Студопедия — Эволюция грамматического строя. Речь и мышление
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюция грамматического строя. Речь и мышление






Если слово — это элемент языка, то основной единицей живой речи общения является предложение. В то же время предложение — это едини­ца суждения, единица выражения мысли. Только в развитом предложении, в его сложных формах "симпрактический строй заменяется синсеманти-ческим, а простые формы управления словами заменяются сложными, под-


чиняющими одни элементы высказывания другими и обеспечивающими коммуникации отношений" (Лурия, 1979, с. 251). Предложение связано с типом мышления с одной стороны и с определенным пониманием действи­тельности с другой. Поэтому, анализируя смысловую и грамматическую структуры языка, можно составить представление как о путях формирова­ния абстрактного мышления и логики, так и об изменении миропонима­ния человека в процессе его эволюции. Об изменении грамматических кон­струкций во времени свидетельствуют архаичные реликтовые обороты в языках народов дописьменной культуры.

А.Ф.Лосев (1982) выделяет восемь форм грамматического строя, ко­торые можно огрубленно отнести к трем этапам развития абстрагирую­щей функции мышления. Наиболее ранним является инкорпорированный (от лат. In corpore — цельный, неразделенный) грамматический строй. Предложение строится путем простого комбинирования разных основ (кор­ней) слов без морфологического (суффиксы, приставки, окончания и др.) оформления, без их взаимного согласования и выделения частей речи, слит­но и нерасчлененно. Например, на юкагирском языке фраза asayuolsoromoh переводится, как "человек увидел оленя" (asa — олень, yuol — видеть, soromoh — человек); на унаганском языке igua-si-ku-n переводится "он де­лает байдарку" (igua-n — байдарка, si — действие, ku — элемент времени). Отсутствие морфологии свидетельствует о том, что мышление оперирует с бесформенными неанализируемыми чувственными пятнами. Оно не улав­ливает различий между сущностью и явлением, предметом и его призна­ками, существенными и несущественными признаками. Категории каче­ства и количества, части и целого даны слитно, во взаимотождественном виде. Абстрагирующая деятельность мышления уже появилась, но продук­ты этой абстракции могут быть представлены только чувственно. Отсю­да — тотемизм. Тотем — это "общее, стоящее во главе всех единич-ностей", родовое понятие, представленное в чувственно-материальной форме, выполняющее роль опоры для мышления при переходе от конк­ретного обозначения предмета через комплекс к абстрактному понятию. Единичное мыслится в тождестве с общим и представляется носителем свойств, общих целому комплексу вещей. Это фетишизм — наделение фи­зических вещей (фетишей) нефизическими свойствами (например, целеб­ной силой).

На ступени инкорпорации человек не выделяет себя из окружающего мира. Нерасчлененность логических категорий, слитность вещей с их ка­чественными и количественными свойствами и действиями, отождествле­ние части и целого формируют мифологическую логику и идеологию. Не умея анализировать, человек проецирует на природу свои представления о взаимопревращении всего во все, тождестве части и целого, живого и неживого, природного и социального. Так, в мифе Зевс превращается в быка не в метафорическом, а в буквальном смысле; "неугасимый огонь", присутствующий во многих сказках — результат отождествления реаль­ного огня и понятия "огонь". Фантастическое и сказочное в первобытном мышлении есть результат стремления чувственно представить имеющиеся абстракции. Связи между вещами начинают оцениваться вначале через про-


странственно-временные отношения, при этом причины, следствия и действия основываются только на пространственно-временной близости ("после — значит вследствие"). Например, жизнь человека кончается с пос­ледним вздохом, следовательно, причина жизни — душа — есть дыхание. Дыхание вылетает изо рта и летит по воздуху. Птицы тоже летают, следо­вательно душа — есть птица. Птица, как воплощение души умершего и символ смерти — одно из древнейших мифических представлений, сохра­нившееся в более поздних поверьях и обычаях многих народов, в частно­сти, и славянских. Например, смерть представлена птицей в загадке "Си­дит птица на кусту, молится Христу, берет ягодки спелиньки, зрелиньки, недоспелиньки". Есть поверье, что в час смерти над домом пролетает пти­ца. Есть обычай "птичьего поминовения", когда в годовщину смерти на кладбище кормят птиц.

Первая категория отношений между вещами, которая выделяется в самостоятельную грамматическую конструкцию — это категория принад­лежности, которая выражается через притяжательное оформление сказуе­мого и расширительное понимание подлежащего: алеутский язык: "куаху-сукуанукуакух" — "Рыба взятие-мое-ее (он)ест" — "Он ест рыбу, взятую мной", "Ада-м суку" — "Отца взятие его" — "Отец берет". В меланезий­ских языках существительные делятся по принадлежности на два класса: близкие — части тела, родственники по крови, близкие вещи и любая часть целого — и все остальные. В понятие "я" входит одежда, оружие, еда, дом и все "неотъемлемо близкое" человеку. В языке дакота micante означает и "мое сердце" и "я сам".

Подлинное выделение своего "я", обращение к причинным, более глу­боким отношениям и понимание подлежащего, как активно действующего субъекта, впервые появляется при переходе к эргативному грамматическо­му строю; правда, активный залог еще не выделился полностью, а как бы совмещен с пассивом:

- тибетский язык: "knuod rdun" — "я ты бить" — "ты избиваем мною";

- чукотский: "Гымнан гыт ты-пэляркыне-гыт" — "мною ты-я-поки-

даю тебя";

- баскский: "gison-a-k ikusten du" — "человеком виден он" {gison-a-k

человеком).

Переход к эргативному строю означает конец абсолютного фетишиз­ма и начало анимистической эпохи. Более высокая степень абстракции выражается в том, что идея вещи отделена от самой вещи в качестве неко­его "демона", управляющего и предопределяющего действия. Человек либо пассивен, либо, если активен, то эта активность мыслей, действий и чувств вложена со стороны демонов, судьбы (позднее богов). Сказуемое грамма­тически согласуется с подлежащим и дополнением, но подлежащее часто стоит в локативном падеже, обозначающем место: аварский язык: "дих чи буго" — "лошадь возле меня" — "я имею лошадь". В дальнейшем само­стоятельность субъекта все более возрастает, его действия начинают зависеть не от посторонней силы, а то него самого: картвельские языки: "m-e-sm-i-s" — "мне слышится то", "mamays и kvar-s mvili" — "отцу-ему-любим-он-сын". Все рассмотренные формы предложения по существу без-


личны. Подлежащее ставилось в косвенном падеже, выражающем отно­шение его к разным более или менее близким или отдаленным предметам. Сказуемое остается на уровне смешения активного и пассивного залога, и язык, и мышление пока размыты, распылены в бесконечном разнообра­зии предметов, отношений между ними и взаимопереходов.

Высшая степень абстракции мышления и кристаллизация логически точных грамматических категорий достигается в номинативном грамма­тическом строе. Для него характерна предельная обобщенность и наиболь­шая свобода от всего частного. Отходя от частностей, номинативный грам­матический строй охватил всю действительность в абстрактной форме, свободной от всякой чувственности. Это достигается появлением имени­тельного падежа, означающего тождество предмета самому себе. Под под­лежащим понимается максимально расширенная логическая категория, им может быть любая часть речи вплоть до междометия. ("Далече грянуло "Ура", А.С.Пушкин). Сказуемое также представлено максимально обобщенной формой, охватывающей все смысловые связи и отношения, могущие возник­нуть между ним и подлежащим. Так же максимально обобщено дополнение. Все части предложения согласованы между собой, появляется развитая мор­фология — это следствие появившейся способности мышления фиксировать сущностное и внешнее в вещах, выявлять закономерности в природе и обще­стве. С появлением номинативного мышления в мифологическую картину мира сначала вносится система и порядок, а затем мифология сменяется на­турфилософией.

При всей жесткой определенности грамматических категорий они не­сопоставимы с логическими категориями и всегда оставляют возможность индивидуальной интерпретации смысла высказывания. Р.Л.Солсо (1996) приводит в качестве примера такую ситуацию: молодой монах спрашива­ет старого: "Можно ли мне курить во время молитвы?" Ответ — "нельзя". Тогда, подумав, он снова подходит к старому монаху с вопросом "можно ли мне молиться в то время, когда я курю?" Ответ, по-видимому, "можно".

Развитие грамматических категорий определяет усовершенствование формальной стороны речи и становится предпосылкой способности пост­роения и понимания крупных смысловых отрезков — текста. Текст харак­теризуется прежде всего обогащенностью смыслами, информацией. Эта смысловая насыщенность создается следующими особенностями:

1. двуплановость текста — существование подтекста, подразумеваю­щего большую информацию, чем та, которую несет формально структура высказывания. Например, в поговорке "живя в стеклянном доме, не следу­ет бросаться камнями" подразумеваемый более глубокий смысл очень да­лек от буквально высказанного поверхностного, и так прочитывается боль­шая часть поговорок, сравнений, тропов;

2. взаимодействие фраз, при котором предыдущая дополняет и уточ­няет смысл последующей;

3. структурирование текста на "ядерные" (основные смыслонесущие разделы) и участки второстепенного значения;

4. "открытость" как отдельных фраз, так и отдельных "ядерных" уча­стков текста, предполагающих образование широкого круга ассоциаций и вероятностный выбор смысловых связей между разделами текста.


Создание текста предполагает превращение мысли или первичного за­мысла через внутреннюю речь в развернутое высказывание, которое воспри­нимающий человек должен декодировать, т. е. создать гипотезу об общем смысле и выбрать верную из нескольких альтернативных. Семантика текста требует высокого уровня понятийного мышления, понимания условий, це­лей, причин, зависимостей, рождающих сюжет, и связи его с реальностью. Наряду с развитой логикой, понимание текста требует развитой интуиции и эмоциональной включенности, которая позволяет видеть не только подтекст и внутренний смысл, но и мотивы и переживания автора. В истории указа­ние на появление содержательных текстов (мифов, сказок, эпоса) указывает на принципиально важный сдвиг в развитии интеллекта первобытного

человека.

Важнейшей, может быть, самой главной целью изучения речевой дея­тельности является поиск понимания механизмов мышления. Эта проб­лема очень далека от решения. Намечаются только некоторые подходы

к ней.

Возрастная психология предлагает следующую классическую схему этапности развития функции мышления:

1. Инструментальное мышление — реализуется в форме практических действий над реальными объектами.

2. Образное мышление — реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями и воображаемыми объектами.

3. Речевое мышление — орудие объективации и социализации содер­жания мышления.

4. Понятийное мышление — оперирует значениями в рамках сущест­вующих категориальных, познавательных, операциональных и логичес­ких структур.

5. Творческое мышление — выходит за рамки существующих условий и, обращаясь к реальности, само создает новые познавательные и опера­циональные структуры.

Эта этапность не только прослеживается в онтогенезе человека, но может быть экстраполирована на его филогенез.

А.Р.Лурия (1979) рассматривает акт мышления как акт решения зада­чи, в котором он выделяет два предварительных условия:

1. интенция — направленность на решение задачи;

2. "акт усмотрения отношений" — выявление связей между частью и целым, классификационными и логическими категориями и т.п.

Решение задачи рассматривается как форма психической деятельности, в которой основной психологической проблемой является переход от сло­весно неоформленного субъективного смысла к словесно оформленной по­нятной любому системе значений.

Это решение происходит в три этапа:

I. В исходном замысле содержится:

1) объект высказывания, уже известный субъекту, обозначаемый

как "тема";

2) то, что нужно сказать новое об этом предмете, обозначаемое

как "рема";


3) возникающие между (1) и (2) связи.

II. Внутренняя речь: внутренний смысл переводится в систему развер­нутых, синтаксически организованных речевых значений.

III. Построение цепи взаимосвязанных суждений, раскрывающих и "тему" и "рему", но в пределах "замкнутой смысловой системы", подчи­няющейся исходной задаче. В речи, как и в деятельности выделяется мо­тив, порождающий цель, задачу, отдельные этапы или действия и операции по выполнению этих действий. В процессе деятельности осуществляется контроль за ее протеканием, выбор нужных речевых компонентов из мно­жества альтернатив и сохранение смыслового единства высказывания.

Вопрос о том, можно ли мыслить вне языкового опосредования, не имеет однозначного ответа. По мнению Л.С.Выготского "мысль не про­сто выражается в слове, а совершается в нем", "мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов".

В работах последнего десятилетия (Шкуратов, 1997; Марков, 1997; Ле-онтьев, 1997) представления о процессе мышления описываются как две осо­бые формы познания — "ум действует в двух когнитивных режимах". Пер­вый — логический, формально-математический, парадигматический способ познания, основанный на расчете, дискурсии, доказательстве, эксперимен­тальной проверке. Второй — словесный, описательный, обеспеченный во­ображением, при нем свободные образы фантазии оживляют мир.

Нарративное мышление характеризуется следующими чертами:

1. вместо логической последовательности выстраивается событийная последовательность;

2. слово и дело культурно неразделимы и "культурная позиция дей-ствования вынуждает человека быть рассказчиком";

3. правдоподобие заслоняет и замещает подлинность, события драма­тизируются, создается "двойной ландшафт" взаимодействия реального и вымышленного;

4. содержание нарративного мышления — в сопоставлении отклоне­ний (случайностей) с природной и культурной нормой.

Очевидно, что обращение от дискурсивного мышления к нарративно­му связано с широким использованием компьютеров. Компьютер может быстро и безошибочно проделать все расчетные и логические операции, но быть "генератором идей" может только человек. В этом плане проис­ходит сближение таких разных форм познания, как наука и искусство.

Значительная часть мыслительных операций происходит на уровне бессознательного. Бессознательное содержание психики — это мир смыс­лов, носящих внеязыковый характер, он находит свое выражение в обра­зах, символах и может выявляться как средствами искусства, так и такими языковыми средствами, как тропы, метафоры, иносказания, аналогии, "не­тривиальное отождествление" (например яблока и планеты) или парадок­сальное утверждение (например, утверждение А.А.Любищева по поводу теории естественного отбора: "Мир создан не творческим, а разрушитель­ным агентом" или фраза, сказанная Я.Я.Рогинским: "Неандертальцы сами не могли создавать социальную организацию из-за примитивности своей физической организации, но никто, кроме них не мог сделать этого"). Все


эти языковые средства обладают высокими эвристическими потенциями. Метафоричность языка становится инструментом изучения мира, обеспе­чивающим "не запись знаний, а способ провоцирования этого знания в сознании" (Налимов, 1979). Особенно интересен феномен "взрывного рас­ширения смысла"

Почти все научные термины, отражающие целые концепции, носят метафорический характер ("поле сил", "течение времени", "логика экспе­римента", "память машины", "генетический груз", "молчащая ДНК", "цена вероятности", "сенсорный голод", "нейронная ловушка" и др.).

Эвристические потенции тропов объясняются с разных позиций:

1. метафора представляет собой обогащение слова смыслом, взятым из другого контекста;

2. метафора — крайнее выражение функционального многообразия речи;

3. метафора — это существование одновременно "в двух мирах" — ситуация, стимулирующая движение мысли.

По Л.С.Выготскому (1996) объяснение — в свойствах психики, в стиму­ляции всех психических процессов, возникающих в сознании благодаря сло­ву. Смысл слов неисчерпаем и имеет тенденцию обогащаться в каждом но­вом контексте. В метафоре, по сравнению с другими речевыми формами, смысловое поле слов резко расширяется, появляются новые смыслы и, по­скольку мышление человека протекает в значительной степени на основе язы­ковых форм, метафору можно считать специфической формой мышления с опорой на смысл. Речевое мышление осуществляется через процесс анализа (отделения значения слова от звука, слова от вещи, мысли от слова) и синте­за: "Отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в сло­ве... Язык и есть практическое существование для других людей, а следова­тельно и для меня самого, сознания... Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания" (Выготский, 1996, с. 352).

Есть и другие объяснения этого феномена, не противоречащие психо­логическому, в частности с позиции математической теории информации. Так, в метафоре проявляется третий принцип К.Шеннона: "При взаимо­действии двух систем их общая информация может возрастать". Смысло­вое поле каждого из сопоставляемых слов можно рассматривать как сис­тему, а их сопоставление — как взаимодействие систем. Эта же мысль вы­ражена в высказывании А.Е.Седова (1998): "Доказано, что если редкий неожиданный элемент может быть встроен в систему, не нарушая ее зако­нов, то он может резко повысить ее информационную емкость. Новая ме­тафора — это редкое неожиданное сочетание слов и смыслов. Если она удачна, то в описании увеличивается количество информации... Обычно одна сложная природная структура или процесс могут быть представлены в виде разных систем, состоящих из образов временных и логических свя­зей, так называемых когнитивных моделей... В когнитивных моделях ме­тафоры играют узловые роли, неся огромные смысловые нагрузки. Для выражения новых понятий и изложения новых концепций часто необхо-

10*


димы нововведения в лексике и стилистике. Поэтому метафору можно рас­сматривать как своеобразный "концентрат информации", как новый ин­формационный вход в когнитивную модель" (Седов, 1998, с. 24).

Абстрагирующая и анализирующая функция мышления развивается в процессе усовершенствования речи и логики. Одновременно с этим про­исходит становление функции образного интегративного отражения действительности средствами искусства.

Резюме

Понимание речи и языка человека открывает возможности познания его мышления с одной стороны и мировосприятия — с другой. Про­блема изучения речи и, особенно, связанного с ней нарративного мыш­ления очень актуальна в связи с широким использованием компьюте­ров. Компьютеры могут освободить человека от рутинной умствен­ной работы, но тем более повышаются требования к человеку в том, что касается решения творческих задач. Проблема языка и речи акту­альна также и потому, что в мире в целом и в нашей стране, в особен­ности, речевая культура резко падает — буквально за период жизни одного поколения, что неизбежно приводит к снижению общей куль­туры и может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

Вопросы для самопроверки

1. Определение понятий: язык, речь, слово, предложение, текст.

2. Свойства слова. Понятия "семантический треугольник" и "семан­тическое поле"

3. Сравнение условных рефлексов первой и второй сигнальной си­стемы.

4. Коммуникативные системы обезьян. Опыты по обучению обезь­ян речи.

5. Доречевая коммуникация ребенка.

6. Этапы развития речи ребенка. Особенности речи ребенка.

7. Морфология речевого аппарата человека.

8. Особенности речи людей дописьменной культуры и этапы эволю­ции речи.

9. Эволюция грамматического строя как отражение меняющегося ми­ровосприятия человека.

10 Этапность развития функций мышления. 11. Формы мышления.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия