Студопедия — Градостроение на островах Эгейского моря.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Градостроение на островах Эгейского моря.






Неповторимое крито-микенское искусство создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, остров Крит (Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) и Микены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э.).

Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.

До раскопок английского археолога Артура Эванса(Evans, Arthur John, 1851-1941), начатых в 1900 г. на о. Крит(Crete), главными центрами древнейшей культуры Восточного Средиземноморья считали города Тиринф и Микены на полуострове Пелопоннес. В 1874-1885 гг. сенсационные открытия в этих местах сделал Генрих Шлиман (Henryh Shliman) В 1878 г. близ Микен была открыта галерейная гробница, так называемая сокровищница Атпрея. Ранний этап «домикенской» культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил наименование «минойская культура».

На «малых островах» Эгейского моря, севернее Крита, между Пелопоннесом и побережьем Малой Азии в 3-2 тыс. до н. э. также развивалась своеобразная культура. Вместе с культурой Крита и Микен ее именуют эгейской. Географическое положение Крита в самом центре Восточного Средиземноморья Аристотель называл счастливым – там пересекались древние морские пути (остров расположен почти на равном расстоянии от Азии, Африки и Европы).

Кроме дворца в Кноссе (Knossos) на северном берегу о. Крита, вскоре после Эванса итальянские археологи на южном берегу острова открыли дворец в Фесте (Phaistos), близ него – загородную виллу, или «малый дворец», в Агиа Триаде (новогреч. Hagia Triada – «Святая Троица», позднейшее название) с остатками росписей XVI в. до н. э. После подъема культуры на Крите в среднеминойский период наступил некоторый спад, и гегемония перешла к материковым Микенам, ранее находившимся в зависимости от Крита, а также к городам Пилос, Тиринф на Пелопоннесе и Орхомен, Фивы в Беотии. Поэтому хронологически и территориально крито-микенское искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное). Согласно мифу, на о. Крит младенцем был спрятан сам Зевс. Когда же он в образе быка с золотыми рогами похитил дочь финикийского царя Европу, то доставил ее также на Крит. Сын Зевса и Европы Минос стал правителем Крита. В Кносском дворце, который открыл А. Эванс, по преданию, обитало чудовище Минотавр (греч. Minotauros – «Бык Миноса»), для которого мастер Дедал построил лабиринт. Предполагают, что древние критяне почитали Миноса, как и Зевса Астерия («Звёздного»), в образе быка – солярный символ, порождающее начало. Отсюда легенда о Минотавре и традиционный мотив росписей «игры с быком». Другим божеством, почитавшимся на острове, была змея, покровительница дома – хтонический символ хаоса, родящее начало. Один из символов «Зевса Астерия» – равносторонний крест, другой, часто встречающийся изобразительный мотив – двойной топор (лабрис). Исследователи отмечают культовое значение женщины. Об этом свидетельствуют мотивы росписей Кносского дворца (ранее их называли «фресками», но выяснено, что они выполнены темперой). Изысканные одеяния, прически, которые мы видим на этих росписях, предметы косметики – все говорит об утонченной, эстетской культуре. Женственный, мягкий и живописный стиль критского искусства разительно отличается от геометрического стиля предыдущей эпохи, искусства Киклад, суровых вкусов ахейцев и дорян. На востоке острова в Гурнии открыты остатки прямоугольных в плане жилых построек критян. Захоронения делались круглыми, типа толоса. Интересно, что на Крите отсутствуют храмы. Сложный комплекс дворцовых сооружений в Кноссе начал формироваться ок. 2000 г. до н. э., в среднеминойский период. Около 1700 г. до н. э. по неясным причинам произошли значительные разрушения, и дворец стали строить заново. Удивительная особенность Кносского дворца – отсутствие ясного плана и видимой закономерности в организации пространства.

«Критская архитектура, – как пишет Б. Виппер, – вообще не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством: ее комнаты ничем не отличаются от портиков, ее световые шахты – от закрытых зал... Создается впечатление, что в этой архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие. Колонны Кносского дворца атектоничны, они кажутся поставленными «с ног на голову», хотя отчасти их форма обусловлена материалом (сужающимся стволом дерева, поставленным комлем, корневищем вверх, на которое удобно укладывать балки перекрытия). В верхней широкой части прочнее оказывается связка, крепление. По одной из версий, необычная капитель в форме двойного вала изначально могла служить для закрепления велума – тента из ткани. Примечательно также, что колонны никогда не ставились на углах здания, как того можно было бы ожидать. Базы из камня в виде кольца предохраняют деревянный ствол от гниения. Есть также свидетельства о существовавших витых колоннах и опорах с выпуклыми ложками, наподобие ребристых. Зигзагообразный орнамент на стволах колонн, возможно, повторяет более древние металлические украшения. Все это дополняет представления о живописном стиле критского искусства. Декоративные росписи выполнены красной, желтой, голубой, черной красками. Фигуры мужчин изображались красным цветом, женщин – белым. Орнаментация не связана с характером персонажей и их одеждой.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия