Студопедия — Б. Примеры общей благодати
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б. Примеры общей благодати






Если мы посмотрим на окружающий нас мир и представим себе адское пламя, которого он заслуживает, мы сразу же поймем, что обилие примеров обшей благодати Бога очевидно. Мы можем выделить несколько особых ка-тегорий, в которых проявляется общая благодать.

1 Следует отметить, что я разместил главу об общей благодати в пятой части этой кни-ги, озаглавленной «Учение об искуплении», не потому, что общая благодать исходит не-посредственно из искупительной работы Христа (ибо это не так), а потому, что общая бла-годать играет определенную роль в подготовке работы Бога по оправданию верующих.

 

1. Физический аспект. Неверующие продолжают жить исключительно благодаря общей благодати Бога. Каждый вдох каждого человека — вдох благодати, ибо возмездие за грех — смерть, а не жизнь. Более того, земля про-изводит не одно лишь терние (Быт. 3:18), и она не выжженная пустыня. По Божьей общей благодати земля производит пищу и все необходимое для одеж-ды и крова, иногда в великом изобилии и разнообразии. Иисус сказал: «Лю-бите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите нена-видящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злы-ми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45, курсив мой. — У. Г.). В этом месте Иисус приводит в пример общую благодать Бога, призывая Своих учеников к любви к их врагам и молитве о благослове-нии неверующих (ср.: Лк. 6:35,36). Также и Павел говорил жителям Листры, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17, курсив мой. — У. Г.).

В Ветхом Завете также говорится об общей благодати Бога, которая дару-ется как верующим, так и неверующим. Один из примеров — египтянин По-тифар, начальниктелохранителей, который купил Иосифа-раба: «Господьбла-гословш дом Египтянинарадм Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт. 39:5, курсив мой. — У. Г.). Давид говорит гораздо более обобщенно обо всех существах, которых сотворил Господь: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. <.״> Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насы-шаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:9,15,16).

Эти стихи также напоминают нам, что добро — часть всего творения. Мы обязаны им доброте и состраданию Бога.

Общая благодать Бога очевидна даже из красоты мира природы. Хотя природа и пребывает «в рабстве тлению» и «покорилась суете» (Рим. 8:21,20) из-за проклятия, последовавшего за грехопадением (Быт. 3:17—19), все же в естественной природе остается еще очень много прекрасного. Красота цве-тов, травы и леса, рек, озер, гор и океанских побережий остается ежедневным свидетельством общей благодати Бога. Неверующие недостойны наслаждать-ся этой красотой, и все же по благодати Божьей они наслаждаются ею в тече-ние всей их жизни.

2 Поскольку в Ин. 1 говорится о Христе, пришедшем в мир, ст. 9 следует понимать так, что Свет истинный, «придя в мир», просвещает всякого человека (как в переводах RSV, NASB, NIV), а не в смысле «всякого человека, приходящего в мир» (как в KJV, NASBmg., NIVmg. [Также и в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.]), хотя и то и другое толкование грамматически равноправны. (Речь идет о греческом тексте: прича-стие ερχόμενοι/ в выражении έρχόμενον εις τόν κόσμον можно понять как именитель-ный падеж среднего рода, и тогда оно относится к тд φως τό ίχληθινόν [«Свет истинный»]. А это причастие следует переводить «при[хо]дя в мир [Свет]», либо как винительный падеж мужского рода, относящийся к πόντα όνβρωπον [«всякого человека»]. В послед-нем случае переводить следует так: «Который просвещает всякого человека, приходя-щего в мир» [такое понимание предпочли и переводчики русского синодального тек-ста. — Примеч. пер.]. Оба понимания действительно абсолютно равноправны, поскольку

 

2. Интеллектуальный аспект. Сатана «лжец и отец лжи» и «нет в нем ис-тины» (Ин. 8:44), ибо он полностью отдался злу, а также иррациональности и ложности, которые сопутствуют безусловному злу. Однако люди в совре-менном мире, даже неверующие, не полностью отданы во власть лжи, ирра-циональности и невежества. Все люди способны познать хотя бы крупицу истины; многие обладают и выдающимися умственными способностями, а это также следует понимать, как результат благодати Божьей. Иоанн гово-рит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого челове-ка» (Ин. 1:9), ибо в качестве Создателя и верховного Властителя мира (в дан-ном случае не в качестве Искупителя) Сын Божий допускает просвещение и познание истины всеми людьми в этом мире2.

Общая благодать Бога видна также в том, что все люди обладают зна-нием о Боге: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возбла-годарили» (Рим.1:21). Это означает, что Бог поселил в человеческом сердце знание о Его существовании и жажду Бога. Однако часто итогом этого ста-новится появление многочисленных выдуманных человеком религий. По-этому Павел сумел найти точку соприкосновения даже с теми, кто придер-живался ложных религий, и этой точкой стало знание о Боге. Афинским философам Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как-бы осо-бенно набожны... Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22,23).

Общая благодать Бога в плане интеллекта проявляется также в том, что люди могут распознать истину и отличить ее от заблуждения, атакже накап-ливать знания, которые помогают в открытии мира и в освоении земли. Это означает, что все научные и технические достижения, которых добились нехри-стиане, являются результатом общей благодати. Благодаря этим достижени-ям были сделаны поразительные открытия в области переработки ресурсов земли в материальные блага, в области производства и распределения этих ресурсов и в области рационального их использования. В практическом пла-не это означает, что всякий раз, как мы идем в продуктовый магазин, едем в автомобиле или заходим в дом, нам следует помнить о том, что мы в данный момент пользуемся результатами обильной общей благодати Божьей, которая столь щедро изливается на человеческий род.

 

3. Моральный аспект. Через общую благодать Бог также удерживает л ю-дей от окончательного осквернения. Вновь сфера демонического, полностью преданная злу и разрушению, ярко контрастирует с человеческим обществом, где зло явно ограничено. Если люди вжестокосердии своем будут вновь и вновь упорно предаваться греху в течение определенного времени, Бог «предаст» их

 

формы именительного падежа среднего рода и винительного падежа мужского рода при-частия презенса-имперфекта от глагола έρχομαι омонимичны.) В любом случае этот стих говорит о том, что Христос просвещает каждого человека. Некоторые считают, что это просвещение связано с сияющим присутствием воплотившегося Христа в мире (см., напр.: D. A. Carson, 77ге Gospel According to John, pp. 123,124), но более вероятно, что подобное про-свещение человека связано со светом общего откровения, которое получают все люди, — это способность наблюдать и осознавать множество истинных фактов, которые касаются Бога и мира (см., напр.: Morris Leon, The Gospel According to John, pp. 94,95). Это подтверж-дается тем фактом, что Иоанн, говоря о «всяком человеке» (а не о «всех людях» или «мире»), подразумевает, что просвещение касается каждого индивидуума, что справедливо для об-щего знания, а не для познания Христа. Такое понимание позволяет трактовать слово «про-свещает» как действительный акт просвещения, а не лишь возможное действие. Христос здесь воистину просвещает, а не дает лишь возможность просвещения. Такое понимание усугубляет горькую иронию ст. 9 и 10. Хотя Христос дает просвещение всем людям и хотя Он сотворил всех людей, тем не менее они не познали Его и не приняли.

еще большим грехам (ср.: Пс. 80:13; Рим. 1:24,26,28), но большинство людей не опускаются в такие глубины, в которые их мог бы увлечь грех: Бог вмеши-вается и налагает ограничения на поведение человека. Одним из самых силь-ных ограничителей является совесть. Павел говорит: «Когда язычники, не име-ющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем сеиде-тельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15, курсив мой. — У. Г.).

Это внутреннее чувство различения добра и зла, которое Бог дает всем людям, помогает им часто следовать моральным нормам, соответствующим нормам Писания. Даже о тех, кто предался самым отвратительным грехам, Павел пишет: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Во многих других случаях это внутреннее чувст-во совести заставляет людей устанавливать законы и общественные нормы, которые весьма схожи с моральными законами Писания, например, охраня-ющие святость брака и семьи; защищающие человеческую жизнь и запре-щающие воровство и лжесвидетельство3. По этой причине люди часто живут по верным моральным законам, внешне согласующимся с моральными нор-мами Писания. Хотя своим правильным поведением они не могут получить преимущества в глазах Бога (поскольку Писание ясно говорит, что «законом никто не оправдывается пред Богом» [Гал. 3:11] и что «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»; Рим. 3:12), всежев определенном смысле, не заслуживая вечного Божьего одобрения или преиму-щества в Его глазах, неверующие «делают добро». Это следует из слов Иису-са: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то бла-годарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33, курсив мой. — У. Г.; срав-ните эти места из Писания: 4 Цар. 12:2; 2 Пар. 24:2, где об Иоасе говорится, что он сделал угодное в очах Господних, со 2 Пар. 24:17—25, где он совершил такое зло, которое показывает, что в его жизни не было спасительной веры). Конечно, в тех местах, где Евангелие имеет большой авторитет, а церковь силь-на, они будут оказывать большее моральное влияние на общество, чем в тех местах, где Евангелие никогда не проповедовалось или имело лишь слабое влияние на сознание людей (напр., в диких племенах и в современном запад-ном обществе, где вера в Евангелие подавлена доминирующей культурой).

3 Конечно же, действие совести никогда не бывает совершенным в грешных людях в этой жизни (как это осознает и Павел, см.: Рим. 2:15), поэтому различные человечес-кие сообщества различаются в зависимости от того, какие аспекты моральных законов Бога они принимают. Тем не менее сходство законов любого человеческого сообщества с моральными законами Писания весьма значительно.

Бог показывает общую благодать также и в том, что Он предостерегает людей о грядущем суде самим устройством видимого мира. Богтак устроил мир, что если человек живет в нем по Божьим моральным законам, он очень часто бывает вознагражден природными благами, а нарушение законов Бога при-водит к разрушению людей. Но в обоих случаях всех ждет один конец — по-следний суд. Честность, трудолюбие, любовь и доброта к ближним, верность в браке (речь не идет о наиболее развращенных обществах) может лишь дать гораздо большие материальные и эмоциональные блага, чем непорядочность, лень, жестокость, супружеская неверность и другие пороки, такие, как пьян-ство, наркомания, воровство и т. д. Эти закономерные последствия греха и праведности призваны служить предостережением о грядущем суде и, таким образом, также являются примерами общей благодати Бога.

4. Творческий аспект. Бог сделал так, что человек может достичь значи-тельных высот в области музыки и изобразительного искусства, равно как и в других сферах, в которых проявляется творчество: в спорте, кулинарии, ли-тературе и т. д. Более того, Бог дал нам способность видеть красоту во многих сферах жизни. И в этой сфере, так же как и в сфере физического и интеллек-туального, благодать порой изливается на неверующих даже более обильно, чем на верующих. Однако в любом случае это результат Божьей благодати.

5. Социальный аспект. Благодать Бога проявляется также в существова-нии разнообразных организационных структур в человеческом обществе. Прежде всего мы видим это в семье, засвидетельствованной тем, что после падения Адам и Ева остались мужем и женой и у них были дети, как сыновья, так и дочери (Быт. 5:4). Дети Адама и Евы вступали в брак и образовывали собственные семьи (Быт. 4:17,19,26). Семья существует в человеческом обще-стве вплоть до настоящего времени, как установление не только для верую-щих, но для всех людей.

Человеческие власти — также результат общей благодати Бога. Власть была установлена Богом после потопа (см.: Быт. 9:6), а в Рим. 13:1 четко гово-рится, что она установлена Богом: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Очевидно, что власть — дар Бога всему челове-честву, ибо Павел говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро», «он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Одно из главных средств, которое Бог использует для ограничения зла в мире, — это человеческая власть. Человеческие законы, охранительная и судебная систе-мы — мощная преграда злу, и они необходимы, ибо в мире много зла. Этот мир иррационален, и его можно остановить только силой, поскольку совладать с ним убеждением или с помощью образования невозможно. Конечно, грехов-ная природа людей может также затронуть и власть, которая коррумпируется и начинает способствовать скорее злу, нежели добру. Это лишь подтверждает ту истину, что человеческая власть, как и другие благословения общей благодати, которые дает нам Бог, может быть использована как для благих, так и для дурных целей.

Другими установлениями человеческого общества являются образова-тельные учреждения, коммерческие и финансовые структуры, добровольные ассоциации (такие, как многочисленные благотворительные организации) и бесчисленные примеры обычной человеческой дружбы. Все это направлено на то, чтобы сделать человека немного добрее, и все это является выражением общей благодати Божьей.

 

6. Религиозный аспект. В сфере религии общая благодать Бога приносит некоторые благословения даже неверующим. Иисус говорит нам: «Любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44, курсив мой. — У. Г.). В данном контексте не говорится, что мы должны молиться толь-ко о спасении врагов; здесь, кроме того, есть указание любить их. Разумным было бы сделать вывод, что Бог хочет отвечать на наши молитвы за тех, кто гонит нас, даже если речь идет о самых разных сферах их жизни. Павел осо-бенно подчеркивает необходимость молитвы «за царей и за всех начальству-ющих» (1 Тим. 2:1,2). Когда мы желаем добра неверующим, это стремление совпадаете принципом Самого Бога, солнце Которого «восходит над злыми и добрыми» (Мф. 5:45), и с принципом Иисуса, который во время своего земно-го служения исцелял всех, кого к Нему приводили (Лк. 4:40). Ничто не ука-зывает на то, что Иисус от каждого из них требовал поверить в Него или при-знать Его Мессией, прежде чем даровать ему физическое исцеление.

4 Подробное обсуждение Евр. 6:4-6 см. в гл. 39.

Отвечает ли Бог на молитвы неверующих людей? Бог и не давал обетова-ния отвечать на молитвы неверующих так, как он обещал отвечать на молитвы тех, кто молится во имя Иисуса; и Он не брал на Себя обязательств отвечать на молитвы неверующих, тем не менее по Своей общей благодати Бог может слы-шать молитвы неверующих и отвечать на них, демонстрируя таким образом Свое милосердие и доброту также и в этом (ср.: Пс. 144:9,15; Мф. 7:22; Лк. 6:35,36). Таков смысл и 1 Тим. 4:10, где говорится, что Бог «есть Спаситель всех челове-ков, а наипаче верных». Здесь слово «Спаситель» означает не просто «Тот, Кто прощает грехи и дает вечную жизнь», ибо это даруется только верующим; «Спа-ситель» обладает здесь более широким смыслом, а именно «Тот, Кто спасает от беды, Тот, Кто выручает людей». В несчастье Бог часто слышит молитвы неве-рующих людей и выручает их из беды. Более того, даже неверующие люди иног-да испытывают чувство благодарности к Богу за благое творение, за избавле-ние от опасности, а также за благословение семьи, дома, друзей и страны. Бо-лее того, неверующие, которые по какой-либо причине связаны с церковью, даже в течение небольшого времени, часто имеют определенный религиозный опыт, очень близкий к опыту спасенных (см.: Евр. 4:4—6; Мф. 7:22,23)4.

Наконец, даже возвещение Евангелия тем, кто не принимает его оконча-тельно, есть явное проявление милосердия Божьего, которое ярко свидетель-ствует о том, что Богу не доставляет удовольствия смерть или осуждение лю-бого из Его творений (ср.: Иез. 33:11; 1 Тим. 2:4).

7. Общая благодать и частная благодать взаимосвязаны. Общая благо-дать, безусловно, влияет на церковь и обогащает ее, поскольку, если бы не об-щая благодать, даруемая Богом плотникам и другим ремесленникам, не было бы даже самих церковных зданий; если бы не общая благодать, даруемая Бо-гом печатникам, наборщикам и переплетчикам (и даже тем, кто работает на бумажных мельницах и рубит деревья в лесу), Библия не была бы доступна людям. Церковь пользуется плодами общей благодати в своей повседневной жизни в самых разнообразных видах деятельности.

5 Представленный в этой главе взгляд на общую благодать согласуется с общей ре-форматской (кальвинистской) направленностью книги, которая наиболее четко видна в рассуждении о верховной власти Бога (см. гл. 12), Божьем провидении (гл. 15), о грехе (гл. 23), избрании, призыве Евангелия и рождении свыше (гл. 31—33). Однако следует отметить, что арминианское понимание общей благодати несколько иное; с их позиции, общая благодать дает каждому человеку способность обратиться к Богу в вере и раская-

С другой стороны, частная благодать, которую Бог дарует спасенным, при-носит больше благословений общей благодати неверующим, которые живут в тех местах, где активна церковь. Неверующие получают пользу оттого, что ви-дят в обществе примеры христианской жизни, наблюдают молитвы и дела ми-лосердия, которые совершают члены общины. Неверующие получают пользу от того, что узнают, о чем учит Писание, а его мудрость приводит к интеллекту-альному и моральному прогрессу. Социальная и политическая активность хри-стиан оказывает влияние на законы, обычаи и верования общества. В истори-ческом плане, деятельность тех людей, чья жизнь была изменена Евангелием, повлекла за собой отмену рабства (в британских колониях и в Соединенных Штатах), дала права и свободы женщинам, послужила распространению все-общего образования, развитию технического и научного прогресса, эффектов-ности экономики; благодаря христианам честность, бережливость и трудолю-бие стали очень высоко цениться — все перечислить просто невозможно.

8. Общая благодать не спасает людей. Несмотря на все это, мы должны отдавать себе отчет в том, что общая благодать не является спасительной бла-годатью. Общая благодать не изменяет человеческого сердца и не приводит людей к подлинному раскаянию и вере — она не может и не должна спасать людей (хотя в интеллектуальном и моральном плане общая благодать может подготовить человека к принятию Евангелия). Общая благодать ограничива-ет грех, но не отменяет фундаментальной предрасположенности к греху и ни в какой мере не очищает падшую человеческую природу5.

Нам также следует осознавать, что действия неверующих, совершенные по общей благодати, сами по себе не заслуживают одобрения Бога. Эти дейст-вия основаны не на вере («Все, что не по вере, грех», Рим. 14:23) и не налюбви к Богу (Мф. 22:37), а скорее на любви к самому себе, в той или иной форме. Следовательно, мы можем утверждать, что поступки неверующих людей мо-гут внешне согласовываться с законом Бога и быть «благими» в определен-ном смысле, но тем не менее они не являются благими в том смысле, что они не способны заслужить одобрения Бога и никоим образом не обязывают Бога изменить Свое отношение к грешникам.

Наконец, мы должны помнить, что неверующие люди часто получают больше общей благодати, чем верующие, — они могут обладать большими та-лантами, быть более трудолюбивыми, более умными, обладать большими спо-собностями к творчеству или же большими материальными благами. Это со-вершенно говорит не о том, что Бог благосклонен к этим людям в большей степени или что они будут спасены, а лишь о том, что Бог распределяет благо-Словения общей благодати разными путями, часто даруя значительные благо-Словения неверующим людям. Все это, конечно, должно привести их к осо-знанию доброты Бога (Деян. 14:17) и признанию открытой нам воли Бога, ко-торая заключается в том, что «благость Божия» должна в конечном счете привести их «к покаянию» (Рим. 2:4).

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 564. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия