Студопедия — Наскальные рисунки из пещеры Шове: Восьминогий бизон. При свете горящих факелов пламя освещает одни части рисунка и скрывает другие, создавая иллюзию движения, как в кино
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наскальные рисунки из пещеры Шове: Восьминогий бизон. При свете горящих факелов пламя освещает одни части рисунка и скрывает другие, создавая иллюзию движения, как в кино






 

Только представьте себе, какое восхищение охватывало Звероловку и Рыболова, когда они входили в эту пещеру: в танцующем свете факелов рисунки казались живыми. Более того, изображения на стенах пещеры: бизоны, носороги, львы, птицы, лошади и медведи – были близки и понятны первобытным людям. Возможно, рисункам уделялось особое внимание, потому что они рассказывали о полном опасностей мире животных. Может быть, изображения животных имели особое значение или являлись частью шаманских ритуалов – трудно сказать наверняка.

Независимо от смысла изображений, пещера Шове скрывает ключ к секрету активизации рабочей памяти первобытных людей. Мир, представленный в наскальных рисунках, не является случайным или произвольным. Напротив, он свидетельствует о тщательном и продуманном отборе, когда из множества возможных вариантов, хранящихся в рабочей памяти, для изображения выбираются только определенные объекты. К примеру, на стенах пещер нет деревьев, рек, копий или холмов. Но что еще более удивительно, на них нет людей. И хотя точное значение наскальных рисунков так и остается неясным, легко представить себе, какое неизгладимое впечатление они производили на наших далеких предков.

Мы можем только догадываться, как первобытные люди, те же самые Звероловка и Рыболов, определяли свое место в этом мире. Искусствовед Жоэль Робер-Ламблин утверждает, что при изображении животных художник передает отношения между ними и людьми. К примеру, рисунки животных не являются пугающими или вселяющими страх; это не какой-то доисторический «ужастик», следовательно, можно предположить, что древние люди не боялись животных.

На стенах пещер также встречаются красные отпечатки ладоней рядом с изображениями животных. Отпечатки расставлены в определенном порядке. Это может свидетельствовать о том, что человек осознавал себя как часть животного мира. Возникает закономерный вопрос: насколько было развито самосознание доисторического художника? Ведь именно оно является определяющей характеристикой рабочей памяти.

Как вы помните, рабочая память представляет собой когнитивное местоположение нашего сознания. С ее помощью мы познаем себя, принимаем решения и действуем. Кроме отпечатков ладоней как демонстрации единства с животным миром, в пещере есть изображения странных существ, представляющих собой получеловека-полуживотное. Одним из таких существ является так называемая «Женщина-бизон» с головой бизона, но с ногами и гениталиями женщины. Как и в случае с «Человекольвом», для создания этого фантастического существа художнику потребовалось объединить в рабочей памяти два совершенно разных объекта. Возможно, эти существа представляют собой примеры доисторической научной фантастики.

Рисунки на стенах пещеры Шове также свидетельствуют о том, что доисторические люди обладали знаниями не только о себе, но и о других, что также говорит о наличии развитой рабочей памяти. Это особенно ярко проявляется в эротических изображениях, элементами которых являются лобковые треугольники и женские половые органы. Среди предметов первобытного искусства, найденных в пещерах Европы, попадаются анатомически правильные фаллосы из камня, дерева и кости, а также фигурки обнаженных женщин в соблазнительных позах. Можно с уверенностью сказать, что при создании таких статуэток задействовалась не префронтальная кора, а другие отделы головного мозга. Тем не менее только благодаря хорошо развитой рабочей памяти древние люди могли представить мужское начало в виде фаллического символа, а женское – в виде статуэтки с ярко выраженными половыми признаками.

Удивительное пещерное кино, фантастические существа, эротические рисунки и статуэтки – все это говорит о том, что наши далекие предки, такие как Звероловка и Рыболов, обладали эстетическим вкусом и умели ценить как высокое искусство, так и эротику.

Исчезновение неандертальцев является, пожалуй, самым сложным и запутанным вопросом, который не дает покоя многим ученым. В течение многих десятилетий считалось, что неандертальцев вытеснили Homo Sapiens. Согласно распространенной теории, неандертальцы проиграли битву за ресурсы обладающему лучше развитым интеллектом человеку разумному и потому были обречены на вымирание. По некоторым версиям, Homo Sapiens охотились на неандертальцев и даже употребляли их в пищу. Но современные ученые получили новые убедительные данные, свидетельствующие о том, что ничего подобного не было.

Новаторское исследование, проведенное группой ученых из Уппсальского университета во главе с исследователем Лав Даленом, показывает, что Homo Sapiens, обладающие более развитой рабочей памятью, не присутствовали при исчезновении неандертальцев. Результаты этого исследования были опубликованы в 2012 году. При сравнительном анализе ДНК неандертальцев более позднего времени, найденных на территории Испании, и более раннего времени, найденных на территории Европы и Азии, оказалось, что более ранние образцы являются генетически гораздо более разнообразными, чем поздние. Это говорит о том, что ранняя популяция неандертальцев являлась более многочисленной по сравнению с поздней, в которой в буквальном смысле оставалось всего несколько особей.

Лав Дален утверждает, что неандертальцы вымерли из-за изменения климата, а не потому, что их уничтожили люди современного типа. Homo Sapiens в это время даже не было на территории современной Европы. Большая часть неандертальцев вымерла около пятидесяти тысяч лет назад, а потомки оставшихся неандертальцев просуществовали еще около десяти тысяч лет. Последние неандертальцы вымерли примерно в то время, когда первые люди современного типа, пришедшие из Африки, начали населять Европу. Таким образом, контакты между неандертальцами и Homo Sapiens были сильно ограничены, что исключает теорию доисторического геноцида.

Наскальные рисунки в пещере Шове позволяют составить правдоподобный портрет первых Homo Sapiens, и можно с уверенностью сказать, что эти люди не похожи на массовых убийц. Перед нами возникает образ людей, которые использовали развитую рабочую память для постижения самих себя, осознания своего места в мире и для формирования культурных связей, которые в конечном итоге объединят отдельные группы одной общей целью, представляющей собой нечто большее, чем просто выживание или добыча пищи.

Рабочая память не является единственным источником прогресса человеческой мысли от костяных орудий до искусственных спутников, но все же играет в нем ключевую роль. По большому счету, человеческая цивилизация существует именно благодаря рабочей памяти. Это самый совершенный инструмент эволюции, который позволил человеку сделать все: от костяной флейты до скрипки Страдивари, от «Человекольва» до «Давида» Микеланджело, от костяного «компьютера» до Google. Именно благодаря ей первобытные люди, современники Звероловки и Рыболова, могли собраться на совет племени, а современные – сформулировать принципы демократии. Рабочая память будет совершенствоваться в эпоху цифровых технологий и в далеком будущем.

Невозможно точно предвидеть, каким будет это далекое будущее – возможно, оно будет похоже на придуманную нами Рутопию (мечтать не вредно, не так ли?), – но можно точно сказать, что именно рабочая память станет залогом нашего будущего процветания. И независимо от того, какие инструменты будут в нашем распоряжении – простейшее приспособление для ловли рыбы или высокотехнологичный киборг, – рабочая память поможет нам использовать их с максимальной эффективностью. На самом деле она является самым лучшим инструментом на все случаи жизни. И в будущем наибольшего успеха достигнут те, кто постоянно совершенствует свою рабочую память. Возможно, это будете вы.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия