Студопедия — I I I I I 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I I I I I 2 страница






 

Если вы видите трех черных ворон, это не значит, что все вороны – черные. По мнению Карла Поппера, достаточно встретить одну белую ворону для того, чтобы доказать, что не все вороны черные. А пока мы не увидели белую ворону, мы не можем узнать, все вороны черные или нет.

Так любое научное положение можно опровергнуть. Неопровержимо только то, что не научно. Если кто‑то говорит: «Привидения существуют», это неопровержимо, так как нет возможности доказать, что такое утверждение неверно.

И напротив, если кто‑то говорит: «Свет всегда распространяется по прямой линии», это можно опровергнуть. Достаточно всего лишь положить карманный фонарик в емкость с водой для того, чтобы увидеть, как свет преломляется на поверхности жидкости.

 

[Ваза Клейна]

 

Ваза Клейна – фигура парадоксальная. Это нечто вроде бутылки, чье горлышко соединено с днищем. У нее есть только одна сторона, нет краев, нет лица, нет изнанки. Вход является выходом. Внешнее – внутри. Внутреннее – снаружи. Быть может, наша не имеющая ни начала, ни конца Вселенная обладает формой вазы Клейна.

 

[Кришнамурти]

 

В 1875 году русская женщина Елена Блаватская заявила о том, что получила откровение высших духов о «Сокровенном непознанном». Духи продиктовали Блаватской текст о египетской богине Изиде. У первой религии синкретизма оказалось много поклонников. Блаватская возглавила теософское движение. Она изучала другие религии и выделила в них общую линию. Новая религия покорила Соединенные Штаты, Австралию, а затем и Европу, где множились в то время теософские кружки. Елена сообщила, что в их среде появится мессия. Им был признан сын одного из адептов. Анни Безант воспитывала его как будущего мессию. В возрасте восемнадцати лет он должен был объявить о своем мессианстве миру. Он произнес речь, которую передали во все теософские кружки: великую разоблачительную речь.

Но, к великому всеобщему изумлению, молодой человек по имени Кришнамурти заявил, что он не мессия и что люди не должны, словно бараны, следовать за лжепророками. Теософское движение тем не менее продолжало существовать. А Кришна‑мурти, хоть оказался и не теософом, проявил свойства истинного философа. Он повсеместно утверждал, что знание надо искать в себе самом. Не надо ждать, пока какая‑то группа людей или вождь возьмет тебя за руку. Суть его высказываний можно свести к следующему: «Никто не может заменить вас самих на пути к знанию. И обязательно наступает момент, когда надо следовать по этому пути самому, как бы трудно это ни было».

 

[Гора Сан‑Мишель]

 

Остров Мон‑Сан‑Мишель – место глубоко символичное. И не только потому, что находится в равновесии между землей, водой и небом. Его посещали христианские паломники, там отправляли свои ритуалы алхимики и тамплиеры, а еще раньше там проходили служения культа друидов. Население всех близлежащих деревень почитало это место. Когда‑то остров Мон‑Сан‑Мишель называли островом Мертвых: Тюмба (от галльского слова «тим», означающего и «возвышенность», и «место смерти»). Говорили, что мертвецы встречаются там друг с другом 2 ноября, в день кельтского праздника Самайн. Считалось, что в этот день время на острове останавливает свой бег.

Для того чтобы покончить со всеми связанными с островом суевериями, герцоги Нормандии в 1023 году повелели компаньонам построить там церковь в романском стиле. Церковь эта удивительна. Стоя на четырех склонах, она устремляется с востока на запад: притвором, нефом с семью пролетами и боковыми нефами, сводчатым трансептом и хорами абсиды, окруженными галереями.

Длина здания восемьдесят метров, она равна высоте скалы. Церковь, таким образом, входит в безукоризненный квадрат, начинающийся фундаментом у подножия скалы и включающим в себя все сооружение. Выбор этой геометрической фигуры не случаен. Квадрат символизирует четыре основных элемента, четыре стороны света и направление четырех обдувающих гору ветров. Кажется, что создатели церкви были вдохновлены совершенным храмом, храмом Соломона в Иерусалиме. Местонахождение паперти повторяет расположение еврейской паперти (Улям). Место для молитв (Хе‑каль) и Святая Святых также напоминают о храме Соломона. Семь ступеней, ведущих в трансепт, такие же, как в храме, и соответствуют количеству свечей в священном семисвечнике.

Еще один намек на Библию: монастырь Мон‑Сан‑Мишель имеет те же пропорции, что Ноев ковчег, каким он описан в Ветхом Завете: триста локтей на пятьдесят (то есть отношение длины к ширине из расчета один к шести). По образцу ковчега монастырь имеет три уровня (в ковчеге Ноя первый этаж занимали животные, на втором находились запасы пищи, третий этаж был отведен семье патриарха).

В монастыре на первом этаже находится место, где принимают странников, паломников и верующих. На втором этаже – трапезная, где едят монахи. На третьем – дортуары. Строители понимали с самого начала, что тут они имеют дело не с островом, а с олицетворением корабля, по‑своему плывущего к другому измерению.

 

[Чернота]

 

Космос черен от того, что лучи звезд не находят поверхности, от которой можно отразиться. И свет тонет в бесконечности. В тот день, когда мы заметим слабый отблеск в глубине Вселенной, мы достигнем одного из краев мироздания.

 

[Как найти решение]

 

Вот способ найти идеи или решение сложной проблемы (он использовался Сальвадором Дали, который сам в свою очередь позаимствовал это орудие для размышлений у цистерцианских монахов).

Надо сесть на стул с двумя большими подлокотниками. Взять глубокую тарелку и чайную ложку. Если обычно ваш сон глубок, возьмите суповую ложку. Переверните тарелку и положите ее на пол. Сидя на стуле, держите, несильно сжимая, ложку большим и средним пальцами над тарелкой.

Засните в таком положении, думая о требующей решения проблеме. Когда ложка упадет на тарелку и резко разбудит вас этим, проблема будет решена, идея будет найдена.

 

[Параллельная реальность]

 

Реальность, в которой мои живем, быть может, не единственная. Могут существовать и параллельные реальности.

В тот момент, например, когда вы в нашей реальности читаете эту книгу, в другой реальности вас убивают, в третьей – вы выигрываете в лотерею, в четвертой вам вдруг захотелось покончить жизнь самоубийством и т. д. Сотни, а то и тысячи параллельных реальностей, быть может, постоянно развиваются и растут, словно ветви дерева.

Через какое‑то время путь основной реальности устанавливается, определяется, и остальные исчезают. Но, как только линия реальности утвердится, от нее отпочковывается множество новых реальностей. Понемногу ствол, из которого произрастают ветви, затвердевает. И доступ к старым росткам реальностей становится невозможным.

Очевидно, что здесь и сейчас реальность, в которой вы читаете «ЭОАЗ», и есть реальность избранная, затвердевшая и определившаяся. (Кем? По каким критериям? Неизвестно.) Мысль эта может показаться вам совершенно абсурдной, но и квантовая физика приходит к таким же выводам. Можно представить себе, что реальность распространяется не только вперед, она может развиваться и в стороны (вспомните о кошке Шредингера, в ситуации с ней реальность «кошка мертва» соседствует с реальностью «кошка жива»).

 

[Царствование халифа Аль‑Хакима]

 

Халиф Аль‑Хаким из династии Фатимидов, которая правила с 909 по 1171 год (шиитская исмаилитская династия, чьи корни восходят к заложившей город Каир Фатиме, распространившая свое влияние на всю Северную Африку и завоевавшая Сицилию), жил в Каире. Этот человек постоянно думал о своей власти над городом и о пределах концепта власти. Он издавал абсурдные указы, а затем, переодевшись в простого прохожего, наблюдал за реакцией своего народа. Проще говоря, он предавался социологическим экспериментам, где в роли испытуемых выступало все население города. Желaя испытать, насколько покорен народ, Аль‑Хаким запретил работать ночью. Он утверждал, что слабое освещение вредно для глаз. Любой человек, застигнутый за работой при свече, должен был быть казнен. Прогуливаясь как‑то по улицам города, Аль‑Хаким обнаружил работающего сверхурочно булочника и повелел сжечь несчастного в его собственной пекарне. Затем, убедившись в том, что все подчинились запрещению работать ночью, он издал новый указ. Теперь не разрешил работать днем. Отныне все должны работать только ночью. Словно дрессированное животное, народ немедленно подчинялся любому необычному закону в тот же миг, как тот издавался. Все стало возможным. Для того чтобы подчинить себе все религии, халиф смел с лица земли католические церкви и еврейские синагоги, а затем, как всевластный повелитель, дал представителям обоих культов деньги на восстановление храмов. Аль‑Хаким запретил женщинам использовать духи. Запретил изготовлять для них обувь. Запретил им пользоваться косметикой, а затем и вообще покидать дом. Женщинам было запрещено находиться в городе. Однажды во время инспекционной прогулки он обнаружил группу женщин в городской бане. Он немедленно приказал замуровать все выходы для того, чтобы они умерли там от голода.

Зная об азартности человеческой натуры, халиф бросал на землю запечатанные письма, адресованные эмирам. В письмах находилось одно из двух указаний: или «Покройте подателя письма золотом», или «Убейте подателя письма». Подбирать эти письма стало чем‑то вроде национальной лотереи, проигравшие, правда, погибали.

В один прекрасный день окровавленную одежду халифа нашли на берегу реки. Видимо, его убил один из его многочисленных врагов. Тело халифа так и не было найдено. И о нем постепенно родилась легенда. Со временем молва наделила исчезнувшего владыку мудростью и воображением.

 

[Шиатсу]

 

По утверждению китайцев, точка «шиатсу» очень помогает страдающим запором. Нужно нажать большим и указательным пальцами левой руки на кожу между большим и указательным пальцами правой. Если у вас запор, вы найдете там болезненное уплотнение. Нужно пощипать и помассировать это место, и вы избавитесь от недуга.

 

[Парадоксальный сон]

 

Во время нашего сна встречается особый период, называемый «парадоксальным сном». Длится он около двадцати минут и повторяется примерно раз в полтора часа. Почему этот отрезок сна называется именно так? Потому, что интенсивная нервная деятельность в состоянии самого глубокого сна является парадоксом.

Младенцы часто беспокойны по ночам именно потому, что их тревожат периоды парадоксального сна (время их сна делится следующим образом: треть нормального сна, треть чуткого сна, треть сна парадоксального). Во время последней фазы у младенцев часто появляется странное, взрослое, если не старческое, выражение лица. Это и гнев, и радость, и грусть, и страх, и удивление, то есть чувства, которые они, несомненно, еще и не испытывали. Можно подумать, что дети примеряются к эмоциям, ожидающим их в будущем.

С возрастом фазы парадоксального сна укорачиваются до одной десятой, а то и двадцатой части общего времени сна. Обычно они приносят человеку удовольствие, у мужчин могут даже вызвать эрекцию. Может возникнуть впечатление, что каждую ночь мы получаем какое‑то сообщение. Был проведен следующий эксперимент: взрослого человека будили во время парадоксальной фазы сна и просили рассказать о том, что он видел в данную минуту. Затем ему снова давали заснуть с тем, чтобы разбудить во время следующей парадоксальной фазы. Выяснилось, что даже в тех случаях, когда увиденные им во сне истории были разными, суть их сводилась к одному и тому же. Словно прерванный сон продолжался, несколько в иной манере, для того, чтобы все‑таки донести до человека какую‑то мысль.

Недавно ученые выдвинули новую гипотезу. Сон может быть средством избавления от социального давления. Во сне мы забываем то, что восприняли днем и что противоречит нашим глубинным устремлениям. Все внешние воздействия во сне устраняются. Пока люди видят сны, невозможно манипулировать ими полностью. Сон – это естественный протест против тоталитаризма.

 

[Вопрос восприятия]

 

Вещи существуют постольку, поскольку мы их воспринимаем с определенной точки зрения. Математик Бенуа Мандельброт не только изобрел чудесные фрактальные картинки, он доказал, что мы воспринимаем только частичное изображение окружающего мира.

Например, если мы измерим цветную капусту, мы получим диаметр тридцать сантиметров. Но если начать измерять каждый бугорок ее поверхности, цифра увеличится в десять раз.

Даже совершенно гладкий стол, увиденный в микроскоп, покрыт чередой холмов, посчитав изгибы которых мы увеличим площадь его измерений до бесконечности! Все будет зависеть от точки зрения, с которой мы будем рассматривать этот стол. Бену а Мандельброт утверждает, что не существует ни одного абсолютно точного научного понятия, что честный человек должен признать наличие во всех утверждениях огромного числа неточностей, которое будет уменьшено грядущими поколениями, но никогда не сведется к нулю.

 

[Гностическое движение]

 

Есть ли у Бога Бог? Первые христиане во времена римской античности были вынуждены бороться с еретическим движением людей, убежденных в том, что над Богом есть высший Бог. Некто Марцион во II веке н. э. утверждал, что Бог, которому мы поклоняемся, верховным Богом не является, что существует еще один Бог, более могучий, чем наш, и что наш Бог ему во всем должен отчитываться.

По мнению некоторых гностиков, боги входят один в другого, как русские матрешки, и боги больших миров включают в себя богов миров поменьше.

Это ответвление веры, получившее название «битеизма», было опровергнуто Оригеном. Нормальные христиане и христиане‑гностики долго терзали друг друга, споря о том, есть ли у Бога свой Бог. В конце концов гностиков уничтожили, и немногочисленные выжившие были вынуждены отправлять свой культ тайно.

 

[Эмпатия]

 

Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и rope. «Pathos» по‑гречески означает «страдание». Боль другого чувствуют даже растения. Если приложить электроды гальванометра, прибора для измерения электрического сопротивления, к коре дерева, а человек, прислонившийся к дереву, порежет себе палец ножом, произойдет колебание стрелки прибора. Дерево заметит разрушение клеток, произошедшее во время пореза! Это значит, что, когда в лесу происходит убийство, все деревья чувствуют это и страдают.

По мнению американского писателя Филиппа К. Дика, автора романа «Бегущий по лезвию бритвы», если робот способен чувствовать боль другого и сопереживать, то он достоин того, чтобы его считали человеком. И напротив, если какой‑то человек не воспринимает страдания ближнего, то этого человека нужно лишить права таковым называться. Можно придумать даже новое уголовное наказание: лишение права называться человеком. Ему будут подвергаться мучители, убийцы, террористы, все, кто причиняет страдания другим и сам от этого не страдает.

 

[Ноль]

 

Несмотря на то что след ноля найден в вычислениях китайцев II века нашей эры и еще раньше у майя (он обозначался у них спиралью), наш ноль происходит из Индии. В VII веке персы позаимствовали его у индийцев. Несколькими веками позже арабы переняли ноль у персов и дали ему то имя, под которым он нам известен. Но только в XIII веке понятие ноля пришло в Европу благодаря Леонардо Фибоначчи (скорее всего это сокращенное имя Филио ди Боначчи), известному как Леонардо Пи‑занский, который на самом деле был венецианским купцом.

Когда Фибоначчи попытался объяснить своим современникам смысл понятия ноля, церковь сочла это новшество чересчур революционным. Некоторым инквизиторам ноль показался творением дьявола. Ведь если каким‑то числам он прибавлял могущества, то другие, которые пытались на него помножить, он просто сводил на «нет». Говорили о том, что ноль – великий «уничтожитель», что он превращает все к нему приближающееся в ноль. А единицу, напротив, считали цифрой очень почтенной, не меняющей того, что на нее помножено. Ноль, умноженный на пять, остается нулем. Единица, умноженная на пять, становится пятью. Но в конце концов все уладилось. Церковь слишком нуждалась в хороших бухгалтерах для того, чтобы не понять чисто материалистическую выгоду использования ноля.

 

[Наши союзники – животные]

 

История знала много примеров военного сотрудничества людей и животных, при том что первые ни разу не дали себе труда спросить мнение о том вторых. Во время Второй мировой войны в советской армии дрессировали противотанковых собак. Собака, с прикрепленной к телу миной, должна была скользнуть под днище танка и взорвать его. Но система работала не особенно успешно, так как животные проявляли тенденцию слишком рано возвращаться к хозяевам.

В 1943 году доктор Луи Фай‑зер придумал забрасывать на японские корабли летучих мышей, экипированных миниатюрными зажигательными бомбами. Это должно было быть ответом союзников на действия камикадзе. Но после Хиросимы это оружие устарело. В 1944 году англичане хотели использовать кошек для пилотирования маленьких, начиненных взрывчаткой самолетов. Они думали, что кошки, боясь воды, будут направлять машины на авианосцы. Ничего не получилось. Во время вьетнамской войны американцы пытались посылать бомбы на неприятеля при помощи голубей и ястребов. Опять неудача.

Бывает, что люди стараются использовать животных если не в роли солдат, то в качестве шпионов. В течение холодной войны ЦРУ проводило эксперименты, заключавшиеся в нанесении на объект слежки гормона самки таракана, перипалона В. Это вещество так сильно возбуждает самца‑таракана, что он способен находить его на расстоянии многих километров.

 

[Влияние других]

 

В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате семь человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был один. Остальные шесть человек были помощниками профессора, чьей целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента.

На стене были нарисованы линии длиной в двадцать пять и тридцать сантиметров. Линии были параллельными, то, что линия в тридцать сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих, и шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее второй линии. В 60% случаев истинный испытуемый также говорил, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в тридцать сантиметров длиннее, шесть помощников профессора начинали издеваться над ним, и под их дружным давлением в 30% случаев испытуемый в конце концов присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями (люди не самые легковерные), и выяснилось, что девять человек из десяти удалось убедить в том, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее линии в тридцать сантиметров.

Удивительная вещь, даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нем шести ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная.

Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений вроде проблемы со зрением или неудачно выбранного угла наблюдения.

 

[Судебные процессы над животными]

 

Во все времена животных считали достойными предстать перед человеческим правосудием. Во Франции с X века под различными предлогами подвергали пыткам, вешали и отлучали от церкви кошек, ослов, лошадей и свиней. В 1120 году за вред, причиненный полям, епископ Ланский и великий викарий Валенсии отлучили от церкви гусениц и лесных мышей. В архивах суда города Савиньи хранятся документы процесса над свиньей, повинной в смерти пятилетнего ребенка. Свинья была обнаружена на месте преступления с шестью поросятами, чьи пятачки еще были покрыты кровью. Были ли они ее сообщниками? Свинья была приговорена к повешению до наступления смерти за задние ноги на городской площади. Ее потомство было помещено под стражу в дом к одному из крестьян. Поскольку поведение их не было агрессивным, им дали вырасти, а затем, уже взрослыми, «нормально» съели. В 1474 году в Базеле, в Швейцарии, состоялся процесс над курицей, обвиненной в колдовстве, так как она снесла яйцо без желтка. Курице предоставили адвоката, который настаивал на том, что действие было непредумышленным. Тщетно. Курицу приговорили к сожжению заживо на костре. Только в 1710 году один ученый доказал, что несение яиц без желтка является следствием болезни. Но результаты процесса из‑за такой малости не были пересмотрены.

В1519 году в Италии один крестьянин начал процесс против банды кротов‑опустошителей. Их адвокат был чрезвычайно красноречив, ему удалось доказать то, что кроты были очень молоды и, следовательно, не могли нести ответственности за свои поступки, кроме того, они были полезны крестьянину, поскольку питались насекомыми, уничтожавшими урожай. Таком образом, смертная казнь была заменена пожизненным изгнанием с полей истца.

В Англии в 1622 году некто Джеймс Поттер был обвинен в постоянных актах содомии со своим домашним скотом. Он был приговорен к отсечению головы, а так как судьи посчитали животных его сообщниками, то они приговорили к тому же наказанию его корову, двух телок, двух свиней и трех овец.

И наконец, в 1924 году в Пенсильвании Лабрадор по имени Пеп был приговорен к пожизненному заключению за убийство губернаторской кошки. Он был заключен под стражу в исправительную колонию, где и умер от старости шесть лет спустя.

 

[Шантаж]

 

Когда все методы уже исчерпаны, остается один способ разбогатеть в уже богатой стране: шантаж.

Начинается он с торговца, который лжет, говоря: «У меня эта вещь последняя, если вы сейчас не купите, то купит другой клиент, который уже интересовался ею», а заканчивается на самом высоком уровне, когда члены правительства заявляют: «Без загрязняющей атмосферу нефти мы не сможем обогреть население страны этой зимой». И страх дефицита или страх деловой неудачи провоцирует возникновение искусственных расходов.

 

[Битва при Куллодене]

 

Битва при Куллодене состоялась в 1746 году, в ней участвовали британская и шотландская армии.

Все началось с темной семейной истории. Английский трон был свободен, и занять его призвали Ганноверов, представителей немецкой ветви семьи. Власть взял Георг I. Неудачливый претендент Чарльз Эдуард Стюарт (внук Якова II Стюарта) бежал в Шотландию собирать войска для того, чтобы начать борьбу за трон. Шотландией в то время правили кланы, и каждый шотландец принадлежал к какому‑нибудь из них. У кланов были свои цвета, свои девизы, своя собственная культура. Они объединились вокруг Чарльза Эдуарда Стюарта и решили помочь ему завоевать трон. Огромная шотландская армия направилась к Лондону. Английские столичные власти послали войска, чтобы ее остановить, но доблестные шотландцы атаковали с саблями наголо и уничтожили противника. Такая же участь ждала и две следующие армии, посланные на помощь первой. Шотландцы подошли к Лондону и поспешно окружили его, как некогда Ганнибал окружил Рим. И, подобно Ганнибалу, шотландцы удивлялись легкости своей победы. И, опять‑таки подобно Ганнибалу, не решились нанести последний удар, хотя король Георг I уже был готов бежать к своей семье в Германию, не посоветовавшись со своими… врагами. Но шотландцы по духу вовсе не воины, и осада их совершенно не забавляет. Прежде всего они крестьяне и помнят, что пора собирать хлеб, пока зерно не сгнило на корню. Они поворачивают назад и торопятся домой.

Тут к Георгу I возвращается надежда. Он быстро собирает наемную армию, экипированную ружьями последней модели (заряжающимися через казенную часть, а не через ствол, и не требующими набивки), преследует шотландцев и громит их с тыла. Раздосадованные шотландцы решают дать бой. Разведчики утверждают, что англичане находятся в маленькой деревне. Шотландцы врываются в нее, но английская армия уже ускользнула. Шпионы оказались изменниками. Шотландская армия теряет силы, разыскивая противника по деревням.

В это время генерал английской армии нашел поле для битвы: Куллоден, обширную поляну, окруженную деревьями. Под деревьями стратег устанавливает пушки и невысокие укрытия для защиты стрелков из ружей. Затем он ждет того, чтобы очередной изменник сообщил англичанам о местонахождении шотландской армии. Когда шотландцы, обессиленные трехдневным переходом, прибывают в Куллоден, они не видят противника, спрятавшегося в лесу и укрывшегося за каменными стенками. Как только все войска Чарльза Эдуарда Стюарта собираются в центре поляны, английский генерал дает приказ начать огонь. Следует настоящая бойня. Англичане стреляют в упор. Шотландцы пытаются защищаться, сабли и ружья старого образца не выдерживают конкуренции с современными пушками, спрятавшимися в лесу. Шотландцы были уничтожены поголовно, а у англичан потерь практически не было.

 

[Юмор]

 

Единственный отмеченный учеными случай проявления юмора у животных описан Джимом Андерсоном, приматологом из Страсбурского университета. Это случай Коко, гориллы, освоившей язык глухонемых. Однажды исследователь спросил Коко, какого цвета белая салфетка. Коко ответил жестом, обозначавшим слово «красная». Ученый повторил вопрос, настойчиво размахивая салфеткой перед глазами обезьяны, получил тот же ответ и не понял, почему Коко упорствует в своем заблуждении. Человек уже начинал терять терпение, когда горилла схватила салфетку и показала ему на кайму красного цвета, вышитую по ее краю. На морде обезьяны появилось выражение, называемое приматологами «мимикой игры», то есть губы были раздвинуты, передние зубы обнажены, глаза широко раскрыты. Может быть, горилла шутила…

 

[В начале]

 

В начале все было просто. Вселенная была пустотой с небольшим количеством водорода: Н.

А затем наступило пробуждение. Водород взорвался. Произошел Большой взрыв. Его раскаленные частицы, изменяясь, плывут в пространстве.

Н, самый простой химический элемент, раскалывается, смешивается, делится, связывается и образует нечто новое. Вселенная – это эксперимент. Все начинается с водорода, разлетающегося в разные стороны в разных формах. В пылающей печи мироздания Н, основа всего, принимается рождать новые атомы.

Например, Не: гелий. Все перемешивается снова, создаются все более сложные атомы.

Теперь можно подвести итоги первоначального взрыва. Весь комплекс пространства‑времени‑места нашей Вселенной, состоявший на сто процентов из водорода, отныне является супом из кучи странных атомов, находящихся в следующей количественной пропорции:

90% водорода;

9% гелия;

0,1% кислорода;

0,060% углерода;

0,012% неона;

0,010% азота;

0,005% магния;

0,004% железа;

0,002% серы.

И это только основные химические элементы нашей Вселенной‑пространства‑времени.

 

[Будущее]

 

Неизвестно, каким будет человек будущего, но уже можно представить его вероятный портрет.

Нижняя челюсть у него будет короче нашей, зубов будет меньше. Зубы мудрости уже сейчас есть не у всех. И это нормально: коренные зубы предназначены для перемалывания мяса, а мы в основном едим мягкую пищу, не требующую пережевывания. У человека будущего будет не тридцать два, а двадцать восемь зубов.

Он станет выше ростом. Просто потому, что младенцы теперь лучше питаются, следовательно, более прочно «сконструированы», чем раньше. Лекарства предохраняют их от болезней, мешающих росту. Известно, например, что в 1800 году средний рост французских призывников был 1,63 м, в 1958 году – 1,68 м, а в 1993 году – 1,75 м. Это показательно. Он будет более близоруким. В городе зорко видеть не обязательно.

Скорее всего, он будет метисом. Вследствие распространения транспортных средств, позволяющего народам встречаться и перемешиваться.

Он будет дольше жить. Благодаря гигиене, прогрессу медицины и лучшему питанию.

Объем мозга скорее всего увеличится, размер черепной коробки гомо сапиенса вырос за три миллиона лет, со времени первых людей, втрое. Скорее всего объем мозга не увеличится, но усложнится его работа.

Период детства станет более длительным. Уже сейчас кости человека затвердевают все медленнее. Тридцать тысяч лет назад кости человека затвердевали примерно к восемнадцати годам. В наши дни окостенение ключиц, завершающее рост организма, происходит в двадцать пять лет. Словно физиологически люди остаются детьми все дольше. Что объясняет тот факт, что и в душе они хотят продлить детство.

У женщин, напротив, первая менструация будет появляться раньше, а наступление менопаузы отодвинется к более позднему времени. То есть рамки репродуктивного возраста раздвинутся. Мы станем, быть может, более похотливыми с целью немного разнообразить этот долгий период…







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия