Студопедия — Теоретические предпосылки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теоретические предпосылки






Я.Ш. Вахитов

Физические основы акустики

Специальность ЗВУКОРЕЖИССУРА

Раздел: «Сложные периодические

колебания и их спектры»

 

Учебное пособие по

теории раздела и методике

выполнения контрольной работы.

 

Санкт-Петербург

Теоретические предпосылки

Звуковые колебания в процессе звукопередачи или записи подвергаются обработке с помощью технических средств звукорежиссуры. Целью этой процедуры является частичное изменение или корректировка субъективных параметров составляющих звукового ряда – их тембров, громкостей, доминантных факторов и т.п.

С объективной, т.е. физической, точки зрения звук есть колебания частиц среды, вызываемые распространяющейся в этой среде звуковой волной. С субъективной же или психофизической – это слуховой образ, несущий определенную информацию: семантического (речь), эстетического (музыка) или комплексного (вокальная речь) характера. Между объективными параметрами звуковых колебаний и их субъективным отражением в сознании существует определенная взаимосвязь или корреляция. Основные физические факторы, отвечающие за создание того или иного субъективного эффекта, называются физическими коррелятами (ФК) этого субъективного параметра. Например, ФК высоты звука [1], [2] является частота f1 основного тона периодического музыкального звука, ФК громкостиэнергия звука, выражаемая его интенсивностью I или звуковым давлением p. И высота, и громкость звука являются его количественными субъективными параметрами. Существует и качественная субъективная характеристика звуков – это их тембр [3], определяемый в музыке, как окраска звуков. В акустике этому важнейшему параметру придается более широкий смысл: тембром называется субъективная качественная характеристика звука, определяющая его индивидуальную особенность, т.е. его распознаваемость в присутствии любых других звуков. Образно говоря, тембр это визитная карточка конкретного звука.

Изучение физических коррелятов тембра выявило важную особенность взаимосвязи физических параметров звуковых колебаний с их субъективными: одни и те же психофизические характеристики звука могут быть обусловлены разными, иногда несколькими, физическими факторами. Так тембр звуков, создаваемых инструментами достаточно длительного (квазистационарного) звучания, зависит от колебательной формы этих звуков, определяющейся их спектрами [3], [4]. К таким инструментам относятся, например, струнные смычковые инструменты (при смычковом возбуждений струны), деревянные и медные духовые и некоторые другие.

Тембр звуков, получаемых от инструментов с кратковременным возбуждением (щипком, ударом молоточков и т.п.), зависит не только от формы самого колебания, но в большой мере - от огибающей колебательного процесса вовремени, определяющей длительности и формы атаки, стояния и затухания возбужденного колебания (рис. 1). Однако и в этом случае важную роль в формировании тембральной характеристики звука выполняет спектр колебания.

Французский математик Фурье доказал теорему, согласно которой периодическое колебание любой формы – пилообразной, прямоугольной, импульсной (рис. 2) – и других, в том числе не поддающихся аналитическому описанию, можно представить в виде суммы синусоидальных (гармонических) колебаний

(1)

называемых гармониками рассматриваемого колебания сложной формы. Каждая К -я гармоника (первая, вторая, третья и т.д.) характеризуется своей амплитудой Yk, частотой fk и начальной фазой φк. Частота первой гармоники (К =1) определяется периодом Т1 рассматриваемого сложного колебания, т.е.

. (2)

В музыке ее называют частотой основного тона звука, обусловленного данным сложным колебанием. Частоты остальных гармоник выше частоты основного тона и отличаются от нее в целое число раз, совпадающее с номером соответствующей гармоники, т.е. являются целыми кратными частоты основного тона:

; ; . (3)

Частоты основной гармоники f1 и высших fk, записываемые с помощью символа f, называют циклическими частотами, что соответствует их физическому смыслу: число циклов полных колебаний, совершаемых в одну секунду. Поскольку аргументами функций синус и косинус могут быть только угловые величины, то синусоиды ряда (1) принято представлять в форме , где

(4)

называются угловой (или круговой) частотой соответствующей гармоники.

Распределение значений амплитуд Yk и начальных фаз φк зависит от колебательной формы рассматриваемой кривой, т.е. у колебаний различной формы, но одинаковых периодов Т1 и пиковых значений Y0, распределения значений Yk и φк также будут разными. Можно это же выразить по-другому: соотношение величин амплитуд Yk и начальных фаз φк гармоник ряда (1) при их суммировании (по мгновенным значениям) определит форму базового колебания (см. рис. 2).

Разложение сложного колебания на составляющие его гармоники (т.е. определение их амплитуд и начальных фаз) называется анализом, а составление его путем сложения гармоник – синтезом этого колебания.

Совокупности амплитуд Yк и начальных фаз φк, выстроенные в графической или табличной форме в соответствии с частотам fk этих гармоник, называются соответственно амплитудным и фазовым спектрами базового колебания (см. рис. 2).

Помимо этих спектров на практике (например, в микшерных пультах) приходится иметь дело с энергетическими спектрами [3], [4].

В музыкальной, речевой и электроакустике, рассматривая спектры конкретных звуков, обычно имеют в виду амплитудный спектр и не проявляют интереса к фазовому. Дело в том, что слуховое ощущение тембра звука формируется именно амплитудным спектром и не зависит от фазового. Поэтому будущим звукорежиссерам (да и не только им) полезно усвоить некоторые параметры амплитудных спектров периодических звуков (в дальнейшем, говоря «спектр», будем иметь в виду именно амплитудную его часть).

К таким параметрам относятся:

- спектральный шаг , определяющий плотность спектра; он равен частоте основного тона или первой гармоники, т.е. ; плотность спектра является обратной величиной , так что при снижение частоты тона плотность его спектра возрастет;

- структура спектра: а) количество гармоник в звуке того или иного музыкального инструмента; б) отсутствие гармоник определенных номеров (четных или нечетных, кратных по номеру некоторым малым числам, например, 3, 4, 5 и т.п.);

- огибающая спектра – линия (на рис. 2 – прерывистая), показывающая: а) тенденцию и характер изменения амплитуд (или энергии) спектральных составляющих с частотой; б) наличие или отсутствие формант (абсолютных или относительных).

В музыкальной литературе вместо термина «гармоники» часто пользуются термином «обертоны». Следует иметь в виду, во-первых, что нумерация обертонов не сопрягается с нумерацией гармоник. Например, если при используемом способе возбуждения колебаний музыкального инструмента реализуются все гармоники, то первым обертоном будет вторая гармоника, вторым – третья и т.д.. Если же реализуются только те обертоны, которые соответствуют, к примеру, 3, 5, 7 (т.е. нечетным) гармоникам, то первым обертоном будет 3-я гармоника, вторым – 5-я, третьим – 7-я и т.д. (см. рис. 2, б).

И, во-вторых, что всякая гармоника является обертоном, но не всякий обертон – гармоникой (т.к. у реальных звуков частоты обертонов могут быть не целыми кратными частоте основного тона f1).

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия