Студопедия — Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения.

Дидактический материал для выпускников IX класса при подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Часть С2.1.

Дидактический материал по книге «Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания». Автор: Г.Т. Егораева. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.

Вариант 1.

Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения.

Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением. Одним из таких знаков препинания является многоточие. Что может выражать этот знак? С какой целью авторы используют многоточие?

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.), намеренного интригующего умолчания, а также для указания на перерывы в речи, на заминки. В конце предложения употребляется для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено. Ставится оно и для указания на неожи­данный переход от одной мысли к другой. Многоточие в начале текста указывает, что про­должается прерванное какой-нибудь вставкой повест­вование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени. Часто в названиях газетных статей многоточие употребляется при перечислении слов с не­раскрытым содержанием.

Может ли многоточие при всём многообразии функций помочь понять подтекст произведения? Оказывается, может.

Некоторые случаи употребления многоточия встречаются в тексте (название, автор). Так, в предложении (указать номер) многоточие имеет следующий смысл: (расшифровать смысл), а в предложении (указать номер) многоточие помогает понять другое: (указать смысловое значение многоточия).

Следовательно, …

Вариант 2.

Роль наречий в тексте

Обозначая признак действия, признака, предмета, наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Особую роль в текстах наречия играют при описании внутреннего мира человека или состояния природы. Этим функции наречия не исчерпываются. Они могут выражать настроение, состояние человека.

Наречия, особенно качественные, очень богаты средствами выражения тончайших оттенков мыслей, эмоций, оценок. Большинство наречий, соотносительных с именами существительными, содержат экспрессию и принадлежат устной разговорно-бытовой речи.

Нередко в тексте наречия несут смысловую нагрузку. Если их опустить, текст станет бессмысленным.

Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, предмет, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим и пишем.

Наречия дают более точное представление о месте и времени, служат для создания образа персонажа, выступают в качестве одного из факторов, интегрирующих текст.

Наречия, став элементами художественного произведения, приобретают особую емкость, их смысловая структура расширяется и обогащается.

Наречия играют немалую роль в создании ресурсов эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики, несут в себе определенную информацию, оценку, создают образ и логически связывают текст.

Следует выделить следующие стилистические функции наречия в художественном тексте:

1. наречие увеличивает информационную емкость повествования без расширения объема сообщения;

2. наречие создает ресурсы эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики;

3. при помощи наречий выражается авторская субъективно-эмоциональная оценка;

4. наречия выступают и как средства описания, характеризации и создания образа героя;

5. наречия нередко передают психологическое состояние героев, определенную атмосферу повествования, отношение к нему автора и других героев;

6. наречия играют роль усилителей и интенсификаторов, придавая экспрессивность и эмоциональность повествованию.

Такова роль наречий в художественном тексте.

Вариант 3.

Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?

Пример 1.

Суффиксы – значимая часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для каждой части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое значение. Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и деятеля, и орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае отвлечённое существительное, в другом – собирательное.

В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).

Пример 2.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.

Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи.

В русской художественной литературе множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, у Грибоедова Фамусов использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее». В иных репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его монологов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»

А пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка». В монологах Чацкого слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо». Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».

Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.

Однако, как это ни странно, нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «Головка болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?

У некоторых людей есть дурная привычка - делать свою речь «слишком вежливой»:

«Два билетика, прошу вас!», «Мне справочку заверьте, пожалуйста!»

В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.

Вариант 4.

Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?

Выразительные функции фразеологизмов.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную экспрессивную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий).

Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять).

Для фразеологизмов характерна эмоциональная выразительность. Они не только называют явления действительности (называют через сопоставление, образно), но и передают отношение говорящего к названному явлению. Эмоциональность и образность фразеологизмов не всегда замечаются говорящими, но сопоставление фразеологизмов со словами и словосочетаниями оживляет их эмоциональность и образность.

Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

Фразеологизм «(указать)», встречающийся в предложении (указать номер), выполняет следующую функцию: (указать функцию).

Всё вышесказанное ещё раз подтверждает, что …..

Вариант 5.

Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое

Из всего многообразия синтаксических конструкций для описания действий героини О. Павлова выбирает предложения именно с однородными членами. Что автор выражает с помощью конструкции с однородными членами?

Данные конструкции создают очень точную картину, позволяют подробно описать героев, их поступки, их внутреннее переживание. Однородные глаголы-сказуемые из предложений 1 и 7 используются автором для создания динамических картин. Возьмем другой эпизод, где также преобладают конструкции с однородными членами. В предложениях 43, 45, 47 однородные глаголы-сказуемые имеют пояснительные слова, которые помогают писателю ярче обрисовать состояние героини. Если в начале текста (предложения 1 и 7) однородные глаголы-сказуемые передают отчаяние, душевный разлад, то в предложении 47 однородные члены служат для того, чтобы передать, как меняется настроение героини. В предложении 7 особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. Контекстуальные синонимы «исчезла, улетучилась» (предложение 45) усиливают выразительность речи.

Предложения с однородными членами помогают писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Вариант 6.

Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?

Вводными словами называются слова, которые говорящий вводит в предложение, чтобы выразить своё отношение к высказываемой мысли.

Вводные слова выражают разное отношение говорящего к высказываемой мысли. Так, с помощью одних вводных слов говорящий выражает достоверность сообщения, факта (уверенность). С помощью других вводных слов говорящий может, наоборот, показать, что он рассматривает высказываемую мысль как предположение. В вводных словах содержится и эмоциональная оценка сообщения (радость, удовольствие, сожаление и т.п.).

Посредством вводных слов говорящий может сослаться на источник высказываемой мысли или указывать на последовательность мыслей, на их связь, а также выразить отношение говорящего к способам оформления мыслей, к тону и эмоциональной окрашенности речи.

Многообразие значений вводных слов позволяет использование их в текстах-рассуждениях, в которых утверждается или отрицается какое-либо явление, понятие, факт, показывается развитие мысли. Чтобы убедить другого или других в чём-либо, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Важно, чтобы в тексте-рассуждении между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. В качестве грамматической связи между аргументами нередко используются вводные слова. Так, в предложениях 9, 10, 11 вводные слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» определяют порядок мыслей, а в предложении 15 вводное слово «одним словом» подтверждает, что данная мысль по отношению к прежде высказанным является заключительной.

Благодаря вводным словам слушающий последовательно включается в процесс развития мысли. Использование вводных слов в речи говорит о постоянном внимании к родному слову, к способам выражения мыслей.

Вариант 7.

Как уточняющие члены предложения помогают детально представить изображаемое?

Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. Для более точного, выразительного описания авторы используют уточняющие члены предложения. Наиболее часто встречаются уточнения места и времени. В художественных текстах использование уточняющих членов предложения обусловлено конкретными задачами и замыслом писателя.

В тексте А. Приставкина есть примеры использования уточняющих членов. Например, в предложении 7 уточняющее дополнение с предлогом «кроме» имеет значение исключения, а в предложениях 26, 27, 28 встречаются уточняющие определения со значением цвета. Благодаря уточняющим членам, мы можем отчётливо представить себе измученного голодного ребёнка, понять, как хрупка и беззащитна Люсенька. Приём одинакового описания рыбок и Люсеньки (предложения 4 и 28) – использование уточняющих членов - помогает детально представить изображаемое.

Таким образом, …

Вариант 8.

НУЖНЫ ЛИ КАВЫЧКИ КАК ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ?

В современной письменной речи кавычки как знак препинания нашли достаточно широкое применение. Ими выделяется прямая речь, цитаты. В кавычки заключаются слова, употребляемые не в своём обычном значении, сказанные иронически, впервые предлагаемые. С помощью кавычек можно выделить устарелые, представляющие собой малоизвестные термины, слова, употребляемые в условном значении, применительно к ситуации или контексту. Удобно выделять кавычками диалог «в строчку», отделяя реплики героев.

Так, в самом начале текста В. Лебедевой первый абзац (предложения 1-8) заключён в кавычки. Какую роль играют здесь кавычки? Перед нами цитата, состоящая из нескольких предложений. Подобные дословные выдержки приводятся автором для подтверждения собственной мысли. Такую же функцию кавычки выполняют и в предложениях 28, 31 и 32, предложения оформлены в виде прямой речи. В предложениях 22 и 23 в кавычки заключены слова «любовь», «нелюбовь», «простая». Здесь они имеют другую функцию. Первые два слова, по словам матери Терезы, являются терминами, в которых описывается мир, третье – употребляется в условном значении.

Как бы там ни было, кавычки играют положительную роль в их оценочно-стилистической функции.

Употребляя кавычки в качестве знаков препинания, автор привлекает наше внимание к слову, предложению, высказыванию, акцентирует его значение, смысл. Именно поэтому кавычки необходимы в письменной речи.

Вариант 9.

КАК ДЕЕПИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ ПОМОГАЮТ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН ИЛИ ОПИСАТЬ ИХ?

Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствуют смысло­вой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, зало­женную в грамматической природе дее­причастия, отмечали ученые, писатели.

На «выразительную краткость деепричастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал деепричаст­ные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепри­частие дорисовывает движение», поэтому оно незаме­нимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. Само­бытность деепричастия, особенность его стилистиче­ского употребления отметил К. Д. Ушинский, который писал, что «...эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать кратко­стью на чувства слушателя, предполагая в нем рус­скую сметливость».

Высоко оценивают стилистические возмож­ности деепричастий все современные лин­гвисты, которые утверждают, что эта глагольная фор­ма позволяет вкладывать большое содержание в сжа­тую по форме речь. Ученые отмечают, что деепричастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повество­вания. Все эти качества деепричастий обусловливают их широкое употребление в разнообраз­ных речевых стилях и литературных жанрах.

Признавая большие стилистические возможности деепричастий, лингвисты в то же время ука­зывают, что нагромождение деепричастий затемняет деталь.

В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: «рассматривали, не прикасаясь, приятно холодея» (23), «сидел, уцепившись» (29). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (23, 30). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (28). Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (2) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (23).

На примере предлагаемого текста мы ещё раз убедились в том, что ….

Вариант 10.

ПОЧЕМУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ РАССКАЗА «ВОЖАК» АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Безличные предложения кратки и очень выразительны. Употребление в разговорной речи, диалогах художественных произведений безличных предложений обусловлено их значением. В безличных предложениях выражаются состояния природы, окружающей среды, душевное, физическое состояние человека, его настроение. С их помощью можно выразить невозможность или неотвратимость действия, отрицание чего-либо.

Одну из функций безличных предложений автор использует в первой части рассказа «Вожак». Односложные ответы девочки (предложение 2, 5, 15, 22) даны в безличной форме. Возможно, это связано с её характером и поведением – пассивным, безучастным ко всему. Очевидно, соответствующая обстановка – жара, слепящее солнце – обусловливают употребление безличных предложений, с помощью которых автор подчёркивает пассивность, бездеятельность, лень героев. Безличные предложения встречаются и во второй части сложного предложения (14, 19). Употребление безличных предложений создаёт впечатление эпического спокойствия. Употребление двусоставных предложений во второй части текста оживляет диалог, вносит динамизм в действия, активизирует героев. Это лишний раз подтверждает выразительные функции безличных предложений. Там, где речь идёт о безучастности героев, пассивности действий, уместно использование безличных конструкций.

Д.Э. Розенталь прав: действительно, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

Дидактический материал по книге «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010. Учебно-методическое пособие. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону, 2009»

Авторы: Н. А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова.

Вариант 1.

ПРОСТЫЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Для чего в тексте используются нераспространенные предложения? Очевидно, присутствие простых нераспространённых предложений в художественных произведениях обусловлено замыслом писателя.

Во-первых, они делают нашу речь экономнее, без ущерба для смысла передают точную картину среды, обстановки. Они очень динамичны. Это видно из предложений (указать номера). Среди простых нераспространённых предложений могут встретиться и односоставные. Примером таких конструкций являются предложения (указать номер). Автору важно передать само действие, назвать его.

Во-вторых, с их помощью автор достигает выразительности, взволнованности речи героев. Такие предложения нередко употребляются с восклицательным знаком и обладают наибольшей степенью эмоциональности. Предложениям №… и № … присущи эти характеристики: эмоциональность, взволнованность.

Словом, простые нераспространённые предложения служат средством раскрытия главной мысли писателя, характеризуют действия и поступки героев. Благодаря им, текст становится более динамичным, а повествование более взволнованным. Такие предложения заставляют читателя сопереживать, помогают передать чувства автора, эмоциональную градацию.

Вариант 2

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТИРЕ И ДВОЕТОЧИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ?

Каждый знак препинания в пунктуационной системе имеет свои «права и обязанности». Двоеточие и тире в этом отношении не являются исключением. Каждый из знаков наделён определёнными функциями. Нередко эти знаки встречаются в рамках одного предложения. Обобщающие слова при однородных членах, оформление прямой речи и слов автора – вот примеры, когда необходимо употребление двух знаков препинания. Но при всём пунктуационном равенстве тире всё активнее занимает позиции других знаков препинания, в том числе и двоеточия.

Тире используется при значении конкретизации смысла во второй части предложения, для раскрытия содержания. Оно начинает заменять двоеточие и в бессоюзных предложениях с присоединением, когда в первой части имеются глаголы со значением действия, предупреждение о дальнейшем изложении. Тире вместо двоеточия часто ставится и перед перечислением после обобщающего слова.

В «Повести о Сонечке» Марина Цветаева, передавая содержание беседы об актёре Алексееве, употребляет между однородными членами тире. Без сомнения, это не случайно. С какой же целью это сделано? С помощью тире передаётся напряжённая интеллектуальная и эмоциональная атмосфера этих бесед. Тире, соединяющие однородные члены, - это и непрерывность разговоров, и их предельная уплотнённость, и внутренняя связность.

Практика такого широкого употребления тире вместо других знаков препинания свидетельствует о возможности выбора знака – более традиционного, строгого, «академического» и нового, более вольного, энергичного и экспрессивного (тире). Выбор зависит от характера текста, манеры изложения, наконец, авторской привычки. В конечном смысле всё решает контекст, в этом и заключается гибкость современной пунктуации. Количественные «накопления» - имеется в виду практика употребления – постепенно приводит к качественным изменениям.

В тексте А. Приставкина тире выполняет наиболее часто встречающуюся функцию – структурную. Примером может служить предложение 9. Тире заменяет пропуск глагола- связки в именном сказуемом, выраженном именем существительным. Другую функцию – экспрессивную – можно отметить в предложении 7. Здесь тире разрывает интонационную плавность сообщения, создаёт эмоциональную остроту.

Из всего сказанного можно сделать вывод: Гриша прав, говоря о необходимости на письме знаков препинания. Они позволяют уточнять смысл высказывания, эмоционально обогащают текст, способствуют передаче авторского замысла и лучшему усвоению прочитанного.

Вариант 3

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ?

В художественных произведениях, особенно в лирике, часто используются стилистическая фигура – анафора, роль которой заключается в повторении одних и тех же элементов в начале каждого стиха, предложения, абзаца. Анафора служит выразительности речи. Повтор одних и тех же звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций – всё подчиняется авторской идее, замыслу писателя.

В тексте А. Приставкина в предложениях 8, 9, 10 и 11 в начале каждого предложения повторяется слово «мы». Оно объединяет героев, говорит о том, как много они вместе увидели, нашли, встретили во время поиска книги. Автор намеренно повторяет слово «мы», говоря об общности интересов и о желании найти любимую книгу. Трижды повторяется предложение «они перешагнули….необычное зрелище». В первом абзаце (предложение 6) эта фраза звучит как бы «про себя», не вслух. В четвёртом абзаце (13) эта фраза звучит более эмоционально. Герой произносит её под впечатлением увиденного. В восьмом абзаце (21) фразу повторяет Васька, будучи заворожённым «совершенно необычайным зрелищем», открывшемся ему в лесу.

Анна Сергеевна права, повтор повтору рознь. Одни повторы делают текст нестройным, корявым, другие же раскрывают авторский замысел, добавляют экспрессию.

ВАРИАНТ 4.

Зачем придумывают новые слова?

Новые слова, или неологизмы, появляются в языке главным образом для обозначения новых явлений, понятий в науке и технике, политике и спорте и других областях человеческих отношений. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Так зачем же придумывают новые слова?

В предложении (?) автор говорит о людях, которые заботятся только о собственном благополучии. Он называет их «себятниками», и это как нельзя точнее можно сказать о людях, живущих ради собственного «я». Существуют неологизмы, созданные писателями, так называемые авторские неологизмы. Они придают речи торжественность, яркость, необычность и выразительность. Но могут обозначать и новое явление в человеческом обществе. О таком неологизме идёт речь в предложении (?). Мне кажется, слово «человекоружьё» обозначает что-то безобразное, мыслящее, угрожающее всему живому на земле. Слово активно участвует в построении образа – образа оголтелых людей.

Следовательно, новые слова придумываются для того, чтобы точнее, ярче дать характеристику новому явлению или понятию.

ВАРИАНТ 5.

РОЛЬ ЛЕКСИЧЕСКТИХ ПОВТОРОВ В КНИЖНОЙ РЕЧИ.

Лексические повторы обычно свидетельствуют о неумении чётко и лаконично сформулировать мысль. В книжной речи лексические повторы несут на себе определённые функции. Писатель при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у читателя нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Писатель, владея разнообразными средствами языка, может повлиять на положительную реакцию читателя. В этом случае можно говорить о выразительности речи.

В предложениях 1 и 2 текста В. Песков повторяет слово «серенький». Автору хочется передать с помощью этого слова и состояние окружающей среды, и своё внутреннее состояние. Он пытается пробудить в нас то же чувство, какое испытывает сам. Лексический повтор выражает экспрессию, служит средством выразительности речи. В предложениях 15, 16 и 17 в роли сцепляющих слов выступают указательные местоимения «этим», «это», а в предложениях 18 и 19 союз «или». В данных примерах лексические повторы усиливают связь предложений в тексте. В иных случаях лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие. Таким примером служит слово «жизнь» из предложений 21, 22, 23, 24.

Всё сказанное означает, что в книжной речи лексические повторы выполняют разные функции, служащие выразительности речи.

ВАРИАНТ 6.

РОЛЬ СИНОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Пример 1.

О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимы обладают большой смысловой выразительностью, служат важным средством обогащения языка. Они могут быть смысловыми и стилистическими. Смысловые отличаются друг от друга только оттенками значений и служат средством детализации, выделения того или иного признака определенного понятия. Большая часть синонимов - стилистические. Они выполняют экспрессивную функцию. Употребляются в различных стилях речи, являются показателем повышения или понижения стиля.

Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, оживляют и разнообразят речь, способствуют передаче тончайших смысловых оттенков. Но писатели не механически заменяют повторяющееся слово его синонимом, а учитывают при этом смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.

Кроме лексических, словесных синонимов, в языке есть фразеологические (бить баклуши - бездельничать). Синонимичными могут быть и синтаксические конструкции (причастный оборот и придаточная часть СПП определительного).

РОЛЬ СИНОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Пример 2

Русский язык богат синонимами. В любом синонимическом словаре можно увидеть два-три, а то и десять синонимичных слов, что определяет большие выразительные возможности русской лексики. Причем синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют писательский труд, потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Совершенно однозначных слов в русском языке немного: лингвистика - языкознание, тут - здесь, в течение - в продолжение и т.п. Более распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Синонимы могут употребляться в речи прежде всего для замещения одних слов другими, а также с целью уточнения мысли, более чёткому её выражению, усилению и выделению или передачи различных качественных оттенков действия, признака (солнце сияло, блестела трава, сверкала река). Синонимы употребляются и как средство разнообразных оценок (лицо – физиономия).

В тексте А. Приставкина примером качественных оттенков признака могут служить синонимы «смирный, усталый» (5), «сильно, позорно» (3). Синонимы связывают части текста и позволяют избежать неоправданных повторов одного и того же слова. Примером тому служат слова «люди» и «они» (13). Существуют контекстуальные синонимы, которые фактически синонимами не являются, а служат средством замены повторяющихся однокоренных слов. Контекстуальные синонимы помогают устранить неоправданные повторы слов: «лошадью» - «она» - «животное» - «лошадь» (19-22).

Нередко в художественном тексте используется одновременно несколько синонимов. Рассмотрим предложения 22-25. «Начал бить» и «бил» - синтаксические синонимы, «стучал», «молотил», «бил» - лексические. В этом случае они получают определенную стилистическую нагрузку. Нанизывая синонимы, автор достигает усиления, акцентирования основного значения слова.

Таким образом, употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной. Синонимы помогают избежать однообразия изложения. Умелое использование синонимов – один из признаков точной и выразительной речи.

ВАРИАНТ 7

РОЛЬ ТИРЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Знаки препинания помогают устанавливать смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

Многие знаки выполняют исключительно смысловую роль, притом часто с эмоциональной окраской. Большая смыслоразличительная роль отводится, например, тире.

Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски – пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место.

Попытаемся определить роль тире в предложенном тексте В. Сухомлин-ского. В предложениях 1 и 3 тире обозначает пропуск связки. Это употребление тире между подлежащим и сказуемым. В предложениях 18, 27, 32 тире выполняет другую функцию: пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Тире может выступать и как своеобразный отграничитель. Примером могут служить предложения 31 – 33. Тире здесь сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи и при абзацном расположении реплик диалога.

Можно с уверенностью сказать, что Игорь прав. Тире – это очень мощный, содержательный знак препинания, выполняющий как структурную, так и смысловую функцию в предложении.

ВАРИАНТ 8

Диалог и прямая речь. Их роль в языке.

Пример 1.

Прямая речь - это передача чужой речи, сохраняющая содержание и форму. С ее помощью создается впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи. Тогда становится понятным, к кому обращена речь, при каких обстоятельствах она произносится.

Диалог, конечно, тоже несет определенную значимость. Мы можем узнать, сколько лиц участвуют в разговоре, кто и кому что говорит, какая обстановка, интонация слов.

Прямая речь может передавать высказывание другого лица, слова самого говорящего, чьи-нибудь мысли. Особая роль отводится словам автора, которые указывают, кому они принадлежат, к кому обращены, при каких обстоятельствах произнесены.

Диалог и прямая речь. Их роль в языке.

Пример 2.

Прямая речь — это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес (написал).

Предложения с прямой речью включают два компонента: пря­мую речь, где воспроизводится чужая речь, и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана, а также могут быть раскрыты обстоятельства речи (когда, где, почему и т. д.). Вводящие слова связаны с прямой речью по смыслу и интонационно и могут следовать за ней, предшествовать ей и разрывать ее на части.

В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, разных по структуре, интонации, модально-временным планам. Функционирующая для точной передачи чужого высказывания, прямая речь может включать личные местоимения, указывающие на говорящее лицо, а также соответствующие притяжательные местоимения, междометия, обращения, вводные конструкции, не­полные предложения. Помимо этого, может включать более разнообразные по стилистической окраске слова и фразеологические сочетания, что позволяет пере­давать в художественной литературе особенности речевой манеры персонажей.

Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики персонажей. Вспомним экспрессивные речи Простаковой, Хлестакова и других героев русской литературы.

Вводящими словами могут быть существительные: слова, вопрос, голос, шепот, восклицание и глаголы со значением речи или мысли: сказать, спросить, приказать, ответить, крикнуть, подумать, решить, вспомнить и т. д.

Вводящие слова могут иметь форму неполных предложений.

Диалог — это прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Предложения, произносимые участника­ми диалога, называются репликами. Каждая реплика начинается с новой строки. Перед репликой ставится тире. Кавычки не сохраняются. Реплики диалога могут сопровождаться вводящими словами, образуя типичные конструкции с прямой речью, а могут и не иметь их.

Ответные реплики диалога часто представляют собой неполные предложения, которые содержат лишь «новое». Каждая реплика должна быть семантически емкой, но краткой. Акт обще­ния обусловливает лаконизм реплик, их смысловую насыщенность. Поэтому в репликах звучит обычно только «новое», «данное» или не повторяется, или произносится скороговоркой.

В предложенном тексте Ю. Тынянова в предложении 8 реплика оформлена в виде диалога без вводящих слов. Предложения 32-36 представляют собой диалог, состоящий из несколь




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сила воли! | БИЛЕТ 1

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2026. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия