Студопедия — ВВЕДЕНИЕ 12 страница. Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ 12 страница. Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного






Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят этого фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспи­тания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.

Важнейшими условиями успеха эстетического воспитания подрастаю­щего поколения являются сегодня системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление задач формирования эстетической культуры всеми доступными средствами, во всех звеньях учебно-воспитательного процесса, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, экономическим, полити­ческим, правовым, экологическим, физическим воспитанием.

Включаясь в единую систему эстетического воспитания молодежи, социально-культурная деятельность призвана:

усилить мировоззренческий аспект учебной и внеурочной работы по формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

расширить рамки пропаганды музыки, изобразительного и других видов искусства;

систематически приобщать школьников к лучшим образцам искусства, в особенности современного;

шире практиковать действенные формы приобщения к прекрасному, развивать творческие способности, воспитывать активную эстети­ческую позицию;

пропагандировать эстетические и педагогические знания среди родителей учащихся.

Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении тру­дящихся этой опоры практически нет. Более того, ряд поколений лю­дей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное слож­ное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций.

В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непре­рывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и пот­ребностей.

Ныне, когда человечество последова­тельно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходя­щий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфра­структуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей.

Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель". При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей.

Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны. И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным поло­жением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. Но при всей близости указанных категорий необхо­димо подчеркнуть и определенные различия между ними.

Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы. Потребности, – подчеркивал К. Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интел­лектуальными", "социальными"[102]. Интерес же свойственен только человеку.

"Всякий интерес, – писал И. Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."[103]. Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления.

Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны.

Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г. И. Щукиной анализ специфики познавательных интересов[104]. Познаватель­ный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избиратель­ную направленность личности на предметы и явления окружающей действи­тельности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержани­ем просвещения и определенной организацией познавательной деятель­ности объекта воспитания.

Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выра­жается направленность действий человека для их удовлетворения.

Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры эстетической деятельности ограничи­ваются исследованием художественного творчества. Между тем, эсте­тическая деятельность – это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А. К. Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды – природной и общественной"[105].

Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л. И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности[106]:

1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура).

2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения.

3. Устный фольклор.

4. Искусство как особый социально-исторический вид эстети­ческой деятельности.

Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универ­сальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями.

Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности че­рез труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству.

Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках кото­рого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности.

В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание мате­риальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда.

Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. И эстетическая, и нравственная пот­ребности имеют единые истоки: труд, познание и общение. Обе потреб­ности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени.

Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств. Именно эстетические чувства в процессе преобразо­вательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом.

Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса. "Мера вкуса, которой обладает чело­век, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж. Руссо[107].

И. Кант характеризует вкус как "... способность судить о о прекрасном"[108]. В этом кратком определении есть рациональное зерно, ибо только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного.

Эстетический вкус – это способность самостоятельной оценки эсте­тически значимых явлений действительности и искусства, которая выступает в диалектическом единстве как условие, процесс и резуль­тат деятельности человека. Он может проявляться как результат и в то же время условие для его дальнейшего развития на еще более высоком уровне. Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания.

Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом, ибо в эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа, то есть идеал. Эстетический идеал складывается в опре­деленных исторических условиях на основе общественной практики Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности. Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внут­ренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.

Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных между собой формах человеческой деятельности – в восприятии и худо­жественном творчестве. В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобра­зовательной деятельности человека. Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием худо­жественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической, то есть возникновением самостоятельного вида духовного производства – искусства.

Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому оно всегда осмысленно, включает в себя момент обобщения предметов, их свойств и отношений. Восприятие – это мыслящее созерцание. И прежде всего это ассоциативный процесс, который включает в себя момент сопереживания и в какой-то степени сотворчества, опосредованный с одной стороны характером художественного произведения, а с другой – жизненным и эстетическим опытом человека. И, разумеется, интен­сивность и глубина сопереживания определяется широтой художественных знаний, уровнем образования.

Как целостное образование духовного мира человека эстетическая потребность универсальна по своему содержанию. Это та область эстетического сознания, для которой характерно эмоционально-образ­ное отражение действительности и искусства, которая глубоко характеризует эстетическое сознание человека и выступает основанием эстетических чувств, вкуса и идеала, играя роль систематизирующего, ведущего, организующего фактора в его структуре.

Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, вооб­ражение и волевые процессы являются механизмами развития эстетичес­кой потребности в структуре эстетического сознания индивида. Они могут и должны последовательно развиваться и совершенствоваться. Решению этой задачи призвана способствовать социально-культурная практика.

Специфика эстетического воспитания проявляется в том, что оно призвано не только развивать художественно-эмоциональную сферу человека, но и совершенствовать его нравственно, интеллектуально и физически.

Общее образование, вооружая человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный ин­терес. Последний является своего рода поисковым ориентиром, по­буждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режис­серов. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.

Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания. Значительное место в этом процессе принадлежит повы­шению эстетического эффекта современного производства. Люди, усва­ивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современ­ного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художест­венного воспитания масс является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих широчайшую доступность художественной информации. Сегодня практически каждая семья может иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку, завтра она пополнится компьютером и другими средствами информации XXI века, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не поднимает уровень художественного развития человека.

Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудито­рию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобраз­ной "машиной времени", ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт.

Эффективность художественного воспитания во многом опреде­ляется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность. При этом последняя может быть "читательской", "литературоведческой", "критической", "собственно литературной деятельностью" и т. д.

Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение художественными умениями и навыками.

Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры связано с системой непрерывного эстетического просвещения. Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или само­деятельном художественном творчестве.

Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредст­вом этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей ее участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности.

Эстетическая ценность художественной самодеятельности, ее при­тягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое со­циально-культурное движение, художественное явление, фактор непре­рывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.

Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художествен­ного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного худо­жественного творчества должно обеспечиваться:

вовлечение людей в процесс непрерывного художественного просвещения;

включение личности в создание ценностей художественной культуры;

утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;

последовательное формирование эстетических чувств, эстетических вкусов, эстетических идеалов;

всестороннее стимулирование социально-культурной активности.

 

 


[1] Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993. С.244-245.

[2] Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Образование и культура Северо-Запада России. Вьп.2. СПб., 1997. С.70 – 75.

[3] Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.

[4] Наша позиция перекликается со взглядами М. П. Ирошникова и А. З. Ваксера, высказанными на научно-практической конференции. См. Ирошников М.П., Ваксер А.3. Государство и культура России. / Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной научно-практической конференции 24 - 25 мая 1995 г. СПб., 1995. С. 59 - 61.

[5] См.: Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. В кн.: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999. С.132-134.

[6] Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. 524 с.

[7] Подболотов П.А. От морфологии культуры к комплексному восприятию духовных ценностей//Человек в современной социально-культурной ситуации. СПб., 1994. С.78-81.

[8] Гегель Г. Соч. Т.VII., М.-Л., 1936. С. 215-222.

[9] Флоренский П.А. Культ, религия, культура. В кн.: Богословские труды. М., 1977. С.102.

[10] Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.234-250; Философия. Эстетика. Культура. М., 1993. С. 141-179.

[11] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.250.

[12] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.4-9.

[13] Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования//Образование и культура Северо-Запада России. Вып.2. СПб.,1997. С.70-75.

[14] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с; Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С.4-14.

[15] Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С.9.

[16] Иконникова С.Н. Культурологическое образование: проблемы и перспективы. В кн.: Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. Материалы научной конференции преподавателей Санкт-Петербургской государственной академии культуры 25 марта 1996 г. СПб., С.5-8.

[17] Марков А.П. Культурология вмире гуманитарных наук (проблемы и перспективы самопреодоления). В кн.: День науки в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов. СПб., 1997. С. 78-79.

[18] Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. С.36-37.

[19] Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.145-179.

[20] Быховская И.М. Культурная антропология в системе императивного антропологического знания. В кн.: Материалы конференции МГПУ «Культурная антропология и человек в социокультурном пространстве и времени». М., 1996. С.82-89.

[21] Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.145-179.

[22] Швейцер А.Благоговение перед жизнью. М.,1996. С.48-82.

[23] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987. С.123-129.

[24] Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983. 412 с.

[25] Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1988. С.39-58.

[26] Раушенбах Б.В. Гуманитарная культура на рубеже веков. В сб.: Судьба российской интеллигенции. Материалы научной дискуссии 23 мая 1996 г. СПб.,1996. С.27-30.

[27] Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ГУП,1996. 350с.

[28] См. Валицкая А.П. Интеграция и стратегия педагогического образования//Образование и культура Северо-Запада России. Вып.2. СПб.,1997. С.76-82.

[29] См. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманная основа педагогического процесса. Тбилиси, 1990. 226 с.; Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика. 1997. №4. С.11-17; Педагогика наших дней. Сборник научных трудов. Краснодар, 1998, 410 с.

[30] Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации//Педагогика. 1996. № 1. С.3-8; Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика. 1996. № 4. С.23-27.

[31] Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995. 218 с.

[32] Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.,1993. 352 с.

[33] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд. 2-е; М.,1996. С.135-140.

[34] Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. В кн.: Морфология культуры: структура и динамика. М.1994.

[35] Лихачев Д.С. Достоинства культуры//Огонек. 1996. № 48. С.11.

[36] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции//Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148.

[37] Раушенбах Б.В. Гуманитарная культура на рубеже веков. В кн.: Судьба российской интеллигенции. СПб.,1996. С.27-30.

[38] См. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. 224 с.; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.; Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 703 с.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 462 с.; Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. 527 с.

[39] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 382 с.

[40] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 337 с.

[41] Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. 368 с.; Основы педагогического мастерства, под ред. И. А. Зязуна. М., 1989. 302 с.; Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1990. 576 с; Стефановская Т. А. Педа­гогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с.

[42] См. Абрамян Э. Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. 125 с.; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1987. 415 с.; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989, 243 с.; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1918 412 с.; Дьяков И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994 382 с.; Емельянов Ю. Н. Введение в культур-антропологию. СПб., 1992 63 с.; Кассирер Э. Опыт о человеке. М., 1993 364 с.; Лосев А. Ф. Философия, Мифология, Культура. М., 1991. 524 с.; Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методо­логии. методики. М., 1989 116 с.; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. 572 с. и др.

[43] Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 262 с.

[44] Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности//Социальные исследования. Вып. 3; М., 1970. С. 39 – 47.

[45] Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1997. 276 с.

[46] Ерасов Б. С. Социальная культурология. 2-е изд. М. 1996. 591 с.

[47] Тугаринов В. П, Личность и общество. М., 1965. 88 с.

[48] Косолапов Р. И., Марков В. П. Свобода и ответственность. М., 1969. 79 с.

[49] Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.

[50] Каган М. С. Человеческая деятельность М., 1974. 328 с.

[51] Кряжев П. Е. Формирование личности как социальный процесс. М., 1988. 144 с.

[52] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., 1969. 588 с.

[53] Ковалев А.Г. Психология личности, 3-е изд., М., 1969. 391 с.

[54] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, 339 с.

[55] Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. В кн.: "Теоретические проблемы психологии личности". М., 1974. С 3-33.

[56] Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999. 592 с.

[57] Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 166 с.

[58] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

[59] Батищев Г. С. Активный характер воспитания//Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. V. С. 73 – 79.

[60] Ариарский М. А. Роль учебных заведений профтехобразования в социализации личности будущего рабочего/Материалы Международного семинара по профессионально-техническому образованию 6 – 8 октября 1972 г. Народная Республика Болгария, София, 1972. С. 171 – 183.

[61] Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. //Вопросы философии. 1976. № 4. С. 27 – 41.

[62] Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.

[63] Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984. 144 с.

[64] Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с; Вульфов Б. З. Суть парадоксов воспитания. М., 1994. 216 с.; Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятель­ности. М., 1995. 136 с.; Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.; Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношест­ва в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.; Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др.

[65] Образование и культура Северо-запада России//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып. 1. СПб., 1996. 180 с.; Вып. 2. СПб., 1997. 200 с.

[66] Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. 268 с.; Давидович В. Б., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 264 с.; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 271 с. и др.

[67] Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 190 с.; Культурология/Под ред. Драча Г. В. М., 1995. 576 с.; Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. 264 с.; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.; Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997. 508 с.; Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996. 286 с.; Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1998. 320 с.

[68] Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать//Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995. С. 6 – 13.

[69] Королев Ф. Ф. Школа и воспитание. М. 1929 – 88 с.

[70] Общие основы педагогики/Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. М., 1967. 468 с.; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968. 526 с.; Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского М., 1983. 608 с.; Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. 567 с.; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 368 с.

[71] Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999. № З. С.37-43.

[72] Конникова Т. Е. Нравственное развитие личности в школьном коллективе. Л., 1977. 252 с.; Конникова Т. Е. Формирование общественной направленности школьника как педагогическая проблема. Л., 1968. 240 с.

[73] Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1995. 608 с.; Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1980. 560 с.; Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 262 с.; Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 183 с.; Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981. 175 с.; Даринский А. В. Просветительная работа клубов. М., 1986. 88 с.; Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. 242 с.; Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 365 с.; Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. 218 с.; Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. Киев, 1979. 227 с. и др.

[74] Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М., 1988. 301 с.; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 203 с.; Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.; Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 318 с.; Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М., 1983. 222 с.; Момов В. Человек. Мораль. Воспитание/Теорико-методологические проблемы. М., 1975. 175 с.; Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990 222 с.; Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986. 235 с. и др.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия