Студопедия — Последний рубеж
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Последний рубеж






Вечером 23 октября 1941 года в Ленинград была передана телеграмма заместителя начальника Генерального штаба генерал-майора А. М. Василевского. Ставка приказывала, не прекращая активных действий по прорыву блокады, перебросить в район Тихвина две стрелковые дивизии 54-й армии, а также 191-ю и 44-ю стрелковые дивизии и 6-ю бригаду морской пехоты из Ленинграда.

...Шла последняя неделя октября сорок первого года. Обстановка на Ленинградском фронте резко изменилась. 16 октября немецко-фашистские войска начали наступление на Тихвин и Волхов, угрожая выходом на реку Свирь, соединением с финскими войсками и охватом Ленинграда вторым блокадным кольцом. Над городом нависла смертельная опасность.

Это и заставило наше командование сократить масштабы боевых действий южнее Ладожского озера и принять меры, чтобы остановить, а затем и разгромить противника на тихвинском направлении.

...Все круче проявляла свой характер ленинградская осень. С залива дули сырые, пронизывающие до костей ветры. Зябко, сыро в окопах. Но бойцам и командирам 25-го стрелкового полка, державшим оборону на юго-западной окраине Ленинграда, этом последнем рубеже перед городом, тот хмурый октябрьский день улучшил настроение.

А накануне в штабном блиндаже, расположившемся в Шереметьевском парке, склонились над картой майор и старший политрук. Это командир 25-го стрелкового полка М. И. Супагин и его комиссар А. С. Ермолаев.

Минувшей ночью полковые разведчики проникли на территорию близлежащего совхоза, занятого фашистами. Добыв нужные сведения, они незамеченными пробрались к овощехранилищу, набрали картошки, капусты, свеклы для полковой кухни.

Но главное — удалось установить: гитлеровцев немного, можно попытаться выбить их оттуда. Вот и прикидывали командир и комиссар полка, как это сделать и тем самым улучшить позиции полка, обеспечить дивизию овощами, подбодрить людей.

Обсудив план удара и передав распоряжение начальнику штаба, командир и комиссар обошли позиции. Надвигалась ночь. Накрапывал дождь. Старый парк, засыпанный опавшими листьями, наполнился едва уловимым шумом и тревожными шорохами.

На участке полка было сравнительно спокойно. Время от времени с немецкой стороны взлетали ракеты и, повиснув яркими фонарями, на секунду-другую освещали изрытую снарядами, минами и авиабомбами нейтральную полосу. С наступлением темноты дежурные немецкие пулеметчики, как обычно, принялись постреливать, выпуская в нашу сторону одну-две короткие пулеметные очереди.

Перед рассветом один батальон полка вместе с полковыми разведчиками внезапно атаковал позиции противника и в коротком бою выбил фашистов из совхоза.

— В двадцатых числах октября 1941 года, когда после удачного удара мы подсчитывали трофеи,— вспоминает бывший комиссар 25-го стрелкового полка А. С. Ермолаев,— в расположении нашей дивизии появился секретарь горкома партии, член Военного совета Ленинградского фронта А. А. Кузнецов. Мы сразу догадались — этот визит не был случайным и вызван какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Так просто руководитель столь высокого ранга в расположение дивизии не явится.

Командованию полка, понятно, было неизвестно, что Ставка отправила в район Тихвина 92-ю стрелковую и 60-ю танковую дивизии из своего резерва и одну дивизию с Северо-Западного фронта. Командованию же Ленинградского фронта было предложено срочно направить на решающий участок подкрепления из войск фронта. Это обстоятельство и привело в 44-ю стрелковую дивизию секретаря горкома партии А. А. Кузнецова, который, как член Военного совета, отвечал за формирование резервных частей фронта, а также Балтийского флота.

...Секретарь горкома партии перед этой поездкой посетил Нарвскую заставу, выступал перед коммунистами Кировского и Ждановского заводов. Говорил им о необходимости быстрого превращения всей Нарвской заставы в неприступный для врага бастион. Проезжая через Нарвскую заставу, Кузнецов убедился, что вся ее жизнь перестроена на фронтовой лад. Увидел железобетонные доты под Урицком, у Красненьского кладбища, в деревне Алексеевке; на территориях заводов, на улицах и площадях — баррикады и кирпичные стены с бойницами, дома с амбразурами вместо окон, заложенных кирпичом, артиллерийские и пулеметные дзоты, блиндажи и окопы.

Здесь все было как в крепости. Рабочие глубоко осознали требования обстановки. Да и как не осознать. Фронт вплотную подошел к городу, и кратчайший путь к переднему краю проходит по проспекту Стачек через Автово. Седьмая трамвайная остановка, считая от Кировского завода, находится на территории, занятой врагом. Всего 14 километров отделяют фашистов от центра города — Дворцовой площади. А это — полчаса хода для танка.

Конечно, и Кузнецов думал о том, как изыскать резервы для направления подкреплений под Тихвин. Здесь, на юго-западе, самое опасное для Ленинграда направление. Как возьмешь отсюда хотя бы одну дивизию?! А придется.

Проезжая по проспекту Стачек, Кузнецов видел, как из ворот Кировского завода выходили танки. Они шли по проспекту прямо на фронт. На передовую двигались подразделения пехоты, подтягивались полковые и дивизионные пушки — тоже продукция Кировского завода.

Да, Ленинград превратился в город-фронт! Это воочию видел секретарь. На крышах наиболее высоких зданий расположены вышки наблюдения.

Перед выездом на юго-западный участок фронта Кузнецов ознакомился с положением войск на этом участке. Слева оборону держала 21-я стрелковая дивизия. Ее основу составляли части и подразделения бывшей 1-й Кировской дивизии народного ополчения.

До середины октября справа оборону держала 6-я бригада морской пехоты. Но в боях под Урицком моряки понесли большие потери и были отведены на отдых и переформирование в поселок Рыбацкое. Бригада получила пополнение, вооружение и активно готовилась к боевым действиям. Ее можно было перебрасывать за Ладогу. Л пока оставленный морскими пехотинцами участок от побережья Финского залива и по железной дороге до Урицка занимала 56-я стрелковая дивизия.

Сложнее было с 44-й стрелковой дивизией, основу которой составляла бывшая 3-я гвардейская дивизия народного ополчения, созданная в Петроградском районе.

Секретарю горкома было известно, что дивизия заняла оборонительный рубеж в начале сентября после тяжелых боев под Красным Селом, Ропшей и Русско-Высоцким, где тоже понесла потери. Правда, до этих боев она отводилась на краткий отдых и переформирование, но с тех пор уже почти два месяца дивизия непрерывно была в действии.

В то октябрьское утро Кузнецова прежде всего интересовала боевая готовность дивизии. Способна ли она выполнить задание Ставки?

С 25-м стрелковым полком, который входил в состав этой дивизии, Кузнецов был хорошо знаком. С него и начал объезд позиций. Этот полк состоял в основном из ополченцев — корабелов Нарвской заставы. В составе 1-й Кировской дивизии народного ополчения полк сражался северо-западнее Шимска. Здесь он успешно отражал многочисленные «психические» атаки гитлеровских головорезов-эсэсовцев.

...Подъехав к старому Шереметьевскому парку, Кузнецов вышел из машины. По тропкам и полянкам парка порывы ветра гнали опавшие листья. Они побурели от частых дождей, забросаны комьями земли, от взрывов снарядов и мин кругом воронки. Осколками изуродованы вековые вязы, липы, дубы и клены, истерзаны кусты жасмина и сирени. Воздух парка пропитан смрадом гари и чесночным запахом тротила.

Проходя мимо одной из землянок, Кузнецов услышал, как там кто-то поет задорные частушки под гармошку. Зашел в землянку.

— По какому поводу веселье? — обратился Кузнецов с вопросом к подошедшему к нему с рапортом лейтенанту.

— Немцев ночью из совхоза выбили! — ответил лейтенант и доложил: — Разведвзвод полка после проведенного ночного боя отдыхает.

Кузнецов поблагодарил бойцов. Пока беседовал с лейтенантом, в землянку вошли командир полка Супагин и комиссар Ермолаев.

Сгрудились вокруг секретаря горкома партии разведчики, расспрашивали о продовольственном положении в городе, о том, как доставляются продукты через Ладогу.

— Озеро штормит,— ответил Кузнецов.— Судоходство практически прекратилось. Летчики работают изо всех сил, чтобы завезти побольше продуктов городу. Москва почти всю свою транспортную авиацию к нам перебросила.

Кто-то из разведчиков спросил, насколько сильна оборона города.

Кузнецов, задумавшись на секунду-другую, ответил:

— Под Ленинградом держим оборону крепко. А вот на тихвинском направлении...

Он рассказал о прорыве врага, о том, чем это грозит Ленинграду.

— В тот день секретарь: горкома партии обошел позиции полка,— рассказывал нам А. С. Ермолаев.— Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали бойцы, командиры, политработники. Почти в каждой роте встречались корабелы Нарвской заставы. Увидев знакомого, он приветливо улыбался, обязательно подходил к нему, здоровался, расспрашивал о боевых делах, о семье, о других знакомых ему судостроителях. Чувствовалось, что Алексей Александрович все время думает о чем-то безотлагательном, ради чего и прибыл к нам в дивизию. Вопросов задавал много. Его интересовало боевое состояние части, ее укомплектованность личным составом и вооружением, обеспеченность боеприпасами, продовольствием, обмундированием. Беседуя с бойцами, рассказывал о мужестве и стойкости ленинградских рабочих, их трудовом героизме, изобретательности, смекалке. Назвал имена судостроителей В. Н. Мараева, А. М. Ратникова, которые в боях под Шимском командовали батальонами полка, фамилии ждановцев, погибших в первые месяцы войны, зачитал письмо пулеметчика Михаила Петрова, найденное на месте последней схватки героя-комсомольца с фашистами.

Беседуя с ополченцами, Кузнецов не обходил разговора о крайне тяжелом положении города. Говорил, что делается все возможное для увеличения подвоза продуктов, о героических рейсах летчиков транспортной авиации, о том, что вся страна пришла на помощь Ленинграду.

Прощаясь с командиром полка М. И. Супагиным и комиссаром А. С. Ермолаевым, Кузнецов сказал, что осложнение обстановки под Ленинградом может потребовать переброски дивизии на другой участок фронта.

«Куда?», «Зачем?» — спрашивали себя командир и комиссар и не находили ответа.

А тем временем в Ставке и в штабе Ленинградского фронта на оперативной карте словно ожили нарисованные красным карандашом стрелы и линии, обозначавшие боевые позиции и удары по врагу на тихвинском направлении.

Были на этих картах и стрелы с обозначенными на них 44-й и 191-й дивизиями и 6-й бригадой морской пехоты. Но никто в этих соединениях пока не знал о том, что время неумолимо приближает их к неожиданному крутому повороту и война уже распорядилась судьбой каждого из них по-своему.

Не знали командир 44-й стрелковой дивизии полковник П. А. Артюшенко и полковой комиссар Д. П. Сурвилло, что не пройдет и недели, как их дивизию снимут с позиций, перебросят под Тихвин, где они с ходу вступят в тяжелые бои и дивизия окажется разрезанной на две группировки, одной из которых будет командовать комдив, а другой — комиссар.

Не знал комиссар 6-й бригады морской пехоты батальонный комиссар П. Я. Ксенз, что на другой день после прибытия бригады под Волхов во время бомбежки осколком бомбы будет убит командир бригады полковник Ф. Е. Петров и он, комиссар, возьмет на себя командование бригадой.

И уж конечно ничего о предстоящих переменах не знали бойцы. Никто из них и думать не думал, что совсем скоро им придется на время стать «воздушными десантниками», на самолетах лететь через Ладогу на защиту Тихвина. Да в то время простому пехотинцу такое даже и в голову не могло прийти, чтобы на новый участок фронта — и на самолете!

Предыдущая страница Содержание Следующая страница

 

Содержание • Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 274. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия