Студопедия — Монументальная живопись Новгорода.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Монументальная живопись Новгорода.






Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. О дея­тельности Феофана Грека до того, как его пригласили в Новгород, нам известно очень мало. Из Византии он прибыл в город Кафу (современная Феодосия), а затем получил заказ в далеком северном городе.

В 1378 году Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображе­ния на Ильине. Из росписей лучше всего сохранились те, которые расположены в куполе и барабане, а также в Троицком приделе. В медальо­не купола — грозный Христос Пантократор. Между окнами барабана не­подвижно стоят пророки и праотцы. Феофан был мастером острых инди­видуальных характеристик святых, и все его образы, особенно старцы, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.

Росписи Троицкого придела отличаются смелым размещением изобра­жений. Многофигурная композиция Троицы расположена рядом с фигура­ми святых, представленных то в рост, то по грудь, то заключенных в медаль­оны. Здесь и столпники, то есть те первые святые отшельники, которые, истязая свою плоть, прожили жизнь на столпах; здесь и аскеты, удалившие­ся в пустыню. Среди них особенно запоминается внутренней значительно­стью образа Макарий Египетский. Святые Феофана — мудрые философы, каким, несомненно, был и сам создавший их художник. Но Феофан был не только мастером однофигурных композиций. В алтаре храма недавно были открыты фрагменты большого повествовательного цикла, посвященного страстному пути Христа.

Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявлен­ным индивидуальным почерком. Манера письма, резкая и смелая, местами неистовая, отличает творческий метод художника. Основным средством достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для передачи выразительности образов. Фрески, которые теперь кажутся несколько мо­нохромными, пострадали во время пожара (через несколько веков по их создании). Первоначально палитра Феофана была более яркой и разно­образной.

Хотя Феофан вскоре покинул Новгород, переехав в Москву, он оставил здесь последователей. К ним принадлежат фрескисты, сделавшие росписи в церкови Федора Стратилата. Для этих росписей характерна свободная живописная фактура с использованием бликов, правда, не таких уверен­ных, как у Феофана. Выражение лиц святых отличается большей мягкостью, чем в церкви Спаса Преображения. Здесь было введено довольно много повествовательных многофигурных композиций, в которых значи­тельное место занимает архитектурный фон. Разделенная на отрезки стена утратила свою былую монументальность.

Выполненные почти одновременно с федоровскими фрески церкви Ус­пения на Волотовом поле отличает особый динамизм, выделяющий их среди всех памятников монументальной живописи Новгорода XIV века. Святые в многофигурных композициях изображены в стремительном дви­жении, которое как бы повторяют линии скал и архитектуры, выполня­ющих роль фона фрески. Они тесно связаны с архитектурой храма. Все персонажи волотовских фресок всегда держатся очень просто и есте­ственно. В сцене Сретения (принесения Христа во храм) младенец рвется к матери из рук Симеона. В смелом ракурсе изображены повер­нутые спиной к зрителю пастухи, которым ангел возвещает о рождении Христа.

В создании фресок церкви Спаса на Ковалеве участвовали сербские мастера. Тонкие фигуры, продолговатые сумрачные лица отличаются подчеркнутой выразительностью. Композиции свободно расположены на стенах храма. Линии, отделяющие их друг от друга, асимметричны. Ко­лорит довольно ярок.

Фрески Волотовской и Ковалевской церквей погибли во время Вели­кой Отечественной войны. Из некоторых небольших фрагментов, уце­левших от фресок церкви Спаса на Ковалеве, составлены сейчас рестав­раторами композиции, которые находятся в собрании Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 599. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия