Студопедия — Ловушка слепой веры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ловушка слепой веры






 

Вера — это особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком какой-либо информации, сведений, явлений, событий или его собственных представлений и умозаключений, которые в дальнейшем могут стать основой его «Я», его мировоззрения и определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Чем пытливее ум человека, чем более сложными являются его умопостроения, тем меньше у него основания для слепой веры.

Ловушка слепой веры нередко таит в себе серьезную опасность. Достаточно вспомнить исковерканные судьбы тысяч людей, попавшихся в сети деструктивных сект. Большинство из них потеряли все свои сбережения, друзей, близких, работу, а некоторые лишились здоровья или даже жизни.

В приведенном ниже отрывке из моей книги «Всадник на спине ветра или о чем умолчал «Алхимик» упоминаются реальные верования и основанные на этих верованиях действия, характерные для некоторых и ныне живущих на земле племен и народов (эти случаи описаны в книге Фрезера «Золотая ветвь», посвященной истории религий).

 

«Понимание многозначности Истины пришло к членам клана в период их многовековых скитаний. Сталкиваясь с различными народами и племенами, культами и религиозными течениями, Воины Жизни успели убедиться в том, что все они считали свои представления о мире Великой и Абсолютной Истиной.

Спокойные видели, как вождь одной из общин убил собственного малолетнего сына лишь за то, что мальчик случайно зашел в его комнату, когда он принимал пишу, ибо лицезреть вождя за едой считалось преступлением.

Они стали свидетелями того, как бадаги из Южной Индии, в надежде обмануть богов, приписывают тысячу триста грехов своего умершего собрата невинному буйволенку.

Они наблюдали, как бхотии из Джугара в Западных Гималаях кормят собаку гашишем и сладостями, а затем насмерть забивают ее палками и камнями, чтобы на год застраховать себя от болезней и других напастей.

Они видели, как человек, страдающий от головной боли, дубасит ягненка или козла до тех пор, пока тот не упадет, считая, что передает таким образом свою боль животному.

Они знали людей, уверенных, что они умрут, если кто-либо наступит на их тень.

Много чего повидали Воины Жизни на своем пути, и поняли они, что люди считают непреложными истинами лишь искаженные образы мира, предпочитая правде удобство и простоту представлений».

 

Верования этих людей могут показаться нам абсурдными и нелепыми, но это лишь потому, что они принадлежат к культурам, принципиально отличным от нашей. По сути, многие вещи, в которые верят современные жители развитых стран, не менее абсурдны, чем верования бадагов из Южной Индии или бхотий из Джугара.

Несмотря на то, что математиками давно доказано, что не существует никакой системы, позволяющей выигрывать в рулетку, многие люди продолжают изобретать подобные системы или платить большие деньги «изобретателям» таких систем.

Столь же странной представляется достаточно широко распространившаяся благодаря движению Нью Эйдж и книгам типа «Алхимика» Пауло Коэльо идея о том, что если человек по-настоящему чего-то хочет, это его желание обязательно исполнится.

В каком-то руководстве на тему о том. как стать богатым и счастливым, к сожалению, уже не помню ни автора, ни точного названия, я прочитала, что если человек очень хочет получить миллион долларов, ему достаточно написать свое желание на бумажке, а потом сидеть дома, денно и нощно концентрируясь на мысли, что его желание непременно сбудется. Если он по-настоящему захочет иметь миллион долларов, то однажды, открыв дверь квартиры, обнаружит чемоданчик с миллионом прямо перед своей дверью или случайно найдет его в каком-то другом месте.

Мне доводилось знать людей с высшим образованием и достаточно хорошим социальным положением, которые искренне верили, что разразившийся в России в 1998 году кризис, когда в несколько раз вырос курс доллара, был связан с тем, что они поставили на даче туалет «не по фэн-шую». Туалет был перенесен на «правильное» место, Россия потихоньку стала выходить из кризиса, что окончательно убедило поклонников фэн-шуя в том, что основная проблема России заключалась в неправильно размещенном дачном туалете.

 

Тема попадания в ловушку слепой веры, психологических вирусов и ложных образов, «заражающих» человеческое сознание также рассматривается еще в одном отрывке из книги «Всадник на спине ветра или о чем умолчал «Алхимик».

— Есть одна вещь, с которой я никак не могу примириться, — сказал юноша, вернувшись в мир Даоса. — Я слишком долго жил мыслью, что единственная обязанность человека — следовать своей Судьбе, осуществляя свою мечту, и что именно в этом заключается его предназначение на Земле. Под влиянием этой идеи я покинул отчий кров и едва не лишился жизни. Даже теперь, когда после наших бесед мои представления о мире начали меняться, мне трудно отказаться от нее.

— Некоторые образы обладают особой силой проникновения в человеческую психику, — ответил Ли. — Они переходят от одного человека к другому, подобно заразным заболеваниям. Именно поэтому такие образы называют иногда психическими вирусами. Воины Жизни специально изучают их, чтобы при необходимости использовать для воздействия на толпу, на массовое сознание, или на какое-то конкретное лицо. Многие шпионские уловки и даже военные стратегии были основаны на внедрении в психику определенного круга людей особых образов, проникающих в сознание и с легкостью передающихся другим. Подобные трюки широко используют секты, религиозные или революционные лидеры.

Образы — как боль или пороки. Один и тот же образ может принести огромную пользу или же нанести психике человека серьезный ущерб. Хитрость заключается в том, чтобы не отождествлять эти представления с Истиной, и, не привязываясь к ним, искусно ими манипулировать, извлекая из образов максимальную пользу, но в то же время избегая ошибочных действий или вредных зависимостей.

Иллюстрируя воздействие «заражающих» образов на человеческое сознание, я расскажу тебе две истории. В них представления, обладающие свойством усиленного проникновения в человеческую психику, стремительно распространились, оказав заметное влияние на судьбу целых континентов. Ирония заключается в том, что образы эти были полностью противоположны по своей сути, хотя в каждом из них заключалась определенная доля Истины.

Герой первой истории — сын царя, родившийся в Индии более двух с половиной тысяч лет тому назад. Его звали Сиддхартха Гаутама.

Царь построил для сына три великолепных дворца, желая полностью оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни, от любых проявлений горя или страдания.

Малейшие прихоти принца немедленно выполнялись угодливыми слугами. Сиддхартха вырос и возмужал, даже не подозревая, что в мире, кажущемся ему столь прекрасным, существуют голод и нищета, беды и несправедливость, болезни и смерть.

Беззаботная юность принца закончилась, когда он, переезжая из одного дворца в другой, случайно увидел мертвого человека. Не выдержав столкновения с реальностью, наполненный светом и радостью образ мира Гаутамы рухнул, как карточный домик.

Психическая травма оказалась настолько сильной, что принц решил перечеркнуть всю свою предыдущую жизнь. Воспоминания о радостях беззаботного существования полностью улетучились из его души, сменившись невыносимо-мучительным раздирающим душу представлением о том, что мир наполнен горем, страданием и смертью.

Один ложный образ сменился другим. Ужас новой картины мира породил навязчивую идею: теперь Сиддхартха жаждал найти универсальный рецепт избавления человечества от страданий. Для этого он покинул дворец и отправился в странствия.

Итог своих размышлений принц сформулировал следующим образом: «Желания приносят страдания. Человек, который избавится от желаний, избавится и от страданий».

Избавление от страданий и желаний стало для Сиддхартхи Путем.

После долгих лет скитаний, умерщвления плоти и медитаций, Гаутама достиг просветления, превратившись в Великого Будду, а человечество обрело новую религию.

Последователи буддизма стали считать, что избавление от желаний — их Судьба и предназначение на Земле. Идея, если ты заметил, полностью противоположная той, что проводит Коэльо.

Для общества времен Гаутамы, лишенного преимуществ и благ цивилизации, идея избавления от страданий была заманчивее, чем воплощение своей мечты любой ценой, поскольку для этого не было ни условий, ни возможностей. Даже расшибись он в лепешку, неприкасаемый не стал бы воином или брахманом, а голод, болезни, невежество, предрассудки и сопровождающие их душевные и физические терзания были постоянными спутниками миллионов индусов.

Буддизму так и не удалось сделать человечество счастливым, но привлекательность образа избавления от страданий оказался столь велика, что он до сих пор оказывает воздействие на жизнь миллионов людей.

Герой второго рассказа — персонаж вымышленный. В то же время он представляет собой некий собирательный образ представителей человеческого рода, внедряющих в умы ближних тезис о том, что воплощение в жизнь своих желаний — одна-единственная обязанность и предназначение человека на Земле.

События, о которых пойдет речь, произошли не так давно. В Стране, где это случилось, образ Всемогущества Желаний, в итоге, занял промежуточное положение между официальной религией и государственной политикой.

Жители Страны — самой богатой и могущественной в мире — были очень энергичными и предприимчивыми, а деньги, власть и успех в делах являлись для них главными критериями жизни.

Жил в этой Стране бедный юноша по имени Джекоб. Подобно всем остальным, он страстно желал добиться успеха и стать несказанно богатым. Этот юноша брался то за одну работу, то за другую и, в общем-то, неплохо зарабатывал, но взлететь на самый верх, как он мечтал, ему никак не удавалось.

Однажды, когда Джекоб, сидя за стойкой бара, потягивал холодное пиво, к нему подошел грязный и оборванный человек, по виду типичный нищий бродяга.

— Угости меня пивом, — попросил оборванец.

— Еще чего! — возмутился юноша.

В его стране бездельники и попрошайки не были в чести.

— И все-таки ты меня угостишь кружкой пива, — настаивал нищий.

— Ты что же, заставишь меня? — презрительно усмехнулся Джекоб.

— Не я, а Вселенная, — ответил бродяга.

— Ты сумасшедший, — покачал головой юноша. — При чем тут Вселенная?

— Потому что если ты по-настоящему чего-то хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось. А сейчас я больше всего на свете хочу стакан холодного пива.

— Почему, интересно? — удивился Джекоб.

— Ты спрашиваешь, почему я хочу пива? — в свою очередь удивился нищий. — Почему люди вообще хотят пива?

— Да нет же, я пытаюсь понять, почему вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.

— Все очень просто. Чего хочешь ты, того хочет Бог, ибо Бог находится в твоем сердце.

— Чего хочешь ты, того хочет Бог, ибо Бог находится в твоем сердце, — задумчиво повторил Джекоб. — Если ты по-настоящему чего-то хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось...

— Так ты угостишь меня пивом?

— Ты можешь выпить столько, сколько угодно твоей душе, — воскликнул юноша. — Я исполню твое желание, ибо Вселенная только что выполнила мое...

— Ты рассказывал про юношу по имени Джекоб, — напомнил Саша. — Я так и не понял, каким образом Вселенная исполнила его желание?

— Юноша написал Евангелие Божественного Успеха, — объяснил Даос. — И стал без устали ездить по стране, проповедуя свое учение. На одних лекциях он за год заработал больше миллиона долларов.

В своем Евангелии Джекоб говорил о том, как однажды в момент отчаяния предстал перед ним бессмертный мудрец, открывший ему Великую Истину о предназначении человека на Земле.

Этот мудрец поведал Джекобу, что Бог живет в его сердце, и что одна-единственная обязанность человека состоит в том, чтобы воплощать в жизнь свои мечты, ибо в этом и заключается высший смысл человеческого существования.

Чего хочешь ты — того хочет Бог, а значит вся Вселенная будет помогать истинно желающему осуществить то, к чему он стремится.

И еще сказал мудрец Джекобу, что лишь подчиняющийся Божественной воле испытывает радость от своих деяний, ибо никто иной, как Господь вложил мечту в человека. Отказываясь от своей мечты, человек тем самым отрекается от Бога и перестает следовать своей Судьбе.

Чтобы охватить идеей не только верующих, но и атеистов, практичный Джекоб, помимо Евангелия, опубликовал пособие для более широкого круга читателей, озаглавив его «Слава, деньги и удовольствие, или как стать Победителем». Бога в этом сочинении он упразднил, заменив его на Вселенную и некую Первопричину Всех Вещей, непостижимым образом направляющую как человеческие судьбы, так и ход эволюции.

Развивая свою теорию, Джекоб разработал Стратегию Божественного Успеха (для атеистов — стратегию Победителя), следуя которой любой человек при желании мог сделаться мультимиллионером, звездой экрана, знаменитым писателем или супермодной певицей.

Основная идея Стратегии заключалась в том, что человек, желающий чего-то добиться, с помощью приводимых в книге упражнений должен довести себя до состояния маниакальной одержимости идеей, которую он собирается воплотить в жизнь.

Для начала ему следовало «зажечь огонь у себя в животе» и, отбросив все, не имеющее отношения к делу, фанатично осуществлять свою мечту даже в том случае, если на это потребуется целая жизнь.

Если близкие не одобряли его действия, следовало прекратить общение с близкими, если друзья или любимый человек относились к его затее без энтузиазма, рекомендовалось немедленно оградить себя от их негативного расхолаживающего влияния. Одним словом, «если твоя левая рука искушает тебя, отруби себе левую руку». Цель в данном случае оправдывала средства.

Далее Джекоб разъяснил, что тот, кто следует своей Судьбе, должен чувствовать себя крайне уязвимым в отношении собственных планов и чрезвычайно болезненно воспринимать любую критику своей идеи, проекта или результата своей деятельности.

Критику надлежало рассматривать, как злостную атаку на самое святое и сокровенное (для верующих — как атаку на самого Бога), а критикующий человек автоматически переводился в категорию врагов.

В заключение Джекоб подчеркнул, что на самом деле вовсе не он написал Евангелие Божественного Успеха, ибо рукой его водил Бог.

По призыву практичного юноши по всей стране стали создаваться группы людей, следующих своей Судьбе. Собираясь вместе, они делились своими мечтами и заверяли друг друга, что находятся на верном пути.

Джекоб регулярно штамповал новые брошюры на тему о том, как, следуя своей Судьбе, можно стать победителем и осуществить свою мечту. Помимо лекций, он организовывал тренинги и семинары. Он даже создал платный сайт в Интернете, на который каждую неделю помещал новые рекомендации и советы, а также истории людей, ставших с помощью его Стратегии богатыми и знаменитыми. Истории эти он выдумывал сам, но звучали они так здорово, что поневоле хотелось в них поверить. В карманы Джекоба текли уже десятки миллионов долларов.

Как и следовало ожидать, у автора Евангелия Божественного Успеха появилось множество последователей, пытающихся урвать свой кусок от столь плодотворной идеи. Они тоже организовывали всевозможные курсы для следующих своей Судьбе, и публиковали собственные опусы, на разные лады перепевая основные тезисы Джекоба.

Вдохновленные Евангелием, сотни тысяч жителей Страны, мечтающие стать выдающимися политиками, директорами мультинациональных компаний, великими писателями, певцами и кинозвездами, принялись с самозабвенной страстностью воплощать в жизнь свою мечту, но, несмотря на Стратегию и титанические усилия, успеха добились лишь единицы, да и они, получив богатство, славу и власть, как ни странно, не были счастливы.

Помимо Джекоба и его последователей, наибольшую выгоду от Стратегии получили так называемые мозгоаналитики и психопромыватели — жители Страны, которые зарабатывали деньги, объясняя другим, почему именно те чувствуют себя несчастными и по какой причине их преследуют неудачи. Богатых и знаменитых они учили, как выдержать тяжкое бремя денег и славы, а неудачникам давали совет не отчаиваться и попробовать еще раз...

Даос прекратил свой рассказ и отвернулся к окну, думая о чем-то своем.

Ошеломленный размахом деятельности Джекоба, Саша тоже хранил молчание — он не мог подобрать слов, чтобы описать свои чувства. Действительно, Истина непостижима в своей многогранности. Две диаметрально противоположные идеи — избавление от желаний и осуществление желаний — захватывают мир, хотя и не приводят к ожидаемому результату, не делают человека счастливым...

— Как видишь, любая идеология требует особой почвы для своего распространения, — неожиданно Даос снова заговорил. — Теория Джекоба могла получить столь широкую поддержку лишь в могущественной и благополучной стране, где каждый имеет кусок хлеба и крышу над головой, но люди не довольствуются простыми радостями жизни, мечтая о превосходстве над другими.

Точно так же учение Сиддхартхи Гаутамы о Пути, заключающемся в избавлении от желаний, пало на благодатную почву нищей, голодной и страдающей Индии.

— Но как же быть? — спросил Саша. — Чему же тогда можно верить?

— Верить? — усмехнулся Ли. — Верить нельзя ничему. Необходимо ощущать меру Истины, заключенную в каждом образе, в каждом утверждении, и не забывать, что эта мера может меняться в ту или в другую сторону в зависимости от ситуации. Нужно правильно использовать образы в подобающем контексте и в подходящий момент. Именно в этом и заключается искусство «Езды на спине ветра».

В случае с теориями, созданными принцем Гаутамой и Джекобом, Истина лежит посередине, а состоит она в том, что не от всех желаний стоит избавляться, и не все мечты надо осуществлять. В первую очередь следует понимать природу своих стремлений и целей. Цели высшего уровня касаются бытия и самосознания человека, а цели низшего уровня, как правило, связаны с потребностью обладания или достижения чего-то. Есть огромная разница между тем, чтобы обладать чем-то, что может сделать тебя счастливым и тем, чтобы быть счастливым...

 

Контрприем в случае ловушки слепой веры, к сожалению срабатывает не всегда, в первую очередь потому, что люди, находящиеся в этой ловушке всеми силами противятся тому, чтобы усомниться в вещах, в которые они верят. Чем глубже слепая вера впаяна в структуру их личности, тем труднее подвергнуть сомнению ее истинность, ведь, утратив веру, человек как бы утрачивает самого себя. Именно по этой причине даже профессиональным психологам далеко не всегда удается вытащить из ловушки слепой веры людей, попавших под влияние различных деструктивных сект и «лже-мессий».

Тем не менее, люди, которые еще не слишком глубоко увязли в паутине «ложных образов» могут попытаться на практике применить совет даоса:

 

«Верить нельзя ничему. Необходимо ощущать меру Истины, заключенную в каждом образе, в каждом утверждении, и не забывать, что эта мера может меняться в ту или в другую сторону в зависимости от ситуации. Нужно правильно использовать образы в подобающем контексте и в подходящий момент. Именно в этом и заключается искусство «Езды на спине ветра».

 

Читатели, желающие более подробно узнать о техниках, относящихся к даосскому искусству «Езды на спине ветра» могут прочитать о них в наших книгах серии «русский Кастанеда» издательства АСТ (в предыдущих изданиях эта серия называлась «Путь Шоу-Дао»).

 

Ловушка радужного будущего (несбывающихся ожиданий)

 

Эту ловушку, в которую чаще попадают молодые люди, также можно назвать ловушкой несбывающихся ожиданий. Ловушка радужного будущего заключается в излишне оптимистичных ожиданиях по отношению к будущему и в переоценке собственных возможностей.

Попадающиеся в эту ловушку люди отвергают реальные шансы получить что-то или добиться чего-либо в своей жизни в том случае, когда то, что они могут получить или добиться, «не дотягивает» до их чрезмерно оптимистических представлений о том, чего они в действительности достойны или на что они претендуют.

В частности, большинство девочек подросткового возраста представляет своего будущего мужа красивым, внимательным и обеспеченным, не задумываясь о том, каково реальное процентное соотношение красивых, внимательных и обеспеченных мужчин к общему количеству мужского населения, и сколь велика в этом плане конкуренция.

В ловушку несбывающихся ожиданий неизменно попадают женщины, продолжающие, даже несмотря на далеко уже не девичий возраст, ожидать «своего принца». Создав еще в юности в своем воображении образ идеального мужчины, которому они готовы будут, как драгоценный дар, вручить свою руку и сердце, женщины такого рода упорно цепляются за утопический образ, отвергая недотягивающих до высокого идеала партнеров.

Если же, на безрыбье, они на какой-то срок и вступают в связь с каким-либо мужчиной, его неизбежная блеклость в сравнении с воображаемым идеалом рано или поздно приводит к краху отношений.

К попаданию в ловушку радужного будущего людей часто подталкивают литературные произведения. В частности, широко известный и знаменитый в советское время рассказ Александра Грина «Ассоль», спровоцировал у многих женщин, склонных к попаданию в ловушку радужного будущего специфический «синдром Ассоль».

Для людей, не знакомых с творчеством Грина, вкратце расскажу, о чем идет речь в этом рассказе.

Будучи маленькой девочкой, Ассоль встретила сказочника, который сказал ей, что, когда она вырастет, к ней на корабле с алыми парусами приплывает прекрасный принц, который влюбится в нее и заберет ее с собой.

Идея о принце и корабле настолько прочно засела в голове Ассоль, что она, повзрослев и превратившись в прекрасную девушку, каждый день выходила на берег моря и вглядывалась вдаль, ожидая появления корабля с алыми парусами. Естественно, что любые попытки местных мужчин приударить за ней Ассоль немедленно пресекала, и жители ее деревни вполне справедливо считали ее слегка сдвинутой по фазе.

Как всегда происходит в сказках, корабль с алыми парусами в конце концов появился, Ассоль получила своего принца, а жители деревни оказались посрамлены, что в очередной раз подтвердило угнездившуюся в подсознании подавляющего большинства населения идею того, что если человек по-настоящему верит во что-то и упорно этого ждет, рано или поздно это произойдет.

В отличие от активных «искательниц принцев», предпринимающих более или менее энергичные действия с целью найти героя своей мечты, женщины, страдающие «синдромом Ассоль» свято верят в то, что предназначенные им судьбой мужчины каким-то образом должны сами их отыскать, что однажды они появятся, если не на корабле с алыми парусами, то каким-то не менее экзотическим способом, заключат их в объятия и навечно сделают счастливыми.

По мере обретения жизненного опыта у человека, адекватно воспринимающего действительность, представления о собственных возможностях и перспективах изменяются, становясь более объективными, в то время, как человек, попавший в ловушку радужного будущего, не замечая очевидного, продолжает витать в облаках до тех пор, пока болезненное разочарование не спустит его на землю.

Разочарование в этом случае оказывается значительно более тяжелым и мучительным, чем оно стало бы для человека, более трезво оценивающего реальность. При этом боль причиняют не столько сами обстоятельства, приведшие к крушению надежд, сколько разрушение бережно взлелеянной и выпестованной «картины радужного будущего». В результате не слишком трагичные жизненные события могут восприниматься как катастрофа, как «конец всего», хотя в действительности это конец не жизни, не будущего, а конец нереалистичной мечты о будущем, что, согласитесь, совсем другое дело.

Контрприемом в данном случае является осознание того, что наша жизнь в любую минуту может измениться в ту или в другую сторону самым непредсказуемым образом. Вместо того чтобы цепляться за сомнительные фантазии о будущем, увеличивайте свои возможности в настоящем, старайтесь видеть и использовать шансы, которые предоставляет вам жизнь, учитесь быть гибким и готовым к переменам, и тогда, возможно, со временем вы добьетесь даже большего, чем хотели в начале, избежав боли и разочарований, возникающих при крушении несбывшихся ожиданий.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 275. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия