Студопедия — Коррекционные техники НЛП
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коррекционные техники НЛП






М. Холл и Б. Боденхамер (2004) считают, что НЛП является метадисциплиной, которая позволяет моделировать все то, что работает, к какой бы ветви психотерапии это не относилось (поскольку НЛП сфокусировано на решениях, предпочтение отдается краткосрочным видам психотерапии). Поэтому нельзя описать НЛП-терапию как самостоятельную дисциплину. Правильнее говорить о различных паттернах, процессах или формах вмешательства (техниках), которые основаны на НЛП-моделировании различных видов психотерапии. Ниже приведено описание некоторых техник (преимущественно относящихся к уровню НЛП-практик), которые используются в психотерапии и консультировании. Для более детального ознакомления с принципами и методами НЛП отсылаем читателя к изданным на русском языке книгам М. Холла и Б. Боденхамера «НЛП-практик» (2003) и «НЛП-мастер» (2004).

Техника интеграции якорей. Якорь - это специфический стимул, предъявление которого позволяет перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать связанные с ним переживания. В основе применения техник якорения лежат классические работы И. П. Павлова (1938) об условных рефлексах. Чтобы добавочный стимул стал якорем, повторное использование которого приводило бы к обретению человеком требуемого переживания, необходимо соблюдать определенные условия: 1) выбранный стимул, чаще всего кинестетический (сжатие плеча, надавливание на колено либо на пястные кости), вводят в момент максимальной погруженности пациента в воспоминание на высоте связанных с ним эмоциональных проявлений; 2) для быстрого возвращения в это воспоминание якорь должен быть воспроизведен предельно точно (локализация, интенсивность давления). В зависимости от характера переживаний, с которыми сформирована условно-рефлекторная связь, якоря могут быть положительными (ресурсными) или отрицательными.

Техника интеграции якорей выполняется следующим образом. Вначале пациенту предлагается как можно ярче и ассоциированно оживить в памяти проблемную ситуацию. На высоте отрицательных представлений и эмоций осуществляется постановка негативного якоря, например, психотерапевт надавливает пальцами руки на левое колено пациента в течение 25-40 секунд. После короткого перерыва, уже на высоте положительных эмоций, связанных с ресурсным воспоминанием, на его правое колено аналогичным образом накладывается позитивный якорь. Иногда для формирования более мощной положительной альтернативы один позитивный якорь последовательно соединяют с несколькими ресурсными воспоминаниями, т. н. стопка якорей. Далее производится собственно интеграция якорей. Для этого вначале накладывают негативный якорь, предлагая пациенту вновь погрузиться в проблемную ситуацию, а при возникновении отчетливых невербальных признаков страха перед близостью (побледнение кожи лица и изменение мимики, учащение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) вводится позитивный якорь, причем не менее 30-40 секунд оба якоря удерживаются одновременно, а затем еще столько же - один позитивный. Если в результате совмещения якорей отрицательное переживание ослабло, подверглось нейтрализации - это отражается в изменении внешних реакций пациента, а при расспросе он отмечает, что неприятное воспоминание поблекло, воспринимается с меньшим драматизмом, порой отстраненно. Для этой же цели может использоваться модификация методики - замена двигательных якорей.

Замена двигательных якорей выполняется в три этапа. На первом этапе, пациенту, который стоит напротив психотерапевта на расстоянии вытянутой руки, предлагается представить себя в проблемной ситуации. При этом его просят почувствовать некий внутренний ритм своего тела, а затем постепенно начать раскачиваться на прямых ногах, подбирая свой собственный темп, ритм, амплитуду и направление раскачиваний, которые соединяются с дискомфортным воспоминанием. Переживания пациента суггестивно усиливают, способствуя большему погружению в образы, мысли, эмоции, ощущения и неоднократно подчеркивая, что они связываются, соединяются с движениями, которые совершает его тело. Затем пациента необходимо взять за плечи, чтобы точнее уловить ритм движений соответствующий негативному воспоминанию, и, определив его, даже несколько усилить движения. Если образовалась устойчивая связь между определенным типом раскачиваний пациента (негативным якорем) и отрицательным воспоминанием, то при увеличении амплитуды этих движений обычно усиливается его яркость и интенсивность эмоционального реагирования. На втором этапе пациент максимально отчетливо представляет себе ресурсную ситуацию, которая так же, как и в первом случае, связывается с раскачиваниями тела (позитивным якорем). Затем пациента следует взять за плечи и, определив характер раскачиваний, усилить их, чтобы убедиться в наличии связи между ними и ресурсным воспоминанием. При выполнении третьего этапа пациент вновь должен обратиться к негативной ситуации, но при этом стоять неподвижно. При появлении явных невербальных признаков оживления дискомфортного воспоминания психотерапевт берет пациента за плечи и начинает его раскачивать в ритме позитивного якоря. На фоне выполнения движений, соответствующих ресурсным переживаниям, пациенту предлагается еще некоторое время удерживать в воображении проблемную ситуацию, пока она не начнёт стираться, распадаться на отдельные фрагменты, утрачивать свою негативную эмоциональную окраску. Возможно усиление нейтрализующего воздействия введенного в негативное воспоминание позитивного якоря за счет дополнительных суггестий.

Изменение личностной истории – это техника для переоценки причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. Каждый из нас имеет богатую личностную историю прошлых переживаний, которые существуют в виде воспоминаний в настоящем. Несмотря на то, что невозможно изменить произошедшие с нами на самом деле события (факты), мы способны изменить смысл этих событий (отношение к ним) в настоящем и, следовательно, ослабить их воздействие на наше поведение. Изменение личной истории особенно полезно в тех случаях, когда проблемное поведение или внутренний дискомфорт продолжают повторяться вновь и вновь. После установления хорошего раппорта с клиентом начинают пошаговое выполнение техники: 1) идентифицируют негативное состояние (воспоминание), извлекают его, проводят калибровку, закрепляют якорем, после чего прерывают его; 2) удерживая негативный якорь, просят клиента вернуться назад и подумать о том времени, когда у него были похожие ощущения (переживания). Необходимо продолжать до тех пор, пока клиент не достигнет самого раннего негативного опыта, который он может вспомнить. Затем клиента полностью возвращают в настоящее; 3) клиента просят подумать о том, какие ресурсы были необходимы ему в тех прошлых ситуациях, чтобы они утратили свой негативный оттенок; 4) извлекают и ставят на якорь переживание необходимого ресурсного состояния; 5) удерживая положительный якорь, клиента возвращают снова к раннему опыту. Вначале ему, вооруженному новыми ресурсами, предлагают посмотреть на себя со стороны (диссоциированно) и заметить, как ресурсы изменяют его переживания. Затем клиенту предлагают пройти через негативный опыт (поочередно ассоциировавшись с каждой из проблемных ситуаций) вместе с ресурсами (при этом терапевт продолжает удерживать якорь) так, как будто это происходит снова. Его просят обратить внимание на реакцию других людей в этой ситуации теперь, когда он располагает новым ресурсом. Если клиента не удовлетворят достигнутые изменения, необходимо вернуться к шагу 4, чтобы определить и закрепить (поставить на якорь) иные, более подходящие ресурсы, а затем снова внести их в ранний опыт. Когда клиент будет способен переживать ситуацию по-новому и даже учиться на ней, якорь убирают и прерывают воспоминание; 6) для оценки достигнутых изменений, не используя якорь, клиенту предлагают вспомнить прошлое переживание, наблюдая за тем, как изменились его невербальные реакции на эти воспоминания. Наличие признаков негативного состояния, предполагает возврат к шагу 4, чтобы накопить больше ресурсов для более удачной трансформации отношения к событиям прошлого.

Техника взмаха, позволяет быстро и эффективно менять ригидный стереотип поведенческого реагирования человека на какие-то другие, более его устраивающие. Используется, когда нужно изменить нежелательные поведенческие стереотипы. Например, такие автоматизмы, как грызение ногтей, сосание пальцев, курение, переедание. В случаях зависимого поведения взмах используется на завершающем этапе лечения, когда проработан позитивный аспект зависимости (техника не учитывает вторичной выгоды симптоматического поведения).

В технике взмаха можно выделить три основных блока.

1. Определение ключа (негативного стимула), от которого начинается взмах. Ключ – это триггер, запускающий нежелательное поведение. Трудность в том, что эти процессы свернуты и происходят почти мгновенно, поэтому требуется навык сбора соответствующей информации. Бывает внешний ключ, когда человек видит часть себя ассоциированно (например, курильщик перед тем, как ощутить неодолимое желание закурить, в 90 % случаев на долю секунды представляет свою руку, тянущуюся к сигарете). Внутренний ключ для курильщика – диссоциированное представление себя в компании курящих людей. Иногда внутреннее состояние, запускающее нежелательное поведение, вызывается внешним ключом. Например, страх перед половой близостью, сопровождающийся потерей эрекции, возникает в интимной обстановке при виде возбужденной женщины (внешний ключ), который сразу же запускает внутренний ключ (на долю секунды перед глазами мужчины возникает картинка предшествующей неудачной попытки полового акта), который и запускает дисфункциональные сексуальные реакции.

2. Клиенту предлагают создать желаемый образ поведения самого себя (как если бы человек никогда не имел той или иной проблемы). Этот образ должен быть диссоциированным. Он наполняется ресурсами, возможностями, способностями действовать определённым образом в разных ситуациях. Образ должен включать качества, способности и выбор, а не конкретные виды поведения. Необходимо показать, что желаемый образ – это действительно то, к чему стоит стремиться. Предлагают представить курильщику, какое свежее лицо будет у него, сколько дополнительного времени он сэкономит, да и денег тоже.

Чёткий контекст не требуется, т. е. фон, на котором рисуют позитивный образ себя, должен быть размыт. Основа формирования желаемого образа – он должен притягивать к себе, нравиться, в том числе субмодально (следует помнить, что в 80 % случаев цвет, размеры, яркость и расстояние до картинки меняют субъективное восприятие образа).

3. Осуществляют быструю повторную трансформацию негативного стимула (ключа) в желаемый образ. Субъекту предлагают представить картинку ключа. В углу этой картинки размещается маленький и темный желаемый (ресурсный) образ. Психотерапевт просит клиента приготовиться к тому, что, когда он скажет: «Взмах», - большая негативная картинка (триггер) мгновенно начнет стираться, разрушаться, а маленький ресурсный образ взорвется всеми красками и быстро заместит ее, станет большим и ярким. Чем быстрее удается стереть негативный образ при одновременном росте позитивного, тем эффективнее техника взмаха. Процедуру смены негативной картинки (триггера) позитивной (ресурсной) повторяют от 5-6 до 10 раз. После каждого такого замещения пациент выходит из сферы воображения, как бы «очищает» внутренний экран, глядя по сторонам, затем вновь сосредотачивается на картинке негативного стимула и превращает ее в ресурсный образ.

В заключение осуществляется проверка, которая состоит в том, что пациента просят вновь представить себе негативный образ. Если взмах был эффективным, ему будет трудно это сделать, а если и удастся, то образ будет блеклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным. Картинка будет тускнеть, исчезать, часто замещаясь другим образом, желательным.

Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) позволяет отделить в сознании картину негативных событий прошлого от связанных с ними чувств и, таким образом, существенно уменьшить аффективные реакции, возникающие у человека при оживлении их в памяти либо в сходных ситуациях. Техника основана на представлении о том, что если субъект зрительно вспоминает драматичное или, наоборот, очень приятное событие так, как будто в нем находится (ассоциированно), он начинает испытывать прежние сильные чувства. Но если человек увидит себя участником этого события со стороны (диссоциированно), интенсивность переживаний оказывается значительно меньшей. Применение ВКД способно обеспечить эмоциональную отстранённость пациента от прежнего негативного опыта, что позволяет использовать метод при различных реакциях на стресс и других невротических состояниях. Метод трехместной ВКД положен в основу техники быстрого лечения фобий. Рассмотрим последовательность выполнения основных ее шагов.

1.Калибровка, что фобия есть. Например, спрашивают клиента, который боится высоты: «Что Вы почувствуете, если посмотрите вниз с балкона 15-го этажа?» При этом отслеживают невербальные проявления страха перед высотой.

2. Клиента просят вспомнить самую первую ситуацию, когда он испугался высоты (если самый ранний эпизод вспомнить не удаётся, работать можно с любой фобической ситуацией, но эффект может несколько отличаться).

3. Перевод клиента в позитивное состояние и формирование у него «базисного» состояния безопасности. Для этого ему следует вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя особенно спокойно и комфортно, испытывал положительные эмоции. Достигнутое состояние внутреннего комфорта ставится на якорь, что обеспечивает возможность легко возвратиться к нему в ходе дальнейшей работы.

4. Клиенту предлагают представить себя в уютном, безлюдном кинозале, где он чувствует себя в полной безопасности. Перед ним экран, где сейчас будет демонстрироваться черно-белый фильм о том давнем эпизоде в его жизни, когда он впервые испугался высоты. Экран освещается, и он видит себя там, в прошлом, перед самым началом фобической ситуации, но пока ещё ничто не несёт угрозы. На этой сцене делается стоп-кадр, превращаяя ее в неподвижный слайд.

5. Клиент мысленно представляет себе, как он словно бы выходит из собственного тела и перемещается в будку киномеханика. Фактически ему предлагается увидеть из третьего места себя в настоящем, сидящего в кинозале в ожидании предстоящего просмотра фильма о том, как он испугался когда-то в прошлом. После того как дополнительная диссоциация осуществлена, она также ставится на якорь.

6. В своем воображении клиент должен просмотреть этот фильм от начала (первый стоп-кадр) до самого конца, когда он прошёл через мучительный страх, но все самое неприятное уже осталось позади (второй стоп-кадр). Принципиально важный технический момент - на протяжении всего фильма субъект должен сохранять кинестетическую диссоциацию от травматического переживания. Он, как посторонний зритель, наблюдает за тем, как выглядит он в фильме, когда боится высоты, отделяя себя от тех чувств, которые тогда испытывал. Для этого психотерапевт, при необходимости, удерживая якоря внутреннего комфорта и диссоциации, время от времени подчеркивает, что клиент, ощущая полную безопасность, сохраняя спокойствие, видит себя сидящим в кинозале, где ему показывают фильм о событиях его прошлого. Иногда, чтобы усилить кинестетическую диссоциацию от просматриваемого эпизода, можно предложить понаблюдать за разворачивающимися на экране событиями, как если бы они демонстрировались в режиме ускоренного показа (в несколько раз быстрее, чем в реальности).

7. После того, как фобический эпизод полностью просмотрен без оживления невербальных признаков страха (до второго стоп-кадра), клиента просят вернуться с третьего места на второе, т. е. мысленно воссоединиться с собой, сидящим в кинозале.

8. Затем клиенту предлагают мысленно подняться с кресла в кинозале, подойти к экрану, на котором демонстрируется последний кадр из этого черно-белого фильма (второй стоп-кадр). Он должен войти в этот завершающий кадр фильма и очень быстро прокрутить весь фильм назад (за 1,5–3 секунды), сделав его цветным. Клиенту разъясняют, что это похоже на то, как будто он заново оказался там, на высоте и время быстро побежало назад. Тогда все события и действия разворачиваются в противоположном направлении и весь процесс происходит от конца к началу. Можно привести пример с видеомагнитофоном, в котором включена быстрая перемотка видеоленты назад с её просмотром на экране. После прокрутки ситуации в обратном порядке (до первого стоп-кадра) клиент вновь возвращается в свое кресло. Как вариант предлагают представить прокрутку туда обратно несколько раз с все возрастающей скоростью, остановив ее на первом стоп-кадре, который к этому моменту практически сливается с последним.

9. На заключительном этапе выполняется проверка. Поскольку любая поведенческая проблема так или иначе затрагивает и убеждения, важно тут же продемонстрировать клиенту достигнутый эффект. Его просят подумать о предмете фобии, калибруют невербальные реакции и сравнивают с тем, что было до начала работы. Если есть возможность, в ходе проверки погружают клиента в реальную ситуацию (отправляют на высокий балкон, предлагают побыть в темноте, спуститься одному на лифте и т. п.).

Шестишаговый рефрейминг. Техника прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших альтернатив. Позволяет выявить позитивное намерение (вторичную выгоду) проблемного поведения и предложить клиенту взамен более адекватные способы его достижения.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1026. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия