Студопедия — ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 3 страница






Познание. Истина.
   
Знание 1) Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2) Любая познавательно значимая информация; 3) а) Объективная реальность, данная в сознании человеку, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира; б) Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний Житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное, личностное.
Познание а) Процесс приобретения и развития знаний; б) Активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познания 1) Чувственное и рациональное П.; 2) Научное и ненаучное П.; 3) Социальное П. и П. природы.
Чувственное познание а) Познание, осуществляемое с помощью (посредством) органов чувств; б) Способность человеческого сознания испытывать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия.
Рациональное познание Познание, осуществляемое с помощью (посредством) разума.
Формы (этапы) чувственного познания Ощущение, восприятие, представление.
Формы (этапы) рационального познания Понятие, суждение, умозаключение.
Ощущение Форма чувственного познания; а) Результат непосредственного воздействия реальности на органы чувств; б) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; в) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств [Пр.: жар, холод].
Восприятие Форма чувственного познания; отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ); «гамма ощущений».
Представление Форма чувственного познания; чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Понятие Форма рационального познания; мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках [Пр.: «стол», «фрукт»].
Суждение Форма рационального познания; мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо [Пр.: «Идет дождь», «Темнеет»].
Умозаключение Форма рационального познания; а) Логический вывод из нескольких связанных суждений; б) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения [Пр.: 1-е суждение: «Все цветы – растения»; 2-е суждение: «роза – цветок»; вывод-умозаключение: «роза – растение»].
Софизм Ложное умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, выдаваемое за истинное.
Научное познание Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания Объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата; рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания Эмпирический (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей) и теоретический (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений).
Эмпирическое познание (эмпирический уровень научного познания) Уровень научного познания, имеющий дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.
Теоретическое познание (теоретический уровень научного познания) Уровень научного познания, имеющий дело с абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать (электроны, гены).
Формы научного знания Эмпирический уровень: научный факт, эмпирический закон; теоретический уровень: проблема, гипотеза, теория.
Проблема Форма знания; вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа [в пер. с греч. «задача, задание»].
Гипотеза а) Научное предположение, догадка; б) Форма знания, содержащее предположение, истинное знание которого неопределенно и нуждается в доказательстве; в) Предположительное суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления [в пер. с греч. «основание, предположение»].
Теория а) Форма знания; целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности; б) Совокупность объединенных общим принципом научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах, система научных взглядов по какому-либо вопросу [Пр.: эволюционная Т., Т. относительности, Т. вероятностей].
Метод Совокупность приемов и способов познания или практического освоения действительности.
Методы научного познания Методы, преобладающие на эмпирическом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение. Методы, характерные для теоретического уровня: идеализация, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация, моделирование, абстрагирование.
Наблюдение Метод научного познания; целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент а) Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях; б) Метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым) [в пер. с лат. «опыт»].
Метод гипотезы Выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых предполагается дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладывается в рамки прежних объяснений.
Анализ 1) Метод научного исследования, заключающийся в реальном или мысленном разделении объекта исследования на составные части, элементы с последующим их изучением; 2) Научное исследование вообще.
Синтез 1) Реальное или мысленное соединение различных элементов объекта в единое целое (систему); 2) Метод исследования какого-либо предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; синтез связан с анализом, который является началом изучения предмета.
Абстрагирование Отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемых предметов (явлений) с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Абстракция Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей [в пер. с лат. «отвлечение»].
Аналогия 1) Форма умозаключения, при которой знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; 2) Сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.
Дедукция Логическое умозаключение от общих утверждений (общего) к следствиям, выводам из посылок (частному).
Индукция Логическое умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению [Пр.: «Из 108 научно-фантастических идей Ж. Верна уже сбылись 64, принципиально осуществимы 84. Из 86 науч.-фант. идей Г. Уэллса ошибочны всего 9. Из 50 науч.-фант. идей А. Беляева ошибочны 3. Можно заключить, что многие идеи, высказанные писателями-фантастами, являются научными догадками»].
Экстраполяция Метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной его частью явления, на другую его часть.
Моделирование Создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности и изучение возможных тенденций их развития.
Идеализация 1) Мысленное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире; 2) Представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу [Пр.: точка, идеальный газ].
   
Виды ненаучного познания Обыденное (опыт повседневной жизни), социальное, философское, художественное, мифологическое, религиозное П., народная мудрость и здравый смысл, паранаука.
Народная мудрость Собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений.
Здравый смысл Стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали [Пр.: «Не руби сук, на котором сидишь»].
Паранаука Околонаучное знание [Пр.: мистицизм, астрология и др.].
Парапсихология а) Область психологии, изучающая необычные, не поддающиеся научному объяснению явления, связанные с психологией и поведением людей; б) Область исследований так называемых паранормальных психофизических явлений: экстрасенсорного восприятия, происходящего без участия органов чувств (телепатия, ясновидение и т.п.), воздействия человека на внешние физические процессы без посредства мышечных усилий (телекинез и т.д.) и др.
Телекинез Научно не объясненное явление передвижения предметов на расстояние, без непосредственного физического контакта с ними, источником которого является психическая энергия человека.
Телепатия Научно не объясненное явление передачи на расстояние информации о состоянии одного живого существа другому или мыслей одного человека другому.
Телепортация Научно не объясненное явление быстрого перенесения человека или иного живого существа из одной точки пространства в другую.
Экстрасенс Человек, способный с помощью своего биоэнергетического поля воздействовать на живые и неживые объекты.
Неопознанные летающие объекты (НЛО) Наблюдаемые в атмосфере светящиеся тела круглой, эллипсовидной или другой формы, по одной из версий, являющиеся следствием атмосферных оптических эффектов.
Хиромантия Гадание по линиям и бугоркам на ладонях рук; предсказание судьбы, угадывание будущего.
Самопознание а) Процесс, связанный с получением знаний о своих возможностях, качествах; б) Процесс, в котором человек постигает сущность своего «я».
Самооценка Эмоциональное отношение к собственному образу.
Рефлексия Размышление, полное сомнений, противоречий, колебаний; осмысление и осознание собственных психических процессов (эмоций, влечений, мыслей и др.) или действий.
Социальное познание а) Познание, имеющее целью изучение общества; б) Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания Совпадение объекта и субъекта познания (в обоих случаях – общество), значительная степень субъективности (из-за включенности человека как социального существа в социальную жизнь), сложность изучаемого объекта (из-за взаимодействия различных социальных сил, переплетения многообразных экономических, политических, духовных причин и т.п.), ограниченные возможности для проведения эксперимента и непосредственного наблюдения (т.к. нельзя наблюдать восстание Пугачева, провести эксперимент с реформами Петра I).
   
Истина а) Знание, соответствующее объективной действительности; б) Объективное отражение действительности в сознании человека; в) Знание, соответствующее своему предмету.
Заблуждение а) Знание, не соответствующее объективной действительности, но принимаемое за истину; б) Знание, не соответствующее своему предмету.
Ложь (обман) Преднамеренное искажение истины.
Дезинформация Распространение искаженных или заведомо ложных сведений; заведомо неверная информация.
Аксиома 1) Положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории; 2) В переносном значении слова – бесспорная истина.
Постулат Положение, утверждение, принимаемое в рамках какой-либо теории без доказательства, аксиома.
Догма Положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
Догмат В религии – утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике.
Догматизм Одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами; слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
Виды истины Абсолютная, относительная, объективная.
Абсолютная истина 1) Исчерпывающее, точное знание об объекте исследования (о действительности); полностью исчерпывает предмет и не может быть изменено при дальнейшем развитии познания; 2) Несомненное, раз и навсегда установленное знание [то, что никогда не будет опровергнуто в будущем] [Пр.: «все люди смертны»].
Относительная истина а) Неполное, ограниченное знание; б) Объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания; в) Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности; зависит от реальных исторических условий (напр., от средств наблюдения) [Пр.: знания о Вселенной в 15, 19 вв. и т.п.].
Объективная истина а) Знание, не зависящее от пристрастий и интересов людей; б) Знание, отражающее реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания [и абсолютная, и относительная истины являются объективной истиной; истина не может быть субъективной, она всегда объективная].
Объективность 1) а) Действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов и т.д.; б) Все то, что существует «само по себе», вне зависимости от воли, сознания, знаний отдельных людей или групп людей; 2) Соответствие объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.
Субъективность 1) Все то, что является отражением объективного мира в ощущениях, восприятиях, представлениях, чувствах, понятиях, образах – одним словом, в сознании индивида, целой общности. 2) Отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта; отсутствие объективности [Пр.: «субъективная оценка»].
Тенденциозность Пристрастность или предвзятость, необъективность.
Критерий истины То, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины Практика [главный критерий истины]; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам.
Практика Целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте [Формы П.: материальное производство (труд), социальное действие (реформы, революции, войны), научный эксперимент].
Агностицизм Философское учение, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины [в пер. с греч. «недоступный познанию»].
Скептицизм 1) а) Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины; б) Философское направление, представители которого, не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. 2) Скепсис – критическое недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в чем-либо.
Оптимизм Философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.
Рационализм Философское направление, признающее разум решающим источником истинного знания; противостоит как иррационализму, так и эмпиризму (сенсуализму) [от лат. «разумный»].
Иррационализм Направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, интуицию, озарение, воображение, волю [от лат. «неразумный»].
Эмпиризм Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний и недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий) [от греч. «опыт»].
Эмпирик Последователь эмпиризма.
Сенсуализм Направление в теории познания, признающее единственным источником достоверного познания ощущения; противостоит рационализму [от лат. «чувство, ощущение»].

 

Духовно-нравственная сфера.
   
Элементы духовной сферы Наука, искусство, религия, мораль, право.
Культура 1) В широком смысле слова – «вторая природа»: а) Совокупность всего, что создано человеческим обществом на протяжении его истории (вся преобразовательная деятельность человека); б) Совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания; 2) В узком смысле слова – области творческой деятельности, которые связаны с искусством [в пер. с лат. «возделывание земли].
Основные функции культуры Познавательная (формирование целостного представления о народе, стране, эпохе); оценочная (осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций); регулятивная, или нормативная (формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности – нормы морали, права); информативная (осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений); коммуникативная (сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение); социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию).
Виды культур 1) Материальная и духовная; 2) Элитарная, массовая и народная; 3) Светская и религиозная; 4) Городская и сельская; 5) Национальная и мировая; 6) Традиционная и инновационная; 7) Западная и восточная; 8) Русская, английская, немецкая и др.
Материальная культура а) Техника, производственный опыт, материальные ценности (одежда и др. вещи), созданные в процессе производства; б) Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая прежде всего физические объекты, созданные человеком.
Духовная культура а) Производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т.д.; б) Совокупность результатов духовной деятельности и сама эта деятельность, включающая идеи, знания, нормы, ценности, язык и др.
Субкультура 1) а) Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе; б) Сфера культуры, существующая внутри господствующей культуры и имеющая собственные ценностные установки, нормы, стереотипы, обычаи и др., часто противостоящие официальным, общепризнанным [Пр.: молодежная, женская, профессиональная, диссидентская, криминальная С., С. «новых русских», меломанов, люмпенов]; 2) В чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или сложностью доступа к культурному наследию.
Контркультура а) Совокупность социокультурных установок определенной социальной группы (групп), противостоящая фундаментальным принципам господствующей культуры; б) Направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества; в) Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре [Пр.: хиппи, битники, панки, андеграунд].
Элитарная культура Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия культура, рассчитанная на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей [Пр.: опера, балет, симфоническая музыка, театр, музеи, художественная галерея, фильмы А. Тарковского].
Массовая культура а) Культура, ориентирующаяся на потребителя и коммерческий успех, делающая акцент на развлекательный характер; б) Совокупность стандартизированных (лишенных оригинальности) культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Признаки М.к.: ориентация на коммерческий успех и невысокий уровень духовного потребления, развлекательность, изобилие стандартов и стереотипов, широкое привлечение СМИ, частое обращение к жизненным инстинктам и низменным страстям человека, демократичность, доступность, высокие рекреационные качества [Пр.: фильмы-блокбастеры, детективы Д. Донцовой, эстрадная музыка, комиксы, комедии, мелодрамы].
Народная культура Произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки [Пр.: мифы, легенды, сказки, эпосы, песни, танцы].
Фольклор (народное творчество) Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем [Пр.: былины, сказки, частушки, пословицы, песни и т.д.].
Культурные универсалии Черты или формы, общие для культур различных народов [Пр.: наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы; нормы, связанные с заботой о детях].
   
Средства массовой информации (СМИ) Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени и др.), радио, телевидение, кинематограф, видео, Интернет.
Функции СМИ Коммуникативная (установление контакта с массовой аудиторией как совокупность субъектов, имеющих цель получить информацию); непосредственно-организаторская (отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе); идеологическая, или социально-ориентирующая (оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения); культурно-образовательная (участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры); рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества – сад, огород, коллекционирование и др.); рекреативная (создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия).
Массмедиа Название тех средств массовой информации (СМИ), которые формируют в обществе усредненный, стандартный уровень массового общественного сознания, удобный для политического и идеологического манипулирования со стороны различных политических и финансовых элит.
   
Искусство а) Отражение и преобразование действительности в художественных образах; б) Специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; в) Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Функции искусства Общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); предвосхищения (предвосхищает будущее); внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); гедонистическая (доставляет людям удовольствие); познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Виды искусства Архитектура (зодчество), живопись, скульптура, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада, декоративно-прикладное искусство.
Жанры искусства Портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр.
Изобразительное искусство Раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.
Архитектура (зодчество) Вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
Живопись Вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.
Портрет Жанр живописи, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Натюрморт Жанр живописи, который посвящен изображению окружающих человека вещей.
Пейзаж Жанр живописи, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы.
Бытовой жанр Жанр живописи, который посвящен изображению повседневной жизни людей.
Анималистический жанр Жанр живописи, который посвящен изображению животных.
Батальный жанр Жанр живописи, который посвящен изображению войны и военной жизни.
Исторический жанр Жанр живописи, который посвящен изображению исторических событий и деятелей.
Карикатура Жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.
Скульптура Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.
Декоративно-прикладное искусство Вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.
Миф Фантастическое, вымышленное объяснение происхождения и сущности какого-нибудь предмета, явления природы или общественной жизни.
Литература Вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.
Сказка Повествовательный рассказ о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Легенда Произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
Сказание Рассказ исторического или легендарного содержания.
Предание Переходящий из уста в уста, от поколения к поколению рассказ о том, что было в действительности.
Притча Небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по содержанию.
Беллетристика 1) Художественная проза; 2) В 20 в. – массовая литературная продукция развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.
Бестселлер Наиболее раскупаемая книга, издаваемая большими тиражами.
Публицистика Вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны, эссе и др.), а также графические, сценические, кино-, теле-, фотопроизведения и др., имеющие актуальную направленность.
Цензура Система государственного надзора и контроля за печатью и средствами массовой информации.
Музыка Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.
Театр Вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Цирк Искусство акробатики, эквилибристики, жонглирования, гимнастики, пантомимы, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
Балет Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Кино Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
Блокбастер Мультибюджетный художественный фильм, имеющий высокие кассовые сборы в прокате [Пр.: «Звездные войны», «Титаник», «Властелин колец»] [в пер с англ. «мощная бомба»].
Фотоискусство Искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
Эстрада Вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
   
Классика Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры [в пер с лат. «образцовый, первоклассный»].
Шедевр Произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.
Реституция В международном праве – процесс возвращения культурных ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных в другие государства в результате войны или других незаконных акций.
Вандализм Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Плагиат а) Присвоение, заимствование или использование чужих идей, технических решений, изобретений, литературных текстов, научных и художественных открытий без разрешения авторов или без ссылок на них; б) Умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы, искусства (в целом или в части) или изобретение; влечет уголовную и гражданскую ответственность.
Благотворительность Оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями.
Меценатство Деятельность частных лиц, бескорыстно поддерживающих деятелей культуры, науки, технического творчества материальными и иными средствами, предоставляя тем самым им условия для творчества.
Меценат а) Человек, покровительствующий развитию искусства, науки и оказывающий им финансовую поддержку; б) Богатый покровитель наук и искусств [Пр.: Морозов, Мамонтов, Рябушинский в дореволюционной России] [По имени римского государственного деятеля, прославившегося покровительством поэтам и художникам].
Спонсор Лицо или организация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта и т.п.
   
Мораль а) Совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения; б) Форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом [Моральные ценности: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, великодушие, радушие и др.].
Функции морали Регулятивная (регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни); ценностно-ориентационная; мотивационная (моральные принципы выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать); координационная (обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах; соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей).
Нравственность Реализация норм морали в жизни, практическом поведении людей [ Нравственность – это мораль в действии, этика – наука о морали; хотя все три слова могут использоваться как синонимы].
«Золотое правило нравственности» Одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, устных сказаниях, поговорках многих народов: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Этика 1) Философское учение о морали, ее сущности, законах развития и роли в жизни человека и общества; 2) Система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы [Пр.: врачебная, деловая Э.].
Эстетика Философская наука, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.
Этикет Установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).
Манеры Внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения.
Достоинство Самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Честь а) Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности; б) Этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Совесть а) Внутренняя убежденность в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение; б) Этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю; в) Понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм; г) Способность человека критичес





Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1996. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия