Студопедия — Ислам. Формирование ислама в качестве мировой религии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ислам. Формирование ислама в качестве мировой религии.






Пророк Мухаммед. Становление ислама. Начало проповеди. Основы вероучения ислама были заложены реальной исторической личностью, жизненный путь которого хорошо известен. Мухаммед родился в Мекке в 570 г. в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Он происходил из рода хашим, входившего в состав влиятельного среди арабов племени курейш. По представлению мусульман, Мухаммед – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Мухаммед рано остался сиротой. Его отец умер во время торговой поездки до рождения сына, еще через несколько лет умерла его мать. Поэтому ребенком будущий основатель нового вероучения воспитывался в доме своего деда Абд аль-Муталлиба, а затем у дяди – Абу Талиба. С детства Мухаммеду приходилось работать – он пас скот, участвовал в торговле, несколько раз отправлялся с караванами в дальние странствия. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой вскоре женился, несмотря на значительную разницу в возрасте. Согласно сохранившимся сведениям, Мухаммеду было 25 лет, а супруга была старше его на 15 лет. Хадиджа родила ему трех сыновей, скончавшихся еще в младенчестве, в том числе Касима, а также четырех дочерей. Однако только одна дочь – Фатима – пережила отца и оставила потомство. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе других жен.

Мухаммед не умел читать и писать, однако духовные поиски заставляли его искать путь к истине через размышления и уединение. Его привлекала мудрость учений, рассказывающих об устройстве мира и нравственных заповедях. Еще в молодости Мухаммед познакомился с учениями иудеев и христиан. Были знакомы ему и идеи ханифов, веривших в единого Бога.

Предания о жизни пророка сообщают, что он любил в одиночестве отправляться в расположенные неподалеку от Мекки горы, где проводил время в размышлениях о смысле жизни и природе мироздания. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, затем свыше раздался голос, возвестивший о том, что он избран посланником Бога. Мухаммеда сильно напугали этот голос и само сообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ: «Читай!» Мухаммед ответил, что не умеет читать. Неведомая сила сдавила грудь Мухаммеда. Он смог лишь вновь промолвить, что не может читать. Но голос строго потребовал от него: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека!» Это ангел Джабраил настойчиво призывал к чтению. И только тогда посланник Всевышнего смог начать чтение. Слова, которые он читал, были записаны не обычными буквами на бумаге – они были запечатлены в сердце пророка. Мухаммед понял, что на него возложена великая миссия. Он ощутил неведомый прилив сил и понял, что именно ему Всевышний велит донести миру книгу мироздания.

Согласно мусульманской традиции, Аллах передавал содержание Корана Мухаммеду через ангела Джабраила в течение более тридцати лет. Отдельные суры и аяты были ниспосланы через видения, являвшиеся пророку главным образом по ночам. Первое такое видение случилось в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан, и в память о нем мусульмане отмечают этот день как особую дату, получившую название Ляйлят аль-Кадр («Ночь предопределения»). Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.

Первоначально Мухаммеда пугали начавшиеся откровения, лишь затем он осознал, что избран Всевышним в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям слово Божье.

Первые откровения, которые Мухаммед пытался передать своим соплеменникам, провозглашали величие единственного и единого Бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, судном дне и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповеди Мухаммеда поначалу были восприняты в Мекке с недоверием и насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась сплоченная группа сторонников, среди которых были выходцы и из знатных родов, и из низших слоев общества, включая рабов.

Среди первых последователей ислама были жена Мухаммеда Хадиджа, поверившая в пророческую миссию супруга, племянник Али и вольноотпущенник Зейд, считавшийся приемным сыном Мухаммеда. Среди приверженцев новой религии были и курейшиты, в том числе знатные мекканцы – Абу Бекр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (преемниками пророка Мухаммеда).

Рос авторитет Мухаммеда среди горожан, увеличивалось количество его последователей. В связи с этим мекканская верхушка, которая боялась потерять власть, начала преследовать и притеснять сторонников пророка – мусульман. Однако Мухаммед находился под защитой своего рода и его главы Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.

В своих проповедях Мухаммед нес соплеменникам слово о божественной мудрости, единстве и величии Бога, его всемогуществе и милости. При этом Мухаммед приводил в качестве примера знаменитые истории о пророках, направленных в этот мир Всевышним, и о жизни древних народов, исчезнувших с лица земли. Многие из этих историй были знакомы слушателям из священных книг религий, предшествовавших исламу. Этим пророк показывал, что Бог всегда стремился донести до человечества истину о мироздании и вере, хотя люди не всегда принимали ее либо понимали неверно.

Разногласия между последователями Мухаммеда и мекканцами то сглаживались, то усиливались. Около 620 г. стороны даже были готовы пойти на компромисс. Распространились слухи о том, что Мухаммед якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых среди арабов богинь – ал-Лат, аль-Уззы и Манат, а мекканцы в ответ на это готовы признать пророческую миссию Мухаммеда и первенство Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее основополагающий принцип учения ислама – строгое единобожие, не могло быть достигнуто на таких условиях. Борьба лишь обострилась, а неприятие к последователям ислама стало более ощутимым. Тем временем в жизни Мухаммеда произошли печальные события: ушла из жизни его жена Хадиджа, умер дядя Абу Талиб. В результате пророк потерял значительную часть внутренней опоры. Более того, ставший главой рода Абу Лахаб отказал мусульманам в покровительстве.

Мухаммеду пришлось искать сторонников за пределами Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках нового пристанища поездку в город Таиф. Наконец около 620 г. он достиг соглашения с группой жителей Ясриба – крупного землевладельческого оазиса, расположенного примерно в 400 километрах севернее Мекки. Арабские племена Медины находились в состоянии затянувшихся междоусобиц, выйти из которых они надеялись с помощью влиятельного и беспристрастного посредника. В качестве такого нейтрального судьи и был приглашен Мухаммед, заслуживший признание в качестве пророка и духовного лидера.

Хиджра. В сентябре 622 г. большинство мусульман во главе со своим вождем переселились из Мекки в Ясриб. Враждовавшие с курейшитами мединцы радушно приняли миссию Мухаммеда, которого не считали чужим, поскольку его мать была родом из Ясриба. Горожане оказались более восприимчивыми к проповеди новой религии, на что повлияло и существование влиятельной иудейской общины.

Вскоре после прибытия Мухаммеда в Ясриб значительная часть населения города приняла ислам. Это был огромный успех для немногочисленной прежде общины правоверных. Поэтому переселение мусульман из Мекки в Ясриб в 622 г., получившее название хиджра, стало считаться началом мусульманского летоисчисления. В исламе принят лунный календарь, а год состоит из 355 дней – что на 10-11 дней меньше, чем в григорианском. Поэтому все даты и праздники мусульманского календаря каждый год сдвигаются вперед. А город Ясриб позже получил наименование Мадинат ан-Наби («город Пророка»), или просто Медина.

Именно здесь Мухаммед превратился из простого проповедника слова Божьего в политического лидера общины, вскоре ставшей влиятельной мировой державой. Под его властью оказалась почти вся Медина. Главной опорой Мухаммеда были пришедшие с ним из Мекки мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. Мухаммед также рассчитывал заручиться поддержкой у евреев, однако они отказались признать его пророческую миссию и даже высмеивали его. Объявились противники даже среди тех арабов, которые поначалу приняли ислам, но затем отошли от этой религии. Мухаммед резко осудил действия своих оппонентов.

Полемика с иудеями и язычниками способствовала дальнейшему развитию учению ислама как самостоятельной религии. В проповедях Мухаммеда все чаще стали звучать слова об особом месте ислама и его собственной пророческой миссии, венчающей деятельность всех ниспосланных прежде Аллахом пророков.

В Медине мусульманская община сформулировала свой устав, выработала первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и повседневной жизни. Были сформулированы нравственные и правовые нормы, разрешения и запреты. Так, многоженство было ограничено четырьмя женами, определены правила ведения торговли, установлен запрет на употребление свинины и вина и т. д.

В городе была построена первая мечеть, утвердились правила культовой практики, касающиеся совершения молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, благотворительных сборов и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться принципы повседневной жизни мусульман, касающиеся наследования, раздела имущества, бракосочетания. Таким образом, были заложены основы религиозного учения, ритуала и организации общины.

Одной из форм сплочения верующих и расширения круга последователей ислама с самого начала мединского периода стала борьба с мекканцами, сохранявшими приверженность языческим верованиям. Дело доходило до военного противостояния. Несколько раз жители Мекки даже осаждали Медину.

Тем временем сила мединской общины крепла. Ислам приняли многие богатые оазисы Северной Аравии, союзниками Мухаммеда становились все новые племена. Единственным крупным очагом сопротивления оставалась Мекка, однако и там появлялось все больше сторонников мусульман. В результате в 630 г. мекканцы без боя впустили войско Мухаммеда. Он совершил поклонение Каабе и приказал освободить ее от языческих идолов. Большинство жителей Мекки приняло ислам. С этого момента фактически мусульманская община превратилась в сильное и влиятельное государство.

Победа над влиятельными противниками еще более укрепила политический и религиозный авторитет Мухаммеда среди арабских племен. В последние годы жизни пророка большая часть земель Аравийского полуострова вошла в состав мусульманского государства, жители племен обратились в исламскую веру.

Мухаммед продолжал жить в Медине, и лишь незадолго до своей смерти совершил паломничество в Мекку, ставшее последним в его жизни. Во время хаджа он выступил с проповедью, которая вошла в историю как «Прощальная».

В этой проповеди пророк оставил людям следующие заветы, главным среди которых является вера в единого Бога Аллаха, пророком которого был избран сам Мухаммед. Также в проповеди он призвал мусульман отказаться от междоусобных войн и проливать кровь, а также наносить ущерб пленным. Также он напомнил о запрете давать деньги под проценты, совершать несправедливые поступки. Пророк призвал мусульман заботиться о женщинах и соблюдать их права.

Летом 632 г., вскоре после произнесения «Прощальной проповеди», Мухаммед скончался. Похоронен он в главной мечети Медины.

Мухаммед вошел в историю как основатель самой молодой из мировых религий. Он был уникальной личностью, сумевшей объединить идущие свыше духовные озарения с практической деятельностью по созданию государства и руководству им. Как политический вождь и военачальник Мухаммед впервые в истории добился объединения в единое государство разрозненных аравийских племен. После смерти его жизнеописания были дополнены легендами и преданиями о совершенных им чудесах. Однако подчеркнем, что вероучение ислама в принципе не наделяет последнего пророка никакими сверхъестественными чертами. В Коране наряду с изложением связанных с ним чудесных событий неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Исламские теологи утверждают, что Мухаммед, в первую очередь, был простым смертным, избранным Аллахом для пророческой миссии.

Мусульманское государство после смерти пророка. Со смертью Мухаммеда прекратился прямой контакт общины с Аллахом, ею стали управлять халифы – заместители (наместники) пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. Арабское государство получило название Халифат.

После смерти Мухаммеда некоторые кочевые племена в Аравии пытались отказаться от прежних договоренностей и отменить новые порядки, однако эти попытки закончились провалом. Преемники пророка быстро и решительно подавили бунтарей, и основные силы молодое мусульманское государство направило на завоевание новых земель и распространение ислама.

Преемниками духовной миссии Мухаммеда и наследниками политической власти в Халифате стали его ближайшие соратники. Первым халифом стал Абу Бекр (623-634 гг.) – один из первых, обращенных в ислам. При его правлении были подавлены внутренние смуты в Аравии и начались стремительные завоевания. Были совершены походы на Сирию и Месопотамию. Но правил Абу Бекр недолго: спустя два года после своего избрания он умер, передав правление грозному Омару (634-644 гг.). За десять лет его правления в состав Халифата вошли земли Сирии, Египта, Палестины, Ирана и Ирака. В 644 г. Омар был убит рабом. На его место был избран Осман (644-656 гг.) из рода Омейядов, продолживший завоевательные походы, в ходе которых к Халифату были присоединены территории Закавказья, Малой Азии, Северной Африки. Однако прославился Осман не своими завоеваниями, а тем, что в его правление был кодифицирован текст Корана, прежде сохранявшийся в устной традиции среди первых мусульман – сподвижников пророка Мухаммеда. Преемником Османа и четвертым халифом был избран Али ибн Абу Талиб (656-661 гг.), двоюродный брат и зять Мухаммеда. Поскольку Али был из семьи пророка, он и его приближенные претендовали на особое, привилегированное положение. Получив власть, Али сменил всех наместников, назначенных Османом. В результате борьбы за власть в Халифате единый мусульманский мир раскололся на два больших лагеря. Сторонники Али стали называться шиитами («шиа» – группировка, партия), а их противники были впоследствии названы суннитами (признающими Сунну – Священное предание мусульман).

Благодаря стремительным завоеваниям арабы в течение нескольких десятилетий покорили огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Азии. Вслед за Сирией и Ираном были захвачены территории Малой Азии, Закавказья, Центральной Азии. В 664 г. арабы вторглись в Индию. В 669 г. (и еще раз в 716-717 гг.) они осадили Константинополь. Шло продвижение и на Запад – в Северную Африку и Европу. После покорения Египта и Ливии арабы в 697 г. взяли Карфаген. В начале VIII в. к арабским владениям была присоединена Испания. Также мусульмане сумели захватить Сицилию. В VIII в., когда мусульманское государство находилось в состоянии подъема, его владения простирались от побережья Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сырдарьи на востоке.

Бескрайнее арабское государство представляло собой абсолютную монархию, находившуюся под властью халифа, который считался преемником пророка и унаследовал значительную часть его влияния на духовную жизнь последователей ислама. Формально верховная власть в Халифате считалась выборной. Но уже после правления первых четырех халифов, которых мусульмане называют праведными, пост верховного правителя стал передаваться по наследству. Первая династия, пришедшая к власти в Халифате – династия Омейядов, правившая с 661 до 750 гг. Именно в эту эпоху обрела свои очертания арабо-мусульманская цивилизация, почти достигшая своих нынешних границ. С 750 по 1258 гг. во главе империи находилась династия Аббасидов.

Ислам постепенно распространился среди народов, подчиненных власти халифов. Язык Корана – арабский – стал языком государственной администрации и межнационального общения. В VIII–XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов. Таким образом, достижения античной философской и научной мысли стали достоянием культуры мусульманского мира, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе.

Арабами в VII-VIII вв. было покорено большое число народов, в культурном отношении превосходивших захватчиков. Тем не менее, завоеватели-мусульмане не утратили своей самобытности, как германские племена в Европе и монгольские в Азии. Напротив, они подчинили своему влиянию население Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки. Отчасти победа мусульманской религии и арабского языка была достигнута вопреки воле самих правителей Халифата, которые теряли значительную часть доходов от налогообложения, поскольку немусульмане платили подати в большем объеме, чем правоверные. Ислам, тем не менее, сделался религией огромного большинства населения, и даже та часть населения, которая не была обращена в ислам, приняла арабский язык.

История и культура исламского мира включает не только достижения арабских стран, но и богатое наследие Ирана и Турции, Центральной Азии и Закавказья, Южной и Юго-Восточной Азии. Все эти регионы внесли свою лепту в духовную жизнь Халифата и образовавшихся на его территории государств. Деятели тюркского и персидского происхождения были видными представителями мусульманской государственности и культуры в эпоху ее расцвет.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1306. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия