Студопедия — Германия в XVI-первой половине XVII вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Германия в XVI-первой половине XVII вв.

В конце XV-начале XVI вв. Германия была одной из самых крупных стран Европы. Здесь проживало 15 млн. человек. В стране насчитывалось 4000 городов (включая Швейцарию, но без Нидерландов). Причем, в XVI в. было 25 крупных городов с населением свыше 10.000 человек населения, но только в Кельне проживало 40.000. В 7 городах – население от 20 до 40.000 – Любек, Гданьск, Магдебург, Прага, Аугсбург, Нюрнберг, не более 20.000 – Гамбург, Люнебург, Брауншвейг, Аахен, Франкфурт, Ульм, Вена, Мюнхен, Вюрцбург. Перед XXX войной крупных городов уже 32, среди них 7 городов с населением в 40.000 человек – Кёльн, Нюрнберг, Прага. Вена, Гданьск, Гамбург, Аугсбург.

Рост товарного производства второй половине XV- первой половине XVI вв. охватывал почти все западно-немецкие и австрийские земли. Этот процесс затронул не только город, но и деревню. Резко вырос спрос на продукты с/х – хлеб технические культуры, шерсть, кожу, молочные продукты. В ряде районов получила развитие крупная аренда как в земледелии, так и в животноводстве. Ее распространению способствовало использование городских капиталов. Международная экономическая роль Германии выражалась в том, что она занимала первое место в мире по добыче серебра (80 % шло из Германии в Европу). Существовал раннекапиталистический уклад в виде работы на дому – рассеянные и частично централизованные мануфактуры (в типографском, горнодобывающем и металлургическом, судостроительном деле), но феодальная экономика по-прежнему занимала главенствующие положение. Верхненемецкие города достигли расцвета и являлись средоточием богатства и роскоши. Аугсбург оставался до середины XVI в. крупным перевалочным пунктом итальянских шелковых изделий, индийских пряностей, восточных товаров. В Аугсбурге находились центральные конторы торговых фирм Фуггеров, Вельзеров и других, которые вели мировую торговлю, имели свои конторы в разных странах, в Венеции, являлись кредиторами императоров, князей. Причем на протяжении XVI в. рейхстаг неоднократно принимал решения против монополистов – в 1525 г., 1529 г., 1530 г., 1532 г., 1541 г., 1548 г. (о Фуггерах – см. Некрасова Е.К. Характер капиталистической деятельности аугсбургского торгового дома Фуггеров // Грацианский Н.П., Некрасова Е.К., Удальцов А.Д. Из истории западно-европейского феодализма. М.-Л., 1934. - В 1367 г. или 1368 г. Ганс Фуггер, ткач, вырабатывавший плисовую ткань, переселился в Аугсбург из деревни Грабен (Швабия) (по другим данным в 1388/1389 гг.). В 1409 г. Ганс Фуггер умер, оставив состояние в 2000 флоринов (по Р. Эренбергу, по Д. Штридеру – 1388 8/9 флоринов). Сын Ганса, Яков I Фуггер – уже член, возможно, старшина членов цеха ткачей Аугсбурга. Ульрих Фуггер, после смерти Якова в 1469 г., завязал связи с Габсбургами в 1473 г. во время пребывания Фридриха III в Аугсбурге. Фуггеры были среди тех купцов, которые поставляли в кредит императорскому двору шерстяные и шелковые ткани. Уже сыновья Ганса Фуггера ремеслом не занимались, вели торговлю через Венецию тканями и пряностями. В конце 80-х XV в. – Фуггеры стали заниматься денежными операциями и горным делом. Началось все с Якова II Фуггера (т.н. Jakob Fugger der Reiche). К 1487 и 1488 гг. относятся первые крупные денежные сделки Фуггеров с Сигизмундом Тирольским, причем обеспечением Сигизмундом ссуд служила продукция швацких (Швац в Тироле) рудников. С 90-х г. стали участвовать в разработке рудников в Венгрии. В 1498 г. они образовали вместе с другими купеческими домами монопольную Кº по сбыту меди. Связи Фуггеров с Габсбургами начинаются с конца XV в., когда Мах I постоянно нуждался в деньгах для своих иностранных походов. Так, для похода в Италию в 1496 г., когда, несмотря на принятое рейхстагом решение о сборе «общего пфеннига», никакие средства в казну не поступали, Фуггеры дали 121.600 флоринов под обеспечение тирольских рудников. Во время похода в Швейцарию в 1499 г., Фуггеры снова давали деньги. Под итальянский поход 1508-1517 гг. были даны ссуды, в 1507 г. 50.000 флоринов под залог земельных владений в Кирхберге и Вейсенгорне, в 1508 г. – были даны 3 ссуды – 8.000 флоринов, вторая неизвестно сколько, но под обеспечение ожерелья, третья - 128.750 флоринов под обеспечение будущей добычи меди и серебра. В 1514 г. – 12.000 флоринов под тирольские рудники, 32.000 флоринов – под земли в Биберахе. К 1519 г. во время борьбы за императорский престол между Карлом I и Франциском I – Фуггеры дали Карлу 543.000 флоринов. Вельзеры тоже дали 140.000 флоринов, генуэзские и флорентийские банкиры – 165.000 вместе, курфюрсты признали в качестве гарантии уплаты обещанных им сумм только обязательства, визированные Фуггерами. Курфюрст Майнцский отказался принять поручительства богатых городов Антверпена и Мехельна и требовал гарантии Фуггеров, Иоахим Бранденбургский поступил также, Франциск I обратился к Фуггерам акцептировать вексель в 300.000 экю, но Фуггеры ему отказали. Сумма в 543.000 флоринов была дана Фуггерами под обеспечение т.н. «маэстразгос» - доходов 3-х испанских духовных орденов. Общий капитал Фуггеров по балансу 1527 г. = 2.021.202 флоринов. На протяжении 20-х гг. XVI в. Фуггеры регулярно давали ссуды Габсбургам. (1524 г. – 25.000 флоринов, +20.000 дукатов (1дукат=1,4 флоринов), в 1525 г. – 59.562 дукатов). Во время Шмалькальденской войны вначале Карл V надеялся на денежные субсидии папы, который обещал помощь (от 800.000 до 1 млн. скуди), но папа денег не дал, Карл V пытался получить заем в Италии, на антверпенской бирже, но денег не дали. Зато Шмалькальденскому союзу Франциск I дал заем в 100.000 крон. Карлу V помогли деньгами купеческие католические дома и Фуггеры. Шмалькальденцы потребовали, чтобы Фуггеры дали денег и им, на что Антон Фуггер ответил, что не имеет наличных денег. В 1552 г., после того как Мориц Саксонский перешел на сторону шмалькальденцев, Фуггеры опять дали императору 400.000 дукатов. Фуггеры были связаны ростовщическими операциями и с папством. Связи с папской курией завязались в середине XV в. Поводом к выступлению Лютера послужила продажа индульгенций в Саксонии Тецелем. Сама же продажа индульгенций являлась актом, завершавшим денежную сделку, заключенную в 1514 г. Альбрехтом Бранденбургским и Фугерами, когда для уплаты за палий римской курии за утверждение Альбрехта майнцским архиепископом Фуггеры дали Альбрехту заем в 30.000 дукатов. % составляли 500 рейнских золотых гульденов. Альбрехт не был в состоянии уплатить Фуггерам, и добился от папы Льва X разрешения провести продажу индульгенций в Саксонии и других местах Германии, за что обещал уплатить курии 10.000 дукатов или 14.000 гульденов. Остальная часть денег от продажи индульгенций должна была служить для покрытия долга Фуггерам. Современники считали, что Экк после поездки, которого в Рим, появилась осуждающая Лютера булла, был послан в Рим Фуггерами. Экк был вообще связан с Фуггерами. Так, на диспуте в Болонье Экк выступал в защиту ростовщичества. Вельзер же утверждал, что и сам диспут был организован на средства Фуггеров. К XVI в. Фуггеры стали в основном заниматься торговлей пряностями и металлами. С 1526 г. с перерывом в 1550-1562 гг. занимались разработкой ртутных рудников Альмадена. С начала XVI в. Фуггеры приобретают земли – Вейсегорн, Пфаффенгофен, Марштеттен, Фусендорф, Дизакгаузен, Валенштеттен (1507 г.), Шмихен (1509 г.), Биберах (владение Паппенгеймов, за 32.000 гульденов, 1514 г.), графство Бабенгаузен, Глэтт (1538 г.), Отто Фуггер (1592-1644) приобрел Грисбах, Фравенск, Виннгаузен, Маценисс, Альшкирх, Иссенгейм, замки Бушманч, Вейнфильден, Гогенкрахен, Тауфкирхен. В начале XVI в. Фуггеров возводят в дворянство, в 1530 г. – графы, в 1534 г. они имеют право чеканки золотой и серебряной монеты, в 1629 г. – пфальцграфы. Отто Фуггер – граф Каухбергский, Вейсенгорский, полководец Католической лиги.).

На востоке Германии большое значение приобретают ярмарки в Лейпциге с конца XV в.

Процесс созревания некоторых предпосылок генезиса капитализма был приостановлен в Западной Германии и Австрии феодальной реакцией, развернувшейся во второй половине XV в. Ее важнейшими проявлениями были рост господского скотоводства на основе захвата общинных угодий, расширение на домене посевов льна, конопли и других технических культур, увеличение в связи с этим объемом барщины. Одновременно ущемлялась свобода хозяйственной деятельности арендаторов, ухудшались сроки традиционных земельных держаний, увеличивались судебные и личные повинности крестьян, предпринимались попытки установления крепостной зависимости.

Основными тяготами, на которые жаловались имперские крестьяне в XVI в. были: 1. тяготы, связанные с личной зависимостью: а. разрешение на выезд из пределов поместья и плата за него; б. наследование помещиком имущества бездетных и неженатых; в. посмертный побор – от 5 до 50 % (стоимости) имущества; г. нефиксированная барщина – удовлетворение всех потребностей помещичьего хозяйства в ущерб крестьянскому; д. личный оброк; е. запрещение брака с крестьянами других господ или уплата побора за разрешение на это; 2. десятина, большая и малая – 1/10 всех видов урожая, скота, птицы; 3. хандлон (плата за разрешение передать землю в другие руки – 5-10 % продаваемого имущества; 4. оброк денежный и натуральный, за пользование землей взимали независимо от урожая, качества земли, стихийных бедствий, при разделе имущества между наследниками оброк взимался в прежних размерах с каждого участка, размер составлял 30-40 % урожая; 5. барщина, от 2 до 72 дней в году; 6. увеличение повинностей; 7. штрафы; 8. захват общинных угодий; 9. ограничения торгово-ремесленной деятельности крестьян и горожан; 10. ограничения крестьянского стада; 11. тяготы, связанные с охотой помещика: а. запрет охоты на помещичьих угодьях и рыбалки с жестоким наказанием браконьеров; б. запрет ловить, пугать, стрелять дичь и огораживать свои поля для предупреждения потрав; в. участие в загоне на помещичьей охоте; 12. баналитеты – мельничный, винный и т.д.; 13. участие в войнах феодалов или уплата военного налога (даже в мирное время); 14. обязанность присутствовать на помещичьем суде; 15. обязанность содержать приехавшего помещика и его свиту в течение определенного срока; 16. подать (Bede) фогту; 17. княжеские налоги (до 10 % дохода крестьянского дохода); 18. ростовщическая кабала – от 50 до 60 % крестьянских хозяйств имели задолженность. По данным Инамы-Штернегга (1899 г.) весь доход крестьянского хозяйства состоял из: 6,6 % - поборы в пользу церкви, 4,0 % - гос. и княжеские налоги, 53,4 % - поборы в пользу помещика, 36 % - оставалось крестьянину.

Нараставшая феодальная реакция в деревне, проводившаяся духовными и светскими феодалами и князьями практика массового перевода крестьян в лично-зависимое состояние тормозили распространение в стране зарождавшихся элементов кап. производства в Германии (хотя в сукноделии, в металлургическом производстве применялась система авансирования. (Это когда купец раздавал ремесленникам сырье, деньги в нужном количестве и выгодных для себя условиях). Это было особенностью экономического подъема Германии на рубеже XV-XVI вв. Она проявлялась тем более резко, что отдельные германские земли развивались неравномерно, а главное – регулярный товарообмен между ними определился лишь к концу XV-началу XVI вв. Тогда начали складываться предпосылки для объединения Германии, а саксоно-тюрингенский район начал приобретать значение хоз. центра. Но этот процесс не привел к созданию общегерманского рынка. Это было связано с тем, что южно-германские города ориентировались на торговлю с итальянскими городами, а Ганза – по-прежнему торговала с Северной Германии, хотя ее конторы закрывались в Новгороде, Бергене, Лондоне, Брюгге.

На рубеже XVI-XVII вв. в Вестфалии и других областях Севера стали возделывать картофель, в Тюрингии (Эрфурт) – вайду. Система феодальной эксплуатации крестьян в Западной Германии характеризовалась преобладанием денежной и продуктовой ренты, барщина была невелика, несколько дней в году. В Верхней Австрии в XVI в. наблюдается тенденция к увеличению барщины до 20-30 дней в году в отдельных местах. Сравнительно крупные хозяйства «швайген» были в Штирии, они сдавались в аренду (животноводство). Тем не менее в Австрии встречаются мелкие виноградарские, овощеводческие и садоводческие хозяйства, сдававшие в испольную аренду.

Над каждым крестьянином в Западной Германии и Австрии могло быть одновременно несколько господ – поземельный, личный, судебный. В Восточной Германии – феодалы в своих руках соединили 3 функции. Объективно в землях западногерманских имелась возможность развития по кап. пути, но в действительности превращению арендных хозяйств в источник кап. накопления мешали строгие предписания, которыми регламентировалось сколько продуктов данное хозяйство должно было поставлять на стол собственника, какой и какого качества должен быть инвентарь в хозяйстве, как следует содержать жилые и хоз. сооружения и т.д. Во второй половине XVI в. в экономике начинается застой, прогрессивные формы хозяйства регрессировали к феодальным.

С наступлением феодальной реакции обострилась борьба крестьян. Так, в 1502 г. было раскрыто крестьянское общество «Башмака» в Шпейерском епископстве. Его участники намеревались, подняв знамя «Башмака», подчинить своей власти епископство, маркграфство Баденское, другие соседние территории, чтобы осуществить антифеодальную программу – разделить между крестьянами имущество духовенства, упразднить все феодальные платежи и феодальную зависмость, возвратить крестьянам общинные земли. Участники восстания рассчитывали не столько на заговорщиков, сколько на мощь стихийного народного восстания. Задача их тайного общества состояла в подготовке боевых групп, которые должны были захватить Брухзаль, но планы их были выданы предателем. Почти все вожаки и участники были арестованы, пытаны и казнены. Удалось бежать немногим, среди них был Иос Фриц, который в 1513 и 1517 гг. вынашивал новые планы обществ «Башмака». Среди требований 1513 г. были и политическое – никаких властей кроме императора, под которым они понимали установление гос. единства путем устранения всех территориальных князей. До открытого восстания дело дошло в 1514 г. в Вюртемберге. Здесь крестьяне и плебс действовали вместе. Восстание носило название «Бедный Конрад».

Особенностями экономического развития Германии определялись ее политическая и социальная структура. В начале XVI в. в Германии было 7 курфюршеств, 50 духовных княжеств, 80 прелатств, 140 графств, баронств, 185 имперских городов, т.е. свыше 400 самостоятельных политических единиц, не считая владений имперских рыцарей. Существовало 600 обладателей монетных регалий, не упорядочена были система веса и мер. Сильнейшим княжеским домом Германии был дом Габсбургов, которому с 40 г. XV в. принадлежала императорская корона. Держава Габсбургов состояла из Австрии, Тироля, Штирии, Каринтии, Крайны, ряда земель на Верхнем Рейне, графства Бургундия и Нидерландов, с 1526 г. Чехия, Моравия, Силезия, Лужицы, Венгрия (часть). Исследователи называют такое положение в Германии «территориальной системой». Соперники Габсбургов – герцоги Саксонии и Баварии. Каждый князь стремился ущемить в чем-то другого и не стремились к объединению Германии. В Германии не сложилось союза императорской власти с городами, что также не способствовало объединению.

Княжеский абсолютизм в Германии стал формироваться со второй половины XVI в., развитие было прервано XXX войной и завершено во второй половине XVII в. Классическим образцами княжеского абсолютизма являлись Бранденбург, Бавария, Пфальц. Не классическим – Саксония. В Германии утвердилась идея универсальной католической монархии Габсбургов и княжеского территориального абсолютизма. Проблема объединения не могла быть решена.

Рубеж XV и XVI вв. был отмечен вспышкой массовой религиозности. Кризисные явления в обществе сказывались на психологии состояния людей. Распространялись эсхатологические ожидания, обостренно переживалась бренность земного мира. Жажда покарать конкретных носителей зла обрушивала гнев толпы на евреев и «ведьм». Но «обмирщенная», погрязшая в грехах церкви не могла удовлетворения религиозным надеждам верующих. Отсюда расцвет неортодоксальных религиозных течений и убеждения в необходимости радикально преобразовывать – «реформировать» официальную церковь. Так, что в требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Страны Северного Ренессанса, в которых культура эпохи Возрождения развивалась сходным путем и в тесной временной зависимости, в то же время были колыбелью реформации.

В идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации важное место принадлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития новой идеологии. Около середины XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких университетов, и к которым примкнули проповедники, литераторы, странствующие поэты и другие образованные люди из разных слоев населения, возникали кружки для изучения произведений античных авторов по примеру итальянских гуманистов (Рудольф Агрикола (1444-1485), Яков Вимпфеллинг (1450-1528), Конрад Цельтис (1459-1508), С. Брант (1457-1529), Генрих Бебель (1472-1518) (работавший в жанре фацетий – коротких новелл в фольклорном стиле и обличительными по содержанию). В кругах нем. гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин, которых называли «двумя очами Германии». Эразм Роттердамский (1469-1536), учился в 1497-1500 гг. в Парижском университете, стал известен в 1500 г., выпустив сборник пословиц «Адагии», был в Англии, где познакомился с Т. Мором, в 1506 г. отправился в Италию, где в Турине получил степень доктора теологии (в Италии был в Болонье, Флоренции, Венеции, Падуе, Риме), в 1509 г. опять отправился в Англию («Похвала глупости»), где в Кембридже преподавал греческий язык, теологию. Летом 1514 г. совершил поездку в Базель к типографу Иоганну Фробену. В апреле 1529 г. из-за религиозных преследований со стороны сторонников реформации Эразм (в 1521-1529 гг. жил в Базеле) вынужден был переехать во Фрейбург, в Базель он вернется в июне 1535 г. и умрет в доме Фробенов 12.06.1536. При всем радикализме своей сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию рационалистической основы и решительно высказывался против всякого реформационного переворота.

Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанавливает связь божественного с человеческим и тем самым признает положительное значение земной жизни и находит божественное в самом человеке. Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует, подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церковной догматической традиции. Подобно Эразму Рейхлин старался избегать конфликтов с католической церковью. Он был противником реформации. В 1509 г. началось «дело Рейхлина» в связи с распоряжением императора Максимилиана уничтожить ряд еврейских религиозных книг как враждебных христианству. Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврейских книг, часть которых он считал ценными источниками по изучению христианства. Все общество разделилось на «рейхлинистов» и обскурантов – «темных людей».

Одним из авторов «Писем темных людей» был член Эрфуртского кружка Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Поддержку Рейхлину оказал кружок Эрфуртских гуманистов – Муциан Руф, Крот Рубеан, Эобан Гесс. В 1515 г. появились «Письма темных людей». Первые гуманистические веяния в Эрфурте относятся к концу XV в. Вскоре город пользовался славой одного из крупнейших центров гуманистического движения. Гуманизм был распространен в uni, на артистическом и медицинском, юридическом факультетах. Вне стен был известен кружок Муциана Руфа. Это было подвижное по своему составу сообщество бывших воспитанников или членов корпорации Эрфуртского uni, объединившихся на почве общего увлечения античным культурным наследием и современными проблемами образования, науки, литературы, религии, общественно-политической жизни страны. Основы кружка были заложены в 1505 г., когда образовался «триумвират» в лице Муциана, его ученика и друга Урбана, эконома цистерцианского монастыря в Георгентале, и Г. Спалатина, в ту пору монастырского учителя в Георгентале, позже – воспитателя наследника саксонского курфюрста Фридриха Мудрого и придворного историографа. В кружке было 40-50 человек, но они были непостоянно. Сюда входили крупнейший неолатинский поэт Германии Эобан Гесс; нем. сатирик Крот Рубеан; Питер Эбербах; мастер эпиграмм, ботаник, медик Эвриций Корд; юрист Херборд фон Мартен; филолог и историк Иоахим Камерарий; каноник Эрфуртского собора Иоганн Драко; историк и публицист реформации Юстус Йонас; теолог, собрат Лютера по августинскому монастырю и его друг – Иоганн Ланг, Адам Крафт и Якоб Мицилиус, Ульрих фон Гуттен. Их обычно рассматривают как единую группу радикально настроенной молодежи, которая идеи Эразма, Рейхлина, Руфа, Вимпфеллинга трактовали менее абстрактно, связывая критику ортодоксии и клира с патриотическими задачами германского национального единства и объединения сил оппозиции для борьбы против Рима. Общим было представление о том, что главные задачи реформации и гуманизма тождественны: после расцвета гуманистических наук ожидали обновления на их основе самой теологии, в Лютере видели продолжателя дела Эразма, борца с теми же противниками, против которых выступали и гуманисты. В это момент все члены Эрфуртского кружка поддержали лютеровскую реформацию. Позже Гуттен принял участие в рыцарском восстании, Муциан Руф, потрясенный Крестьянской войной, возвратился к старой церкви, возлагая всю вину за действия «обезумевшей черни» на проповедников реформации. Он пережил тяжелый духовный кризис и доходил до сомнений в правомочности своих былых увлечений языческими поэтами. Около 1530 г., когда на основе «аугсбургского вероисповедания» была сделана самая значительная попытка примирения церквей перед окончательным расколом Германии на 2 княжеских конфессиональных фронта, основную часть ближайших соратников Лютера и Меланхтона составили эрфуртские гуманисты. В то же время от Лютера отошел Крот Рубеан, поступил на службу к Альбрехту Майнцскому – лидеру католической церкви.

Реформация – (reformatio – преобразование) широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда разнообразие понимания реформации – то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток на реформацию наложила специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, позже в Нидерландах реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы, в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась сверху, во Франции, Венгрии, Польше за реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти, в Швейцарии ее поборниками были исключительно горожане. Всюду, где реформация утверждала новые религиозные порядки, проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества. Основные причины реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств, с сильной королевской властью, резко ограничило политическую роль папства.

С началом реформационного движения было связано выступление М. Лютера в октябре (31) 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. (М. Лютер родился в Эйслебене (Саксония), его отец был состоятельным владельцем медных плавилен и медных разработок. Поступил в Эрфуртский университет, познакомился с эрфуртским кружком гуманистов, сменил свою подпись Luder на Luther, потом поступил в августинский монастырь, где и сложилось его мировоззрение. В Виттенберге он получил степень доктора богословия).

Вступительные слова 95 тезисов Лютера показывают, какую роль преследовал Лютер этим публичным выступлением: «Во имя любви к истине и стремление выяснить ее нижеследующее было предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца М. Лютера … «он просит, кто не может непосредственно вступить с ними в диспут.. сделать это письменно», т.е. речь идет о приглашении к диспуту богословов Виттенберга и теологов из других мест. Это было обычной практикой того времени. Другое дело, что это приглашение возымело столь далеко идущие последствия, о которых не подозревал и сам его инициатор.

Повод для дискуссии – продажа индульгенций. В Средней Германии в начале 1517 г. начал продавать индульгенции монах Тецель, которому покровительствовал Майнцский архиепископ. В Саксонии Тецель был принят сдержанно курфюрстом Фридрихом. Лютер не согласен с продажей индульгенций, он полагает, что индульгенции не способны принести человеку избавления от грехов и примирение грешника с богом все же можно достигнуть. «Ошибаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек через папское отпущение избавляется и освобождается от всякого наказания (тезис 21); «Неправду проповедуют те, которые говорят, что как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища (тезис 27); «Те, которые полагают, что при помощи индульгенций получили спасение, будут навеки прокляты вместе со своими учителями» (тезис 32); «Нужно особенно остерегаться тех, которые говорят, что папское отпущение – это неоцененное сокровище, которым человек примиряется с богом» (тезис 33).

Лютер предлагает путь примирения согрешившего с богом: это путь внутреннего раскаяния и готовности отказаться от совершения греховных поступков в будущем. «Господь и учитель наш Иисус Христос, говоря, «покайтесь», хотел, чтобы вся жизнь верующих была покаянием» (тезис 1). «Это слово ни в коем случае нельзя понимать как таинство покаяния, т.е. как исповедь и отпущение грехов, совершаемое священником» (тезис 2). Истинное покаяние должно сопровождаться скорбью (тезис 40), ибо следовать Христу можно только через скорбь и смерть и только за это христиане получат утешение на небе» (тезис 94). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение и без папских отпущений» (тезис 36). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение Христа и церкви и без отпустительных грамот, но вследствие божьего дара» (тезис 37). «Папское отпущение и разрешение нельзя, однако, презирать, так как оно есть выражение прощения бога» (тезис 38) – это «реверанс в сторону папы» (Лукоянов В.В. С. 9.). «Нужно учить христиан, что папские отпущения полезны, пока на них не чрезмерно уповают» (тезис 49). «Осторожно нужно проповедовать индульгенции, чтобы народ не понял народ неверно, будто они предпочитаются всем добрым делам» (тезис 41).

Тезисы 42-47 – указывают, что индульгенции не могут заменить дел милосердия, что лучше и полезнее для души помочь бедному, напоить жаждущего, чем купить отпущение, что покупка индульгенции дело добровольное, а не принудительное. «Если папе было бы известно о злоупотреблениях продавцов индульгенций, то он бы предпочел сжечь собор св. Петра, чем строить его из кожи, мяса и костей своей паствы» (тезис 50). Тезисы 62-65 – «отпущение – это сети, которыми теперь вылавливаются богатства людей». «Да будет благословен тот, кто стремится смело выступить против речей и лжи проповедников отпущения» (тезис 72). «Итак, папа под полным прощением всех наказаний понимают не просто все их, но те, которые им самим наложены» (тезис 20). «Бог никому не прощает вины без того, чтобы он не смирился и не покаялся во всем священнику» (тезис 7).

У Лютера возникают мысли, противоречащие духу ортодоксального католицизма. Так, подвергается сомнению право папы на отпущение грехов, ибо это не подтверждается св. писанием (тезисы 5,6). Лютер считает, что папа не может отпускать грехи умерших людей, ибо они не могут уже внутренне раскаяться (тезисы 10, 11, 13), указывается и на то, что заслуги Христа и святых не нуждаются в содействии папы, чтоб дать прощение людям (тезисы 56,58). Лютер упрекает папу в том, что он отошел от чистоты первоначального христианства (тезис 8-13). (Лютеранство: генезис, эволюция, основные особенности протестантизма. Сост. Лукоянов В.В., Кушкин С.Н. Горький, 1989.).

Лютер расходится с папой – подчинение церкви светской власти, за князем признавались права, принадлежащие ранее папе. Выступление против этого порядка – нарушение основ общества. Догматы Лютера – спасение личной верой, священство всех верующих, только милость божья дарует спасение, исключительный авторитет священного писания (система «трех только»). «Человек оправдывается верой независимо от дел закона». Поэтому, спасение (обретение райской жизни) достигается через личную веру в искупительную смерть Христа. Отрицает учение о благодати, т.е. не индульгенция дает искупление, а вера или милость бога. При этом роль человеческой личности и воли близка к нуля. Царство небесное не зарабатывается, а даруется человеку богом, но человек лично ответственен за свое спасение перед богом. Спасение – в практической деятельности. Изменения в культе – нет пышности, отрицание множества праздников, таинства, безбрачие духовенства, монастыри. Католическое духовенство не может быть посредником между человеком и богом. Каждый имеет право на проповедь и совершение богослужения. «Все христиане поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по занятиям».

Церковь – добровольное объединение людей на основе единства религиозных взглядов, а не «мистическое тело Христа», обеспечивавшее спасение верующих. Лютер настаивал на резком сокращении численности духовенства и значительном сокращении расходов на церковь, что отвечало интересам бюргерства. Борьба бюргерства с феодализмом была направлена против пропагандируемого католической церковью церковного авторитаризма (низшее духовенство подчинено высшему, а верующие – духовенству). Это определило религиозный индивидуализм протестантизма, проявляющего в возможности индивидуального обращения к священному писанию.

Каждый получает право на свободу интерпретации библии. Лютер переводит библию на немецкий язык. Ранее Библия была недоступна для верующих, сам Лютер познакомился с текстом библии лишь будучи студентом, толковать ее смог лишь став доктором богословия. Но позже, во время крестьянской войны, увидев, что народ более радикально трактует его положения, стал считать, что лишь духовенство (подготовленное) способно наставлять людей в смирении перед богом.

95 тезисов Лютера, предназначенные для ученого спора, стали вскоре широко известны. По выражению Ф. Энгельса, они (тезисы) явились подобно удару молнии в бочку пороха. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного движения полную неудачу. На диспуте летом (4.07) 1519 г. в Лейпциге между Лютером и профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинении его в гуситской ереси, заявил, что в ереси Гуса имелись истинные христианские положения и что решения соборов (Констанцского) не обязательно выражают божественную волю. Это был открытый разрыв с католической церковью. 15.06.1520 г. папа Лев X издал буллу с угрозой отлучить Лютера от церкви. Папские посланцы распространили в Германии текст этой буллы и стали сжигать некоторые сочинения Лютера. В ответ на это Лютер 10.12. перед городскими воротами Виттенберга сжег книги некоторых схоластов, Экка и в пламя полетел один экземпляр этой буллы.

В 1521 г. в январе Лютер был отлучен от церкви, но в 1520-1521 гг. начался раскол реформационного движения. Папский представитель доложил об обстановке Германии тех лет: «9/10 Германии кричит «Лютер!», остальная 1/10 – по меньшей мере «Смерть римскому двору». Тогда же стали выявляться различные слои оппозиции – народные проповедники, рыцарство.

В 1522 г. Франц фон Зиккингем во главе отряда из 1500 рыцарей напал на владения Трирского архиепископа, надеясь захватить его земли и начать «войну против попов». Но его не поддержали, и он потерпел поражение. Результатом этого провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер отказался, был уход оппозиционной их части из лагеря реформации, что положило начало распаду всего лагеря.

В 1521 г. Лютер столкнулся с императором Карлом V, который стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов. На Вормском рейхстаге 1521 г. Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Согласно легенде Лютер произнес: «На том стою и не могу иначе». Это снискало Лютеру поддержку некоторых участников рейхстага. Постоянным его покровителем был саксонский курфюрст Фридрих, который видел в реформации орудие против императорской политики. После рейхстага Лютеру была объявлена императорская опала, и его укрыл в Вартбурге близ Эйзенаха Фридрих Саксонский. С этого времени Лютер связан с княжескими интересами и выражает интересы умеренной (консервативной) части бюргерства.

Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных деятелей профессоров Виттенбергского университета Андреаса Карлштадта и монаха бывшего Габриэля Цвиллинга и др., которые стали из церквей удалять алтари, иконы, священный елей. Исполнение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг требовали упразднения землевладения духовенства и его привилегированного положения вообще. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт говорил: «Никто не может быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта молодые люди покидали школы и отправлялись на горные промыслы. Карлштадт, опираясь на священное писание, пытался обосновать «права народа», отрицал церковную организацию, в отдельных случаях высказывал сомнения в необходимости существования властей. Во время Крестьянской войны находился в восставшем Роттенбурге. Из-за своих связей с Мюнцером и симпатий к крестьянам, правда, их насильственные действия он открыто порицал. Он едва не подвергся репрессиям, но Лютер его спас. Карлштадт вел жизнь странствующего проповедника. Имел контакты с анабаптистами, но к ним не примкнул, так как был лютеранином радикального толка. В более радикальных кругах немецкого бюргерства было распространено в богатых южных и западных городах учение швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, выступавшего против княжеского деспотизма и требовавшего республиканского устройства и политической автономии для религиозных общин.

Настоящим показателем раскола реформации было появление народного направления, стремившегося к социальному перевороту. Выразителем этого направления был Томас Мюнцер (1489 г. Штольберг, Южный Гарц, отец – мастер монетного дела, учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, бакалавр богословия). Вначале был сторонником Лютера, но в 1520 г. в борьбе с францисканцами в г. Цвиккау стало ясно, что он занимает более радикальные позиции, чем Лютер. В Цвиккау к нему примкнули анабаптисты и перешли на его позиции (или наоборот). В понимании Мюнцера главные задачи реформации заключались не в установлении новой церковной догматики или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. «Земная жизнь должна быть возвышена до небес». Вера приходит по наитию, учил Мюнцер. У Мюнцера была оригинальная концепц




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полукруг | ГЛАВА ПЕРВАЯ. Евгений Георгиевич, генеральный директор крупного концерна, не может допустить, чтобы внучка росла без отца

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 287. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия