Студопедия — Примеры шизоидных переживаний
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примеры шизоидных переживаний






 

Один талантливый, но очень своеобразный и малокон­тактный музыкант жил в очень тяжелых финансовых условиях. При посредничестве своего знакомого он по­лучил хорошо оплачиваемое место, соответствующее его интересам, что означало для него существенную помощь. В день, когда он должен был прийти на новое место и выразить свое согласие на новую работу, он засомне­вался в принятии решения и утратил свой шанс. Для себя он аргументировал такое поведение тем, что его друг своим предложением продемонстрировал свое пре­восходство и, использовав бросающееся в глаза плачев­ное положение нашего музыканта, быть может, даже руководствовался гомосексуальными мотивами. Вместо того чтобы принять доброжелательное предложение, он испытывал страх стать обязанным своему другу и быть зависимым от него. Он должен был самому себе объяс нять, что его друг руководствовался сомнительными мотивами.

Более глубокое объяснение этого малопонятного поведения заключается в том, что музыкант подвер­гал своего друга своеобразному испытанию: если такое мое поведение его не испугает, то это означа­ет, что он не оставит меня в беде и его намерения достаточно серьезны.

Это делает более понятным тот порочный круг, ту безысходность, которая приносит новый опыт человеку: кто может дать гарантию, что можно ве­рить симпатии данного человека? И, с другой сто­роны, кто готов отказаться от такого рода требований и полностью понять первоосновы и обусловленность каждого конкретного поступка? На эти вопросы не может ответить ни один мудрец во всем мире.

Ситуация для этого человека тем более осложня­лась, что он желал, чтобы знакомый не оставлял его, несмотря на такое поведение. В одном случае он должен корригировать свое мнение относительно этого человека и вынужден ему доверять, к чему он вряд ли стремится. В другом случае его мнение о том, что этот человек недостоин доверия, подкрепляются, и он остается в гордом одиночестве со своим презре­нием к людям, что удобно для него.

Этот музыкант часто менял подруг, которых ос­тавлял под различными предлогами — у одной ему не нравились манеры, у другой — ножки, у тре­тьей — уровень образования: с ней не о чем было говорить, — каждый раз обосновывая свой страх перед связью, а также потребность в защите.

Когда ему намекали, что у него есть внебрачные дети, он всячески увертывался от такого рода напоминаний и намеков как от проявления назойливости.

Вот другой пример такого рода личностной струк­туры.

Один мужчина, достигнув среднего возраста, по-преж­нему мучительно переживал свое аутсайдерство. Он ис­пытывал чувство, что никому не нужен, что посто­ронние либо отвергают его, либо насмехаются над ним.

Он страдал от этого, такое чувство делало его неуверен­ным, наносило ущерб его карьере, он ощущал, что люди враждебно к нему относятся, их присутствие создает “внешнюю тяжесть и преграду” для его действий, а его ответные реакции по типу рокового или порочного кру­га лишь затрудняют его общение с окружающими.

Его поведение отличалось порывистостью, казалось совершенно немотивированным и грубым, ироничным и оскорбительным по отношению к начальнику, рез­ким и необоснованным по отношению к коллегам, его одежда и образ жизни так отличались от общепринятых, то большинство сторонилось его и предпочитало не иметь с ним ничего общего

Увеличивающееся дистанцирование и одиночество такой человек проецирует на окружающих и, в осо­бенности, чаще всего на тех, кто ищет взаимно­сти или заботится о нем. С другой стороны, окружа­ющие склонны бессознательно проецировать на него часть своих душевных проблем, связанных с прояв­лениями враждебности, непривычности и неинтегрированности. Постепенно он все больше и больше становится белой вороной и козлом отпущения для коллектива, в котором живет и работает. Ему непо­нятно, почему большинство коллег так неприветли­вы, хотя он прилагает усилия, чтобы понять причи­ну такого отчуждения. У него создается впечатление, что о нем распространяются слухи — может быть, о том, что у него “не все в порядке с головой”, воз­можно, о его сексуальной неполноценности или по­литической неблагонадежности. Короче говоря, его подозревают в чем-то, о чем он не знает. Он бессоз­нательно проецирует на людей свои собственные не­переработанные проблемы. Никто из посторонних об этом не высказывается, он испытывает только возра­стающее, непонятное для него дистанцирование от других, он воспринимает их недоверчивые взгляды или понимающее перемигивание друг с другом, значение которого он не может понять. Короче говоря, с обеих сторон возникает такое раскручивание ситуации, такой заколдованный круг возрастающего непонимания, ко­торый невозможно разорвать.

Биографические основы другого шизоида я хочу обрисовать более широко, исходя из того, что ростки будущих трудностей в контактах имеются у каждого шизоида, хотя он не может самостоятельно увидеть и правильно оценить их, воспринимая как загадочные и фатальные.

Он происходит из необычной семьи. Его отец был писа­телем, описывающим путешествия, очень известным во время раннего детства своего единственного сына. Он зарабатывал много денег и жил на широкую ногу в ат­мосфере шумного праздника. Его мать целиком вошла в эту великосветскую жизнь и не уделяла своему ребенку достаточно времени и внимания, не проявляя по отно­шению к нему ни глубокого понимания, ни подлинно­го интереса и любви С раннего возраста он находился на попечении няни, а затем за ним ухаживал черноко­жий слуга. Он вспоминал позднее, что оба относились к нему доброжелательно. Когда ему исполнилось пять лет, родители развелись, и с тех пор трудно было гово­рить о постоянном и устойчивом окружении ребенка, так как родители, придерживаясь новомодных представ­лений о свободе, много раз меняли партнеров. Он оста­вался с отцом, и ему сначала без всяких комментариев сообщили, что его мама “будет отсутствовать длитель­ное время”. Вскоре после этого к нему на короткое вре­мя заглянула мать Лишь позднее он узнал, что она около двух лет лечилась в нервной клинике от душевного заболевания. Мы можем, следовательно, предполагать, что с тех пор она не была психически здоровой. Отец после развода женился на сестре матери. Это был его третий брак. Мачеха ненавидела свою сестру, которая была привязана к своему прежнему дому. Позже, когда нашему пациенту исполнилось 15 лет, мачеха покончи­ла с собой. Вскоре его отец женился в четвертый раз.

В такой среде рос господин X. Он всегда чувствовал себя лишним (“как пятое колесо в телеге”), никто все­рьез не заботился о нем, никому по-настоящему не было до него дела, он рано испытал чувство, что никому не нужен, является помехой и, в конечном счете, неже­ланным. Все это усиливалось следующими обстоятель­ствами. родительский дом располагался за чертой города на холме, в малонаселенной местности, вследствие чего подросток не имел товарищей для совместных игр и вре­мяпрепровождения. Отец, человек очень своеобразный, много пил и придерживался особого жизненного стгиля: он превратил день в ночь, работал только по ночам, так как в это время никто не мог ему мешать, и спал днем, так что сын почти никогда не попадался ему на глаза; кроме того, он неделями путешествовал. Он пре­небрегал сложившимися в обществе порядками, считая, что они созданы для дураков и слабоумных. Когда, сын достиг школьного возраста, он не был послан в шко­лу — родители предпочли частное образование в виде менявшихся домашних учителей. Лишь в 10 лет начался процесс систематического обучения в школе. Проблема контактов возникла после следующей малоудивитель­ной истории. Он не имел буквально никакого опыта об­щения со сверстниками, так как никогда не бывал в их обществе. С чувством неуверенности искал он такую роль в классе, чтобы с ее помощью укрыться и защитить себя. Так вышло, что в некоторых ситуациях он непроизвольно выглядел комично, что вызывало симпатию и доброже­лательный смех сверстников, так он впервые выступил в роли классного клоуна. Позднее за ним закрепилось прозвище “полоумный”. Он привлекал к себе симпатии своих товарищей тем, что по любому поводу иронизировал, высмеивал учителей, оставаясь равнодушным к предостережениям и наказаниям; он часто прогуливал и отлынивал от занятий. Его отец воспринимал такое поведение скорее с удовольствием, что расценивалось как проявление столь редкой со стороны отца симпа­тии — отец был горд тем, что его сын, так же как и он сам, уклоняется от соблюдения общепринятого порядка.

Дружеский контакт, столь желательный для него, не был продолжительным, так как посторонние воспринимали его, несмотря на интерес к нему, как забавного аутсайдера.

С 12 лет началось то, что он позднее стал называть “большой болезнью”, — скудость и блеклость чувств, предрасположенность к болезням. Он связывал это с тем, что мачеха освободила его от всяких физических усилий и занятий спортом из-за якобы “больного сердца и по­тому, что он слишком быстро рос”. В результате, между прочим, выяснилось, что он не способен к нормально­ му физическому развитию, что его телесные недостатки не дают ему возможности чувствовать себя здоровым и естественным. Возникла характерная связь между его заторможенностью и телесной неловкостью, что затруд­ няло возможные контакты, телесную близость и здоро вое соперничество со сверстниками. Мачеха, скрывая за чрезмерной заботливостью антипатию, таскала его от одного врача к другому. Он должен был длительное вре­мя безо всяких на то оснований лежать в постели. Врачи принимали участие в этой игре и в конце концов диаг­ностировали у него латентный туберкулез легких. Вслед­ствие этого он более двух лет был ограничен пределами своей комнаты и длительное время проводил в постели.

В этот период он перечитал множество книг без всякого выбора, все, что попадалось под руку из богатой от­цовской библиотеки. Однажды во время лечения он очень метко сформулировал свои особенности: “Я эмо­ционально на 10 лет моложе, чем интеллектуально”, — и это типичное характеризующее шизоидов изречение. “Я не знаю, присуща ли мне гетеро- или гомосексуаль­ность” — вот другое определение, данное им самому себе и являющееся выражением неуверенности в своей половой восприимчивости

После 14 лет он снова стал посещать школу, и эта вторая попытка в отношении установления контактов была столь же несчастливой, как и первая. Два года изо­ляции без партнера в период пубертата, когда он пере­живал свое отторжение от сверстников и был предос­тавлен собственной фантазии, само собой разумеется, отбросили назад его эмоциональное развитие и усугу­били трудности в общении. Снова он чувствовал себя среди других инородным телом — он пришел как нови­чок в классный коллектив, отношения в котором скла­дывались годами.

На вопрос в анкете, касающийся выбора желатель­ной в будущем профессии, 15-летний юноша ответил: “профессиональный курильщик”. Не стоит обижаться на эту самоиронию, а нужно видеть за ней не только бес­помощность и тяжелое положение подростка, но и сиг­нал бедствия, обращенный к окружению. В школьные годы он встречал различные общества и товарищества, но чувствовал себя полностью несостоятельным для вступления в них, хотя и предпринимал мужественные попытки проявить себя и не уступать сверстникам. Же­лание быть таким же, как и другие, послужило основа­нием для того, чтобы добровольно пойти на службу в армию, где он прослыл чудаком из-за своей неловкости и был предметом добродушных насмешек.

После армии он продолжил обучение, изучая исто­рию, языки и литературу. После окончания обучения он избрал специальность учителя и зарекомендовал себя весьма сведущим специалистом, странным и замкну­тым, чей кругозор ограничивался книгами и домом. Уче­ники ценили его глубокие познания и снисходительно относились к его слабостям.

В 24 года он женился (правильней было бы сказать-“его женили”). Жена очень быстро поняла, что книги и процесс обучения интересуют его гораздо больше, чем она. Он не понимал, что предоставлял ей все возможно­сти для измены, но, с другой стороны, был разочаро­ван тем, как убог ее духовный мир, узки и ограничен­ны ее интересы. Вскоре этот юный брак распался из-за взаимной измены. С его стороны это были гомосексуальные переживания, сопровождавшиеся тяжелым чувством вины и идеями преследования в рамках по­граничных реакций, потребовавших психотерапевти­ческого лечения.

Приведенная биография содержит некоторые типичные основы жизненной истории шизоидного развития: полная оторванность от реальной жизни, эмоциональная неразвитость, нерегулярная и непра­вильная связь с личностями, от которых ребенок зависит с самого начала своего существования, де­фицит телесной близости и понимания со стороны тех, кто заботится о ребенке. Отстраненность или отказ взрослых от руководства ребенком, состояние одиночества при прохождении существенных сту­пеней развития, недостаток контактов и общих со сверстниками переживаний, слабая взаимосвязь с группой, с обществом, неудовлетворительные ус­ловия для развития эмоциональности и доверитель­ности — все это создает пропасть между шизоидами и окружающими их людьми, дефицит практичес­кого жизненного опыта, что всегда вызывает замк­нутость на себе самом и снижение внешней реак­тивности и вынуждает таких людей исполнять роль аутсайдеров.

Эти качества являются основой для возникнове­ния одной из основных форм страха — страха перед самоотдачей и близостью, служащего источником для соответствующего импульса повышения само­оценки и автаркии (самоудовлетворенности) как единственной возможности самосохранения. Таким образом, собственное одиночество по необходимо­сти становится для шизоида единственным мери­лом добродетели. Это может достигать экстремаль­ных форм в виде ожесточенной враждебности ко всеми ко всему, презрения к людям, цинизма и ниги­лизма. Между тем, за этим отрицанием и попыткой укрыться от страха может стоять глубокое стремле­ние к близости, доверию, любви и взаимности. Мы должны также понять, что такого рода развитие может легко привести к асоциальным и криминаль­ным действиям, которые иногда становятся разре­шающим внутренний конфликт механизмом. Рост поведенческих отклонений шизоидов от первона­чальной недоверчивости через уклончивость, ин­дифферентность и холодность к ненависти и пре­зрению к людям является в большинстве случаев реакцией на опыт взаимоотношений шизоидов с окружающим миром, т. е. следствием описанного выше порочного круга.

Вот еще один короткий пример самоописания недостаточности эмоциональных контактов и попыт­ки заменить их рациональным путем, метко опи­санный одним шизоидным пациентом, который сказал: “У меня такое впечатление, что если другие дают реакцию на что-то, исходя из своих чувств, то у меня этот процесс носит расщепленный характер”. Исключительность данного описания состоит в том, что шизоид свою неспособность к эмоциональным связям заменяет рациональным бодрствованием и радароподобной чувствительностью смысловых и мыслительных органов, что он называет “процессом расщепления”.

Трудности и конфликты, которые шизоиды не могут преодолеть, переводятся в соматические симп­томы; при этом соответствующая проблематика, от­носящаяся к органам чувств и органам, осуществля­ющим контакты, заменяется на признаки поражения кожи и дыхания в форме экзематозных и астмоидных

расстройств, иногда встречающихся уже в раннем возрасте.

Кожа есть орган, отграничивающий нас от внеш­него мира, и если внешний мир вызывает бес­покойство, отражающее у шизоидов трудности их контактов, то это проявляется в преходящих крово­течениях, псориазе, потливости и пр.

 

Дополнительные соображения

 

Мы можем снова констатировать, что переживания шизоидов, именуемых также “расщепленными людь­ми”, в высокой степени определяются разрывом между душевной впечатлительностью, побуждения­ми и реакциями. Прежде всего, их витальные им­пульсы изолированы и отщеплены от чувственных переживаний. Иначе говоря, им не дается интегра­ция различных уровней чувственных и личностных слоев в едином, сплавленном переживании. Между рассудком и чувством, между рациональным и эмо­циональным у них существует большое различие в степени зрелости этих функций; течение чувств и опыт осознания одновременно тянут в разные сто­роны, не разрешаясь единым переживанием. В связи с тем, что они с ранних лет вынуждены руководство­ваться разумом и склонностью к абстрактным пред­ставлениям, они не способны в достаточной степе­ни обучиться эмоциональному ориентированию и не располагают достаточной эмоциональной нюансировкой. Шизоиды знакомы, преимущественно, с примитивными предформами чувств — аффектами, для них характерно обеднение палитры выразительности средних, умеренных тонов и разделение мира лишь на черное и белое. Следствием этого является выпадение из системы эмоциональных межчеловеческих связей.

Для защиты от страха перед близостью шизоиды стремятся достичь максимально возможной независимости. Вместе со склонностью к автаркии и уклонением от контактов, составляющих окружение шизоида, это, естественно, связано с усилением эгоцентризма, требующего все большей и большей изоляции. Понятно, что у таких людей велика интенсивность страхов, все более усиливающихся вследствие изоляции и одиночества. Прежде всего, речь идет о страхе сойти с ума, степень которого может стать непереносимой. В нем отражается переживание шизоидом того, что он может перестать существовать как самость, и его незащищенность в этом мире. Один такой пациент сказал однажды: “Страх — это единственная реальность, которую я знаю”. Он характеризовал свой страх не только как боязнь чего-то определенного, конкретного, имеющего границы и очертания, но и как тотальное, охватывающее все его существо переживание. А вот другое высказы­вание: “Я не знаю страха. Вероятно, во мне есть страх, но этот страх не есть мое „Я"”. Этот пациент полнос­тью дистанцируется от своего страха, ему кажется, что страха нет больше в его сознании, но мы можем себе представить, насколько изменчиво это состоя­ние и как легко “Я” может быть заполнено таким от­щепленным от осознания страхом.

Выше уже говорилось о попытках облегчить пе­реживания страха. Когда человек не может решить, чего же он боится — вмешательства посторонних или сумасшествия, когда его слабость и беззащитность нарастают во времени, он не может выдержать это состояние. В таких случаях разрушительный страх мо­жет привести к психозу как последней отчаянной по­пытке уйти от страха. Можно предположить, что су­масшествие (нем. verruckt, ver-ruckt, “бегство от”) есть в реальном масштабе избегание или спасение путем бегства в ирреальный мир, где больной чув­ствует себя здоровым, а внешний мир представляется ему больным (что в иных случаях соответствует действительности). Попытки избежать переноса сво­его страха на объекты внешнего мира, преодолеть или устранить страх не помогают избежать его.

С ростом аутизма шизоиды все больше утрачива­ют интерес к окружающему миру и людям и расце­нивают события, связанные с утратой объекта (т. е. с утратой лица, к которому они испытывали особую привязанность), как катастрофу. Так как их заинте­ресованное участие в мире минимально, а их склон­ности направлены вовнутрь, это приводит к обед­нению окружающего мира и его обесцениванию. Такое восприятие жизни отражено в сновидении одного шизоида: “Я нахожусь на большом кружа­щемся стекле, как на дьявольском колесе; круг дви­жется все быстрее и быстрее, край все ближе и бли­же, и каждый миг может превратить меня в ничто”. Или другой сон: “Передо мной крепость из цемент­ных плит с маленькими смотровыми люками, рас­положенная в песчаной пустыне; крепость хорошо вооружена и снабжена запасом продуктов на целый год; я обитаю в этой крепости один”. Одиночество, отгороженность, защита от страха или потребность в самоудовлетворении — вот в его представлении едва ли не самые прекрасные качества.

“Необитаемый снежный ландшафт; на заднем пла­не несколько склоненных деревьев, на переднем плане — маленькая ванна с теплой водой; я чувствую себя совсем одиноким.” Это сон приснился юноше, который таким образом описал сложившуюся у него жизненную ситуацию.

Он был третьим и последним ребенком, родившимся после возвращения отца с Первой мировой войны. Отец получил ранение в голову, после которого стал чрезвы­чайно упрямым и из-за своей грубости и раздражитель­ности непереносимым для управления крестьянской усадьбой, в которой проживала его семья. Мать была очень старательной и заботливой; она приняла на себя все хлопоты по руководству усадьбой и не имела воз­можности уделять внимание детям — на языке сна это то малое тепло, которое было сосредоточено в ванне по­среди снежной пустыни. Мальчик чувствовал себя очень одиноким и до 12 лет конструировал такую “связь” с матерью: она имела обыкновение вечером, когда он уже лежал в постели, играть на фортепиано; с помощью про­волоки он соединил клавишу с электрической батаре­ей, подключенной к лампе, подвешенной к стене у постели. Лампа загоралась, когда мать во время игры на­жимала на эту клавишу. Подобные психодинамические истоки нередко являются основой изобретений, кото­рые бессознательно корригируют изъяны в пережива­ниях детства, в данном же случае — неудовлетворен­ную потребность в контактах.

Существование шизоида в мире (“In-der-Welt-Sein”) достаточно точно отражается в мечтаниях и сновидениях шизоидов. В одном из таких снов паци­ент, подобно Максиму Горькому, очень рано вы­нужден был пуститься в странствия и зарабатывать себе на жизнь. Когда он, опять же во сне, посетил Толстого, то рассказал ему о сне, в котором на бес­конечной заснеженной русской улице маршировала пара сапог, только сапог. Вряд ли можно более крат­ко и сжато изобразить одиночество.

Отказ от общения с миром и обращение к самому себе постепенно приводит к утрате связи с миром, что сопровождается переживанием страха перед са­моуничтожением и абсолютной пустотой как реали­зацией дьявольского замысла. Часто сновидения и представления, связанные со страхом, у шизоидов приобретают формы апокалиптической мировой ка­тастрофы. Единственное, что может спасти его от уг­розы утраты мира, это существование в условиях оди­ночества.

Проиллюстрируем еще одним примером, к чему приводит страх перед близостью и как обратная сто­рона этого — угроза одиночества. При недоверчивом бодрствовании внимания у шизоидов усиливается бо­лезненная подозрительность, при которой такой че­ловек вынужден вести себя, как говорится, “тише воды, ниже травы”, так как он во всем чувствует опас­ность и в любом безобидном замечании усматривает тревожащие его мотивы.

В моей практике был случай, когда подозритель­ность шизоидного пациента появлялась сразу же пос­ле того, как я намеревался проверить его реакцию на перемены в окружающей среде. Наряду с подозритель­ностью, этот случай показывает, как тонко реагирует настороженный шизоид на изменения в окружающей среде, обращая внимание на то, что не является значи­ мым для других. Все, что направлено на смысловое истолкование происходящего, у них исключительно заострено. В другом случае, когда во время терапевтического занятия несколько раз звякнул телефон, пациент рас­ценил это как специально заказанный мною звонок, чтобы испытать, как он будет реагировать на помехи.

Почти все, что шизоид воспринимает извне, все связи, которые имеют отношение к нему, включая большинство контактов и жизненно важных отно­шений с окружением, интерпретируются и объяс­няются бредовым образом и входят в бредовую структуру, не поддающуюся коррекции. Все, что про­исходит с ним, по его мнению, отнюдь не случай­но, имеет особое значение, которое он пытается постичь.

Можно себе представить, какие страдания и бес­покойство доставляет шизоидам такое отсутствие естественности и непринужденности, когда простой и безобидный вопрос “как поживаете?” вызывает у них подозрение и требует вскрытия таящейся за ним угрозы. Их осторожность и повышенная чувствитель­ность по отношению к внешним контактам столь выражена, что их существование напоминает улитку, готовую в любой момент укрыться в своей рако­вине.

Молодой человек, которому уже неоднократно отказывали в профессиональном трудоустройстве, потерпев очередную неудачу, расценил ее по-бредовому. Он нуждался в социальной помощи, но опирался лишь на самого себя и не пытался получить никакой под­держки и защиты дома, так как считал, что не может ожидать ничего лучшего, чем пинок отцовским сапо­гом, и оставался в том же поселке, где ему отказали в работе, полагая, что “каждый сверчок должен знать свой шесток”.

Он был очень честолюбив, тяжело переживал не­удачи, и ему казалось, что родители имеют право от­толкнуть его за то, что он не может проявить себя так, как другие. Мы многократно пытались понять эту взаимосвязь и старались рассеять его бредовые представления путем реальных испытаний. Однако переживание упомянутой выше неудачи подверглось у него болезненной переработке. Он поступил на лечение в состоянии подавленности и говорил с го­речью и вызовом: “Вы, наверное, снова мне скаже­те, что моя встреча на вокзале с человеком, кото­рый был одет в изорванный костюм, точь-в-точь как мой лучший костюм, того же цвета и материа­ла, — чистая случайность, а не ясный и недвусмыс­ленный намек на то, что я отверженный и опустив­шийся человек?” Мы смогли быстро объяснить с психодинамической точки зрения и его бредовую переработку пониженной самооценки, и ее психо­динамические основы. Мы видим, как близко со­седствуют друг с другом предрассудки и бредовые представления, и мы можем с достаточным основа­нием говорить, что предрассудки могут перейти в бред — они так же аффективно насыщены, их но­сители так же не готовы подвергать свои убеждения реалистической проверке и с трудом их корригиру­ют, как пациенты крепко держатся за свои бредо­вые представления.

Нечто напоминающее такую подозрительность мы можем наблюдать у себя в периоды душевного смяте­ния, в состоянии непереработанного страха или при переживании чувства вины. В период Третьего рейха любые лица, высказывавшиеся против партии и власть предержащих, часто вызывали подозрение: не явля­ются ли они опасными врагами, провокаторами из СА или СС, и не достаточно ли даже услышать выс­казывания, чтобы быть интернированным в концент­рационный лагерь? Одиночество и изоляция, так же как отсутствие безопасности, являются реальным ос­нованием для такого типа реакций. Когда мы остаем­ся одни в чужом доме или даже в чужой стране и слышим непонятный шепот, мы скорее будем склонны к ложному или даже бредовому его истолкованию, особенно при душевной смятенности, страхе или чув­стве вины, чем когда мы расслабляемся в знакомой компании или общаемся с человеком, к которому испытываем доверие.

Мы находим в подозрительности шизоидов еще ' одну большую проблему: их изолированность и межчеловеческую незащищенность. Примеры показыва­ют также, как узка граница между здоровьем и болез­нью, когда мы даем реакцию на экстремальную ситуацию, реакцию, которая нам известна как про­явление болезни, и как при продолжительности эк­стремальной ситуации такая болезненная реакция дает развитие, которое мы расцениваем как само­защиту.

Еще один пример того, как шизоидные пациенты по-бредовому перерабатывают свое подавленное и страстное стремление к контактам и нежности.

Одинокий и замкнутый тридцатилетний мужчина си­дел во время концерта возле экстравагантно одетого мо­лодого человека. Он все время незаметно поглядывал в его сторону и испытывал все возрастающее желание всту­пить в контакт с этим юношей, заговорить с ним и понравиться ему. Неопытный в общении с людьми и руководимый лишь собственными побуждениями, он стал испытывать все более и более усиливающийся страх — для начала в форме неопределенного беспокойства, которое достигло степени паники, когда он представил себе, что от молодого человека исходит красный круг, в поле действия которого он попал. Это вызвало у него холодный пот и принудило в ужасе бежать из концерт­ного зала.

В данном случае хорошо видно, какие подавлен­ные желания контактов, нежности и даже гомосек­суальной близости находят шизоиды в намеках ок­ружающих людей, которые об этом даже не догадываются и на которых они проецируют исходящие от них самих представления. В данном случае истинная ситуация оборачивается (и становится безумной) та­ким образом, что внутренний страх переносится на внешнюю угрозу, от которой можно спастись толь­ко бегством. Ясно, что при таком лабильном и неза­щищенном внутреннем и внешнем мире шизоиды пы­таются разработать такой образ жизни (“технику жиз­ни”), при котором они никого не могут приблизить к себе, и, стремясь к спокойствию и безмятежности, остаются педантичными, отстраненными и по воз­можности независимыми. Они проходят через все ста­дии отстраненности, надменности и отчужденности вплоть до ледяной холодности и бесчувствия, а когда эти защитные меры становятся недостаточными, это приводит к внезапной резкости или взрывной агрес­сии, которые мы описывали выше. Окружающие мо­гут оказать им реальную помощь лишь тогда, когда уяснят себе взаимосвязи их поступков и поймут, ка­кая глубинная проблема порождает такой образ поведения.

При терапии шизоидов мы соприкасаемся с по­граничной ситуацией, вызывающей угрозу челове­ческому существованию. У них мы должны учиться тому, что для человека жизненно важно, какие се­мейные и социальные средовые факторы и в каких масштабах противостоят нашему развитию и, вооб­ще, с каким трудом эти факторы могут быть сглаже­ны и компенсированы.

Гениальные люди часто развиваются из подобной личностной основы, проявляя свои чувства в такой тотальной форме недоумения и вопрошания (“In- Frage-gestellt-Seins”), что мы видим, как часто нераз­личимо тонка граница между гениальностью и психозом. В любом случае ясно, что если такие личнос­ти способны пережить и преодолеть свой страх, они могут достичь высшей степени гуманности и чело­вечности.

Следует еще раз подчеркнуть, что шизоидные расстройства могут иметь различную интенсивность. Когда мы пытаемся выстроить в ряд шизоидные лич­ности от здоровых до больных, от менее тяжелых к более тяжелым расстройствам, то получаем следую­щую последовательность: легкая затрудненность контактов — повышенная чувствительность — индивидуализм — оригинальность — эгоизм — чудаковатость — странность — аутсайдерство (манера держаться особ няком) — асоциальность — криминальность — психотические расстройства. Мы нередко встречаем сре­ди них лиц с гениальной одаренностью. Для ге­ниально одаренных шизоидов одиночество и незащищенность играют позитивную роль, так как делают их свободными от традиций и привязаннос­ти к прошлому, ограничивающих кругозор тех, кто связан с традициями и опирается на поддержку об­щества.

Ситуация, в которой оказываются шизоиды, зас­тавляет их получать знания и переходить за границы, в рамках которых остаются респектабельные гражда­не. Когда их эмоциональная жизнь не обеднена (чего следует ожидать при их сдержанности), шизоиды явля­ются очень дифференцированными сенситивными людь­ми, питающими глубокую антипатию ко всякой баналь­ности и пошлости. На самом деле, они могут находиться среди людей только при условии эмоциональной обедненности и холодности.

Их отношение к религии носит, большей частью, скептический, даже циничный характер; они остроумно высмеивают “бессмысленность веры”, кри­тически относясь к ритуалам, традициям и другой “формалистике”. Они вообще охотно лишают кол­довского очарования и разоблачают все, что имеет ореол таинственности, безо всякой почтительнос­ти относятся к необыкновенным явлениям, объяс­няя их с точки зрения современной науки. С полной убежденностью они рационализируют все, что свя­зано с недостатком информации, получаемой орга­нами чувств, так что их суждения не вызывают дис­куссии.

Однако часто кажется, что эти установки отно­сительно религии и веры являются своеобразной профилактикой разочарований. Они предпочитают не верить, чтобы не разочаровываться, и тайно ожи­дают “доказательств”, которые могли бы их пе­реубедить. Иногда они получают дьявольское нас­лаждение от нигилизма и деструктивности, потому что другие разрушили их веру. Но, стремясь поко­лебать веру окружающих, они подвергают сомне­нию собственные установки, быть может желая ос­таться один на один с собственным неверием. Шизоиды с тяжелыми личностными расстройства­ми не способны к переживаниям любви и веры и склонны к атеизму.

Они часто делают самих себя мерилом всех вещей, доходя до чудовищной надменности и самообожеств­ления. Если они и обращают свои интересы к внеш­нему миру, то исключительно для того, чтобы оце­нить интерес к своей собственной персоне, своей мощи и значительности, рассуждения о которых по­степенно заполняют все их сознание. Некоторые на­ходят в религии не защиту и прибежище, их рели­гиозность не основана на искренней детской доверчивости, но связана с верой в персонального, любящего именно их Бога.

Многие допускают предположение о существова­нии какой-то надперсональной сверхъестественной силы, противостоящей свободной индивидуальности и реализации гуманных целей, которые должен осу­ществить человек как личность.

Этика и мораль представляются шизоидам весь­ма сомнительными. Они считают, что большинство требований, предъявляемых человеку, чрезмерны и вызывают у него чувство вины. В связи с недостаточ­ностью контактов у них отмечается слабая социальная приспособленность; будучи эгоцентриками, они учитывают только собственные интересы и, соот­ветственно, считаются только с ними. Они придер­живаются “морали господина”, признавая ее для себя единственно достойной, и полны презрения к тем “слабым личностям”, которые связывают свои дей­ствия с моральными соображениями, расценивая эти свойства преимущественно как трусость и недоста­ток мужества. Сильные шизоидные личности, живу­щие по своим собственным законам, по принципу “сила (и могущество) в гордом одиночестве”, сами оценивают имеющиеся возможности и опасности. Только “сильные духом”, как показано в этой главе, могут не только противопоставить себя другим, но и находиться в оппозиции к установившимся в об­ществе оценкам и суждениям. Слабые и хрупкие от­страняются от окружающих путем создания своего личного мира, способного обеспечить их всем тем, в чем посторонние не нуждаются. В некоторых случаях это стремление реализуется в необычной, исклю­чительной привязанности к животным или к нежи­вой природе.

Глубокие личностные расстройства часто вызыва­ют деструктивные разрушительные действия, связан­ные с асоциальностью и отсутствием сомнений при достижении своих целей.

Родители шизоидов и их воспитатели уделяют де­тям мало тепла; эмоциональные потребности ребенка обеспечиваются ими не в полной мере и без взаимнос­ти. Они часто высмеивают эмоциональные проявле­ния ребенка, с легкостью вызывают у ребенка чувст­во неуверенности, разгадывая и высмеивая их мотивы и наивную психологическую защиту. Тем самым они толкают шизоидов уже в раннем возрасте к самореф­лексии. Это вызывает холодность шизоидов к окружаю­щим, разрушает хрупкую связь с ними, затрудняет реакции, связанные с интуицией и пониманием дру­гих, и одновременно поддерживает готовность к тре­воге. Возможность идентификации с любящим их су­ществом (ребенком) настолько уменьшается, что становится недостижимой. Это особенно больно, ведь в раннем детстве они хорошо относятся к детям, час­то проявляя по отношению к ним мягкость и даже нежность. Позднее они скрывают свою симпатию за насмешливой иронией, что травмирует детей, так как для одних это означает, что их любовь потеряла для родителей свою ценность, а для других — что их чувст­ва не принимаются всерьез (“У моего сына появились внезапные порывы нежн







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия