Студопедия — Рудольф Штайнер. Оккультное значение крови
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рудольф Штайнер. Оккультное значение крови

Берлин, 25 Октября, 1906 GA 55 "Blut ist ein ganz besondrer Saft" "Кровь есть совсем особый сок" (Фауст, Акт I, Сцена 4). Каждый из вас без сомнения осознает, что титул этой лекции взят изФауста Гете. Вы все знаете, что в этой поэме нам показывается, как Фауст,представитель высшего человеческого усилия, вступает в сделку со злымисилами, кторые со своей стороны представлены в поэме Мефистофелем, эмиссаромада. Вы узнаете, также, что Фауст должен заключить сделку с Мефистофелем,действие чего должно быть подписано его собственной кровью. Фауст, в первоемгновение, смотрит на это как на шутку. Мефистофель, однако, в этом местеизрекает утверждение, которое Гете без сомнения подразумевал должным бытьпринятым серьезно: "Кровь есть совсем особый сок". Теперь, со ссылкой на эту строку в Фаусте Гете, мы приходим клюбопытной особенности у так называемых комментаторов Гете. Вы, конечно,осознаете, как обширна в литературе занятость Гетевской версией легендыФауста. Это есть литература таких колоссальных измерений, что целыебиблиотеки могли бы быть набиты ею и, естественно, я не могу распространятсяпо различным комментариям, сделанными такими интерпретаторами Гетекасательно этого особенного пассажа. Ни одна из интерпретаций не бросаетмного больше света на предложение, чем данное недавним комментатором,профессором Минор (Minor). Он аналогично другим, трактует его в светеиронического замечания, сделанного Мефистофелем и в этой связи он делаетследующее действительно очень любопытное наблюдение и такое, которому я быпопросил вас уделить ваше лучшее внимание; ибо имеется мало сомнений, что выбудете удивлены услышать, что за странные заключения комментаторы Гетеспособны вывести. Профессор Минор замечает, что "дьявол есть враг крови"; и он указывает,что поскольку кровь есть то, что поддерживает и сохраняет жизнь, дьявол,который есть враг человеческой расы, должен, следовательно быть врагомкрови. Он затем -- и вполне справедливо -- уделяет внимание факту, что дажев старейших версиях легенды Фауста -- и действительно в легендах вообще --кровь всегда играет одинаковую роль. В древней книге о Фаусте обстоятельно описано как Фауст делаетнебольшой надрез в своей левой руке маленьким перочинным ножиком и какзатем, когда он берет перо, чтобы подписать свое имя в договоре, кровь,текущая из надреза формирует слова: "О человек, спасайся!". Все это естьдостаточно продокументировано; но теперь приходит замечание, что дьявол естьвраг крови и что это есть причина для его требования, что подпись должнабыть написана кровью. Я хотел бы спросить вас можете ли вы представитьнекоторую личность, которая желает обладания той самой вещи, к которой онаимеет антипатию? Единственно разумное объяснение, которое может быть дано --не только как Гетевскому значению в этом пассаже, но также как всему,приложенному к основной легенде, так и ко всем более древним поэмам о Фаусте-- есть то, что для дьявола кровь была чем-то особенным, и что это для негобыло совсем не безразличным была ли сделка подписана обычным нейтральнымчернилом или кровью. Мы можем здесь предположить ничто другое, чем то, что представитель силзла верит, нет, убежден, что он будет иметь Фауста особенно в своей власти,если он может только завладеть по меньшей мере одной каплей его крови. Этосамоочевидно, что никто не может действительно понимать строку иначе. Фаустдолжен подписать свое имя своей собственной кровью, но не потому что дьяволявляется враждебным ей, но скорее потому что он желает заполучить власть надней. Все такие вещи, которые дошли до нас в легендах и мифах различных нацийи которые касаются человеческой жизни, будут в наши дни подвергнутысвоеобразной трансформации в отношении всей концепции и интерпретациичеловеческой природы. Век прошел, в котором легенды, сказания и мифырассматривались как только выражения детско-подобной фантазии народа.Действительно, время даже прошло когда полу-ученым, полу-детским путем, этобыло манерой прояснять легенды как поэтическое выражение национальной Души. Теперь, так называемая "поэтическая Душа" нации есть ничто иное какпродукт ученого бюрократизма; ибо этого вида бюрократизма имеется как разтак много, как официальной разнообразности. Любой, кто вообще вглядывался вДушу народа, вполне осознает, что он не имеет дело с воображаемой фикциейили чем-то подобным, но с нечто много более глубоким, и что по сути делалегенды и сказания различных народов есть выражения замечательных сил исобытий. Если с новой точки зрения Духовного исследования мы промедитируем наддревними легендами и мифами, позволяя тем грандиозным и мощным образам,которые дошли до нас от изначальных времен действовать на наши умы, мынайдем, если мы оснащены для нашей задачи методами Оккультной науки, что этилегенды и мифы есть выражения самой глубокой и древней мудрости. Это истинно, мы можем сначала быть склонны спросить, как произошло, чтов примитивном состоянии развития и с примитивными идеями, неизошренныйчеловек был способен представить себе образно загадки Вселенной в этихлегендах и сказаниях; и как это есть, что когда мы медитируем на них теперь,мы созерцаем в них в образной форме то, что Оккультное исследование сегодняоткрывает нам с огромной ясностью. Это есть по сути то, что сначала склонно вызвать удивление. И все же,тот кто проникает глубже и глубже в способы и средства которыми эти сказанияи мифы пришли к существованию, обнаружит, что любой след удивления исчезает,любое сомнение проходит; действительно, он найдет в этих легендах не толькото, что определено наивным и неизошренным взглядом на вещи, но замечательноглубокое и мудрое выражение изначальной и истинной концепции Мира. Гораздо больше может быть выучено тщательным изучением основ этих мифови легенд, чем абсорбируя интеллектуальную и экспериментальную наукусовременности. Но для работы такого вида, ученик должен, конечно, бытьзнаком с теми методами исследования, которые принадлежат Духовной науке.Теперь, все, что содержится в легендах и древних Миро-концепциях о кровиимеет обыкновение быть значимым, так как в те отдаленные времена имеласьмудрость, посредством которой человек понимал истину и широкое значениекрови, этого "совсем особого сока", который сам является текущей жизньючеловеческих существ. Мы не можем сегодня вдаваться в вопрос откуда пришла эта мудростьдревних времен, хотя некоторые указания этого будут даны в конце лекции;фактическое изучение этого предмета должно, однако, быть перенесено вбудущие лекции. Сама кровь, ее значение для человека и роль, которую онаиграет в прогрессе человеческой цивилизации будет занимать наше вниманиесегодня. Мы рассмотрим ее не с физиологической и не с чисто научной точкизрения, но скорее с точки зрения Духовной концепции Вселенной. Мы лучшевсего приблизимся к нашему предмету если сначала мы поймем значение древнегопринципа, который интимно связан с цивилизацией древнего Египта, гдепроцветала жреческая мудрость Гермеса. Это есть аксиома, которая формируетфундаментальный принцип всей Духовной науки и которая стала известной какГерметическая аксиома; она гласит, "Как вверху, так внизу". Вы обнаружите, что существует много диллетантских интерпретаций этогоутверждения; объяснение, однако, которое должно занимать нас сегодня естьследующее: -- Это ясно для Духовной науки, что мир, к которому человек имеетв основном доступ посредством его пяти чувств не представляет весь Мир, чтоон фактически есть только выражение более глубокого мира, сокрытого за ним,а именно, Духовного мира. Теперь, этот Духовный мир называется -- согласноГерметической аксиоме -- высшим миром, миром "вверху"; и мир чувств, которыйразыгрывается вокруг нас, существование которого мы знаем через посредствонаших чувств, и который мы способны изучать посредством нашего интеллекта,есть низший, мир "внизу", и есть выражение того высшего и Духовного мира.Таким образом оккультист, глядя на этот мир чувств, видит в нем ничтоокончательное, но скорее некий вид физиогномии (physiognomy), которую онраспознает как выражение мира Души и Духа; так же, как когда вы глядите начеловеческий облик, вы должны не останавливаться на форме лица и жестах,обращая внимание только на них, но должны перейти по ходу дела отфизиогномии и жестов к Духовному элементу, который выражается в них. То, что каждая личность делает инстиктивно когда противостоит существу,обладающему Душой есть то, что оккультист или Духовный исследователь делаетв отношении целого Мира; "Как вверху, так внизу" было бы, примененным кчеловеку, объяснено так: "Каждый импульс оживляющий его Душу выражается вего лице". Твердый и грубый облик выражает грубость Души, улыбка говорит овнутренней радости, слезы выдают страдающую Душу. Я приложу здесь Герметическую аксиому к вопросу: Что фактическисоставляет мудрость? Духовная наука всегда утверждала, что человеческаямудрость имеет нечто с опытом и именно с болезненным опытом. Тот, ктонаходится в муках страдания манифестирует в страдании нечто, что являетсявнутренним недостатком гармонии. Тот, однако, кто преодолевает боль истрадание и выносит их плоды в себе, всегда скажет вам, что через страдание,он приобрел некоторую меру мудрости. Он скажет: "радости и удовольствияжизни, все, что жизнь может предложить мне путем удовлетворения, все этивещи я воспринимаю благодарно; все же я много более неохотен разделять больи страдание, чем эти приятные дары жизни ибо -- это моей боли и страданию яобязан моей мудрости". И так это есть, что в мудрости Оккультная наука всегда распознавала то,что может быть названо кристаллизованной болью -- болью, которая былапобеждена и таким образом изменена в противоположное. Это интересно заметить, что материалистическое современное исследованиенедавно достигло точно такого же заключения. Совсем недавно былаопубликована книга "Мимикрия мысли (The Mimicry of Thought)", книга, вполнезаслуживающая чтения. Автор стремится показать как внутренняя жизньчеловека, его образ мышления, как бы выражает себя в его физиогномии.Изучающий человеческую природу направляет внимание к факту, что существуетвсегда нечто в выражении на лице мыслителя, что является относящимся к тому,что можно назвать "абсорбированная боль". Таким образом вы видите, что этот принцип выходит на свет в болеематериалистической точке зрения современности, прекрасное подтверждение тойнезапамятной аксиомы Духовной науки. Вы станете все более и болеевосприимчивы к этому и вы обнаружите, что постепенно, шаг за шагом, древняямудрость пере-проявится в науке современных времен. Оккультное исследование показывает решительно, что все вещи, которыеокружают нас в этом мире -- минеральная основа, растительный покров, иживотный мир -- должны быть рассматриваемы как физиогномическое выражениеили "внизу", того "вверху" или Духовной жизни, расположенной за ними. Сточки зрения, взятой Оккультизмом, вещи представленные нам в чувственноммире могут только быть верно понятыми, если наше знание включает познание"вверху", Духовного архи-типа, изначальных Духовных существ, откудапроизошло проявление всех вещей. И по этой причине мы сегодня приложим нашиумы к изучению того, что лежит сокрытым за феноменом крови, что формируетдля себя в крови свое физиогномическое выражение в мире чувств. Когдаоднажды вы поймете такую "Духовную основу" крови, вы будете способныосознать, как знание таких вещей обязательно влияет на весь наш умственныйвзгляд на жизнь. Вопросы огромной важности надавливают на нас в эти дни; вопросы,имеющие дело с обучением, не только молодежи но и целых наций. И более того,мы конфронтируем важнейшему вопросу обучения, которому человечество должнопредстать лицом в будущем и который не может не удаться быть распознаннымвсеми, кто замечает великие социальные перевороты нашего времени итребования, которые везде были выдвинуты, будь это вопрос труда или вопросмира. Все эти вещи занимают наши взволнованные умы. Но все такие вопросы проясняются, как скоро мы распознаем природуДуховной сущности, которая лежит позади нашей крови. Кто может отрицать, чтоэтот вопрос тесно связан с расовым вопросом, который в настоящее время ещераз выходит заметно на передний план? Все же этот расовый вопрос являетсятаким, который мы никогда не можем объяснить, пока мы не понимаем тайн кровии результатов, возникающих от смешения крови различных рас. И окончательно,существует еще другой вопрос, важность которого становится все более и болееактуальной по мере, как мы стремимся выпутать себя из бесполезных методовимеющих дело с ним и ищем приблизиться к нему в его самом исчерпывающемповедении. Это есть проблема колонизации, которая восходит, где толькоцивилизованные нации входят в контакт с не-цивилизованными; а именно -- Докакой степени нецивилизованные народы способны стать цивилизованными? Какможет полностью варварский дикарь стать цивилизованным? И каким образом мыдолжны обращаться с ними? И здесь мы должны рассмотреть не только чувствасогласно смутной моральности, но мы также должны быть конфронтируемывеликими, серьезными и жизненными проблемами самого факта существования. То, что есть сама кровь, вы предположительно все знаете из современныхучений естестенной науки и вы осознаете, что в отношении к человеку и высшимживотным, эта кровь есть практически текущая жизнь. Вы осознаете, что это посредством крови "внутренний человек" входит вконтакт с тем, что есть внешнее и что в течение этого процесса человеческаякровь абсорбирует кислород, который составляет само дыхание жизни. Черезабсорбирование этого кислорода кровь подвергается обновлению. Кровь, котораяпредставлена втекающему кислороду, является неким видом яда для организма --неким видом разрушителя и уничтожителя -- но через абсорбирование кислородаголубо-красная кровь становится превращенной процессом сгорания, окисления вкрасную, дающую жизнь жидкость. Такая кровь, находящая свой путь ко всемчастям тела, депонируя его частички питания, имеет задачу прямогоассимилирования материалов внешнего мира и приложения их, самым возможнокоротким методом, к питанию тела. Это необходимо только для человека ивысших животных абсорбировать кислород из воздуха в нее и образовывать исохранять тело посредством ее. Некто, одаренный знанием Душ не без истины заметил: "Кровь с еециркуляцией подобна второму существу и в отношении к человеку из костей,мускул и нервов, действует подобно некому виду внешнего мира". Ибо как сутьдела, все человеческое существо непрерывно вытягивает свое питание из кровии в то же самое время оно выгружает в нее все, для чего оно не имеетиспользования. Человеческая кровь есть, следовательно, истинный двойник,всегда составляющий ему компанию, из которого оно вытягивает новую силу икоторому оно отдает все, что оно не может более использовать. "Текущая жизньчеловека" является, следовательно, хорошим именем должным быть данным крови;ибо этот постоянно меняющийся "особый сок" является несомненно настольковажным для человека, насколько целлюлоза для низших организмов. Выдающийся ученый Эрнст Хэкел (Ernst Haeckel), который вдавался глубоков действия природы, в нескольких из своих популярных работах верно привлеквнимание к факту, что кровь в действительности есть самый последний фактордолжный быть произведенным в организме. Если мы проследим развитиечеловеческого эмбриона, мы найдем, что рудименты кости и мускула развиваютсязадолго до того, как первая тенденция к формированию крови становится явной.Основная работа для формирования крови со всей ее сопутствующей системойкровяных сосудов, возникает значительно позже в развитии эмбриона и из этогоестественная наука верно заключила, что формирование крови произошло позднов эволюции Вселенной; что другие силы, которые были здесь должны были бытьподняты до высоты крови, так сказать, для того, чтобы донести до этой высотыто, что должно было быть совершено внутренне в человеческом существе. Нераньше, чем человеческий эмбрион повторил в себе все прежние стадиичеловеческого роста, таким образом достигая условия, в котором Мир был доформирования крови, является он готовым совершить акт коронования эволюции-- преобразуя и возвышая все, что приходило прежде в "совсем особый сок",который мы называем кровь. Если мы желали бы изучить те таинственные законы Духовной Вселенной,которая существует позади крови, мы должны занимать себя немного снекоторыми из наиболее элементарных концепций Антропософии. Таковые быличасто выдвигаемы и вы увидите, что эти элементарные идеи Антропософии есть"вверху" и что это "вверху" выражено в важных законах, управляющих кровью --как и остальной жизнью -- как бы в физиогномии. Те из присутствущих, кто уже хорошо знаком с главными законамиАнтропософии, позволят, я полагаю, здесь короткое повторение их для пользыдругих, кто есть здесь впервые. Действительно, такое повторение можетпредставить эти законы все более и более ясными первым, слыша их,примененными к новым и специальным случаям. Тем, конечно, кто не знаетничего об Антропософии, кто еще не ознакомил себя с этими концепциями жизнии Вселенной, то, что я намереваюсь сказать может показаться не менее, чемслишком многими словами, связанными вместе, из которых они ничего не могутсделать. Однако вина не всегда состоит в отсутствии идеи за словами, когдапоследние ничего не передают личности. Действительно, мы можем здесьадоптировать, с небольшим изменением, замечание остроумного Лихтенберга(Lichtenberg), который сказал: "Если голова и книга приходят в столкновениеи результирующий звук есть пустой, виной не должна обязательно быть книга!" И так это есть с нашими современниками, когда они отпускают суждение оТеософских истинах. Если эти истины должны в ушах многих звучать как толькослова, слова, к которым они не могут присоединить какое-нибудь значение,вина не должна необходимо оставаться с Антропософией; те, однако, кто нашелсвой путь в суть дела, узнают их за всеми указаниями на высших Существ, атакие Существа действительно существуют, хотя и не должны быть разыскиваемыв мире чувств. Наша Теософская концепция Вселенной показывает нам, что человек, как оноткрывается нашим чувствам во внешнем мире касательно его облика и формы,является только частью всего человеческого существа и что, вдействительности существуют многие другие части за физическим телом. Человекобладает этим физическим телом общим с так называемыми "безжизненными"минеральными объектами, которые окружают его. За и над этим, однако, человекобладает эфирным или жизненным телом. Это эфирное или жизненное тело, каконо иногда называется, далекое от фикции воображения, является отчетливовидимым развитым Духовным чувствам оккультиста также, как являются внешневоспринимаемыми цвета для физического глаза. Это эфирное тело можетдействительно быть видимым ясновидящим. Это есть принцип, который призываетнеорганические материалы к жизни, который вызывает их из их безжизненногосостояния, впрядает их в нить жизненного одеяния. Не представляйте, что этотело есть для оккультиста только нечто, что он добавляет в мысли к тому, чтоявляется безжизненным. Это есть то, что ученые естественной науки пытаютсяделать! Они пытаются завершить то, что они видят микроскопом, изобретаянечто, что они называют жизне-принцип. Теперь, такая точка зрения не принимается Теософским исследованием. Оноимеет фиксировнный принцип. Оно не говорит: "Здесь я стою как ищущий так,как я есть. Все, что существует в мире должно подходить моей настоящей точкезрения. Что я неспособен воспринять, то не имеет существования!" Такой сортаргумента является имеющим приблизительно смысл, как если бы слепой человекдолжен был бы сказать, что цвета есть просто суть воображения. Человек,который не знает ничего о сути дел не является в положении судить о ней, носкорее тот, в чью сферу опыта такая суть дел вступила. Теперь, человек есть в состоянии эволюции и по этой причинеАнтропософия говорит: "Если вы остаетесь таким, каким вы есть, вы не увидитеэфирное тело и возможно, следовательно, действительно говорить о "границахпознания" и "игнорабимус" ("Ignorabimus" -- не знаем (и не узнаем)); но есливы развиваетесь и приобретаете необходимые способности для распознаванияДуховных вещей, вы не будете более говорить о "границах познания", иботаковые существуют только так долго, пока человек не развил внутреннихчувств". Это есть по этой причине, что агностицизм налагает так тяжело бремяна нашу цивилизацию; ибо он говорит: "Человек есть такой-то и такой, асущество такое-то и таким образом он может знать только это и то". Такойдоктрине мы отвечаем: "Хотя он есть такой-то и такой сегодня, он долженстать другим, и когда он другой, он узнает тогда нечто еще". Итак, вторая часть человека есть эфирное тело, которым он обладаетобщим с растительным царством. Третья часть есть, так называемое астральное тело, значимое ипрекрасное название, причина для которого будет объяснена позднее. Теософы,которые желают изменения этого названия, могут не иметь никакой идеи, чтоподразумевается в этом. Астральное телу назначена задача, у обоих в человекеи в животном, возвышения жизненной субстанции до уровня чувства, так что вжизне-субстанции могли двигаться не только жидкости, но также что в неймогло быть выражено все, что известно как боль и удовольствие, радость игоре. И здесь вы имеете существенное различие между растением и животным;хотя имеются определенные состояния перехода между этими двумя. Недавняяшкола натуралистов была мнения, что чувство, в его буквальном смысле, должнотакже быть приписано растениям; это однако есть играние словами; ибо хотяочевидно, что определенные растения являются такой восприимчивойорганизации, что они "отвечают" на определенные вещи, которые могут бытьпринесенными вблизи их, все же такое состояние не может быть описано как"чувство". Чтобы "чувство" могло существовать, образ должен быть сформированвнутри существа, как рефлекс того, что производит восприятие. Если,следовательно, определенные растения отвечают на внешний стимул, это не естьдоказательство, что растения переживают его внутренне. То, что имеетвнутреннее переживание, располагается в астральном теле. И так мыпродвинулись, чтобы видеть, что то, что достигло животного состояния состоитиз физического тела, эфирного тела и астрального тела. Человек, однако, возвышается над животным через обладание нечто вполнеотличительным и вдумчивые люди во все времена осознавали в чем этопревосходство состоит. Оно указывается в том, что Жан Поль (Jean Paul)говорит о себе в своей автобиографии. Он описывает, что он мог вспомнитьдень, когда он стоял ребенком в деревенском дворе родительского дома и мысльнеожиданно сверкнула через его ум, что он есть Эго, существо способноеговорить "Я" себе; и он рассказывает нам, что это произвело глубокоевпечатление на него. Вся, так называемая внешняя наука Души, проглядывает наиболее важныйпункт, который здесь вовлечен. Я прошу вас поэтому последовать за мнойнесколько мгновений в создании обозрения того, что является очень тонкимаргументом, который все же покажет вам, как обстоит суть дела. Во всейчеловеческой речи существует одно малое слово, которое отличается полностьюот всех остальных. Каждый из вас может назвать вещи вокруг вас; каждый можетназвать стол столом и стул стулом. Но существует одно слово, одно имя,которое вы не можете приложить ни к чему другому за исключением к тому, ктоим обладает и это малое слово есть "Я". Никто не может обратиться к другомукак к "Я". Это "Я" должно звучать из наивнутреннейшего Души самой; это естьимя, которое Душа сама может приложить к себе. Любая другая личность есть"Ты" для меня и "Я" есть "Ты" для нее. Все религии распознавали это "Я" каквыражение того принципа Души, через который наивнутреннейшее существо, егоБожественная природа способна говорить. Здесь, затем, начинается то, чтоникогда не может проникнуть через внешние чувства, что никогда в своейзначимости не может быть названо извне, но что должно звучать изнаивнутреннейшего существа. Здесь начинается тот монолог, тот разговор Душис самой собой, при котором Божественная самость дает знать о своемприсутствии, когда путь лежит свободным для прихода Духа в человеческуюДушу. В религиях ранних цивилизаций, среди древних Евреев, например, это имябыло известно как "невысказанное имя Бога" и какую бы интерпретациюсовременная филология могла выбрать, чтобы наложить на него, древнееЕврейское имя Бога имеет никакое другое значение, чем то, которое выражено внашем слове "Я". Трепет проходил через тех собравшихся, когда "имянепознаваемого Бога" произносилось посвященными, когда они смутновоспринимали то, что подразумевалось теми словами, провозглашаемые черезхрам: "Я есть Я-Есть". В этом слове выражен четвертый принцип человеческой природы, тот,которым человек единственно обладает, пока он на Земле; и это "Я" в своюочередь заключает и развивает в себе зачатки более высоких стадийчеловечества. Мы можем только бросить беглый взор на то, что в будущем будет развиточерез этот четвертый принцип. Мы должны указать, что человек состоит изфизического тела, эфирного тела, астрального тела и Эго, или действительновнутренней самости; и того, внутри этой внутренней самости, что естьрудименты трех высших стадий развития, которые берут начало в крови. Эти триесть Манас (Manas), Буддхи (Buddhi) и Атма (Atma): Манас, Само-Дух (Spirit-Self) как отличительная форма телесной самости; Буддхи, Жизне-Дух (Life-Spirit); Атма, действительный и истинный Духо-Человек (Spirit-Man), далекийидеал человека сегодня; рудиментарный зачаток, сейчас скрытый внутри, нопредназначенный в будущие века достичь совершенства. Мы имеем семь цветов в радуге, семь звучаний, семь серий атомическихвесов и семь градаций в шкале человеческого сушества; и таковые сноваразделяются на четыре низших и три высших. Мы теперь попытаемся приобрести ясное прозрение в способ, которым этаверхняя Духовная триада обеспечивает физиогномическое выражение в низшейчетверичности и как это является нам в мире чувств. Возьмем, например, впервую очередь то, что кристаллизовалось в форму человеческого физическоготела; им он обладает общим со всем, что называется "безжизненная" природа.Когда мы говорим Теософски о физическом теле, мы даже не подразумеваем то,что глаз видит, но скорее ту комбинацию сил, которая образовала физическоетело, ту жизненную силу, которая существует позади видимой формы. Давайте теперь рассмотрим растение. Это есть существо, обладающееэфирным телом, которое возвышает физическую субстанцию к жизни; то есть, онопреобразует эту субстанцию в живой сок. Что есть это, что трансформирует такназываемые безжизненные силы в живой сок? Мы называем это эфирным телом иэфирное тело исполняет точно ту же работу в животных и людях; оно побуждаетто, что имеет только материальное бытие, к тому, чтобы стать живойконфигурацией, живой формой. Эфирное тело является в свою очередь проникнутым астральным телом. Ичто делает астральное тело? Оно побуждает субстанцию, которая былаустановлена в движение переживать внутренне циркуляцию тех движущихся внешнежидкостей так, что внешнее движение отражается во внутреннем переживании. Мы теперь достигли пункта, где мы способны понять человека постольку,поскольку это касается его места в животном царстве. Все субстанции изкоторых человек составлен, такие как кислород, азот, водород, сера, фосфор итак далее, должны быть обнаружены вовне в неодушевленной природе также. Еслито, что эфирное тело трансформировало в живую субстанцию должно иметьвнутренние переживания, если оно должно создать внутренние отражения того,что происходит внешне, тогда эфирное тело должно быть проникнуто тем, к чемумы подошли чтобы узнать как астральное тело, ибо это есть астральное тело,которое позволяет возникнуть чувствованию. Но на этой стадии астральное теловызывает чувствование только одним особенным образом. Эфирное тело изменяетнеорганические субстанции в живые жидкости и астральное тело в свою очередьтрансформирует эти живые жидкости в чувственную субстанцию; однако -- и этоя прошу вас особенно заметить -- что это есть то, что существо с не болеечем этими тремя телами способно чувствовать? Оно чувствует только себя, своисобственные жизне-процессы; оно ведет жизнь, которая заключена внутри себя. Теперь, это является наиболее интересным фактом, и одним, чрезвычайнойважности для нас, чтобы заметить в уме. Если вы взгляните на одно из низшихживотных, что вы обнаружите, что оно завершило? Оно трансформировалонеоживленную субстанцию в живую субстанцию и живую субстанцию в чувственнуюсубстанцию; и чувственная субстанция может быть только обнаружена там, гдесуществуют, во всех случаях, рудименты того, что в более поздней стадиипоявляется как развитая нервная система. Таким образом мы имеем неоживленную субстанцию, живую субстанцию исубстанцию, проникнутую нервами, способными чувствованию. Если вы взглянитена кристалл, вы должны распознать его в основном, как выражение определенныхприродных законов, которые преобладают во внешнем мире в так называемомбезжизненном царстве. Никакой кристалл не может быть сформирован без помощивсей окружающей природы. Никакое соединение не может быть отделено от цепиКосмоса и установлено отдельно само. И также мало возможно отделить от егоокружения человека, который если будучи поднятым на высоту даже несколькихмиль, должен неизбежно погибнуть. Также, как человек мыслим здесь в томместе, где он есть, где необходимые силы скомбинированы в нем, также этоесть в отношении к кристаллу; и следовательно, любой, рассматривающийкристалл верно, увидит в нем картину всей природы, действительно всегоКосмоса. Что Кувье (Cuvier) сказал есть действительно тот случай, а именно,что компетентный анатомист будет способен сказать, к какому сорту животноголюбая данная кость принадлежала, каждому животному, обладающему своимсобственным особым видом костно-формации. Таким образом весь Космос живет в форме кристалла. Таким же образом,весь Космос выражен в живой субстанции отдельного существа. Жидкости,протекающие через существо есть, в то же время, малый мир и эквивалентбольшого мира. И когда субстанция стала способной чувствования, что тогдаобитает в чувствах самых элементарных созданий? Такие чувства отражаютКосмические законы, так что каждое отдельное живое создание воспринимаетвнутри себя Микрокосмически целый Макрокосмос. Чувственная жизньэлементарного создания есть, таким образом, жизнь Вселенной, также каккристалл есть образ своей формы. Сознание таких живых созданий является,конечно, однако смутным. Все же эта самая смутность сознанияпротивобалансирована его значительно большей сферой, ибо весь Космосчувствуется в смутном сознании элементарного существа. Теперь, в человекесуществует только более сложная структура тех же самых трех тел, находимых впростейшем чувственном живом создании. Возьмем человека -- без рассмотрения его крови -- возьмем его каксущество, сделанное из субстанции окружающего физического мира и содержащее,как растение, определенные соки, которые трансформируют ее в живуюсубстанцию и в котором нервная система постепенно становится организованной.Эта первая нервная система есть, так называемая симпатическая система и вслучае человека она простирается вдоль всей длины позвоночника, к которомуона присоеденина малыми нитями на каждой стороне. Она имеет, итак на каждойстороне серию сплетений из которых нити ответвляются к различным частям,таким как легкие, пищеварительные органы и так далее. Эта симпатическаянервная система дает возникновению в первую очередь жизни чувствования кактолько что описано. Но сознание человека не простирается достаточно глубоко,чтобы позволить ему последовать Космическим процессам, отраженными этиминервами. Они есть средство выражения, и как человеческая жизнь сформированаиз окружающего Космического мира, так этот Космический мир отражается опятьв симпатической нервной системе. Эти невры живут в смутной внутренней жизнии если человек был бы способен погрузиться вниз в "симпатическую" систему иубаюкать свою высшую систему ко сну, он наблюдал бы как в состоянииосвещенной жизни, молчаливое действие могущественных Космических законов. В прошлые времена люди обладали ясновидческой способностью, котораятеперь заменена, но которая может быть переживаема когда специальнымипроцессами активность высшей системы нерв приостановлена, таким образомвысвобождая низшее или подсознательное сознание. В такие времена человекживет в той системе нервов, которая своим собственным особым образом,является отражением окружающего мира. Определенные низшие животные действительно все еще сохраняют этосостояние сознания и, хотя смутное и неопределенное, все же оно существенноболее далеко-достигающее, чем сознание человека сегодняшнего дня. Широкопростирающийся мир отражается как смутная внутренняя жизнь, не только малаясекция таковой, как воспринимается современным человеком. Однако в случаечеловека нечто еще имеет место в добавление. Когда эволюция продвинулась такдалеко, что симпатическая нервная система была развита так, что Космос былотражен в ней, вовлеченное существо снова в этой точке открывает себявнешне; к симпатической системе добавляется спинной мозг. Система мозга испинного мозга затем ведет к таким органам, через которые связьустанавливается с внешним миром. Человек, прогрессирующий так далеко, более не призван действоватьтолько как зеркало для отражения изначальных законов Космической эволюции,но соотношение устанавливается между самим отражением и внешним миром.Соединение между симпатической системой и высшей нервной системой являетсявыражающим изменение, которое имело место преимущественно в астральном теле.Последнее более не живет Космическую жизнь в состоянии приглушенногосознания, но оно добавляет к этому свое собственное внутреннее бытие.Симпатическая система позволяет воспринимать то, что происходит внутри ивысшая форма нервной системы, такая, какой обладает человечество в общем нанастоящей стадии эволюции, берет из более высоко развитого астрального теламатериал для создания образов или представлений внешнего мира. Человекпотерял силу восприятия прежних смутно примитивных образов внешнего мира, нос другой стороны, он теперь осознает свою внутреннюю жизнь и из этойвнутренней жизни он формирует на более высокой стадии новый мир образов вкоторых, это истинно, отражается только малая порция внешнего мира, но вболее ясной и более совершенной манере, чем прежде. Рука об руку с этой трансформацией, другое изменение имеет место вболее высоких стадиях эволюции. Трансформация таким образом началапростираться от астрального тела к эфирному телу. Как эфирное тело в процесссвоей трансформации вовлекает астральное тело, так к симпатической нервнойсистеме добавляется система мозга и позвоночника, так также делает то, что-- после получения низших циркуляций жидкостей -- выросло из и сталосвободным от эфирного тела, теперь преобразует эти низшие жидкости в то, чтомы знаем как кровь. Кровь, следовательно, есть выражение индивидуализированного эфирноготела, так же как мозг и спинной мозг есть выражение индивидуализированногоастрального тела. И это есть такое индивидуализирование, которое приноситто, что живет как Эго или "Я". Проследив человека так далеко в его эволюции, мы обнаружим, что мыимеем дело с цепью, состоящей из пяти соединений, задействуя: Физическое тело; B. Эфирное тело и C. Астральное тело. Эти соединения есть: Неорганические, нейтральные, физические силы; Жизненные жидкости, которые также находятся в растениях: Низшая или симпатическая нервная система; Высшее астральное тело, которое было развито из низшего и котороенаходит свое выражение в спинном мозге и мозге; Принцип, который индивидуализирует эфирное тело. Так же, как эти два последних принципа были индивидуализированы, так жебудет первый принцип, через который безжизненная материя входит вчеловечес



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛІТЕРАТУРА. 2.Шевченко В. Е. Художньо-технічне редагування: Тексти лекцій для студентів відділення “Видавнича справа та редагування” | Продовольственное значение

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия