Студопедия — Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.






Русская философия имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Главное из них состоит в том, что она существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, религиозной литературе. Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России.

Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства — Киевской Руси, влиянием византийской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского и пр.

Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII—XIV векавремя жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

Одно из центральных мест в русской мысли XV—XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство — Святую Русь — как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной Филофеем историософской концепции «Москва — третий Рим».

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли (правление Петра I, Петербургская академия наук, приглашаются ученые из Европы, первые университеты и т.д.).

Существование на перекрестке различных культур во многом определило проблематику русской философии. Ведущий для нее темой стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Другой ведущей темой была тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием.

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Лидеры славянофильства — Хомяков, Киреевский и др. — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из ведущей роли православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни.

Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община.

Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму. Исследовав и сопоставив западноевропейскую и русскую историю, особенности религиозной веры, системы духовных ценностей, славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, что означало неприемлемость европейских форм жизни для России.

Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей, скорее Европе нужно было догонять Россию.

Среди западников, к которым относятся Чаадаев, Герцен, Белинский и др. были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX вв.) наиболее полно представлена оригинальной философской системой В.С. Соловьева философией всеединства.

Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В.С.Соловьевым в работах «Чтения о богочеловечестве», «Духовные основы жизни» и др.

В гносеологическом аспекте всеединство выступает как цельное знание, представляющее собой неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного).

История мирового процесса предстает в виде мистического эсхатологизма, когда спасение человечества обеспечивается его приобщением к идее богочеловека. Религиозная философия освобождает сознание людей от внешней авторитарности и приобщает их к осознанному усвоению христианских ценностей.

Всемирная история придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, если объединяющим общественным началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В.С.Соловьева, единство вселенской церкви и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию свободной теократии.

Одним из видных представителей «нового религиозного сознания» экзистенциалистского направления начала XX столетия был Н.А.Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Самопознание» и других он изложил систему своих философских взглядов, назвав ее философским персонализмом (от лат. persona — личность). Он отстаивал идеи свободы человека, творчества и т.д.

Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.

Философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в России в конце XIX – начало ХХ в трудах Плеханова, Струве и др. Особую роль в развитие марксизма на русской почве внес В. И. Ленин.

Философские взгляды Ленина изложены в большом числе публикаций, многие из которых не являются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем. Основные философские произведения Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция», «Философские тетради».

Ленин проявил себя как представитель марксистской философии, продолживший разработку её проблем, в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания. Им дано определение понятия материи, развиты и конкретизированы другие важнейшие философские понятия, такие, как пространство, время, причинность, закономерность и т. д. Он выдвинул положение о неисчерпаемости материи.

В работах Ленина много места уделено проблемам философского учения об обществе. Он внес вклад в разработку проблем, связанных с теорией классов и классовой борьбы, дал определение классов, развил учение об общественно-экономической формации, о научном предвидении исторического развития, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Им была провозглашена идея культурной революции после завоевания пролетариатом власти. Эта идея предполагала осуществление всеобщей грамотности, приобщение трудящихся к мировым духовным завоеваниям, формирование новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян, выработку у трудящихся высоких нравственных качеств.

Значительную часть творческого наследия Ленина занимают работы, посвященные теоретическому обоснованию проблемы построения социализма и коммунизма. Ему принадлежит идея создания социалистического общества в одной отдельно взятой стране, предложены пути и способы её реализации.

Русский космизм ( Н. Фёдоров (замысел освоения космического пространства), К. Циолковский (основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций), В. Вернадский (Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ), А. Чижевский (гелиобиология – влияние циклов солнечной активности на на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы) и др .). С еговерой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

Особенности развития философской мысли Беларуси

Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации.

Следует иметь в виду, что дискуссионность проблемы самостоятельности нашей философии обусловлена тем, что иногда белорусский этнос не рассматривался как самостоятельный, а исследователи отечественной философии белорусов считали частью либо великорусского, либо польского народов.

В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых являются:

§ полиэтническая структура государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР), в составе которых находились белорусские земли в разные исторические периоды;

§ центральное геополитическое положение на карте Европы;

§ поликонфессиональность белорусского этноса, обусловленная сильным влиянием на ментальность и социальные модели поведения белорусов различных религий, прежде всего, православия и католицизма.

Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации.

Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли.

Одним из важнейших этапов становления национальной культуры и самосознания белорусского народа было XVI столетиеэпоха отечественного Возрождения и Реформации, которая была обусловлена развитием городов, складыванием раннебуржуазных элементов в экономике, формированием основ интегрированной белорусско-украинско-литовской государственности, развитием национального языка и литературы, нового, христианско-гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений античности, средневековья, восточнославянских и западноевропейских религиозно-культурных традиций.

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители: Николай Гусовский (1470(?) – 1533(?)) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Ф. Скорина (1490-1541) – мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Перевод Скориной Библии с церковнославянского на старобелорусский язык превратил его в основу развития духовной культуры народа. Основы белорусской психологии и идеологии государственности были на латинском языке изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества.

Философское наследие Скорины раскрывает сложную мировоззренческую картину формирования национального самосознания:

«Над зімнымі хвалямі Дзьвіны я быў візантыйцам - Юрым, а ў Кракаве, куды мяне пацягнула за эўрапэйскаю ведай, - лацінікам Францішкам. А дапраўды, я ня быў ні Юрым, ні Францішкам, а быў вольным, незалежным духам, якога вы шукаеце, духам агульначалавечым толькі ў беларускай скуры. Шукайце ж!».

В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал национальной жизни белорусов, основными компонентами которого являются Родина и культура народа – его язык, история, традиции и т.п. Священное писание рассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, знания, идеальной нравственности, подлинной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника национально-культурного обновления и Возрождения.

Национально-патриотические и гражданские идеи Скорины получили развитие в ренессансно-гуманистической и реформационной мысли второй половины XVI столетия, когда существенно актуализировалась проблема сохранения государственности и национальной культуры белорусского и украинского народов.

Преемниками традиций Скорины стали С. Будный (прим. 1530-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540 – 1603). Первый, исполняя обязанности протестантского пастыря, выступал за рационализацию христианства, освобождение его от мистических элементов раннехристианского вероучения, а также выступал в защиту концепции веротерпимости.

На опасность полонизации правящего класса, грозящей существованию национальной культуры, обратил внимание друг и единомышленник С. Будного – Василий Тяпинский.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557 – 1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в «Предисловии» к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка. Одним из первых в европейской философии с идеей естественных прав человека выступил Андрей Волан (1530-1610).

XVI век вошел в историю как «золотой век» белорусской культуры в целом и философской и общественной мысли в частности. Именно в это время произошли важные события: белорусский язык стал языком делопроизводства ВКЛ; само ВКЛ являлось уникальным государством, в котором мирно сосуществовали православия и католицизм и другие конфессии; развивалась гражданская и правовая культура.

В XVII в. основной темой общественно-философской мысли становится тема выбора дальнейшего развития общества. Симеон Полоцкий. «Рифмологион» Симеона Полоцкого – первое специальное и систематическое философское исследование идеалов, целей и программ действия государства, содержавшее обоснование необходимости идеологии для сильного государства. Согласно Симеону Полоцкому, именно философия – незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книгопечатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России – через организацию Славяно-греко-латинской академии.

Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840–1900), «духовного отца белорусского возрождения» (М. Горецкий). В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891) и в других произведениях он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Беларусь» от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка.

Заметный вклад в формирование философско-мировоззренческих основ национальной культуры внесли Максим Адамович Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956).

Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности, национального бытия белорусов в ХХ веке сыграл Янка Купала. Пожалуй, в его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют лейтмотив творчества классика белорусской литературы. Поэма «Безназоўнае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идеал национального государственного строительства. Через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслия, патриотизма, жертвенности, справедливости, добра и красоты.

После Я. Купалы мы на вопрос о том: «А кто там идет?», – уверенно отвечает: «Белорусы».

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли также ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896 – 1923). В 1921 г. был опубликован его капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но и концептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь. По мнению И. Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни нашего социума. Например, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. Абдиралович выдвигал идею возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих «чужеземному мессианству». Он подчеркивал, что эти формы не могут прийти извне, каждая из них – плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им, наконец, стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества – таков главный вывод автора.

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 3573. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия