САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫПредлагая учащимся подобные уроки, предполагаю, что они реализуют несколько метапредметных тем: рисунок и схема; знак и символ, пространство и время. Классический текст тем и интересен, что, входя в зону нашего восприятия, позволяет открывать мир и себя в этом мире.(Открывая мир, открываешь себя). Эта тема была раскрыта на предметном материале по литературе. Это последний, обобщающий урок по изучению драмы «Гроза» и творчеству А.Н. Островского, предваряющий написание домашнего сочинения – концепции спектакля. Проектируя учебное занятие, мы учитывали следующие возрастные особенности 10-классников: Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира: у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Школьникам был предложен один из способов самовыражения через создание собственной концепции (на примере афиши) Работая с художественными образами, мы преследовали цель концентрации внимания на сути объектов и явлений, вычленении главного, определяющего признака на основе развития избирательности, переключаемости внимания. Эти особенности обусловили отбор содержательного материала, необходимого для реализации цели УЗ, а также выбор ведущего вида деятельности В качестве цели У З мы определили: совершенствование компонентов коммуникативной (совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними) и общекультурной компетенции (представление о научной картине мира и художественных ценностях; это обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые; способность человека ориентироваться в пространстве культуры); выражающихся помимо общепринятых компонентов в развитии культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. Задачи личностные: ü развитие конвергентных способностей (эффективность процесса переработки информации, правильность и скорость нахождения ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации), ü дивергентных способностей (порождение множества разнообразных оригинальных идей в регламентированных условиях деятельности), синоним - креативность ü собственного интеллектуального стиля учебной деятельности (порождать новые идеи на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала), ü формирование ценностного отношения к внутреннему миру и жизни человека как к общечеловеческой, нравственной категории. предметные: ü использовать содержание пьесы Островского «Гроза», театральных и киноафиш для обучения новым приемам интерпретирования, основанных на концептуализации; ü показать актуальность классической драмы, опираясь на знание текста, постановки пьесы в разные эпохи, концептуально реализованные в афишах. метапредметные: ü развитие навыков анализа и интерпретации художественного произведения, визуальных средств передачи информации (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; ü развитие коммуникативных навыков и умения применять знания в новой ситуации), ü закрепить имеющиеся и сформировать новые навыки усвоения большого объема информации на основе приемов интенсивного обучения. Задания когнитивного и креативного типа: · исследование объектов (определение концепции рисунка, плаката как способа представления информации) · поиск принципов построения различных объектов и систем, установление причинно-следственных связей · кодирование и декодирование информации (работа со знаком и символом) · изобретение объекта · определение нового понятия В пакет педагогических средств, применяемых на уроке входят дидактические средства педагогической мыследеятельности, такие как приемы эмоционального стимулирования (визуализация), приемы графического сжатия информации.
Принципы отбора содержания на урок: ü Логизация как высший уровень обобщенности ü Нахождение логических связей с раннее изученным и далее изучаемым для определения мотивации ü Проблемность изложения (рассмотрение объекта с разных точек зрения и т.д.) ü Возможность рефлексии ü Возможность полного усвоения всеми учащимися ü Свертываемость операций ü Обратимость умственных действий ü Сопоставление мнения участников дискуссии Материал, подобранный к уроку, педполагает: ü доказательного объяснения ü Возможность развития речи ü Возможность самообучения и самокоррекции ü Возможность альтернативных путей мышления ü Глубокая персонификация, опора на социальный опыт и жизненные позиции ученика ü Гуманизация, обращение к личному опыту учащихся
Используемые системно-деятельностный (нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности и формирование УУД. Спенсер: «Великая цель образования – это не знание, а действие»; Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность») и метапредметный подходы позволяют формировать у учащихся знания, которые в структуре познания играют роль знаков и символов для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания, в свою очередь, метазнания выступают как целостная картина мира и лежат в основе развития целостного образного видения мира. Методический прием: Концептуализация через свертывание и развертывание информации, заключенной в художественном образе: от художественного текста и литературной критики к опорной схеме, афише как к результату концептуализации и от концептуальной афиши путем декодирования - к целостному восприятию художественного текста и его интерпретации, созданию собственного продукта. !!! Характеристика образов дается через концептные фразы-цитаты, из критики – фразы – концепты (основное умение – выделять главное из текста).
Оборудование: · текст пьесы А.Н.Островского «Гроза», киноафиши и театральные афиши разных эпох, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; · 4 варианта фонов для афиш формата А3, · раздаточный материал для изготовления афиш: • 4 созвучных, синонимичных знака-символа; • Жанровые характеристики пьесы; • Указание на авторство и название.
На вводно–мотивационном этапе основное внимание было уделено созданию ситуации успеха. Для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи, использованы: - предложение к изучению темы, носящей характер проблемной; - предъявление различных позиций по отношению к изучаемому материалу. - была сформулирована задача, которую учащиеся зафиксировали в виде цели урока - отмечаю хороший уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию: умение детей аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке Были созданы необходимые условия для работы в группах. При решении учебной задачи использован прием развертывания и свертывания информации из текстовой в художественную и наоборот. Учебная задача разделена на несколько частей, организована система создания проблемных ситуаций и процесса познания. В результате решения учебной задачи происходит моделирование общего способа получения информации из афиш. Рефлексивно - оценочная деятельность в процессе решения учебной задачи и самооценка усвоения знаний происходит во время осуществления работы. Для ввода ученика в ситуацию осознания необходимости использования специального способа решения поставленной задачи, использованы средства актуализации знаний произведения и слова Островского и Гоголя о необходимости постановки драмы как логического завершения ее восприятия. В ходе урока происходит осознание отдельных учебных действий, в се учащиеся овладели способом анализа в полной мере. Усвоенный способ учащиеся зафиксировали словесно и в ходе практической работы над афишей. Рефлексия была включена в процесс выполнения групповой работы. Рефлексируется и процесс освоения способа получения результата, и результат Рефлексия позволяет учащимся адекватно определить свои возможности в решении учебной задачи и в соответствии с этим в дальнейшем произвести итоговую оценку как факт освоенности данного способа получения знаний На завершающем этапе урока была организована рефлЕксия, обеспечивающая самооценочную деятельность, в ходе которой учащиеся выполнили творческую работу – создали афишу своего спектакля, отражающую концепцию постановки. Комментарии к изготовленным афишам: · Важно, что продемонстрированные на уроке афиши не повлияли на их выбор, нет репродукции, реализуется творческий подход. О фоне · Мы специально брали фоны, в которых можно продемонстрировать перевернутый мир. Но ребятам они оказались не нужны, им не нужен перевернутый мир, и это они отразили в своей афише · В изготовлении афиш важно все, в т.ч. горизонтальное или вертикальное расположение. Согласно учению о синхронии и диахронии Фердинанда де Соссюра, ориентация на горизонталь (выбор горизонтального фона) говорит о диахроническом мышлении. Т.е. учащиеся мыслят исторически, пытаясь охватить прошлое, осознать настоящее и спрогнозировать будущее. Тот, кто выбирает вертикальный фон, мыслит синхронически (попытка определить себя в мире здесь и сейчас). О жанре · Сомнение в жанровом определении рождено уроком. Ребята задумались: драма это или трагедия, ведь в этом еще одна загадка творения Островского. Но специально эта проблема на уроке не ставилась. О знаках · По сути, работа с четырьмя знаками (их все можно показать жюри) - это тестовая форма, но очень сложная, связанная с интерпретацией каждого символа. Это тест, в котором нельзя только один ответ назвать правильным, главное – дать адекватную интерпретацию выбранному символу, соотнести его с текстом. Творческое начало в этой форме работы присутствует тоже: нужно верно соотнести выбранный знак с названием пьесы, ее жанром, построив гармоничную композицию по цвету и форме. Дома дети, ориентированные на подготовку к ЕГЭ по литературе, могут написать сочинение – концепцию спектакля. Это будет очень индивидуальная работа, из Интернета взять такое сочинение не удастся. Это хорошая тренировка перед экзаменом, после которой ученик с легкостью справится с заданиями ЕГЭ по литературе. · Часто выбираемый знак – одежная молния. Замок застыл посередине. Интересно, что дети увидели в этом символе и раздвоенность героини, и вопрос о том, что правильнее – быть открытым или закрытым для мира. Об оформлении маркерами. · Если пишут маркером – хотят сами творить, отказались от заготовленных шаблонов – развитие творчества, приобщение к искусству плаката. О взаимодействии в группе · Такая организация этого этапа урока (работа в группах, где ребята учатся налаживать взаимодействие) оправдана в начале 10 класса, когда новый классный коллектив только формируется (профильные классы, как правило, сборные, костяк из 9 класса, остальные пришли из других школ). Сразу проявляется лидер группы. Если возникнет вопрос о разности интерпретаций Ю.М. Лотман: «Разница в толковании произведений искусства - явление повседневное и, вопреки часто встречающемуся мнению, проистекает не из каких-либо привходящих и легко устранимых причин, а органически свойственно искусству. По крайней мере, видимо, именно с этим свойством связана <...> способность коррелировать с читателем и выдавать ему именно ту информацию, в какой он нуждается и к восприятию которой подготовлен».
|