Студопедия — СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ






АРХИТЕКТОНИКА КАДРА — внутренняя светотональная и линейно-оптическая структура пространства картинной плос­кости кадра, отвечающая определенному сюжету нсодержа-нию.

АКЦЕНТ — главная, основная часть композиции,- кото­рая придает снимку определенное смысловое или символичес­кое значение. Различают акцент изобразительный, смысловой, композиционный. Последний имеет еще одно наименование: сюжетно важный композиционный центр (СВКЦ), который чаще всего совпадает со смысловым и изобразительным.

АКЦЕНТНЫЕ ФОРМЫ — КОМПОЗИЦИИ — композицион­ные формы, которые имеют в своей структуре выделяющие в восприятии элементы.

АМОРФНЫЙ ФОРМАТ — формат фотоизображения, не ук­ладывающийся ни в одну из известных геометрических фи­гур.

АКТИВНЫЕ ТОЧКИ КАДРА — точки картинной плоскости, которые наиболее хорошо просматриваются зрителем и на которых он более всего обращает внимание.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА КАДРА — компо­зиционный прием, заключающийся в выделении главных, ос­новных, наиболее значительных элементов композиции в кад­ре.

АССОЦИАТИВНЫЙ ВЫБОР СВКЦ — выбор акцентной формы в зависимости от приверженности к той или иной внут­ренней точки зрения.

АКЦЕНТ СМЕЩЕННЫЙ — перемещение расположения ак­цента относительно геометрического центра, связанное с их помещением в точки «золотого» сечения.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВОЕ — расположение глав­ного элемента композиции в геометрическом центре кадра.

—3—


АКЦЕНТИРОВАНИЕ МАСШТАБНОЕ — вынесение главно­го на передний план.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ СВЕТОВОЕ — выделение главного композиционного элемента с помощью светового пятна.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОЕ — выделение главно­го с помощью его наиболее резкого изображения по сравне­нию с остальными частями кадра.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ СМЕЩЕННОЕ — смещение основного элемента от центра к одной из ночек «золотого» сечения.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНО-ВВОДЯЩЕЕ — компози­ционный прием, связанный с тем, что линии переднего пла­на приводят взгляд зрителя к главному элементу кадра.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ТОНАЛЬНОЕ — выделение главного с помощью соотношения темного и светлого.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЕ — выделение главного с помощью основного (дополнительного) цвета.

АСИММЕТРИЯ — замена тождества частей зрительным рав­новесием.

БАЛАНСИРОВКА КОМПОЗИЦИИ — зрительное комбини­рование композиционных элементов, направленное на уста­новление равновесия в кадре.

БОКОВЫЕ ТОЧКИ СХОДА — взаимосвязь композиционных линий на периферии кадрового пространства.

ВВОДЯЩИЕ ЛИНИИ КАДРА — очертания предметов, фи­гур, расположенные на переднем плане и являющиеся ключе­выми элементами композиции, тесно связанные с композици­онным акцентом и СВКЦ.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФОТООБРАЗА — внутреннее зрительное представление композиции и содержания будущего кадра.

ВИЗУАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — разбор со­держания фотоснимка относительно взаимосвязи изображе­ния и содержания.

ВИЗУАЛЬНАЯ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ) ТОЧКА СЪЕМКИ — внешнее представление о композиционном содержании бу­дущего кадра.

ГРАНИЦЫ КАДРА — видимые очертания кадрового прост­ранства.

_4—


ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ — уста­новление отношения между композиционными элементами, направленное на получение целостности, отвечающей естест­венным представлениям о снимаемом объекте. ДОСТОВЕРНОСТЬ — принцип композиции, направленный на получение изображения, полностью совпадающего по внешнему облику и содержанию реальным явлениям.

ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — разомкнутая компо­зиционно-геометрическая форма, построенная на правой (спо­койной, мажорной, уравновешенной) или левой (экспрессив­ной, динамичной, неуравновешенной диагонали или на их пе­ресечении-

ДИНАМИКА ВНУТРЕННЯЯ — скрытое содержание снимка, за которым читается внутренняя экспрессия: психологичес­кая, эмоциональная, символическая.

ДИНАМИЗАЦИЯ КАДРОВОГО ПРОСТРАНСТВА _- ис­пользование приемов усиления динамики кадра (диагональ­ной композиции, «смазки» изображения, съемки с «провод­кой» и т. д.) для усиления эффекта движения.

ДИАГОНАЛЬ ПРАВАЯ — мажорная, спокойная диагональ, которой чаще всего отдают предпочтение при построении кад­ра в силу ее перцептивной «читаемости».

ДИАГОНАЛЬ ЛЕВАЯ —- минорная, экспрессивная диаго­наль, которая передает взволнованность, напряженность, уси­ливает динамику кадра.

ДУГОВОЙ ОСМОТР ИЗОБРАЖЕНИЯ — восприятие фото­изображения последовательно от одной точки «золотого се­чения» к другой.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ЗАМЫСЛА — поиск нюансов, штрихов, на­сыщающих образносмысловое содержание кадра в соответст­вии с замыслом.

ДИНАМИЧНОСТЬ — ощущение движения, передаваемое в кадре с помощью различных композиционных приемов.

ДИССОНАНС — создание новых зрительных ощущений за счет внесения некоторых нюансов в композицию.

ДИНАМИЧНЫЙ РИТМ — горизонтальный ритм, которому свойственна повышенная экспрессия.

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ФОТОВЫСТАВКИ — монтажно-компо-эиционные представления о предстоящей экспозиции: мар-

—5—

 

шрут просмотра, последовательность расположения экспона­тов, фон, на котором представлены фотографии, условия ос­вещения и аудиосопровождения.

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ — композиционный закон, заключающийся в том, что все элементы кадра долж­ны быть соединены в единое целое и тесно взаимосвязаны друг с другом.

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ — равенство частей изобра­жения по оси кадрового пространства.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — способы оформления кадрового пространства, входящие в архитектонику кадра, включающие в себя средства ограничения кадра (рамка, сво­бодное пространство), световое решение (свет, цвет, факту­ра); линейное решение (формат, ракурс, точка съемки); то­нальное решение (тональность) и оптический рисунок.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ СТРОЙ — средства, входящие в кад­ровое пространство.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ТРАКТОВКА — характер светового и оптического рисунка, определяющего черты возможного ви­дения образа.

ИЛЛЮЗИЯ «ВЫХОДА» ИЗ КАДРА _ разомкнутая компо­зиция, в которой налицо уводящие линии, дающие возмож­ность дальнейшего развертывания образа. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ — критерий оценки фото­снимка, в котором присутствует максимум необходимой ви­зуальной информации.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАДРА — часть фотопро-изведепия, на который в первую очередь падает внимание зрителя.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОСВЕЩЕНИЯ — оценка состояния освещенности, его возможностей для передачи све-топластических форм предметов.

КАДР — пространство, ограниченное рамками видоискателя.

КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ — пространство, все части ко­торого активно работают на образ, отвечающий принципу цельности и неделимости.

КОЛОРИТ — характер сочетания цветов на снимке-

—6—


КРУПНОСТЬ ПЛАНА — более или менее увеличенный по размеру характер изображения предметов.

КАДРИРОВАНИЕ — композиционный прием, суть которого заключается в ограничении кадрового пространства необхо­димыми и достаточными рамками видимого изображения, от­вечающими образной задаче.

КОМПОЗИЦИОННАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ — критерий оценки фоторабот, отражающий невозможность существенно­го дополнения или изменения композиции,

КОМПОНОВКА — составление цельной композиции из эле­ментов.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ~- характер составления композиции кадра, заключающийся в его геометрическом ри­сунке и смысловых построениях, отражающих образную за­дачу. Различают композиционно-геометрические и компози­ционно-смысловые формы.

КОМПОЗИЦИОННО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ — ха­рактер воспринимаемых предметов и явлений, построенный по определенному геометрическому принципу. Различают зам­кнутые и разомкнутые композиционные формы. Замкнутые композиционные формы включают в себя круговую, треуголь­ную, овальную, S-образную и аморфную композиции. Разомк­нутые композиционные формы включают в себя вертикально-осевую, горизонтально-осевую композиции, строящиеся вдоль соответствующих осей и диагональную, построенную по од­ной из диагоналей, а также — перекрестную, построенную на пересечении диагоналей.

КОМПОЗИЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ФОРМЫ — характер построения кадра, включающий в себя композиционно-выиг­рышные формы движения, формы скрытой динамики и мас­штабные диссонансы.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАМКНУТЫЕ _ построе­ние кадра, отличающееся строгостью, завершенностью преоб­ладанием округлостей, развернутых элементов, не предпола­гающих дальнейшие трансформации.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗОМКНУТЫЕ — пост­роение кадра, отличающееся незавершенностью, раскрытос-тью, наличием свободного пространства и предполагающее ас­социативное восприятие.

 


КРУГОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ — построение кадра, внутри ко­торого предметы в своем сочетании обладают похожестью на круг.

КОМПОЗИЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ОСЕВАЯ — строй кадра, расположенный вокруг вертикальной оси с преобладанием соответствующих линий и имеющий соответствующий верти­кальный вытянутый формат.

КОМПОЗИЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНО-ОСЕВАЯ — строй кад­ра, расположенный вокруг горизонтальной оси с преоблада­нием соответствующих линий и имеющий соответствующий вытянутый горизонтальный формат.

КОМПОЗИЦИЯ ДИАГОНАЛЬНАЯ — строй кадра, сосредо­точенный вдоль правой или левой диагонали кадра.

КОМПОЗИЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ — строй кадра, располо­женный по обеим диагоналям, не перекрывающим друг друга и исключающим акцент в геометрическом центре кадра.

КОМПОЗИЦИЯ ТРЕУГОЛЬНАЯ — построение кадра из трех элементов, напоминающих по внешнему виду треуголь­ник или вписывающееся в него.

КОМПОЗИЦИЯ ОВАЛЬНАЯ — построение кадра, напоми­нающее по внешним очертаниям овал или вписывающееся в него.

КОМПОЗИЦИЯ S-ОБРАЗНАЯ — сочетание композиционных элементов, вписывающихся в наиболее универсальную и оп­тимальную для организации линию на ограниченной плоскос­ти любой формы. При этом контуры расположенных объек­тов формируют эту линию. Подобных линий в композицион­ном построении может быть несколько, при этом они могут быть вертикальными; горизонтальными или наклонными. Час­то S-образная линия заменяется Z-образной.

КОМПОЗИЦИЯ АМОРФНАЯ — построение кадра, не впи­сывающаяся ни в один из нижеописанных структур-

КОМПОЗИЦИЯ ЛИНЕЙНАЯ — построение кадра, связан­ное с созданием образных сочетаний из различных линейных форм. Синоним — линейное решение кадра. К. л. включает в себя формат, ракурс, точку съемки.

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА — условная линия, обозначающая границу земного пространства. Ее расположение должно быть выше или ниже горизонтальной оси кадра. В противном слу­чае нарушается цельность композиции.

—8~


ЛОКАЛЬНО-ЦЕЛОСТНЫЙ КОНТРАСТ — соотношение це­лого и части, построенное на контрасте форм и размеров.

МОМЕНТАЛЬНОСТЬ — свойство фотографии, благодаря которому удается отобразить некоторое состояние объекта съемки через характерный, наиболее значительный и выиг­рышный момент.

МАСШТАБ ИЗОБРАЖЕНИЯ — соотношение частей компо­зиционного пространства.

МАСШТАБИРОВАНИЕ — композиционный прием, зак­лючающийся в выборе соотношений композиционных элемен­тов во внутреннем и внешнем видении-

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — возвышенность, значительность, приподнятость восприятия объекта съемки, достигаемая с по­мощью определенных композиционных приемов, таких как: ракурс, точка съемки, угол зрения объектива.

МАСШТАБНО-СВЕТОВАЯ ИЛЛЮЗИЯ — обманчивое вос­приятие размеров изображенных предметов в силу их соот­ветствующего освещения.

МАСШТАБНОСТЬ — свойство композиционных форм ото­бражать значительные события и явления.

МОНТАЖНЫЙ ОБРАЗ — цельная композиция, образующа­яся при восприятии разрозненных элементов.

МОДЕЛИРУЮЩИЙ СВЕТ — вид освещения, создающий до­полнительную подсветку теней и теней участков.

МОТИВИРОВАННОЕ СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА — удаление композиционных элементов от общепринятых схем располо­жения их в качестве акцентов в точке «золотого» сечения.

МОДЕЛЬ — условно принятый образ человека (животного), служащий объектом съемки.

МАСШТАБНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КАДРА *_ четко вы­бранный масштаб изображения и соотношение предметов, от­вечающих образной задаче.

МОНОАКЦЕНТНОСТЬ ИЛИ ВНЕДОМИНАНТНОСТЬ (РАВНОЗНАЧНОСТЬ) — закон композиции, предполагаю­щий выбор акцентированной или неакцентированной компози­ционной формы.

НЕДОУКРУПНЕНИЕ — недостаточный масштаб изображе-

—9—


ния предмета или объекта съемки, «повисающий» в компози­ционном пространстве.

НЕУРАВНОВЕШАННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ — линейно-пластический или светотональный характер рисунка кадра, в котором отдельные элементы композиции не уравновешива­ются другими.

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИЙ — характер линейного рисунка, его определенная ориентация на соответствующую компози­ционную форму-

НЮАНСИРОВАНИЕ — композиционный прием, в котором основным средством создания образного рисунка содержа­ния является выявление штрихов, деталей, отвечающих не­которой творческой задаче (см. также деталировка).

НОРМАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — период дневного освеще­ния, при котором наиболее выразительный характер свето­теневого рисунка, невысокий контраст и оптимальный спект­ральный состав светового потока.

НЮАНС — тонкое различие, едва заметный переход, отте­нок; штрихи, детали, черты, придающие фотоизображению новое качество.

ОПТИЧЕСКИЙ РИСУНОК — характер фотоизображения, обусловленный различными возможностями фотооптики, фор­мирующими своеобразную перспективу, ритм, линейные очер­тания кадра.

ОБЪЕМ В ФОТОКАДРЕ — иллюзия пространственных со­отношений, передаваемая с помощью освещения, фактуры, оптического рисунка.

ОБЩИЙ ПЛАН — самый мелкий из возможных в данной картинной плоскости масштаб изображения, отражающий развернутые композиции и показывающий месторасположе­ние предмета.

ОВАЛЬНЫЙ ФОРМАТ — внешняя форма фотографии, в ко­торую вписывается овальная композиция.

ОСВЕЩЕНИЕ ЗЕНИТНОЕ — характер освещения, при ко­тором солнце находится довольно высоко, создавая контраст­ный светотеневой рисунок, хорошо освещающий только гори­зонтальные предметы. Приемлемо в художественной фотогра­фии при съемке пейзажа.

ОСВЕЩЕНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ — характер освещения, обус-

—10-


ловленный резким снижением светового потока, преобладани­ем теневых очертаний и темной тональности кадра, требую­щими дополнительной подсветки.

ОБОБЩЕНИЕ ФОТОХУДОЖЕСТВЕННОЕ — семантичес­кий фотокомпозиционный прием, в котором используются не­ординарные принципы построения кадра и необычный свето­вой рисунок, избегают протокольности и выявляют типичные и характерные детали изображения-

ПЕРСПЕКТИВА — в фотографии это передача на плоскости изображения объектов в соответствии с кажущимися измене­ниями их масштаба, очертаний, четкости, взаимоориентации, создающими изменения глубинного пространства. Различают линейную и тональную перспективу.

ПОЗИЦИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ — точка зрения на сни­маемый объект, его видение.

ПРОПОРЦИИ СНИМКА — масштабные соотношения ком­позиционных элементов внутри кадрового пространства или картинной плоскости.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТРАСТ — соотношение объек­тов по их расположению в пространстве.

ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ - - основополагающие пози­ции, по которым оценивается художественное качество фото­произведения.

ПОЛУТОН — промежуточное соотношение светотеневых пя­тен, создающее шкалу перехода от светов к теням.

ПОЛИКАДРОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ — соединение кадров, в которых основным содержанием художественного пространст­ва является монтажный образ. Здесь вполне уместны не толь­ко акцентированные, но и неакцентированные композицион­ные формы, предполагающие ассоциативное их восприятие.

ПРИЕМЫ СЪЕМКИ ФОТОАППАРАТОМ — творческие при­емы, дающие возможность получения разомкнутых, свобод­ных композиций, острых ракурсов, масштабных соотношений, перспективных изменений, необычных точек зрения, диаго­нальных композиций за счет умения найти местоположение фотоаппарата при построении творческой композиции.

РАМКА КАДРА — стандартные очертания кадрового прост­ранства, в пределах которых ищется композиционное реше­ние снимка-

—11—


РАКУРС — перемещение положения изображаемых предме­тов в пространстве перспективы с одновременным резким уко­рочением удаленных от переднего плана частей. Прием съём­ки с достаточно близких к объекту верхних и нижних точек.

РИТМ — упорядоченное чередование композиционных эле­ментов, создающее определенный настрой в кадре, эмоцио­нальную атмосферу уравновешенности, спокойствия (или взволнованности, порывистости. Различают горизонтальный, диагональный, вертикальный и смешанный ритм. Ритм свой­ствен неакцентированным композиционным формам.

РАСФОКУСИРОВКА — композиционный прием, связанный с искусственным смягчением оптического рисунка для дости­жения определенной пластичности кадра. Наиболее эффектив­на у длиннофокусной оптики.

РИТМ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ — преобладающее чередова­ние горизонтальных линий в пространстве кадра.

РИТМ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ — преобладающее чередование вертикальных линий в пространстве кадра.

РИТМ ДИАГОНАЛЬНЫЙ — чередование линий по диагона­ли кадра.

РИТМ СМЕШАННЫЙ — неакцентированная композиция, в которой нет преобладания вертикального, горизонтального или диагонального ритма.

РИСУЮЩИЙ СВЕТ — характер светового рисунка, отлича­ющийся преобладанием ярких световых пятен, светового кон­траста и фактуры предметов-

РАЗЛИЧИЕ — принцип фотокомпозиции, основанный на от­личительных чертах различных элементов.

РАВНОВЕСИЕ — композиционный принцип, в основе кото­рого лежит необходимость оптического, светового, формаль­ного или смыслового уравновешивания отображаемых на плоскости кадра пространственных форм.

РИТМИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение композиционных элементов, построенное на схожести и подобии.

РИФМА В ФОТОГРАФИИ — композиционно-стилистическое созвучие элементов многокадрового повествования.

РИСУНОК СВЕТОТОНАЛЬНЫЙ - соотношение световых пятен и тональных переходов в композиционном строе кадра.

—12—


РИСУНОК СВЕТОТЕНЕВОЙ — соотношение световых и те­невых пятен в композиционном строе кадра.

СТИЛИСТИКА КАДРА — своеобразие определенной сово­купности приемов и способов композиционного построения, в котором отражается характер визуального повествования, свойственный автору.

СТИЛИЗАЦИЯ — композиционный прием, заключающийся в использовании определенных устоявшихся композиционных приемов построения кадра.

СВЕТ — физическая энергия, создающая пространственную и оптическую энергетику кадра; композиционный элемент кадра.

СРЕДНИЙ ПЛАН -- расположение наиболее важных эле­ментов съемочного пространства.

СЮЖЕТНО-ВАЖНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР (АКЦЕНТ) — наиболее значительная часть композиции кад­ра, выделяемая соответствующими приемами.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) — деталь изобра­жения, выделяемая для акцентирования на ней внимания в многокадровом повествовании или как неакцентированная композиция-ПЕРЕУКРУПНЕНИЕ — неудачно найденный вариант фраг­мента.

СХОДЫ ЛИНИЙ — композиционные точки в кадровом про­странстве, в которых сходятся направленные линии элемен­тов кадра.

СКОС УГЛА — композиционная форма, при которой углы кадра никогда не заполняются S-образными линиями.

СХОДСТВО — принцип композиции, основанный на подобии многообразных композиционных элементов, их близости по внешним признакам.

СУПЕРАКТИВНАЯ ТОЧКА КАДРА — точка золотого сече­ния в левой верхней четверти кадра без площади отсекаемой верхним левым скосом угла.

СВЕТОТОНАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ — сочетание световых и тональных пятен кадра, которые наиболее активно «работа­ют» на образ.

СИМВОЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ — композиционный прием, за-

—13—


ключающийся в придании изображению формы определенно­го символа.

СВЕТЛАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — преобладание светов и све­товых полутонов в тональной гамме монохромного фотоизо­бражения.

СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАДРА — равноправный композиционный элемент, имеющий важное смысловое зна­чение для создания разомкнутых композиций и усиления ди­намики кадра.

СВЕТОВОЙ АКЦЕНТ — выделение главного с помощью све­тового пятна.

СМЫСЛОВОЙ КОНТРАСТ —- контрастное сочетание съе­мочных объектов, несущих различную психологическую на­грузку.

СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — построение кадра, при котором определенные части изображения кадра по вер­тикальной или горизонтальной оси равны друг другу или по­добны-

СТРОГОСТЬ РИТМА — наличие четких чередований, повто­ров в изобразительном строе кадра.

СВЕТОТЕНЕВОЙ УЗОР — гармоничное пятно, созданное сочетанием светлых и темных графических линий.

СВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ — выбор определенной схемы освещения кадра, отвечающей образной задаче.

ТОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ — выбор определенного соотно­шения тональных пятен, отвечающих образной задаче.

ТОНАЛЬНОСТЬ — преобладающий тональный рисунок кад­ра. Различают светлую и темную тональность.

ТОЖДЕСТВО — выражение внутреннего равновесия, ста­тичности, неподвижности композиции, равенство соизмери­мых признаков.

ПОЛЯРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ — композиционный прием, при котором создается смысловой контраст изображения за счет разделения элементов, несущих различную смысловую на­грузку.

ТЕМНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — преобладание теней и темных полутонов в тональной гамме монохромного изображения.

—14—


ТОЧКА СЪЕМКИ — положение фотоаппарата относительно съемочного объекта, обусловленное его позицией автора, фо­тографа.

ТОНАЛЬНЫЙ КОНТРАСТ — соотношение различных по то­нальной гамме объектов, способных вызвать противополож­ные ассоциации.

ТОНАЛЬНО-СВЕТОВЫЕ ПОВТОРЫ — разновидность риф­мы или ритма в фотографии, при которой повторяются близ­кие светотональные сочетания.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ОСВЕЩЕНИЯ — уровень осве­щенности объекта съемки, достаточный для полноценного изо­бражения съемочного объекта в кадре.

ТОНАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ _ уравновешенность тональ­ных пятен, позволяющая ощущать единство пластической гаммы снимка.

УКРУПНЕНИЕ — композиционный прием, в котором отсече­ние лишних подробностей, деталей способствует акцентирова­нию внимания на существенных очертаниях объекта съемки, разновидность масштабирования.

УВОДЯЩИЕ ЛИНИИ КАДРА _ вынесение на передний план очертания естественных форм, уходящие к сюжетно важному композиционному центру.

УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ КАДРА (КАДРИРОВАНИЕ) — вне­сение изменений в формат кадра, линейную и тональную ком­позицию методом обреза различных частей изображения или, наоборот, внесением расширенного композиционного прост­ранства (в компьютерной фотографии).

УСТОЙЧИВОСТЬ — принцип фотокомпозицнн, состоящий в отсутствии подверженности трансформации в композиции.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ — принцип композиции, связанный с созданием замкнутых, строгих композиционных форм, в ко­торых все части изображения уравновешиваются друг дру­гом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФОТОРАБОТ — основополагающие принципы, по которым проводится отбор и художественно-эстетический анализ работ.

ФОН — часть поверхности, на которой вырисовываются глав­ные элементы фотокомпозиции.

— 15—


ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — построение кадра, при котором все элементы кадрового пространства расположены с центральной точки зрения.

ФОРМАТ КАДРА — композиционный элемент, в котором размещается вся совокупность кадрового пространства (кар­тинной плоскости).

ФАКТУРА -- строение природных форм, изображаемых в кадре, изобразительное средство фотографии, неразрывное с освещением-

ФОРМЫ КОМПОЗИЦИОННО-ВЫИГРЫШНОГО ДВИЖЕ­НИЯ — (слева направо по диагонали горизонтали или по ле­вой диагонали) — направления взгляда, которые создают на­иболее привлекательные образы динамичного восприятия кад-ра.

ФОНОВОЙ СВЕТ — дополнительная подсветка, отделяющая фон от снимаемого предмета.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — направленный поток све­товой энергии от фотоаппарата прямо к съемочному объекту.

ФОТОМЕТАФОРА -- символ фотоизображения, носящий ино­сказательный характер и выражающий определенное отноше­ние фотографа к объекту съемки.

ФРАГМЕНТИРОВАНИЕ — изобразительный прием, осно­ванный на выделении главного в съемочном объекте и пока­зе части вместо целого.

ЦВЕТ — определенный оттенок, выражающий элемент ком­позиции фотокадра.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ — соотношение основных и допол­нительных цветов, которые создают противоположные ассо­циации, элемент композиции.

ЦЕНТРИРОВАНИЕ ГЛАВНОГО — композиционный прием, заключающийся в помещении главного в геометрический центр кадра.

ЦЕЛОСТНОСТЬ — принцип фотокомпозиции, связанный с невозможностью разделить фотоизображение на завершен­ные части, изъять какие-то из общей композиции, а также иметь несколько акцентов.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ КАДРА (РИТМ) — строй кадра, выразительное средство фотографии, построенное на

—16—


строгом или нестрогом повторении композиционных элемен­тов.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ _ позиции, по которым про­водится анализ композиционного строя кадра.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ — созвучие, цельность соче­тания композиционных элементов фотокадра-

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНВЕРСИЯ КАДРА (верх-низ, правая -левая части) — изменение соотношения правой или левой части кадра, при которой меняется характер восприя­тия изображения, происходит его динамизация или статизация.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1802. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия