Студопедия — ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ






Следующий вопрос этой темы посвящен проблеме истины. Чтобы легче было ее понять, рассмотрим три важных вывода из учения марксизма о познании:

1) материальные предметы, которые мы изучаем, существуют независимо от нашего сознания;

2) в процессах познания материального мира не существует принципиального различия между вещью, с которой мы имеем дело, и «вещью в себе», т.е. ее скрытой, тайной сути, нет. Существует лишь различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) диалектический подход к объекту познания предполагает, что наше знание не может быть полным и неизменным, поэтому нужно прослеживать, как из незнания получается знание; как неполное и неточное знание становится более полным и более точным.

Проблема истины может быть раскрыта на основе положений диалектико- материалистической теории познания:

1) источник наших знаний существует объективно, т.е. независимо от человека и человечества;

2) знание, объективное по своему источнику, в своем содержании отражает объективную реальность;

3) в силу этого знание должно совпадать с объектом, быть тождественным ему. В то же время знание и сам объект всегда различны, т.к. есть познанное и то, что пока не может быть познано. В этом смысле знание и объект не тождественны друг другу.

Знание принадлежит субъекту и зависит от его познавательных способностей, которые делают познание возможным до какого-то предела. Сам же субъект познания - явление историческое, меняющееся вместе с обществом. Таким образом, знание достигает в процессе исторического развития усовершенствования его содержания через непрерывно меняющиеся несовершенные формы любой конкретной эпохи. Вот почему мы можем сказать, что истинные знания есть процесс раскрытия богатого в будущем содержания (абсолютного знания) через несовершенные формы, создаваемые человеком.

Весь процесс движения познания к цели (практике) звучит так: «От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике». Живое созерцание - это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений. Абстрактное мышление - это логическое, рациональное познания в формах понятий, суждений, умозаключений. Практика - это цель познания.

Практическое применение знаний требует от них достаточной полноты и точности, т.к. при недостатке их проявляются побочные эффекты, несущие в себе загрязнение окружающей среды, ухудшение климата и т.д. и т. п.. Поэтому очень важен вопрос об истине и ее критерии. Освоение материального мира, всерьез начавшееся только с развитием современной материалистической науки, выявило стороны или грани истины, без знания которых сложно понять, с чем мы имеем дело.

Так, что же такое истина?

Истина - это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике.

Человеку выгодно и полезно получать сразу полное и точное знание, т.е. абсолютное, но практика показывает, что эта форма знания во всей полноте и совершенстве достижима лишь в конце процесса познания, но когда это будет возможно, мы не знаем. Реально же мы имеем дело лишь с крупицами абсолютного знания, т.е.:

- результатом изучения отдельных сторон объектов;

- тем содержанием знания, которое сохраняется в процессе дальнейшего

познания и др.

В наших знаниях всегда присутствует элемент точного знания, которое не может быть отброшено последующим развитием познания. Такое содержание человеческих знаний представляет абсолютную истину.

Знание, в котором содержатся лишь зерна абсолютной истины, в которой непрерывно что-то уточняется, изменяется, представляет собой относительную истину. Относительная истина - это такое знание, которое неполно, неточно, приблизительно верно отражает объект. В таком знании - множество субъективных моментов, но в чем-то оно содержит представления, которые в значительной степени лишены субъективизма, т.е. тождественны объекту. Другими словами, любое знание - это и объективная, и субъективная истина одновременно.

Абсолютная и относительная истины существуют в неразрывном единстве, это моменты одной объективной истины. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества.

Кроме того, истина всегда находится в развитии, поэтому имеет не абстрактный, а конкретный характер. Конкретная истина требует учета тех условий, в которых существует данный процесс или явление. В медицине зависимость истины от конкретных условий познания проявляется на каждом шагу. Одно и то же заболевание у разных больных может проходить по-разному в зависимости от многих факторов. Одни и те же лекарства могут по-разному влиять на организм разных больных в зависимости от их личных морфофизиологических и других особенностей. Поэтому диагноз всегда должен быть конкретным - не диагнозом болезни, а диагнозом больного.

Процесс познания истины невозможно понять без учета того, что в познании всегда имеются ошибки, заблуждения, порождаемые как сложностью познаваемых объектов, так и односторонностью используемых средств и методов познания. Отсюда истина и заблуждение - это диалектические противоположности познания,которые переходят друг в друга, отрицают друг друга, но не могут существовать друг без друга. Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Но ход развития познания свидетельствует, что заблуждения имеют конкретно-исторический характер, они уступают место истине вследствие развития и познания, и социальных потребностей познания.

Как же отличить заблуждение от истины? Есть ли критерий правильности истины? Материалисты выдвигают в качестве объективного критерия истины общественно-историческую практику. Практика - общий критерий истины во всех сферах деятельности людей. Но критерий практики противоречив: он одновременно и абсолютный и относительный. Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что практика - единственный общий критерий. Относительность в том, что практика всегда имеет конкретно- исторический характер. Поэтому и проверка истины - конкретно-историческая. Но человечество постоянно удовлетворяет свои потребности в определении истинности знаний и практической деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ 14. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

План

1. Диалектика и метафизика и их исторические формы.

2. Диалектика как система принципов, законов и категорий.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 571. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия