производства.

Надстройка - юридические и политические отношения и различные формы общественного сознания (наука, религия, искусство).

Также допускал и влияние надстройки на базис:

 

Формации:

1. Первобытная (коллективная общественная собственность).

2. Рабовладельческая (антогоноистический класс, у кого больше тот доминирует).

3. Феодальная 2. Рабовладельческая (антогоноистический класс, у кого больше тот доминирует).

4. Капиталистическая 2. Рабовладельческая (антогоноистический класс, у кого больше тот доминирует).

5. Коммунистическая (не существует. прогнозировал ему).

 

Классы - социальные группы которые различаются по их отношению к средствам производства. Концепция класса неотделима от концепции классовой борьбы. Маркс исходит из дихтомического (на два) деления общества. Доминирующие и угнетаемые.

 

 

14. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Р. БУДОНА

Теории социального изменения критически анализировал французский социолог Раймон Будон. Он различил несколько их типов.

Старейший тип концепций социального изменения в социологии – это эволюционистские концепции, трактующие историю как закономерный естественный процесс развития общества. Они восходят к О. Конту, Г. Спенсеру, Д. С. Миллю

Другой тип теорий социального изменения, такие теории, которые устанавливают некоторые общие схемы социальных изменений.

К определенному типу теорий социального изменения Р. Будон относит концепции, которые пытаются делать предсказания вида «если А, то (скорее всего) В» (если произойдет такое-то изменение в жизни общества, то это повлечет за собой вот такие определенные изменения). В качестве примеров он приводит известное положение, сформулированное А. Токвилем, состоящее в том, что выражения народного недовольства и социальное противоборство чаще всего происходят как раз тогда, когда случается ослабление тяжелых законов, которые народ до этого безропотно переносил.

Еще один тип теорий социального изменения представлен концепциями, которые пытаются установить общие причины социальных изменений.

 

15. Социальные изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Факторы социальных изменений.Социальное изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения вызывает взаимодействие множества факторов (различающиеся от ситуации, времени и места): 1. Физическая среда. 2. Население. 3. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. 4. Поддерживающие ценности и нормы 5. Инновации. 6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распределяются от одной социальной системы к другой.

Существенным фактором социальных изменений является идеология С помощью идеологии социальные группы или классы требуют изменений или сопротивляются

15. Источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К ним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, наций, государств.

Технологические факторы социальных изменений – это факторы научно-технического прогресса,

 

16. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

17. Изменения в обществе могут проводиться несколькими основными способами. Выделяют следующие движущие силы изменений в обществе:инновация, диффузия, соц движение, конфликт

Инновация (нововведение) есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения потребностей. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и другие. каждое нововведение проходит три стадии: отвергание, привыкание, приятие.

Диффузия – распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение

 

18. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

1) теория депривации (американские социологи Роуз и Моррисон, 60-е гг.) Люди испытывающие определённые лишения (относительную депривацию) объединяются в социальные движения. Относительная депривация – это восприятие своего положения как невыгодного по сравнению с положением других.

2) теория массового общества (Корнхауз, 1959г.) Социальные движения составляют социально-изолированные, обладающие слабыми социальными связями люди, с готовностью вступающие в группы и поддающиеся манипуляции. Такие социальные движения возникают в обществе масс и позволяют личности почувствовать свою значимость. Такие движения, по мнению автора, редко являются демократическими. Т.е. причины движений – в самом обществе.

3) теория структурной напряжённости (Смелзер, 1962г.) Социальные движения обусловлены:

а) фактор структурной обусловленности, т.е. осознание людьми существующих в обществе проблем;

б) фактор структурной напряжённости, когда люди ощущают относительную депривацию, а общество не отвечает их ожиданиям;

в) понимание проблемы. Данный фактор является необходимым для возникновения организованного движения, т.е. важным является определение проблемы, осознание её причин и выработка путей решения проблемы, в противном случае возможен бунт;

г) фактор ускорения, т.е. наличие повода, события, способствующего мобилизации;

д) мобилизация к действиям (готовность действовать);

е) недостаточный социальный контроль, т.е. реакция чиновников, полиции, армии, позиция государства, такая, например, как невмешательство, попустительство или подавление. Т.е. раскрыта динамика социального движения: проблема - напряжение - понимание проблемы - повод - мобилизация к действиям - реакция общества на эти действия.

6) теория новых социальных движений (Маккарти, Кризи) Отличительными особенностями современных социальных движений являются:

а) их глобальный характер, как правило интернациональный, затрагивающий глобальные проблемы экологии, социального положения женщин, гомосексуалистов, прав животных, терроризма. Такие движения реализуются в государственных или международных масштабах;

б) основная задача связана с культурными изменениями, с улучшением социального и физического окружения (экологическая среда), а не с проблемами узкими, такими, как экономические (профсоюзные движения);

в) движущей силой становится средний класс (и его верхний слой), а не рабочий класс, как утверждает традиционное понимание сущности социальных движений.

 

19. Характеристика динамических процессов, совершающихся в малой социальной группе, не может быть понятой без исследования проблемы лидерства или руководства.

 

Этапы развития социального движения

1. Народное волнение – социальное движение еще не оформилось. Уже есть индивидуальные недовольства, но коллективных еще нет.

2. Начало социального движения как коллективной активности. Мелкие локальные движения сливаются в одно. Люди идут на риски ради достижения общей цели.

3. Организация движения. Социальное движение развивается, накапливаются ресурсы, и требуется разделение труда, чтобы руководить и организовывать движение. Постепенно складывается формальное движение. На этом этапе нужен администратор.

4. Институцализация движения. Движение сталкивается с тем что нужно устанавливать отношения с другим институтом, в первую очередь с государством. Нужен лидер политик, который сможет коммуницировать.

Соответствие целей потребностям людей.

 

20. Коллективное поведение Тип поведения индивидов или соц. групп, ориентированных на достижение общих целей. может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе. Коллективной поведение – относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию.

Существуют два вида коллективного поведения:
1. Поведение толпы.
2. Массовое поведение.

Массовидные общности – легко возникающие и легко распадающиеся группы людей, по вкусам, интересам, эмоциям или наличия пространственной близости.

Массовидный эффект – выражается в усилении эмоцианальной мотивации и снижения рациональной.

Теория психологического заражения (Будон, Смельзер)Теория конвергенции Конвергенция сближение признаков тех кто со схожими признаками.Слухи – не поддающаяся проверке информация

 

Лофланд выделяет три основных типа эмоций, присущих коллективному поведению: страх, враждебность и радость

Эмоция(была таблица)

1. Страх. Толпа Зрители, в панике убегающие из театра из-за пожара

Заложники, захваченные группой террористов на борту самолета Масса. Стихийные бедствия Страх кровопролития Волны преступности

Преследование сектантов

2. Враждебность толпа. Политические собрания, шествия Толпы линчующих людей Расовые беспорядки Масса. Объявление политических деятелей “Козлами отпущения”

Перекрестный огонь

3. Радость Толпа Собрание членов секты Фашистские сборища в Нюрнберге

Праздничный карнавал Рок-концерты Спортивные события Масса Золотая лихорадка

 

Снайдер и Тилле в 70 годы попытались найти статистические связи между уровнем депривации и уровнем коллективного насилия. Они выделили что люди не сразу рефлексируют на изменение уровня жизни. Люди испытывающие определённые лишения (относительную депривацию) объединяются в социальные движения. Относительная депривация – это восприятие своего положения как невыгодного по сравнению с положением других.

 

 

21. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ШТОМПКИ

Основными составляющими теоретической модели Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие.

Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов. Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены.

Завершая анализ концепции социального изменения, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой — стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь

21. Штопка выделяет 5 факторов которые влияют на степень активности индивидов или групп и соответственно на темп и глубину социальных изменений:

1. Личностные характеристики: креативность целеустремленность квалификация

2. Характеристика структуры: гетерогенность-гомогенность, закрытость-открытость

3. Характеристика среды

4. Характеристика традиции: объективный (качества традиции) и субъективный уровень (восприятие их индивидами).

5. Характеристики предполагаемого будущего: светлое-темное, достижимое-не достижимое, можно-нельзя повлиять на него.

 

 

22. МОДЕРНИЗАЦИЯ

В социологии под термином “модернизация” подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.

Современное общество – это индустриальное общество. Модернизация общества прежде всего предполагает его индустриализацию.

Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс. Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация – это не раз и навсегда достигнутое состояние. Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, не дающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют “отстающие” регионы и “периферийные” группы. Они составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всемирном масштабе, по мере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всему земному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему. Как представляется, модернизация имеет две основные фазы. До определенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно рассматривается как прогрессивное движение к совершенствованию.

 

Нейл Смелзер описывает модернизацию как комплексное, многомерное смещение, охватывающее шесть областей.

1. В экономике отмечается появление новых технологий.

2. Сельское хозяйство как средство к существованию движется к коммерческому сельскому хозяйству.

3. Современные источники энергии и механизмы заменяют использование мускульной силы человека и животных.

4. Городской тип поселения распространяется и концентрирует в себе рабочую силу.

5. В политической сфере авторитет вождя племени сменяется системой избирательного права, представительства, политических партий и демократического правления.

6. В сфере образования происходит ликвидация неграмотности, растет ценность знани




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
класс (68 часов из расчета 2 часа в неделю) | ПОД КАПОТОНЫЙ БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 576. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия