Студопедия — Изменения в культуре и быту в петровскую эпоху
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изменения в культуре и быту в петровскую эпоху






Начало нового XVIII столетия вместе с переменой старого летоисчисления ошеломило росси­ян потоком всевозможных новшеств. Царские указы предписывали носить «немецкое» платье, учиться в новых школах, отмечать новые праздники, читать новые книги и даже хоронить в но­вых, по английскому образцу, гробах. В стране появились первый музей — Кунсткамера, первая библиотека, первая газета. Не ставя целью перечислить все достижения культуры того времени, подчеркнем особенности ее развития.

Петр I был глубоко убежден в своем праве вводить любые культурные новшества и «переме­ны обычаев». При этом он сознательно шел на разрыв со сложившейся традицией, утверждал новые ценности и новую «знаковую систему» культуры. Образцом для подражания стало теперь не православное благочестие, а культурный уклад Западной Европы. Бороду надо было менять на парик, русский язык — на немецкий; античная мифология («еллинская ересь») и искусство ста­ли официальным средством эстетического воспитания, и не случайно Петр I приказал поставить аллегорические статуи «каменных девок» в Летнем саду.

Петр лично вносил изменения в русский алфавит, отменил в 1722 г. старинный порядок пре­столонаследия, упразднил патриаршество — и при этом всемерно поощрял культурные, произ­водственные, торговые контакты с иноземцами. Для царя «европеизация» означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее труд­ный путь для сближения «во нравах с обученными народами» — поверхностное знакомство с «за­морской» жизнью: балами, модой, светскими развлечениями, новыми стандартами потребления.

Поспешные преобразования вызвали своеобразный «культурный раскол» нации, отчуждение «верхов» и «низов» общества, заметное даже столетие спустя. Для крестьянина живущий в ново­модных палатах и говорящий на чужом языке барин в немецком парике и кафтане мог представ­ляться почти иностранцем — тем более что внедрение европейского просвещения в России шло рука об руку с утверждением наиболее грубых форм крепостничества — галантные и образован­ные господа распоряжались имуществом и жизнью своих рабов, не видя в том ничего предосу­дительного. Усиление крепостного и государственного гнета неизбежно связывалось в массовом сознании с «немецкими» обычаями и вызывало их резкое неприятие: восставшие в Астрахани выступали за «христианскую веру», т.е. традиционные культурные ценности. Самого Петра I, законного царя, в народе воспринимали как самозванца, а то и антихриста.

Петр был уверен: «Мы от тьмы к свету вышли», — и тем самым способствовал утверждению представлений о косности и невежественности допетровской Руси. Такой резкий поворот привел к тому, что образованные «верхи» утратили понимание ценностей средневековой русской культуры.

Другая важная сторона петровских преобразований — утверждение светского начала и откры­тость культурных процессов. За короткое время были сделаны огромные шаги в области просве­щения, технических знаний, творческого освоения культурных достижений Европы.

При Петре I началась работа по изучению природных богатств страны; в путь отправились экспедиции Д. Мессершмидта и В. Беринга. С 1701 г. стали открываться новые школы, за гра­ницу посылались группы «пенсионеров» для изучения не только навигации, но и «изящных ис­кусств» — в их числе будущие крупнейшие художники петровского времени И. Никитин и А. Мат­веев, архитекторы П. Еропкин и И. Коробов. В 1724 г. Петр утвердил проект создания Академии наук, которая должна была совмещать функции ученого сообщества, университета и гимназии.

На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные учебники по математи­ке, механике, географии, фортификации; руководства по составлению писем («письмовники») и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало»). В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия и занима­тельно-авантюрные повести («Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Алек­сандре российском дворянине») — о храбрых, благородных и галантных героях.

Подчеркнутое внимание к человеческой личности можно найти в живописи XVIII в., ведущим жанром которой становится портрет. Русские художники получили возможность знакомиться с произведениями искусства Ренессанса и барокко и использовать опыт иностранных коллег, мно­гие из которых долго жили и работали в России. Русские мастера под руководством французов Ф. Пильмана и Н. Пино украшали дворца Петергофа; в сотрудничестве со знаменитым мастером А. Шхонебеком работали русские граверы братья Зубовы; целые профессиональные школы сло­жились на стекольных заводах, Петербургской шпалерной мануфактуре.

Не менее успешным было сотрудничество русских и иностранных мастеров в архитектуре. Но­вые постройки в стиле барокко появились в Москве (церковь Архангела Гавриила — «Меншикова башня», Арсенал в Кремле) и в Петербурге, где наряду со строгими зданиями Петропавловской крепости и Летнего дворца были возведены торжественные дворцово-парковые ансамбли в Петер­гофе, Ораниенбауме, дворец Меншикова на Васильевском острове.

В архитектуре, как и в других сферах культурной деятельности, заметно сказывались «госу­дарственный заказ» и централизованное руководство. Государство финансировало школы и экс­педиции, постройки. Академия наук, Кунсткамера, типографии были казенными учреждениями. Сам Петр через полицию приказывал собираться на ассамблеи и лично обучал придворных хоро­шим манерам: «Не разувся, с сапогами и башмаками, не ложиться на постели». Он редактировал первую газету «Ведомости», покупал за границей статуи и картины и даже приказывал кормить и поить посетителей Кунсткамеры или раздавать непроданные тиражи учебных книг — лишь бы приходили и читали. Использовались и более привычные средства — грозные указы и суровые наказания, от которых школяры убегали в монастыри и даже в Сибирь. Но петровские реформы заложили тот фундамент, без которого не мог бы впоследствии появиться тип европейски образо­ванного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII века.

Допетровская культура, однако, никуда не исчезла. Типографии не вытеснили рукописную книгу: по-прежнему переписывались и читались богословско-учительные и исторические сочине­ния, жития, хождения Х1-ХУ1 вв. Старообрядцы создавали свои культурные центры (Выголек- синская пустынь), бережно хранили и копировали дониконовские богослужебные книги. Сохра­нялась и иконописная традиция (Палехская школа), где старинные приемы письма соседствовали с новыми влияниями. Принципиально не изменился и быт простых крестьян и горожан с их повседневными заботами и праздниками.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 651. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия