Студопедия — Представления об основаниях налогообложения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Представления об основаниях налогообложения






ОТ МОИСЕЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Григорий Сапов  

Представления об основаниях налогообложения

Согласно формуле Фомы Аквинского, налоги есть дозволенный законом и обычаем грабеж. Оставаясь грабежом, считает Фома, налог «освобождается от греха», если цели, на которые его собирает владетельное лицо, справедливы. Цели же сюзерена, имеющего право собирать налог, справедливы, если его намерения благодетельны и направлены к добру. К первым средневековая мораль относила, например, погашение задолженности перед швейцарскими копейщиками, ко вторым — свадьбу племянника.

Позже общественная мысль не раз обращалась к проблеме происхождения налогов. До Нового времени в качестве источника хватало Библии. Как известно, Моисею в ходе аудиенции на горе Синай была сообщена и идея десятины, той самой, что из семян земли и плодов дерева принадлежит Господу, святыня Господня. Начиная с XVII и в течение всего скептического XVIII века основания налогов стали искать за пределами священного текста, а именно в античной и древней истории. Время Просвещения заполнено бесчисленными попытками реконструкции того контекста, в котором мог появиться налог.

Изобретенная просветителями идея общественного договора проецировалась в прошлое. Менялись одежды, углублялся временной горизонт, античные полисы и Древний Рим сменяли благородные дикари. Позже она была дополнена, и на сегодняшний день рассказ о том, откуда взялись налоги, выглядит примерно так.

Первобытные люди, обрадовавшись появлению в их стае вожака, стали сдавать положенное количество добычи. Все это происходило при участии и под присмотром специальных членов стаи (помощников этого легендарного вожака, воинов, дружинников и т. п.), назначенных им из числа заслуживших доверие. Часть сданной добычи (позже — продукции) удерживалась вожаком и его помощниками для собственных нужд, другая часть распределялась ими по справедливости.

Тот факт, что вождь и его окружение имели возможность силой поддерживать такой порядок, является необходимым, но недостаточным. Всякий длительно существующий социально-экономический институт зиждется не столько на силе власти, сколько на убежденности подвластных в естественности и разумности сложившегося порядка вещей. И первобытные люди, по-видимому, нашли этот порядок естественным. Во-первых, рассуждали они, нашу стаю нужно охранять от чужаков. Во-вторых, хорошо бы кто-то охранял нас от нас самих. Наконец, заботу о нетрудоспособных членах стаи хорошо бы спихнуть на вождя (не будем забывать, что семейные ценности еще только предстояло создать и представления о сыновнем долге были самые дикие). Так что, хорошенько все взвесив, первобытные люди нашли этот порядок вещей не только естественным, но и разумным.

С появлением такой фигуры, как жрец, стая перестала быть стаей, превратившись в первобытное, а затем и в древнее общество. Жрец, будучи посвященным в замыслы неба, мог авторитетно обосновать долю сдаваемого и долю, на которую, по мнению богов, имел право вождь и его помощники. Для того чтобы налогоплательщик мог сказать: «Ну, это еще по-божески…» или воскликнуть: «Давы что! Побойтесь Бога!», идея связи справедливости и воли небес должна овладеть массами, т.е. существовать в текстах или предании, быть понятной людям и разделяться ими. Боги эксклюзивно и конфиденциально сообщали жрецу, что справедливо, а что нет, тот транслировал тайное знание вождю, вождь прислушивался к жрецу, ведь ошибки в деле установления справедливости могли не понравиться небесам, а информацию о возможных оргвыводах небес жрец до вождя, конечно, довел. Рано или поздно произвол будет наказан, так что лучше не отступать от вежливых рекомендаций жреца. Вождь и не отступал, озвучивал рекомендации жреца. Помощники вождя потрясали копьями. Члены общества ловили рыбу, пасли овец, убирали хлеб, строили дома, изготавливали свою высокохудожественную керамику, добывали металлы. Поглядывая на копья, они продолжали находить этот порядок разумным и естественным. Отдаваемая часть продукции облагородилась, приняв вид богоугодной жертвы. Дорогу к храму никто еще не забыл, по ней гнали жертвенных баранов и перевозили назначенную храму продукцию растениеводства.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия