Студопедия — Наведение мостов между оператором и объектом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наведение мостов между оператором и объектом






Во многих (но не во всех!) случаях более эффективным является сан­кционированное вхождение исследователя с камерой в поле. Ему дают разрешение на съемку, что позволяет снять этические проблемы, избе­жать конфликтов и отчуждения, сочетать съемки с другими методами сбора информации (наблюдение, интервью) и получать данные для углубленной интерпретации видеоматериалов.

Эффект присутствия фотографа, оператора в существенной мере умень­шается, когда он допускается изучаемыми людьми в свою среду для съемок и делает это относительно длительное время. Люди устают играть роли, пози­ровать и начинают вести себя как обычно. Вот туг и можно начинать снимать. Антропологи, изучавшие американских индейцев племени навахо, ис­пользовали оригинальный метод наведения мостов между исследовате­лями и объектами съемок. Они научили индейцев обращению с кинока­мерой и дали им возможность самим заснять свои традиции и ритуалы. Результатом этой работы стал фильм «Глазами навахо». В дальнейшем эта модель повторялась в других исследованиях.

В антропологии проводят различие между визуальными материалами самой культуры и визуальными материалами об этой культуре. В первом случае носители дан­ной культуры или субкультуры фиксируют то, что им кажется важным, интересным, красивым. В результате появляется текст с двойным смыс­лом: с одной стороны, там фиксируются проявления данной культуры, а с другой — в отборе сюжетов, ракурсов съемки проявляется система цен­ностей, норм, стереотипов, характерных для операторов, включенных в данную культуру. Отбирая объекты для съемки, они очень много говорят о себе и своем социокультурном поле.

Визуальные материалы, сделанные посторонним исследователем, так­же имеют два уровня смыслов. С одной стороны, это отражение изучаемой культуры или субкультуры, а с другой — эти материалы несут на себе отпе­чаток личности исследователя и той культуры, в которой он сформировал­ся. Снимая, он выбирает «интересное», «значимое», «важное» и т. д., но это все социальные конструкты, возникающие в результате взаимодействия двух разных социокультурых полей. В отборе объектов проявляются тео­ретические концепции, которым следует исследователь, его жизненный опыт (то, что виделось многократно, не вызывает желания превратить его в объект съемок), образ и стиль жизни (стараются снимать то, что являет­ся «необычным», «странным», но по отношению к чему?).

Вторичный анализ визуальных материалов

Покажи, что ты снимаешь, и я много могу рассказать о тебе. В процессе съемки экстериоризируется внутренний мир человека. Снимая, он удовлет­воряет те или иные свои потребности. Он фотографирует то, что ему кажет­ся важным, интересным, что надо запомнить, что надо показать друзьям. Поэтому вторичный анализ массивов любительских фотографий—это важ­ный инструмент изучения поведения людей, их потребностей и интересов. Домашние фотографии, в основном выполняемые с помощью «мыльниц», являются современным аналогом наскальной живописи, резьбы по кости и дереву в первобытном обществе. И как последние привлекают внимание археологов, так и современные семейные фотоальбомы должны быть в поле зрения всех изучающих поведение современных людей.

И здесь возможно совмещение количественных и качественных мето­дов — контент-анализ любительских фотографий. За критерий классифи­кации могут браться жанры, темы, снимаемые события и т. д. Контент-анализ дает нам количественную структуру любительской съемки. С помощью качественного анализа фотографий можно глубже проникнуть в смыслы, стоящие за цифрами таблицы. А глубокие интервью с фотогра­фами-любителями и их моделями позволяют проникнуть в мотивацию, увидеть механизмы социализации и т. д. Объектом контент-анализа могут быть и фотографии, публикуемые в СМИ, рекламные объявления, видеоролики, фильмы, классифицируемые по жанру, теме и т. д. Интерес могут представлять и фотогалереи, созда­ваемые в Интернете.

4. Матрица

Для того чтобы наблюдать социокультурные процессы с помощью фото-и видеотехники, можно использовать те же способы фокусирования, орга­низации внимания, что и в обычном наблюдении. Назовем этот прием матрицей визуального наблюдения. Ее суть — в наборе вопросов или тем, которые необходимо отразить в процессе съемки, чтобы обеспечить и раз­носторонность получаемого визуального ряда, и максимальное проник­новение в суть изучаемых процессов.

Если в обычном наблюдении матрица состоит из слов, с помощью которых мы описываем реальность, то в визуальном наблюдении объект структурируется с помощью двух основных приемов:

а) Кадрирование. С помощью видоискателя исследователь из потока вещей, людей и процессов отбирает в рамку кадра те, которые считает необходимыми. Остальные элементы действительности могут в кадр про­сто не попасть.

б) Задержка кадра в процессе видеосъемки или серия кадров при фо­тосъемке. Останавливая движение камеры на каком-то объекте, оператор обращает внимание зрителей именно на него.

Тематическая матрица может включать следующие темы:

• место расположения, размещение, пространственная структура объекта; пространственный контекст объекта (панорамные ракур­сы);

• действующие лица; портреты, фотографии и видеокадры в пол­ный рост;

• наблюдаемая на объекте активность; снимки действий, отражаю­щих суть происходящих процессов;

• кадры, отражающие материальную среду, в которой разворачива­ется изучаемый процесс;

• кадры наблюдаемых ярких событий, показывающих, как в куль­минационные моменты проявляется их суть или случайные формы;

• последовательность событий (т. е. временная характеристика объекта), отражаемая в очередности кадров;

кадры, отражающие наблюдаемые чувства, эмоции людей, нахо­дящихся на объекте.

Глядя на матрицу, исследователь как бы говорит себе: «Надо не забыть снять это и это». Каждый пункт матрицы — это жанровая характеристика додтемы исследования.

Другой вариант матрицы направлен на структурирование изучаемых процессов путем движения от общего к частному. Матрица фокусиро­ванного фото- или видеонаблюдения может включать в себя следующие элементы:

1. Общая этнографическая картинка наблюдаемых процессов. Это панорамные кадры.

2. Выделение в этнографической картинке понятий с помощью тех­ники кадрирования (например, в исследовании шоппинга это «поку­патель, совершающий покупку», «покупатель, праздно шатающийся по магазину», «консультант», «выкладка товаров в отделе X» и т. д.).

3. Конструирование категорий. Это группировка понятий в круп­ные тематические блоки. С помощью этого процесса съемка фокуси­руется на предмете исследования. Например, при изучении уличной моды можно выделить категорию «одежда» и с помощью камеры фокусировать внимание зрителей именно на том, во что люди одеты.

4. Выделение субкатегорий — это подчеркивание в процессе съем­ки разновидностей, подтипов, наблюдаемых в пределах одной катего­рии. Например, в категории «одежда» можно выделить с помощью камеры субкатегории «джинсы», «шорты», «юбки», «кофты» и т. д.

5. Выявление свойств категорий и субкатегорий. Любая категория и субкатегория имеют те или иные свойства. В процессе съемки внимание зрителей может концентрироваться на них. При съемке одежды опера­тор может фокусировать внимание на ее цвете, длине, контурах и т. д.

6. Конструирование шкалы измерения свойств. С помощью объек­тива вылавливаются такие ракурсы съемки, которые передают интен­сивность проявления важных для наблюдаемого процесса свойств. На­пример, на демонстрации — количество участников и их эмоциональная
активность.

5. Презентация визуальных материалов

Возможны разные варианты презентации фотографий и видеоматериалов.

1. Визуальные материалы выступают как дополнительные иллю­страции к тексту отчета, высвечивая отдельные его моменты.

2. Визуальные материалы — это самостоятельный текст, дополня­емый текстом вербальным. Классический пример — книга G. Bateson and M. MeadBalinese Character: a Photographic Analysis (1942). Здесь 759 фотографий, исследующих культуру острова Бали, тематически
упорядочены, выстроены в серии и говорят сами за себя. Однако рядом расположены тексты с комментариями к снимкам.

3. Визуальные материалы представляются без всяких или почти без всяких комментариев. Изображения сами говорят за себя.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия