Студопедия — ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ






ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ

 

Первый урок*

 

После того как ребята войдут в класс под «Марш мальчишек», достаточно сказать, что это музыка из знакомой уже ребятам оперы

 

 

* На протяжении всей четверти вход на урок под музыку «Марша мальчишек» Ж. Бизе, выход из класса под песню-марш «Мы проходим у Кремля» 3. Левиной.


«Кармен» Ж. Бизе, что в этой сцене мальчишки маршируют, подра- жая настоящим солдатам. Обратить внимание, что во «взрослой» опере «Кармен» участвуют дети.

На этом уроке учитель может напомнить ребятам о том, что уже сейчас благодаря нашим «трём китам» мы смогли войти и в страну- оперу, и в страну-балет, и в страну-симфонию.

Но достаточно ли хорошо мы уже подготовлены к тому, чтобы уви- деть и услышать всё интересное, что в этих странах есть, чтобы не пропустить мимо ушей то, на что надо было бы обратить своё внима- ние, к чему надо было бы внимательно прислушаться? Пожалуй, наше путешествие лучше продолжить после того, как мы побольше узнаем про самих «китов».

На уроке надо проверить, насколько свободно (и все ли!) ребята определяют, хотя бы в самых общих чертах, эмоциональный характер музыки, наличие в ней каких-либо изобразительных моментов и т. д. Затем следует поставить перед классом вопрос: почему, по каким признакам они определяют, например, что этот марш написан для октябрят, а тот – для солдат или спортсменов? Почему они всё увереннее отличают вальс от польки? По каким признакам не путают весёлую песню с грустной? Подобные вопро- сы можно, конечно, весьма разнообразить. Трудно рассчитывать, что на эти вопросы сразу же последует большое количество доста- точно убедительных и тем более развёрнутых ответов. Эти вопросы должны прозвучать скорее как программа предстоящих занятий, чем как вопросы, требующие немедленных и конкретных ответов. Однако любой ответ учащегося (не надо здесь бояться никаких неожиданностей, никаких ошибок, даже нелепостей) может быть развит учителем и стать основой для зарождения у ребят интерес- ных и верных мыслей.

Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строит музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низ- кими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и

«прыгающими», стремительно несущимися и почти застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, усиливающимися и затихающими, движущимися вверх и вниз и т.д. В самом этом факте ничего нового для ребят, разумеется, не будет. Новым будет то, что отсюда надо искать причины своеобразия каждого музы- кального сочинения, будь то песня, танец или марш. Разговор о различии звуков и их сочетаний учитель должен сопровождать простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия.

Так, сравнение оживлённой, озорной музыки «Марша мальчи- шек» с медленной, одиноко и печально звучащей музыкой «Сурка» поможет ребятам понять, почему так не похожи эти два сочинения. Различие (контраст) станет для ребят ещё более очевидным, если обратить их внимание на то, что мальчики поют «Марш» Бизе хором в высоком, светлом регистре, а «Сурка» исполняет один певец – солист (в данном случае низкий мужской голос, называемый басом).

Точно так же сравнение высоких звуков с низкими звуками в пьесе «Зайчик дразнит медвежонка» сразу же помогает зайчика


отличить от медвежонка, а по тому, что зайчик гораздо скорее (в два раза) повторяет музыку медвежонка, поймут, что он его передразни- вает.

При разучивании попевки «Крокодил и Чебурашка», при повторе- нии мелодии с закрытым ртом учитель должен постараться испол- нить сопровождение на фортепиано как можно тише.

«Сурок» – слушание.

«Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева (песня) – разучивание.

«Мы шагаем» – исполнение.

«Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского – слушание.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия