Студопедия — Беседовала Галина Пискарева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Беседовала Галина Пискарева






/с новой стр./

 

Крестный отец «молодёжки». Анатолий Лысенко

Анатолий Григорьевич Лысенко (р. 1937) окончил экономический факультет Московского института инженеров железнодорожного транспорта и заочную аспирантуру. С 1959 года работал в качестве внештатного автора и ведущего молодёжных программ. С 1968 года – в Главной редакции программ для молодёжи Центрального телевидения. С 1987 года руководил программой «Взгляд». С 1990 по 1996 год - генеральный директор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

С 1996 по 2004 год - председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы.

Член правления Академии российского телевидения. Президент Международной академии телевидения и радио.

 

- Анатолий Григорьевич, когда и каким образом вы впервые попали на телевидение?

- Первый раз я попал на телевидение в 1957 году, даже не помню -почему. Меня пригласили принять участие в морально-этическом диспуте. Я был студентом Московского института инженеров железнодорожного транспорта. 1957 год - дикое телевидение. Конечно, было невероятно интересно! Меня даже кто-то сфотографировал с экрана телевизора.

После института я работал на заводе. Однажды мне позвонили ребята и сказали, что пришли мужики с телевидения и хотят сделать передачу о нашей самодеятельности. Я приехал, мы сделали передачу, и буквально за три часа до начала ее сняли с эфира. Начальство посмотрело и сказало: «Нет, не пойдет!» Образовалась дырка… Режиссер, который с нами работал, начал ломать голову - что делать? Ребята ему говорят, у нас есть Олег - талантливый карикатурист, нарисует карикатуры, а Лысый (так они называли меня) напишет тексты. Оставалось всего два часа! Мы сделали монолог о весне, о студентах... Олег нарисовал штук 20 карикатур.

- Где вы приобретали навыки телевизионной профессии?

- В самодеятельности. Мы много выступали, по всей стране ездили. Всем очень нравилось. Я был конферансье и одновременно с этим читал лекции о международном положении - тоже интересовался этим. Однажды мне предложили вести передачу «Комсомольский прожектор». Я согласился - и пошло-поехало! Лет пять я работал внештатно, но много работал. Параллельно работал на заводе, учился в аспирантуре, потом преподавал. До этого у меня был короткий период работы на радио - три месяца.

- Как сложилась ваша телевизионная судьба, каковы ее основные этапы?

- Мне повезло - когда я пришел работать в штат на телевидение, у меня уже был фактический опыт, восемь-девять лет. Не было этапа «начинающий», меня сразу назначили старшим редактором. Если смотреть по должностям, за долгие годы, проведенные на телевидении, я работал в одной должности. Пришел старшим редактором, потом эта должность называлась «редактор-консультант», потом - «руководитель программы» и «заместитель главного редактора». Это за 22 года. Фактически все одно и то же. Потом, за один день, я стал руководителем ВГТРК, заместителем министра.

- Работа в какой программе или в каком подразделении решающим образом повлияла на вашу творческую судьбу?

- Трудно сказать. Я все 22 года - а если считать внештатно, то все 30 - работал в молодежной редакции Центрального телевидения. Это была лучшая редакция, уникальная! Из нее вышли практически все нынешние руководители каналов и звезды телевидения. Эта редакция, а также работа с Владимиром Ворошиловым мне очень многое дали в профессиональном развитии. Мы с ним вместе работали на передачах «Аукцион», «А ну-ка, парни!», «Письма о войне»… Много лет я делал международные передачи «Диалог» и «Мир и молодежь». Потом стал писать сценарии «Нашей биографии» - это 60 фильмов. Но, в общем, молодежная редакция Центрального телевидения очень мне помогла мне!

- Каким образом в ваше время складывались творческие команды, как распределялись роли?

- Всё определяла симпатия! Познакомившись с Владимиром Ворошиловым, я в первый же день снял с эфира его передачу «Хиросима - любовь моя». Если бы мы ее показали, редакцию закрыли бы - по политическим мотивам. На следующий день ко мне подходит Ворошилов и говорит, что будет драться. Мы поговорили - и решили поработать вместе. В итоге мы с ним 33 года отработали!

- Кем принималось решение о запуске и закрытии телепрограмм?

- Официально за это отвечал главный редактор и заместитель главного редактора. Руководителем редакции была Маргарита Эскина, она мне абсолютно доверяла. Программа у нас была политическая. А я еще 30 лет был секретарем партийной организации, идеологическим человеком… Но я не был идеологически зажатым - просто нужно уметь «прикрываться зонтиком», а именно - выражать свое мнение так, чтобы оно не противоречило общепринятой идеологии.

- Кто в наибольшей степени влиял на форму и содержание передач?

- Жизнь. Самое сложное было найти способы самовыражения, которые бы не противоречили идеологии того времени. И сделать так, чтобы это было интересно. Надо было творчески к этому подходить!

- Закрытие какой программы вы восприняли особенно тяжело? Почему?

- Программа «Аукцион» - это был первый раз, когда закрыли мой проект. На тот момент у меня было мало опыта. Было очень жалко, потому что это была перспективная передача! Она могла бы очень интересно развиваться.

- Какой этап в процессе создания передачи наиболее приятный? Сложный? Опасный?

- Самый приятный момент - когда передача выходит в эфир, когда она получается хорошая! Самый сложный - приступить. Я ленивый, для меня сложно начать. Вот когда остается один день до последнего срока, тогда я начинаю писать. Точно так же дела обстоят и со сценариями фильмов: ночью сажусь и начинаю надиктовывать на магнитофон.

- Чем приходилось жертвовать, работая на телевидении?

- Одни плюсы. Но сидеть дома, конечно, не получится!

- Как много времени вы отдавали телевидению?

- Всё. В день, когда не было записи или монтажа, система была следующая: встаешь часов в 11 (рано утром на работу никто из нас не ходил), в час приехал, потолкался по редакции, потрепался, попил кофе, посидел в библиотеке - почитал новый журнал. Вторая половина дня: в четыре часа отправились в Дом журналиста, посидели в пивнушке, потом в ресторане, в полдвенадцатого поехали к знакомым, где собиралась огромная компания, - часов до двух, до трех сидели, трепались. Часа в три ночи уезжал домой. В четыре приехал, поспал. Вот так вся жизнь шла!

Если монтаж - иногда сидишь сутки, другие, третьи... А так это все время работа, потому что сидит компания, треплется - все телевизионщики и разговоры все о работе, о новых проектах.

- В чем были преимущества, особые блага работы на телевидении?

- Телевидение - это было ужасно модно, таинственно! А так… Собачья работа, заработки не очень большие.

- Как вы оцениваете взаимоотношения наших СМИ со звездами?

- У нас плохие папарацци, да и звезд таких еще нет. Нет изданий, которые могли бы заплатить бешеные деньги, чтобы снять квартиру (как делают на Западе), где бы папарацци просидел две недели и сделал один-два кадра Мадонны в окне.

Раньше в таких количествах, как сегодня, не было принято фотографироваться. Трудно было представить, что можно охотиться за диктором! Хотя дикторы были невероятно популярны. Они могли получать заказы в гастрономе, билеты… Конечно, к ним могли подойти и попросить сфотографироваться, реже - попросить автограф. Но такого сумасшествия, как сегодня, не было!

- Какова была популярность и влиятельность телевидения по сравнению с прессой, с радио?

- Радио не дает такой популярности, как телевидение. Ну кто знает говорунов по голосу? По сравнению с прессой - то же самое: могут только фамилию знать.

- Кто пользовался общепризнанным авторитетом в вашей редакции?

- У нас в «молодежке» был коллективизм. Все мнения на летучке выслушивались - от администратора до главного редактора. Непререкаемый авторитет был у главного редактора Валерия Иванова, у Маргариты Эскиной. Конечно, у Владимира Ворошилова, у Марьяны Краснянской… К сожалению, все эти люди ушли…. У нас была команда!

- Каким образом осуществлялась обратная связь с телеаудиторией? Как учитывались ее интересы?

- К нам в редакцию приходило много писем. Были месяцы, когда их число дорастало до миллиона. На письма старались отвечать, мы обязаны были это делать. Важно было понять, что нравится людям, что нет. У нас были специальные редакторы по письмам. Звонков было меньше, мы старались вообще на них не отвечать. Зачастую, конечно, было много бреда в письмах и звонках…

- Насколько лично вам мешала цензура?

- Цензура мне особо мешала. Надо было изучить и понять, что требуется, - там были определенные нормативы того, о чем можно и о чем нельзя говорить. Важно было понять: вот это нельзя сказать, но если сказать так - то можно.

- Были ли случаи, когда вас упрекали за политическую невыдержанность?

- Было дело. Однажды Сергей Лапин выкинул меня из эфира: я сказал то, что думаю. Не помню даже, какая передача была. Я ушел из кадра, начал писать сценарии для фильмов, это оказалось даже интереснее.

- За что обычно вы ругаете и хвалите подчиненных?

- Ругаю только за одно: за непрофессионализм. И если есть какая-то непорядочность. Не люблю непорядочных людей. Но мне везет, у меня замечательная команда! Есть люди, которые работают со мной 30 лет.

- Какая редакция, передача или канал считались тогда наиболее престижными?

- Главная редакция программ для молодежи Центрального телевидения. Конечно, самой престижной была информационная редакция, за ней шла редакция пропаганды. Они все были престижны в своих отраслях. А уникальной считалась молодежная редакция! Она работала и в информации, и в политике, и в театре, и в кино! Уникальная по значимости, какая-то шпанистская редакция, в которой, по сути, работало не очень много людей. Мы делали такие передачи: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «Диалог», «Наша биография», «От всей души», «Молодцы», «Что? Где? Когда?». Все знаменитые передачи делали мы!

- Были ли тогда звезды в современном понимании слова?

- Были, конечно: Александр Масляков, Юрий Николаев. Были замечательные дикторы: Анна Шатилова, Валентина Леонтьева, Владимир Ухов, который вел «Спокойной ночи, малыши!», - его называли папа Хрюши. Были спортивные комментаторы, они вели репортажи за кадром, но их обычно знали по фамилиям: Владимир Маслаченко, Николай Озеров, Евгений Майоров… Много было замечательных телеведущих: Элла Беляева, которая вела «Музыкальный киоск»; Юлия Белянчикова - «Здоровье»… В основном звездами были ведущие - звездами для зрителя. Но были звезды и внутри редакции: Владимир Ворошилов - телевизионный гений, Евгений Гинзбург. Ребята-документалисты: Игорь Беляев, Мариек Зеликин, Алексей Габрилович. Был такой набор людей, которые входили в понятие «авторитеты».

- Была ли у вас возможность смотреть зарубежную телепродукцию?

- Нет. Только когда попадали за границу - тогда и смотрели.

- Было ли общение с зарубежными коллегами? Загранкомандировки?

- Минимум. У нас была возможность читать какие-то обзоры про зарубежные передачи, но мы все делали сами. Например, мы знали, что у них есть «Конкурс красоты»… Наши ребята (Владимир Акопов, Шмелев) сделали передачу «А ну-ка, девушки!». Вроде бы конкурс красоты, но совершенно другой, потому что дело было не в красоте, а в профессии, в интеллекте… Конечно, когда я находился за границей, небольшой опыт общения с зарубежными коллегами был. Мы выезжали за границу обычно на съемки или на фестивали, да и языка толком никто из нас не знал. Какое там творческое общение!

- Какова была - если не считать цензуру - степень свободы руководителей и рядовых сотрудников телевидения?

- Руководители телевидения очень жестко контролировались Центральным комитетом партии. Степень свободы рядовых сотрудников зависела от редакции, где они работали. Например, в редакции пропаганды ты мог попасть на прием к главному редактору, только если уже побывал у заведующего отделом. Там была такая дисциплинарная система. В нашей редакции, например, такого не было: кто начальник, а кто нет…

- Как происходило неформальное общение с коллегами? Как отмечались праздники?

- Пили! Во-первых, мы никогда не расставались, все праздники отмечали одной и той же компанией. Почти каждый день собирались, почти каждый день пили. К сожалению, кто-то не выдержал и спился… У нас была компания: Владимир Ворошилов - мой ближайший друг, Владимир Соловьев, Дмитрий Белозеров, Мариек Зеликин, Алексей Габрилович, Сергей Муратов. Сейчас только мы с Сережей и остались… Когда собирались, в основном говорили о телевидении - вся жизнь была в этом…

- Что вы считаете главным своим достижением?

- Конечно, молодежную редакцию в значительной мере. Я горжусь «Нашей биографией» и многими другими передачами, которые мы сделали. Я горжусь «Взглядом», ВГТРК, ТВЦ, горжусь Домом книги, который мне удалось сохранить, пока я работал в правительстве Москвы. В этом отношении, наверное, мне повезло больше остальных ребят.

- А главной своей неудачей?

- Неудача – это «Роскнига». Я ушел из правительства Москвы, но не хотел работать на телевидении. Мне очень не нравилось все то, что происходило в тот момент. Я сказал министру, что не буду заниматься телевидением, а буду заниматься книгами. Меня назначили директором «Роскниги». Система, которая занималась книжной торговлей в России, погибла к тому моменту, и мне надо было ее возобновить. Шесть месяцев мы за это бились. Я заболел… Пфф! И, к сожалению, мне запретили работать.

- Насколько жесткой в советское время была конкуренция на телевидении?

- Я не могу сказать, что в мое время была очень жесткая конкуренция. Если ты талантливый, то талантливый! Все точно знали, кто чего стоит. Конечно, сегодня конкуренция очень велика.

- Как выжить в условиях сегодняшней конкуренции?

- Честно говоря, не знаю. Я жил в других условиях. Тогда была конкуренция таланта - если ты талантлив, значит, выживаешь!

- Изменилась ли за прошедшие годы телеаудитория? Если - да, то в какую сторону?

- Конечно, изменилась, это совершенно другая телеаудитория. Я бы сказал, что она стала меньше думать. Вернее, ее отучили много думать. Изменились критерии аудитории, они стали значительно ниже.

- Какими вам видятся основные болезни современного телевидения?

- Первое - это отсутствие отечественного контента, его очень мало на экране. Много повторов и парафразов на тему западного телевидения. Второе - телевидение оставило за собой функции информирования и развлечения и полностью утратило функцию воспитания.

- Чье участие в создании передач незаслуженно недооценивается? Переоценивается?

- Трудно сказать… Опять же сужу по своей редакции. У нас было понятие «ты творюга или нетворюга». В нашей редакции администраторы, девушки-ассистенты были равны нам. Не было такого: «я - начальник, ты - дурак». Сейчас, на мой взгляд, переоценивается работа продюсеров. В мое время их просто не было. В этом и был секрет «молодежки», что она строилась по принципу коллективного творчества. Каждый человек, который работал, старался внести что-то свое.

- Какой совет вы бы дали начинающему тележурналисту?

- Боюсь показаться занудливым старичком… Работать! Доказывать свой талант нужно только работой. Можно хлопать лицом в кадре - но время проходит и уходит. Если доказываешь, что умеешь работать, и работать в коллективе, ты уже востребован!

- Какими качествами надо обладать, чтобы стать телевизионным долгожителем?

- Во-первых - терпением, а во-вторых - работоспособностью. Бывают, конечно, счастливые моменты: ты приглянулся кому-то и тебя сделали ведущим. Все равно для этого надо много работать. Конкуренция огромная - ты быстро вылетаешь!

- Каким словом вы бы определили сущность телевизионной работы?

- Творчество. Если нет творчества в организации, в задумке - ничего толком не получится. Сейчас все сложнее, зачастую вопрос упирается в деньги… У нас особых денег не было, хотя мы хорошо зарабатывали. Если человек хотел, то он мог зарабатывать на телевидении очень прилично. Но опять же - если ты был талантлив, если тебе заказывали: напиши сценарий об этом, сделай это…

- Чего больше на телевидении - творчества или ремесла?

- Важно и то, и то. Вот такая штука: творчество - очень хорошо, но если ты не знаешь ремесла, то ничего не получится.

- Исходя из вашего опыта, люди какого типа оказываются наиболее успешными на телевидении?

- Это должен быть человек с достаточно жесткой организацией, умеющий требовать. Хотя по-разному бывает. Например, Александр Масляков - такой мягкий, старался никогда не лезть в творчество. Одно время он был главным редактором «молодежки», моим шефом, хотя и был моложе нас всех. Он считал, что его функция - организовывать производственный процесс так, чтобы творюги могли творить, не испытывая ни в чем сложности. А есть такие люди, как Константин Эрнст, ему легче сделать самому, чем объяснять, чего он хочет.

- Чего больше в телевизионной среде - конкуренции или взаимопомощи, раньше и теперь?

- Трудно сказать, я сейчас нелинейный работник. Начиная с 1990 года, по сути дела, я не журналист, а руководитель…Ребята мне рассказывали, что раньше можно было прийти к генеральному директору и два часа сидеть и обсуждать фильм. Сегодня, конечно, этого нет.

- Что в первую очередь необходимо преподавать будущим телевизионщикам?

- Ремесло. То есть знание о том, что и к чему крепится. Важно понять философию творчества: зачем это все делается, как это нужно делать и как можно использовать. К сожалению, пока ведь вообще нет теории телевидения. Это же парадоксально, но у нас нет научно-исследовательского института телевидения. У нас есть научно-исследовательский институт теории кино, театра, есть даже научно-исследовательская лаборатория цирка, а телевидения – нет.

- В чем главная социальная функция телевидения: информировать, развлекать, обучать?

- Мне кажется, основная функция телевидения - сохранить страну, со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению, сейчас это не воспринимается. Социальная ответственность телевидения ушла. Хотя оно должно и информировать, и воспитывать, и развлекать. Сейчас же говорят, что надо только развлекать!

Чтобы выполнить основную задачу – сохранить страну, - телевидение должно понимать, по какому пути оно идет, зачем нужно то или иное. Прежде всего нужно сохранить свою культуру. Страна без культуры, без памяти - это уже не страна.

- Каким вы видите будущее телевидения?

- Многоканально-специализированным.

- Какие плюсы и минусы в слиянии Интернета и телевидения?

- Я небольшой специалист в этом. На мой взгляд, Интернет и телевидение - это технология. В конце концов, телевидение может спокойно существовать в Интернете, а не в эфире. Но пока еще толком никто не может понять, что это за игрушка – Интернет? Чего в нем больше - плюсов или минусов?

- Какой период отечественного телевидения вы считаете наиболее плодотворным?

- Самый плодотворный период - это, конечно, постсоветский. Период свободы, 1989 - 1994 годы, - самое интересное время!

- Кого вы можете назвать своим учителем в профессии?

- Владимира Ворошилова. Это учитель телевизионный, не по жизни. По жизни у меня были совершенно другие учителя, и вообще мои интересы выходили за пределы телевидения. Хотя учителями были все мои друзья.

- Назовите три-четыре имени, которые, на ваш взгляд, внесли решающий вклад в развитие нашего телевидения?

- Их очень много. Наверное, Олег Попцов, в какой-то мере я, Владимир Гусинский. Олег Добродеев огромную роль сыграл, Константин Эрнст. В какой-то мере - Александр Пономарев. Это все руководители, конечно.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия