Введение. Как справляться с беспокойством и стрессомКак справляться с беспокойством и стрессом Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид Введение Хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому и Милосердному, Владыке Судного дня. Свидетельствую, что нет божества, кроме Него, Господа предшествующих и последующих поколений и Кормильца небес и земли. Да будет мир и благословение тому, кто послан как милость мирам. Свидетельствую, что он - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Да будет мир и благословение над ним, его семейством и сподвижниками, и над теми, кто уверовал в его руководство и следовал его стопам до Дня Суда. Такова природа этой жизни, что люди подвергаются беспокойству и стрессу, потому как этот мир есть пристанище недугов, тягостей и страданий. Следовательно, среди того, что отличает рай от этого мира, это то, что там нет ни забот, ни стрессов: "Там их не коснётся усталость, и их не изгонят оттуда". (Аль-Хиджр 15:48). Ничто и никогда не опечалит людей рая, даже неуважительное слово: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: "Мир! Мир!"». (Аль-Вакиа 56:25-26). Природа этой жизни также такова, что люди должны мириться со страданиями и тяготами по различным поводам, так как указано в Коране: "Мы создали человека в тяготах". (Аль-Балад 90:4). Поэтому люди испытывают досаду по тому, что было в прошлом, тревогу от того, что может быть в будущем и беспокойство от того, что происходит в настоящем. То, что приходит нам на ум и заставляет нас горевать, это события из прошлого, опечалившие нас, предстоящие события, о которых мы беспокоимся, и настоящие события, которые заботят нас. Люди реагируют по разному на стрессы и беспокойство, в зависимости от того, как много они затрагивают, является ли беспокойство продолжительным или нет, и есть ли у них вера в сердце, или же они непокорны и грешны. Мы можем описать людские сердца, как двух видов: либо сердце это престол Аллаха, исполненное света, жизни, счастья, радости и всех сокровищ добродетели; либо сердце это престол шайтана, в котором муки, темень, смерть, печаль, беспокойство и тревоги. Людские беспокойства и заботы также различаются по их побуждениям, обстоятельствам и по личной ответственности. Одним из видов беспокойства и заботы есть то, что может быть описано, как "стоящее беспокойство", что есть хороший признак, такой как встревоженность учёного разрешением непростой проблемы, относительно которой мусульмане нуждаются в ответе, особенно когда дело очень серьёзно и не видно путей его решения. Другой пример, это обеспокоенность мусульманского главы проблемами людей в его подчинении. Это то, что заставляло беспокоиться и тревожиться обоих Умаров (т.е. Умара ибн аль-Хаттаба и Умара ибн Абд уль-Азиза) и других лидеров. Умар ибн аль-Хаттаб в своё время думал над тем, как подготовить армию, когда молился и был прощаем за это; его также беспокоил падёж скота в Ираке. Умар ибн Абд уль-Азиз выражал свою печаль так: "Я боюсь нечто, против чего мне не может помочь никто, кроме Аллаха. Старики достигают кончины с ним (в такой ситуации), молодые выросли с ним; иноземцы выучили арабский язык, и бедуины переселились в города при таких обстоятельствах. (Это нечто так сильно укоренилось), что они думают, что это религия, и они не могут найти правду нигде, кроме как в этом". Когда хилафа пришло ему в руки, и люди дали ему свою бай'а (клятву верности), он вернулся домой встревоженный и подавленный. Его освобождённый раб спросил: "Почему я вижу тебя таким встревоженным и печальным? Это не тот случай, когда тебе следует быть таким". Он сказал: "Горе тебе! Как я могу не тревожиться, когда нет ни одного, ни на востоке, ни на западе из этой уммы, кто бы ни потребовал удовлетворения своих прав у меня или бы не просил уладить такие-то дела с таким-то, письменно ли он направит свою просьбу или нет, спросит ли напрямую или нет?". Чем больше какое-либо решение связывалось с судьбой мусульман, тем больше были задействованы тревога и стресс. Так, когда Абд ар-Рахману ибн Ауфу было поручено задание избрания следующего халифа мусульман после смерти Умара, он не спал в это время, потому что был занят консультациями с мусульманами, даже со старой женщиной. Другими разновидностями похвальных забот являются: забота да'ийа, который трудится за распространение Ислама и передаёт послание, ведя других к пути Руководства; забота поклоняющегося, дабы удостовериться, что его поклонение правильно, и по намерению, и по исполнению, и озабоченность мусульманина страданиями своих братьев по вере в различных частях света. Разновидности тревог, которые могут быть результатом совершения греха включают: Подавленность, ощущаемая после незаконного кровопролития; или тревога женщины, беременной в результате прелюбодеяния или измены. Виды огорчений, как результат недоброго обращения со стороны других, включают страдания из-за плохого обхождения своих собственных родственников, как сказал поэт: Страдания от рук тех, кто близок по крови мучительнее снести, чем удар лихого меча. Огорчение, переносимое по причине бед этого мира включает:хронические или тяжёлые болезни, непослушание детей родителям, враждебность по отношению к жене или грубое обращение с мужем. Некоторые виды тревог, рождённые страхом перед будущим, к примеру: отец может забеспокоиться судьбой своих детей, после своей возможной смерти, особенно если они не окрепли и ему нечего им оставить в наследство. Существуют некоторые примеры различных стрессов и забот, и мы их обсудим детально ниже.
|