Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.С начала XIX века в русском изобразительном искусстве 9 ноября 1863 года большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е годы XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о само ценности живописи. Общество художников делится на две группы. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Яркие краски аристократического мира заменяют порой тусклые невзрачные тона масла и красок бытовой жизни крестьян. Передвижники передают жизнь бедных людей на полотна, которые являются одними из великих произведений мира. Но не только передвижники являются главными художниками того столетия, потом появляется ряд художников пишущих пейзажи.
|