Студопедия — Богословское осмысление тенденций к построению «Теории Всего».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Богословское осмысление тенденций к построению «Теории Всего».






В XX в. физика смогла глубже проникнуть в тайны взаимо­действий, понять их механизм на уровне процессов, происхо­дящих в микромире. Также удалось свести многочисленные виды физических взаимодействий к четырем фундаментальным. Мечта А. Эйнштейна о перспективах построения единой теории поля, в рамках которой удалось бы описать все физические взаимодействия, стала осуществляться с 1960-х гг., когда независимо друг от друга американский физик С. Вайнберг (Steven Weinberg; род. в 1933 г.) и пакистанский физик-теоретик А. Салам (Abdus Salam; 1926 - 1996) допустили, что слабое и электромагнитное взаимодей­ствия на самом деле являются разными проявлениями одного взаимодействия. Так появилась единая теория электрослабого взаимодействия, в рам­ках которой удалось построить модель слабого взаимодействия. Согласно этой теории на расстоянии более 10-15 м преобладает электромагнитный тип, а на меньших расстояниях - в одина­ковой степени электромагнитный и слабый типы[33].

Объединение электромагнитного и слабого взаимодействий позволило описать все процессы, происходящие при малых расстояниях и огромных энергиях. Кроме того, эта теория позволила также объяснить превращение элементарных частиц друг в друга и по­нять сущность и механизм протекания термоядерных реакций, происходящих на Солнце и большинстве звезд.

Существование четырех рассмотренных выше типов физического взаимо­действия (гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого) ставит перед физиками задачу поиска единой теории, которая позволила бы объединить их. Создание подобной теории означало бы также построение единой теории элементарных час­тиц. Физики-теоретики с 1970-х гг. пытаются создать теорию Ве­ликого объединения фундаментальных взаимодействий, в которой электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия будут рас­сматриваться как различные проявления единого поля. Основа­нием для создания такой теории служит то обстоятельство, что на малых расстояниях (менее 10-27 м) и при большой энергии (более чем 1014 ГэВ) эти взаимодействия описываются одинаково. По мере понижения энергии Великое объединение сначала распадается на сильное и электрослабое взаимодействия. При дальнейшем уменьшении энергии электрослабое взаимодей­ствие разделяется на электромагнитное и слабое. Над этой теорией работают физики-теоретики, но проверить ее экспериментально до сих пор не удалось[34].

Еще более грандиозная теория Суперобъединения (ТВС - теория всего сущего или просто - ТВ) должна объединить все четыре фундамен­тальных взаимодействия, включая гравитационные силы. Эта теория строится на базе открытой в 1970-е гг. суперсимметрии и теории суперструн, речь о которых шла выше. Согласно теории суперсимметрии должна существовать пол­ная симметрия в описании вещества и поля, фермионов и бозо­нов. Ряд исследователей связывает надежды с теорией струн (о которой шла речь выше). Основываясь на одном принципе - что на самом микроскопическом уровне все состоит из комбинаций вибрирующих энергетических «волокон», - теория струн дает единый (пока лишь математический) способ объяснения свойств всех взаимодействий и всех видов материи, а также, пространства-времени. Данная теория, сочетая в себе идеи квантовой механики и общей теории относительности, претендует и на построение теории квантовой гравитации.

Последовательные сторонники редукционизма считают, что построение ТВС не только позволит поставить точку в изучении природы, но и даст возможность описать все процессы, включая психику человека, а также упразднить религию. Нобелевский лауреат, американский физик и атеист С. Вайнберг (Steven Weinberg) утверждает следующее: «Оппоненты редукционизма… пугают нас тем, что они называют бездушием современной науки. В какой бы степени они и их мир ни были бы сведены к частицам или полям и взаимодействию этих частиц и полей, они чувствуют себя униженными этим знанием… Я не буду пытаться ответить на эту критику, живописуя красоты современной науки. Мир, каким его видит редукционист, холоден и безлик. Мы должны принять его таким, каков он есть, не потому что он нравиться нам, но потому, что это способ существования мироздания»[35].

Вместе с тем есть и другие мнения. Американский физик Б. Грин (Brian Greene), полемизируя с Вайнбергом, утверждает обратное: «Однако даже если кто-то и принимает спорную аргументацию убежденного редукциониста, принципы – это одно дело, а практика – совсем другое… Почти все согласятся, что создание ТВС никоим образом не означает, что задачи психологии, биологии, геологии, химии или даже физики будут решены или каким-то образом классифицированы. Вселенная – такое сказочно богатое и сложное место, что открытие окончательной теории… не означает конца науки. Как раз наоборот, открытие ТВС, окончательного объяснения Вселенной на ее самых малых масштабах, теории, которая не нуждается в каком-либо более глубоком объяснении, может дать наиболее прочное основание для строительства нашего понимания мира. Ее открытие будет означать начало, а не конец. Окончательная теория даст нам непоколебимую точку опоры, навсегда гарантирующую познаваемость вселенной»[36]. Таким образом, даже с созданием ТВС (пока не состоявшимся) точка в развитии естествознания не ставится, а речь идет о движении к новым горизонтам.

О богословском осмыслении безграничности познания вселенной речь шла выше: творение познаваемо, но в познании неисчерпаемо. «Покусившись отвлечь разумом от земли каждое из находящихся в ней качеств, придешь ни к чему. Ибо если отнимешь черноту, холодность, тяжесть, густоту, качества земли, действующие на вкус или и другие, какие в ней усматриваются, то подлежащее останется ничто», - эти слова еще в IV в. были сказаны святителем Василием Великим[37], а в ХХ в. к аналогичным выводам приходят ученые: «Есть глубокие основания предполагать, что вся Вселенная, включая, по-видимому, «твердое» вещество, воспринимаемое нашими органами чувств, - это всего лишь проявление извилистого ничто. Мир в конечном итоге окажется слепком абсолютной пустоты, самоорганизованным вакуумом. Геометрия сыграла роль повивальной бабки науки»[38]. Теперь круг замыкается: поля и взаимодействия получают объяснение на языке геометрии. Постоянно присутствующее в человеке стремление к поиску твердого, непоколебимого, неделимого, единого «основания вселенной», в конечном итоге, по всей видимости, заставляет признавать присутсвие такого основания не в материальном, а в идеальном – математических абстракциях (струны и т.п.)[39], бытие которых в свою очередь по-новому ставит вопрос о Разуме (с большой буквы) - Божественномом Логосе как личном Творце и творческом принципе[40]. Сергей Леонтьевич Епифанович (1886-1918), обобщая учение преп. Максима Исповедника и как бы делая шаг навстречу естествоиспытателям XXI в. из области богословия, пишет:

«Именно Логос проявился в мире, и в Логосе все бытие причастно Бога. Эти тесные отношения Логоса к миру выражаются при посредстве и в форме энергий Его, или малых логосов (λόγοι), идей, на которые творчески как бы расчленяется Единый Божественный Логос, и которые снова объединяются в Нем, как радиусы в центре круга. Соответственно троякой деятельности Логоса - творческой, промыслительной и судящей, и Его λόγοι, или идеи, проявляются трояко: как основные начала или законы естества (λόγοι φύσεως) и как цели или пути промысла и суда (λόγοι προνοίας και κρίσεως). Эти λόγοι; охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. В λόγοι естества как бы заключен весь чувственный и мысленный (духовный) мир; в λόγοι промысла и суда - вся его жизнь, все цели его движений, сводимые к одной высшей - обожению. В частности, в λόγοι промысла и суда предначертано и воплощение и искупление, этот центр промысла и высшее осуществление идеи обожения; ими также всецело определяется повторение и аскетическое усвоение каждым человеком тайны искупления и спасения, т.е. охватываются все виды добродетели и ведения; в них, наконец, намечается и будущая судьба всего мира. Весь мир как бы висит на этих λόγοι, имея в них истинную свою сущность [выделено мной – свящ. О.М.]. По ним же, как по Своим хотениям, или предопределениям, и Сам Логос познает мир. Через них Он выражает Свои отношения к миру и осуществляет объединение его с Собой. Логос предвечно содержит в Себе все λόγοι. Из него они исходят для образования мира и в Нем снова объединяются как своем Источнике. Объединение это совершается через обобщение. Образуя все более и более общие группы по видам и родам, λόγοι, наконец, восходят к Премудрости и Рассудительности (φρόνησις) Божией, содержащей все общие и все частные λόγοι.

Объединяя в Себе все λόγοι, Божественный Логос является центром всего тварного бытия. При этом Он не только творчески связует с Собой все бытие, но и промыслительно ведет его к другому еще более полному объединению с Собой, к возвращению к Себе и обожению в Себе всего исшедшего от Него бытия. Таков предвечный "совет" (βουλή) Божий, конечная цель промысла. Так выступает Логос в своих энергиях, или логосах.

Эти логосы могут быть, однако, рассматриваемы не только в отношении к их Виновнику и Носителю, но и в отношении к образуемому ими миру, так сказать, сами по себе. Такое рассмотрение их переводит нас в сферу онтологии, в область "естественного (так сказать, философского) созерцания" тварного бытия. Все бытие по существу идеально. Оно есть не что иное, как совокупность логосов, исшедших из Логоса и разнообразно переплетающихся друг с другом. Все качественные различия бытия зависят от разных комбинаций этих логосов. Уплотнение их образует грубую чувственно постигаемую тварь. Весь мир, таким образом, представляет собой в большей или меньшей степени "одебеление" или воплощение Логоса, таинственно скрывающегося в λόγοι под оболочкой тварного бытия и во всех действиях Своих обнаруживающего Свои λόγοι промысла и суда. Задача онтологии - созерцать эти λόγοι, их взаимное переплетение и постепенное одебеление и через обобщение их восходить к всевиновному Логосу»[41].

Т.е., строго говоря, в основе самых фундаментальных «кирпичиков мироздания» лежит «не-бытие», не-сущее, свободное от каких-либо качеств и форм. Материя вызвана Богом из небытия, потому и весь материальный мир, созданный из ничего, также несамобытен. Всякий раз, как только наш разум, исследуя природу вещей, касается их «подлежащего», самой сущности материи, ничего не находит, кроме «ничто», т.к. истинной сущностью материального мира и всех его элементов являются умопостигаемые нетварные Божественные «мысле-воления».

Таким образом, известное высказывание В. Гейзенберга: «Первый глоток из чаши естествознания делает атеистом, но на дне ожидает Бог», в свете обсуждения перспектив построения ТВС приобретает особую актуальность.

Словарь необходимых для усвоения понятий и терминов:

атом

адрон

апофатизм

барион

бозо­н

волновая функция

глюон

гравитационное взаимодействие

гравитон

иерархичность

изотропное пространство

инвариантность

интерпретации квантовой механики

интерпретации квантовой механики в богословии

интерпретации квантовой механики в контексте восточной мистики

квант

квантовая механика

квантовое туннелирование

кварк

копенгагенская интерпретация квантовой механики

корпускулярно-волновой дуализм

«кот Шредингера»

лептон

мезон

многомировая интерпретация квантовой механики

молекула

принцип дополнительности

принцип индетерминизма

принцип симметрии

принцип соотношения неопределенностей

принцип суперпозиции

сильное взаимодействие

симметрия

слабое взаимодействие

спин

суперсимметрия

струны

телеологический аргумент

теория всего (ТВС, ТВ)

теория струн

фермион

фотон

фрактал

фундаментальные физические взаимодействия

хиральность

электромагнитное взаимодействие

эпистемология

 


[1] Нуклоны (лат.nucleus — ядро) — общее название частиц (протонов и нейтронов), «слагающих» ядра атомов.

.

[2] e – принятый заряд элетрона (-1)

[3] Т.е. разновидность заряда сильного ядерного взаимодействия, условно обозначаемая через «цвет».

[4] Например: Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. - С. 65-67.

[5] Назван в честь выдающегося итальянского физика Энрико Ферми (Enrico Fermi, 1901 - 1954).

[6] Назван в честь выдающегося индийского физика Шатьендраната Бозе (Satyendra Nath Bose, 1894 - 1974).

[7] Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007. - С. 15.

 

[8] Подробнее о теории струн - см. работу: Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007.

[9] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. - С. 68-71.

[10] В 1819 г. датский физик Г. Х. Эрстед обнаружил, что проводник, по которому течет электрический ток, вызывает отклонение стрелки магнитного компаса, из чего следовало, что электрические и магнитные явления взаимосвязаны. Французский физик А. Ампер в 1824 г. дал математическое описание взаимодействия проводника тока с магнитным полем. В 1831 г. английский физик М. Фарадей экспериментально обнаружил и дал математическое описание явления электромагнитной индукции - возникновения электродвижущей силы в проводнике, находящемся под действием изменяющегося магнитного поля.

В 1864 г. Дж. Максвелл создаёт теорию электромагнитного поля, согласно которой электрическое и магнитное поля существуют как взаимосвязанные составляющие единого целого - электромагнитного поля.

В 1887 г. немецкий физик Г. Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла. В XX в. развитие представлений об электромагнитном поле продолжилось в рамках квантовой теории поля, основы которой были заложены великим немецким физиком Максом Планком.

[11] Сильное взаимодействие нуклонов в ядре нашло объяснение на основе теории пи-мезонного поля задолго до появления гипотезы о кварках, причем были увязаны численные характеристики взаимодействия. Кванты пи-мезонного поля – виртуальные пи-мезоны. Свободные пи-мезоны присутствуют в «космических ливнях», а также применяются в ускорителях заряженных частиц, в частности – для расщепления атомных ядер.

[12] Бета-распад — тип радиоактивного распада, обусловленного слабым взаимодействием и изменяющего заряд ядра на единицу. При этом ядро может излучать бета-частицу (электрон или позитрон). В случае испускания электрона он называется «бета-минус» (β ), а в случае испускания позитрона — «бета-плюс-распадом» (β +). Кроме β и β + -распадов, к бета-распадам относят также электронный захват, когда ядро захватывает атомный электрон. Во всех типах бета-распада ядро излучает электронное нейтрино (β + -распад, электронный захват) или антинейтрино (β -распад).

 

[13] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 60-63.

[14] Разъяснение термина изотропность см. выше в разделе «Первая научная революция».

[15] Применение определенных математических правил преобразования, позволяет переходить от одной системы отсчета к другой и давать соответствующее описание действующим в них законам физики.

[16] Дело в том, что «полная симметрия» не соответствует некоторым направлениям физических теорий. Так, прогресс в создании теории, объединяющей слабое и электромагнитное взаимодействия, основан на представлении о «спонтанном нарушении симметрии». Именно спонтанное нарушение симметрии (с.н.с.) обеспечивает наличие массы у промежуточных векторных бозонов. С.н.с. лежит также в основе сверхтекучести и сверхпроводимости – квантовых явлений.

[17] См., например: Докинз Р. Бог как иллюзия. Пер. с англ. Н. Смелковой. – М., 2008.

[18] Соловьев В.С. Красота в природе//Вопросы философии и психологии. – №2, 1889.

[19] О телеологическом доказательстве бытия Божия см. во Введении, а также в пособии: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – СПб..: Сатис, 2007. - С. 83-86.

[20] Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. Электороннный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html

 

[21] Симанов А.Л. Принцип дополнительности// Методологические принципы физики: общее и особенное. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. – 222 с. – (Серия "Философские вопросы естествознания и техники"). – Электронный ресурс: http://www.philosophy.nsc.ru/PUBLICATION/SIMANOV/PHYSIK/08.HTM

[22] «Если мы спросим, постоянно ли нахождение электрона, нужно сказать “нет”; если мы спросим, изменяется ли местонахождение электрона с течением времени, нужно сказать “нет”; если мы спросим, неподвижен ли электрон, нужно сказать “нет”; если мы спросим, движется ли он, нужно сказать “нет”» - Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994, с.130.

Однако следует помнить, что апофатизм в богословии, в отличие от философии не является оперирующей антиномичными понятиями абстракцией ума, но в первую очередь живое деятельное богообщение, связанное с очищением сердца, не само Откровение, но лишь его вместилище. – см., например: Шмалий В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие//Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. III. – М., 2001, сс. 134-140.

Поэтому для апологета элементы апофатической методологии в современном естествознании могут являться лишь иллюстрацией, аналогией, символом, моделью, свидетельством о богословии на языке философии и эмпирической науки.

[23] «Религиозное использование языка совершенно отлично от научного, но я сам нахожу деление мира на объективную и субъективную сторону слишком произвольным. Факт, что религии на протяжении веков говорили образами, притчами и парадоксами означает просто, что не существует другого способа понимания реальности, к которой они обращены. Но это не означает, что она не является истинной реальностью... Развитие в физике, которое показало, сколь проблематичны такие концепции как «объективное» и «субъективное», есть величайшее освобождение мысли. Даже если мы вынуждены делать различие между объективной и субъективной сторонами, место разделения может зависеть от способа, каким мы смотрим на вещи; в определенной степени оно может быть выбрано по желанию. Наука и религия могут рассматриваться как различные формы дополнительных описаний, которые, хотя и исключают друг друга, являются необходимыми для передачи богатых возможностей, проистекающих из отношения человека с центральным порядком». – писал Н. Бор., - цит. по: Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. Электороннный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html

[24] Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. Электороннный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html

[25] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 62.

[26] Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. - С. 214-216.

 

[27] См.: обзор: Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. - С. 230-233;

Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994.

[28] См., например: Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу-вверх». – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. – С. 34-38.

[29] Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев// Творения, Т. I. – СПб., 1911. – С. 14.

[30] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. – СПб.: АХIОМА, 1995. – С. 13.

[31] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 62-63.

[32] Там же.

[33] Там же, с. 70-71.

[34] Там же, с. 72.

[35] Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – цит. по: Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007. – С. 20-21.

[36] Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007. – С. 20-21.

 

[37] Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения. Т. I – СПб., 1911. – С. 10.

[38] Девис, Пол (Paul Davies). Суперсила. Поиски единой теории природы. Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Е. М. Лейкина. – М.: Мир, 1989. – С. 178.

[39] Согласно одной из современных теорий фундаментальным объектом следует считать квантованное суперструнное поле, возбуждениями которого являются суперструны, взаимодействующие друг с другом и с вакуумом (возникающие из него и поглощающиеся в нём). Геометрическим аспектом суперструнного поля является многомерное (до 11 измерений) суперструнное пространство-время. Теория суперструн демонстрирует, что масса (и вообще вещественность) не является существенной характеристикой материи. Таковой является способность к самоорганизации невещественных объектов, в частности квантов суперструнного поля, или, ещё более обще, суперструнного вакуума. Таким образом, струны есть ни что иное как волновые возмущения суперструнного вакуума с нетривиальными топологическими свойствами. - См.: Дубровский В.Н. Новая концепция пространства-времени на планковских масштабах расстояний // Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет спустя). – М., 1995. – С.73-86.

[40] Геронимус А., прот. Современное знание в свете антропологии преп. Максима Исповедника//Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 года. Материалы. – М.: Синодальная Богословская комиссия, 2002. – С. 84-105;

 

[41] Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 2003. – С. 62-66.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия