Студопедия — Поэтому первым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха является развитие ладового ступеневого чувства.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поэтому первым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха является развитие ладового ступеневого чувства.






Второе. При смене лада нарушается однозначность закрепления за каждым звуком его индивидуального абсолютного ступеневого качества. Музыкантам хорошо известно свойство ладовой переменности, когда один и тот же звук может приобретать различное ладовое качество в разных ладах. Это объясняется тем, что ладовое чувство конкретно, а не абстрактно. Оно формируется и развивается при восприятии характерных именно для этого конкретного лада внутриладовых связей, напряжений, тяготений (24, 33). Другой лад, имеющий иной характер внутриладовых связей, придает включенным в него звукам одного наименования уже иной ладовый смысл, иную ладовую функцию, иное ладовое качество.

Формирование динамического стереотипа возможно лишь при повторении раздражителей одного неизменного значения, смысла и качества. Это обеспечивается при восприятии ступеней одного конкретного лада. Только в этом случае формируется моноладовое ступеневое чувство, при котором каждый звук фиксируется в восприятии и представлении в одном неизменном значении и качестве. Путь, при котором звук одного наименования имеет только одно абсолютное моноладовое качество и в этом одном абсолютном моноладовом качестве воспринимается, дифференцируется, усваивается, запоминается и узнается, ведет к формированию абсолютного слуха.

При восприятии нескольких ладов формируется полиладовое чувство, при котором звук одного наименования приобретает в восприятии не одно, а несколько значений, не абсолютное, безусловное, а относительное, условное, ладовое качество. Путь, при котором отдельный звук может иметь несколько ладовых качеств, и не может без предварительной ладовой настройки абсолютно дифференцироваться, восприниматься, запоминаться и узнаваться, ведет к воспитанию относительного слуха.

В этих полиладовых условиях отдельный звук конкретно ладово не ориентирован, не закреплен за конкретным ладовым контекстом. В ладовом смысле он может трактоваться в нескольких вариантах значений. Ладовую ориентировку обеспечивает лишь ладовое соотношение звуков, и тем более уверенную, скорую и точную ориентировку, чем более организованно и определенно сочетание звуков выявляют ладовые стереотипы. Наиболее скорое и отчетливое выявление ладового стереотипа, ладового контекста достигается при восприятии знакомых мелодий. Вот почему музыкальные клоуны в цирке разыгрывают на поленьях только популярные мелодии. Удары по поленьям остаются шумом до тех пор, пока стук по поленьям не станет музыкой, то есть ладово организованным сочетанием звуков, и не обеспечит ладовую ориентировку, не выявит ладовый стереотип, ладовый контекст. Данные, прямо подтверждающие этот вывод, приводит А. А. Володин. Им установлено, что при короткой длительности звучания (менее 0,1 с) высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. Звучание воспринимается в форме стука без ощущения высоты. «Выделение высотного компонента, однако, можно восстановить, если в последовательность таких стуков внести элемент мелодического движения. Сопоставление быстрозатухающих звуков по высотному признаку в этих условиях оказывается возможным» (16, 55). Б. М. Теплов был прав в том, что «музыкальная высота» (в нашем понимании ладовое качество) вычленяется относительным слухом лишь в отношениях звуков. Но при этом необходимо добавить, что такое отношение звуков должно более или менее определенно и отчетливо выявлять лад.

Как показал Г. Орлов, «сами по себе высотные отношения как звуковые раздражители не могут возбудить содержательную предметную художественную эмоцию. Чтобы возбудить такую эмоцию, интонация должна стать психологическим объектом, отразиться в идеальном плане - превратиться в некий субъективный образ» (56, 195). Исполнение на поленьях случайного набора звуков не вызовет ладового стереотипа, а значит, и восприятия звуков как музыкальных. И хотя сохранится звуковысотное движение и отношение звуков, ладовое их качество не будет воспринято, высота не отдифференцируется в ощущении от тембра, и стук по поленьям будет ощущаться как шум. Впрочем, с таким же результатом можно перебирать и звуки фортепиано вне ладовой их организации. При этом также не происходит актуализации ладового стереотипа, лишенные ладового контекста звуки теряют в восприятии ладовый смысл, ладовое качество и не являются в восприятии музыкальными звуками, колебания струн от ударов по ним молоточками воспринимаются как ничего не выражающий шум.

Это верно лишь в отношении лиц с относительным слухом. Обладатели абсолютного слуха и в этом случае слышат звуки как музыкальные. При абсолютном слухе не нужна предварительная ладовая настройка, восприятие отдельных или ладово не организованных звуков накладывается на ранее усвоенный и закрепленный моноладовый контекст, и благодаря этому звуки воспринимаются как конкретные и определенные точки в моноладовой канве, в связи с чем наделяются в восприятии конкретным ладовым музыкальным качеством и узнаются.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия