Студопедия — Эволюция молодежных объединений (групп) в России в конце XX — начале XXI веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюция молодежных объединений (групп) в России в конце XX — начале XXI веков






9.1. Неформальные молодежные объединения периода перестройки в СССР (конец 80-х гг. XX в.). 9.2. Процессы самоорганизации молодежи в конце XX - начале XXI вв. 9.3. Международные молодежные програм­мы в XXI в.

 

9.1. Неформальные молодежные объединения периода перестройки в СССР (конец 80-х гг. XX в.)

 

Социально-экономические и духовные процессы в Советском Союзе в конце 80-х гг. XX в. привели к изменению духовного мира и состояния советской молодежи. Комсомольские организации, до предела заформализовав свою деятельность, по сути уже не оказывали никакого влияния на молодежь, а ослабление социального контроля со стороны общества, появление демократических свобод и методов руководства и другие со­циальные факторы позволяли молодежи самоорганизовываться.

В конце 80-х гг. XX в. советское общество оказалось расколотым: с одной стороны, партийная номенклатура, техническая, научная, худо­жественная элиты, рабочая аристократия и армейский генералитет, а с другой — основная масса населения страны. Молодежь, являясь копией общества, также оказалась расколотой: комсомольская бюрократия ока­залась по одну сторону баррикад, остальная молодежь — по другую.

Основу неформалов составляли так называемые «дворовые тусов­ки», к которым примыкали прежде всего подростки. Тусовка — обычная форма молодежного культурного пространства, как правило, распола­гающегося в центральных местах больших городов. Имя тусовок бывает различным: из названия определенной группы людей, которая собира­ется тусоваться вместе (металлисты), из названия места, где они соби­раются (чугунка). Подобное сближение места с компанией является су­тью тусовочного образа жизни.

 

Уходили в «дворовые тусовки» по разным мотивам: потребность в друзьях, в чем-то необычном, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против «двойной морали», формализма и вранья взрослых, незнание «как жить дальше». Вот и сидела молодежь по сво­им подвалам и подъездам.

Однако постепенно юноши и девушки, осознававшие свои интере­сы и цели, стали объединяться в различные неформализованные струк­туры. Так, к наиболее распространенным мотивам их возникновения относились: а) желание молодых привлечь внимание общества к себе и своим проблемам. Не случайно вышедший в это время кинофильм «Лег­ко ли быть молодым?» стал культовым для советской молодежи; б) от нечего делать; в) из-за желания утвердиться в глазах окружающих и своих собственных; г) из подражания западным молодежным Течени­ям; д) из-за отсутствия собственных интересов и цели в жизни; и ряд других.

Молодые люди, особенно учащаяся и рабочая молодежь, считали, что пребывание в неформальных объединениях дает им взаимопонима­ние и поддержку, возможность проявить свою индивидуальность и не­повторимость, решить свои личные проблемы, сформировать жизнен­ные принципы, приобрести необходимый жизненный опыт, получить неформальное представление о реальной жизни и определить свое в ней место, т. е. в неформальных объединениях молодые люди находили то, в чем они остро нуждались (в самоутверждении, самореализации, при­знании, защите) и чего они не находили ни в школе, ни на работе, ни в общественной жизни, ни дома.

На появление неформальных объединений молодежи влияли как объективные, так и субъективные факторы развития самого социалис­тического общества.

1. В период перестройки в социалистическом обществе действовали различные деструктивные факторы (господство двойной морали партийной и комсомольской номенклатуры, активиза­ция религиозных организаций, пропаганда буржуазных ценно­стей через СМИ и др.), вызывавшие негативное отношение молодых к социалистическому строю и его проблемам, к цен­ностям коммунистической идеологии. В их среде (объективно и субъективно) неизбежно появлялись различные и даже проти­воречивые взгляды на свое место в мире, в советском обществе, на добро и зло, на то, кто является их друзьями или врагами.

2. Социально-психологические особенности молодежи как социально-демографической группы советского общества обусловили

 

появление групп молодых людей как с максималистскими тре­бованиями, «силовыми» способами решения общественных проблем, так и общественно-пассивных или негативно настро­енных молодых лиц, в том числе с пацифистскими настроения­ми (что проявлялось в уклонении от службы в армии).

3. Отсутствие трудолюбия, потребности в коллективистском труде и завышенные претензии к обществу создали условия для по­явления групп молодых лиц, «настроенных» только на потреб­ление материальных благ.

4. Уход из политической жизни советского общества, нигилизм, эстетическая всеядность, стремление самоутвердиться за счет по­требления материальных благ, способов развлечения объектив­но и субъективно создавали «питательную среду» для усвое­ния мелкобуржуазного мировоззрения, мещанской психологии, чуждых социализму и его идеологическим штампам. Поэтому в период перестройки появляются неформальные моло­дежные объединения с различной идеологической, политической, ми­ровоззренческой и деятельностной ориентацией.

Например, появление таких самодеятельных объединений, как «мо­лодежные жилищные комплексы» (МЖК), центры научно-техническо­го творчества молодежи (НТТМ), молодежные культурные центры (МКЦ), молодежные центры (МЦ) и другие, имело созидательную на­правленность. Этому способствовало принятие Положения о любитель­ском объединении, клубе по интересам. ВЛКСМ пытался взять под кон­троль эти движения. Например, в 1987 г. принято было постановление ЦК ВЛКСМ «О молодежных центрах», разрешавшее комитетам комсо­мола создавать молодежные центры в форме предприятий ВЛКСМ. Тем не менее многие молодежные центры остались независимыми или су­ществовали на базе профсоюзных и культурно-досуговых учреждений. Параллельно возникло движение, задуманное для использования твор­ческого инновационного потенциала научно-технической молодежи и привлекавшее молодых ученых, инженеров и студентов к выполнению различных работ.

Положение о центрах НТТМ, утвержденное Советом министров СССР, позволяло использовать для оплаты указанных работ средства предприятий и организаций сверх установленных лимитов. В результа­те за короткое время центры НТТМ стали мощным экономическим фак­тором, создали собственные производства, банки, дочерние фирмы. Од­нако центры НТТМ (как и молодежные центры) часто выступали «кры­шей» для получения прибыли и обогащения отдельных лидеров, часто

 

считала способными только «запрещать» и «разгонять». Следует иметь в виду и то, что члены этой группировки часто чинили самоуправство, самосуд над фарцовщиками и т. п.

Отличительные символы группы: черная униформа (считается у «металлистов» «интернациональной» формой любителей «тяжелого металла»), значки ансамблей (часто самодельные, достаточно крупного размера). Форму обычно шили сами, так как лишних средств у умерен­ных не было.

Бешеные металлисты отколовшаяся группа поклонников «тя­желого рока». Политические и моральные взгляды группы отличались незрелостью. Они были наиболее агрессивны по отношению к другим группам молодежи. На черной униформе «бешеные» носили браслеты и ошейники с большими шипами, которые при случае использовались в драке. Данная группа представляла определенную опасность для обще­ственного правопорядка еще и потому, что в ней приобретали вес моло­дые люди, ранее привлекавшиеся к суду.

Байкеры группа, объединившая любителей танцев типа «брейк». Их политические взгляды были достаточно наивные. В моральном от­ношении за членами группы отклонений не замечалось. Группа негатив­но относилась к молодым людям, употребляющим алкоголь и наркоти­ки. Объявленная цель группы — пропаганда танцев типа «брейк», со­единяющих в себе элементы рока и художественной гимнастики, насы­щенных акробатикой. Отличительными признаками байкеров стали уз­кие черные очки, перчатки.

Оценивая эти и другие группировки молодежи, сложившиеся на основе общности интересов к современной музыке, театру (клубы лю­бителей самодеятельной песни, «меломаны» и указанные выше группы), общество не подвергало сомнению право молодежи на близкую ее пси­хологии взгляды на музыку, музыкальные пристрастия. Однако не сле­дует забывать об использовании рока, особенно тяжелого металличес­кого, в качестве музыкальной экспансии Запада. Повышенное внима­ние к музыке проявляли вдохновители развязанной западными государ­ствами информационно-пропагандистской интервенции против социа­листических стран.

Кроме групп, объединяемых современными музыкальными течени­ями, существовали и другие.

Ностальгисты группа молодых людей, объединенных интере­сом к духовным ценностям (прежде всего моральным и эстетическим) предшествующих периодов жизни советского общества, которые пред­ставлялись им предпочтительнее существующих в нашем обществе се-

 

годня. Одеваются по моде этих периодов, интересуются музыкой, лите­ратурой того времени. Есть «пятидесятники» и «шестидесятники» (сто­ронники образа жизни 50-х и 60-х гг. XX в.), появлялись «тридцатники» (сохранена терминология ностальгистов). В поведении этих малочис­ленных групп факторов агрессивности или противоправных действий не отмечалось.

Афганцы — группа бывших военнослужащих ограниченного кон­тингента советских войск, выполняющего интернациональную миссию в Афганистане. Их объединяло и общность прожитой в Афганистане жизни, и общее неприятие аморальных явлений в нашем обществе, и готовность бороться с этими явлениями любыми способами. Говоря об этих способах борьбы, следует иметь в виду, что особую неприязнь у «аф­ганцев» вызывала как демонстративная потребительская позиция неко­торых граждан, так и недостаточно эффективная работа правоохрани­тельных органов по борьбе с хищениями, взятками, злоупотреблением служебным положением.

Оптимисты — группировки молодых людей, чьи интересы сосре­доточивались на познании проблем внутренней и международной жиз­ни. Эти познавательные интересы и приводили к спорам, дискуссиям в их кругу. Некоторое знакомство с ними убеждает в том, что это были довольно начитанные и пытающиеся самостоятельно думать, рассуж­дать юноши.

Особых реальных действий за ними не замечалось. Похоже, что именно в спорах, дискуссиях (а каждый из них считает себя единствен­но правым, знающим суть проблемы) они и видели смысл своих отно­шений. Они не принимали в свой круг девушек, считая их недостаточно интеллектуальными.

В среде «оптимистов» крайне непопулярны лица, употребляющие наркотики и алкоголь, спекулянты. Потребительски настроенных мо­лодых людей они считали тормозом общественного развития. Основная масса «оптимистов» (а они были малочисленны) — студенты.

Пацифисты группировки молодежи (старшеклассники, студен­ты младших курсов гуманитарных вузов), объединенные пацифистски­ми взглядами на борьбу за мир, против угрозы войны, негативным отно­шением к службе в армии.

Политически наивные взгляды и пренебрежение к коммунистичес­кой идеологии, моральная незрелость и потребительский подход к жиз­ни — важные отличительные признаки этой группы.

Волосатые — группировка, объединявшая молодых людей, инте­ресующихся современной музыкой и «стремлением делать добро»

 

(обычно это добро распространялось на подобных себе или молодых людей, не сумевших наладить нормальные отношения с родителями, сверстниками).

Политические взгляды членов этой группировки отличались наивно­стью, пацифизмом. Довольно примитивны и их суждения о причинах зла в общественной жизни, об экономических и правовых проблемах.

Обычно их интересы ограничивались различными направления­ми современной музыки, проблемами творческой деятельности в сфе­ре искусства (здесь они обнаруживали неплохие знания и нестандарт­ное мышление).

Панки группировки молодежи, объединенные целью (по их сло­вам) «протеста против существующих меркантильных отношений в об­ществе». Это — декларируемая цель, о которой панки любят много и долго говорить, приводя примеры черствости, бюрократизма, расчетли­вости в человеческих отношениях, непонимания их родителями и т. п. Реальной целью является самоутверждение в среде себе подобных пу­тем резкого отрицания общепринятого. Панки появились в СССР, как и везде, в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в., и, хотя их всегда было очень мало, они продолжают существовать и поныне. Панки стараются под­держивать свой образ жизни, отвергая общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стараются уйти от военной службы, стре­мятся избегать стабильной семейной жизни. Большинство из них про­поведует политику анархии. Правда, довольно часто они понимают под этим не больше, чем стремление избежать службы в армии, отказ от про­должения образования, игнорирование формальных видов активности (вступление в комсомол) и право выпивать столько, сколько им хочет­ся. Панки представляют собой разные группировки — от «левых» до «правых» взглядов их членов.

Общее отличие панков — низкий уровень трудолюбия, негативное отношение к труду, социальный паразитизм, поверхностная начитан­ность, крайне высокое мнение о своих творческих способностях. «Ле­вые» и «умеренные» (если можно так сказать) группировки панков стре­мятся «личным» примером «бескорыстных отношений» утверждать эти­ку будущего, «правые» исповедовали милитаристские (а иногда и наци­стские) взгляды, агрессивные по отношению к институтам советского общества, органам власти. В эти группировки могли входить и отвер­женные за экстремизм члены других неформальных организаций моло­дежи. «Суперменство» — сильная личность, пренебрегающая интереса­ми других, экстремизм и агрессивность — такова характеристика «пра­вых». В их среде можно выделить «элиту» (дети обеспеченных родите-

 

лей, выпускники специализированных языковых школ и т. д.), «штур­мовиков» и «сочувствующих» (названия условные). Это группировки противоправно настроенных молодых людей, способных на преступле­ния против личности. В среде панков обычным является алкоголизм и употребление наркотиков всех видов.

Большинство членов групп панков — старшеклассники, учащиеся ПТУ, имелись студенты младших курсов гуманитарных вузов. Были среди них нигде не работающие и не учащиеся молодые люди.

Внешний вид панков отражал их отрицание общепринятых норм, стремление эпатировать окружающих, подчеркнуть свое «инакомыслие», «избранность»: немыслимые костюмы, прически, огромные булавки, бельевые прищепки, несуразная бижутерия и т. д.

Мажоры — группы лиц, объединенных идеей жить по западному образцу — «делать деньги», фарцовщиков. Все группировки «мажоров» отличали интересы и взгляды, которые нельзя назвать иначе, как аполи­тичными, аморальными, противоправными. Среди «мажоров» выделя­ются группы «американцев», «французов», «румын», «деловых» и «со-лидняков».

«Американцы», «французы», «финны» и «румыны» — это фарцов­щики, предпочитавшие одежду, выпускаемую в соответствующей стра­не (США, Франция, Финляндия, Румыния). Они хорошо разбирались в этой одежде, знали стиль различных фирм, часто владели 2-3 иност­ранными языками на разговорном уровне. Основная масса — учащиеся ПТУ, старшеклассники.

«Деловые» группировка более «высокого ранга» спекулянтов иностранной продукцией. Среди них тусовалось много молодежи, зани­мающейся спортом (карате, самбо и т. п.), но не было лиц, употребляю­щих наркотики.

«Солидняки» — это элита фарцовщиков, люди, которые позволяли себе одеваться в самое дорогое. Их идеал — бизнесмен капиталистичес­кого государства, буржуазный образ жизни со всеми его «прелестями», которые можно приобрести за деньги. «Солидняки» были переродив­шимися молодыми людьми, отрицающими все советское.

Рокеры группировка молодежи, объединенной любовью к техни­ке и с антиобщественной направленностью поведения. Другое ее назва­ние — «ночные всадники». Рокеры — самая «крутая» тусовка в Москве и Санкт-Петербурге. Они — любители рок-музыки и мотоциклов. Боль­ше всего -они любят собираться ночью и кататься по городу. Их стиль, распространившийся сейчас практически везде, — это кожаная куртка, кожаные брюки, бандана и специфические сапоги (казаки). Поскольку

 

стиль рокеров уже становится распространенным, сейчас самые крутые рокеры, которым часто уже 25 лет и старше, стали собирать свои банды или группировки в стиле американских байкерских группировок. Это часто аполитичные и морально распущенные молодые люди с низким уровнем духовных интересов, общей культуры. Для вступления в эту группировку необходимо было мастерское вождение мотоцикла, готов­ность нарушать правила дорожного движения и скрываться от работни­ков ГАИ. Некоторые «рокеры» не останавливались перед хищением ав­томашин, мотоциклов, бензина.

Гопники — это общее слово для формы молодежной культуры, ко­торая больше всего распространена в провинциальных городах, в при­городах, на окраинах больших городов и республиканских столиц. Сло­во «урла» употребляется обычно центрально тусующимися молодыми людьми как общее название молодежи гопнического типа, т. е. «дере­венские, провинциальные, некультурные люди».

Широкоштанники обычно ассоциируются с поволжскими города­ми. Они относятся враждебно к молодым людям из столичных и пре­стижных городов, ездят туда на «гастроли», чтобы «разбираться», осо­бенно с молодыми людьми, модно и по-западному одетыми. Сами они сознательно ходят в стиле провинциалов — мальчики в широких шта­нах, девочки в длинных юбках.

Качки это молодые люди, которые настроены практически так же, как и широкоштанники, но которые больше всего любят «качаться» (речь идет о подобии бодибилдинга); раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных в подвалах. Самые из­вестные качки в начале 90-х гг. XX в. — люберы.

Бизнесмены (сейчас их называют «новые русские»). Все больше и больше молодых людей проводят свое свободное время так, чтобы де­лать деньги. Раньше можно было их определить, «вычислить» по видам и серьезности спекуляции, но введение так называемых «рыночных от­ношений» привело к тому, что сегодня называть это особым «образом жизни» молодежи было бы неправильно. Тем более, что со временем люди из этих групп становятся или обыкновенными бизнесменами, или преступниками.

Деляги — группировки молодежи, объединенные симпатией к «блат­ной» жизни. Они стремились копировать преступный элемент и в обра­зе жизни, и в одежде (кирзовые сапоги, ватники и т. д.).

Уличные — стихийно сложившиеся группировки подростков, юно­шей и девушек, с предельно низким уровнем общего развития, объеди­няющихся на почве токсикомании, пьянства и сексуальной распущен-

 

ности. Среди них имелись лица и с психическими аномалиями. Как пра­вило, это были дети из крайне неблагополучных семей.

В 80-е гг. XX в. впервые в СССР возникают молодежные группи­ровки футбольных фанатов тех или иных команд. Особой привержен­ностью, граничащей с фанатизмом, отличались поклонники футболь­ных клубов «Спартак», «ЦСКА» и др. Между ними часто возникали драки, которые прекращались вмешательством крупных контингентов милиции.

В конце 80-х гг. XX в. общественное сознание населения многих крупных городов Советского Союза поразило известие о наличии в стра­не неофашистских молодежных группировок, так называемых «фашиков», которые заявили о себе рисунками свастики на стенах домов и подъездов. Подростки и юноши, самоорганизовавшись, стали «играть» в социал-националистическую партию, заводить «личные дела», писать друг на друга характеристики в духе кинофильма «Семнадцать мгнове­ний весны», устраивали друг другу испытания на смелость и жестокость. Группами ездили в окрестности Ленинграда, вели раскопки, находили фашистское оружие, знаки отличия. Затем они начали изготавливать предметы нацистской символики, из формы ПТУ стали шить эсэсовс­кие мундиры и фотографироваться в них, а в Ленинграде даже расхажи­вали в эсэсовской форме по Невскому проспекту, что приводило к инци­дентам и потасовкам с ветеранами Великой Отечественной войны. Для молодежи был выпущен специальный значок со свастикой и надписью «особо модно».

К сожалению, официальные СМИ замалчивали данное явление, а органы ВЛКСМ не утруждали себя откровенным разговором с «фашиками». Это в конечном итоге привело к тому, что ленинградские «фашики» из молодежной группировки организовались в 1988 г. в так называ­емую партию «NF — национальный фронт».

«Национальный фронт» открыто призывал к использованию наци­онал-социалистической идеологии в целях сохранения русской нации, необходимости стерилизации неполноценных народов, решения жилищ­ной проблемы за счет выселения всех «черных» и т. д. и т. п. Один из «фашиков» по имени Мирон писал (См. Неделя, 1989. № 5. С. 14): «Мо­лодежь не хочет больше жить под красным знаменем, потому что это не жизнь, а существование, что видно на примере отцов, и поэтому моло­дежь становится под другие знамена, порой даже не зная толком, к чему они призывают. Для молодых важно одно — они Против». Лучшей ре­комендацией для вступления в NF стало следование принципу: «жесто­кость — врожденное качество человека».

 

«Фашики» не только играли, но и действовали. В Ленинграде, на­пример, (См. Неделя, 1989. № 15. С. 15) «фашики» избивали пожилых людей, носящих медали и ордена, врывались в студенческие общежития и издевались над девушками, а один из них, одетый в черную эсэсовс­кую форму, вооруженный немецким карабином, в лесу под Ленингра­дом убил грибника. В ПТУ «фашики» срывали с первокурсников ком­сомольские значки, оскверняли мемориалы погибших в годы Великой Отечественной войны. Потрясшие ленинградцев преступления членов NF по кличке «Пауль» и «Борман» суд исследовал только как изнасило­вание и истязание, не указав на принадлежность обвиняемых к «Нацио­нальному фронту».

В Советском Союзе официальные структуры, да и общественное сознание, не могли даже допустить, что в стране, познавшей все ужасы фашизма, могли у кого-то возникнуть национал-социалистические взгля­ды. Но партийные функционеры, видимо, забыли предупреждение Ге­оргия Димитрова, коммуниста, отвалено принявшего вызов, брошенный элитой нацизма, и выигравшего судебный процесс в полемике с ними. В ходе судебного процесса он заявил, что силу идеологической заразы фа­шизма мы ни в коем случае не должны недооценивать, ибо фашизм не только разжигает укоренившиеся в массах предрассудки, но и играет на лучших чувствах масс, на чувстве справедливости и иногда даже на их революционных традициях.

Невнимание советских властей к «фашикам» в постсоветской Рос­сии привело к возникновению подлинно националистической партии РНЕ и массовых молодежных группировок «бритоголовых» скинхедов.

Таким образом, социально-экономическое, политическое и духов­ное развитие социалистического общества породило целый ряд социаль­но-демографических и социально-психологических причин, ставших источником самоорганизации молодежи. К социально-демографичес­ким причинам можно отнести: возросшие социальные запросы; повы­шенную информированность; развитую интеллектуальную сферу; мень­шую романтичность и большую прагматичность и заряженность на дей­ствия молодых людей 80-х гг. XX в.; уменьшение роли семьи и возмож­ности школы в воспитании подрастающего поколения; создание обшир­ной сети ПТУ, объединившей одновозрастные (преимущественно юно­шеские) группы молодежи, приехавшей из сельских районов, провин­циальных городов или других местностей, «вырванной из привычного образа жизни»; увеличение периода «детства» в связи с разрывом воз­раста физиологического и социального созревания; повышение матери­ального благосостояния семей и информированности молодежи, что при-

 

водило к расширению возможности выбора форм поведения, внешнего оформления, проведения досуга, стиля жизни и т. п. Важным источни­ком возникновения неформальных группировок стали и социально-пси­хологические причины: стремление к самовыражению, стихийно-груп­повому общению, потребности в социальной защищенности, в членстве в референтной группе, мода на принадлежность к той или иной группе при жестком противопоставлении «мы» и «они» и др.

Кроме этого, непривычность внешнего оформления принадлежно­сти к группировке, его вычурность и экзотичность чаще являлись осно­ванием для негативной оценки деятельности этих групп и порождали запретительные реакции на них со стороны власти.

Таковы в общих чертах неформальные группировки в СССР 80-х гг. XX в. Отношение к ним официальных структур определил XX съезд ВЛКСМ: «Центральный комитет комсомола призывает комсомольских работников не раздувать ажиотаж вокруг тех или иных звучных ярлыков, определять отношение к подобным группам по мотивам и результатам их деятельности, а не по манере одеваться и галантерейным пристрастиям. Давайте будем не упражняться в сарказме на трибунах, в прессе, в кулуа­рах, а вести конкретный диалог с молодежью, помогая здоровым началам и изживая уродливые, чуждые социалистическому образу жизни явления».

 

9.2. Процессы самоорганизации молодежи в конце XX — начале XXI вв.

 

Новый этап самоорганизации молодежи в стране начался с приня­тием Закона СССР «Об общественных объединениях» в 1990 г. Феде­ральный закон создал условия для развития молодежного движения в нашей стране, и уже в 1991-1992 гг. было создано несколько сотен мо­лодежных и детских объединений.

В 1991 г. ВЛКСМ заявил о своем самороспуске. Правопреемником комсомола стал Российский союз молодежи (РСМ) — одна из наиболее крупных молодежных организаций в России в настоящее время. Из структур ВЛКСМ были также созданы Ассоциация учащейся молоде­жи «Содружество», Союз сельской молодежи, Союз молодежных жи­лищных кооперативов России и ряд других организаций. Всесоюзная пионерская организация преобразовалась в Федерацию детских орга­низаций. На уровне субъектов Федерации, а также местном уровне быв­шие комсомольские организации преобразовались в новые молодежные объединения, хотя в большинстве случаев они прекратили свое суще­ствование к середине 90-х годов.

Существующая в настоящее время нормативно-правовая база, ре­гулирующая организацию и деятельность общественных объединений, стала основой реального образования в России (наряду с органами вла­сти и бизнесом) так называемого «третьего сектора» — сферы неком­мерческих организаций (НКО).

Действующее законодательство Российской Федерации рассматри­вает молодежные объединения как разновидность общественных объе­динений, один из видов НКО. Вопросы создания, регистрации и дея­тельности общественных объединений регулируются Законом Россий­ской Федерации «Об общественных объединениях» (принят 19 мая 1995 г., № 82-ФЗ).

В соответствии с указанным законом под общественным объеди­нением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).

Законом РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) установле­ны следующие организационно-правовые формы общественных объе­динений:

• общественная организация;

• общественное движение;

• общественный фонд;

• общественное учреждение;

• орган общественной самодеятельности.

Общественные объединения действуют на принципах добровольно­сти, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в опреде­лении структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятель­ность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Общественные объединения являются одним из видов некоммер­ческих организаций, поэтому на них распространяются положения За­кона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ). Общественное объединение вправе занимать­ся предпринимательской деятельностью, иметь в собственности имуще­ство, в том числе основные средства, но должно использовать получен­ную прибыль для достижения уставных целей.

Молодежные и детские общественные объединения имеют особое место в действующем законодательстве России. Закон Российской Фе­дерации «Об общественных объединениях» (ст. 19) вводит понятия мо­лодежных и детских общественных объединений, устанавливая их от-

 

личие по допустимому возрасту учредителей, а также членов и участни­ков. Если в целом учредителями, членами или участниками обществен­ного объединения могут быть лица, достигшие 18 лет, то для молодеж­ных объединений граница эта установлена в 14 лет, а для детских объе­динений — в 10 лет.

В 1995 г. принят Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объе­динений» (от 28 июня 1995 г., № 98-ФЗ), установивший принципы го­сударственной поддержки молодежных и детских общественных объе­динений. Указанный закон не распространяется на молодежные и детс­кие коммерческие и религиозные организации, профессиональные со­юзы и организации, созданные политическими партиями.

Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в ус­тановленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой:

• молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся для удовлетворения духовных и иных нематериаль­ных потребностей, социального становления и развития чле­нов объединения, защиты своих прав и свобод;

• детским объединениям, в которые входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для удовлетворе­ния интересов, развития творческих способностей и социаль­ного становления своих членов и защиты своих прав и свобод. Государственная поддержка международных, общероссийских и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляет­ся при соблюдении ими двух условий:

• объединение является юридическим лицом и действует не менее 1 года с момента государственной регистрации;

• в объединении насчитывается не менее 3000 членов либо заявленный для финансирования проект (программа), который предус­матривает оказание социальных услуг не менее чем для 3000 детей и (или) молодых граждан.

Формы государственной поддержки, установленные этим Феде­ральным законом, весьма разнообразны и включают:

• информационное обеспечение и подготовку кадров молодежных и детских объединений;

• предоставление льгот молодежным и детским объединениям;

• выполнение молодежными и детскими объединениями государственного социального заказа;

• разработку федеральных и межрегиональных программ поддержки молодежных и детских объединений;

 

• государственную поддержку проектов и программ молодежных и

детских объединений (осуществляемую на основании конкур­сов проектов и программ);

• выделение субсидий молодежным и детским объединениям на их уставную деятельность в той или иной сфере (производится пропорционально числу членов объедиргения).

Государственная поддержка в указанных формах оказывается мо­лодежным и детским объединениям, включенным в Федеральный ре­естр молодежных и детских объединений. Кроме того, молодежные и детские объединения имеют право участвовать в определении мер их го­сударственной поддержки, готовить доклады и предложения по вопро­сам реализации детской и молодежной политик, участвовать в подго­товке целевых программ и заседаниях органов исполнительной власти по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Законы о поддержке молодежных и детских объединений, их учас­тии в реализации молодежной политики в последнее время были при­няты во многих субъектах Российской Федерации. В ряде регионов го­сударственная поддержка распространяется также и на организации, оказывающие услуги детям, подросткам и молодежи.

В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 молодеж­ных и детских общественных объединений разного уровня, из них более 100 в качестве общероссийских и межрегиональных. Однако на практи­ке действует не более одной трети. Молодежные объединения создают­ся, как правило, в форме общественных организаций. На местном уров­не нередко встречаются молодежные органы общественного самоуправ­ления (студенческие советы, советы общежитий), которые (как прави­ло) не регистрируются. Иногда молодежные организации выступают составной частью более крупных общественных объединений — поли­тических партий и движений, предвыборных блоков, профессиональных союзов и религиозных объединений.

По своей направленности молодежные организации можно разде­лить на следующие категории:

• студенческие,

• детские,

• общественно-политические, в том числе молодежные организации политических партий,

• спортивные,

• культурно-просветительные и религиозные,

• организации социальной направленности, молодых инвалидов.

 

По источникам возникновения молодежные и детские организации можно классифицировать следующим образом:

• организации, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших организаций, прежде всего комсомола, пи­онерской организации и профсоюзов;

• организации, созданные как подразделения международных и общероссийских объединений и движений (к этой же категории можно отнести молодежные организации при партиях);

• новые молодежные организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов; это могут быть инициативные молодежные объединения, созданные самими молодыми людь­ми, или организации, создаваемые «сверху» чиновниками или педагогами для работы с молодежью («из педагогических со­ображений»).

Численность членов молодежных и детских организаций сложно оценить из-за отсутствия официальной статистики. Многие организа­ции, вопреки Федеральному закону «Об общественных объединениях», используют практику «ассоциированного» членства, не собирают член­ские взносы и не ведут учет. Некоторые организации формально вклю­чают в члены всех, кто пользуется ее услугами (например, посещает кружки или секции). В этом случае сами члены часто не подозревают о своем членстве. Возможно, что с повсеместным введением реестра по­явятся более точные сведения. Самой крупной организацией является, на наш взгляд, Российская ассоциация профсоюзных организаций сту­дентов (РАПОС), представленная во всех регионах, имеющих высшие учебные заведения. Например, Санкт-Петербургская федерация студен­ческих профсоюзов (СПАС) объединяет около 140 тыс. студентов вузов и средне-специальных учебных заведений города. Самые же маленькие организации насчитывают нередко не более десятка членов.

По оценкам экспертов, общее количество членов молодежных и дет­ских общественных организаций (без студенческих профсоюзов) состав­ляет порядка 2-3% от числа молодых людей в возрасте 14-29 лет. Экс­перты из числа лидеров молодежных организаций называют более оп­тимистические данные — около 5%, но эта цифра представляется завы­шенной. В любом случае, можно утверждать, что подавляющее большин­ство юношей и девушек не охвачены никакими молодежными организа­циями (в отличие от ситуации 80-х - начала 90-х гг. XX в., когда «комсо­мольская прослойка» составляла 70-80% молодежи соответствующего возраста). Тем не менее нельзя преуменьшать роль молодежных обще­ственных организаций. Они объединяют наиболее социально активную

 

часть молодежи. По данным социологических исследований, более по­ловины молодых людей «сл







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1735. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.054 сек.) русская версия | украинская версия