Студопедия — Коммуникация как личностная проблема
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коммуникация как личностная проблема






 

Используя СМИ, чаще всего навязывают пассивному большинству образцы-эта­лоны, создают новую иллюзорную реальность, ложный мир, дающий забвение и воз­можность удовлетворения примитивных желаний. Да, аудитория СМИ это прежде

____________________________

12 Подробнее об этом: The Business of Media. Corporate Media and the Public Interest. The Media Reader: Continuity and Transformation. Sage Publications; Croteau, D. 2001.

 

всего совокупность индивидов, обладающих личностными характеристиками. Но кол­лективное восприятие информации привносит в данный процесс принципиально но­вое значение. При этом возрастает роль лидеров мнения, эмоциональных состояний группы и т.д. СМИ также порой способны выявить наши скрытые психические откло­нения.

Следовательно, задачи курса «Психология журналистики» еще и в том, чтобы попытаться выделить и описать возможности и технологии формирования диалоговых отношений масс-медиа не только в целом с аудиторией, но и с отдельной личностью; а также рассмотреть главную проблему сегодняшне­го времени: как не стать реципиенту заложником средств массовой комму­никации и противостоять манипуляторам.

Что в данном контексте есть публичная коммуникация, способная соединить людей в коллективном потрясении, осознании, объединить коллективный разум и коллективное бессознательное13? Е.Е. Пронина отмечает, что универсальным ме­ханизмом творческого мышления считается «АГА-переживание» (догадка, откры­тие, прозрение, откровение), то есть момент, когда, как говорят психологи, «бес­сознательное переходит порог сознания» и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа.

Песня, трагедия, поп-шоу, политическая демонстрация, продукция газет, ра­дио, телевидения — по сути явления массовой коммуникации одного порядка. Но средствами массовой информации процесс коммуникации не только многократно усиливается. Он приобретает деятельностный характер, так как переход познава­тельного плана в эмоциональный порождает у аудитории в целом и отдельного че­ловека чувство убежденности (катарсис как расширение границ индивидуально­го сознания до всеобщего). Расширение же со-сознания в новом свете представля­ет индивидуальный опыт, прошлое человека, помогает увидеть отклонения и их пагубные последствия и, как ему кажется, «освещает» будущее, «показывая» жиз­ненные перспективы.

Из этого же ряда сенсация, которая, потрясая воображение, выключает рацио­нальный опыт и открывает путь для неконтролируемых сознанием эффектов мыш­ления, чувствования и поведения.

В психологическом плане массовая коммуникация — личностная проблема. Как свидетельствуют современные исследования (Дж. Розен), интеллектуальная жизнь современного человека состоит в основном в кодировании и декодировании массо­вых символов, а его жизненный успех зависит от скорости и адекватности понима­ния медийных образов. СМИ же запускают первую версию символизации, да еще, что очень трудно и ответственно, практически синхронно развитию события.

Различного рода антиномии (политические, экономические, социальные), иначе говоря «злоба дня», ощущаемые людьми как безотлагательная потребность обра­титься к СМИ — психологический импульс журналистского творчества. Но разумно ли требовать от журналиста правильных ответов, если антиномия в том и состоит, что зачастую решения не имеет? Однако личные интеллектуальные и творческие

 

способности, логика профессии, профессиональные возможности и технология массовой коммуникации позволяют журналисту продвинуться в разрешении ан­тиномий так далеко, как ни в каком другом виде творчества (литературном, изоб­разительном, музыкальном, педагогическом, политическом и т.д.).

Но бывают и перегибы: ощущение журналистом личной влиятельности, инфор­мационного и даже социального могущества. Социальная ориентация теряет адек­ватность. Американский социолог Том Купер такую форму утраты профессиональ­ного самоконтроля, псевдотворческую эйфорию назвал «непреодолимым магне­тизмом свободы слова», который ставит творческую мысль журналиста под импульсивную цензуру личных амбиций, самовосхищения, перемежающегося с депрессивными состояниями, а также под такого же рода цензуру корпоративных установок или откровенного цинизма и продажности.

В связи с чем, сегодня в массовой коммуникации как никогда актуальна техни­ка психологической безопасности. Причем не только аудитории масс-медиа, но и самих субъектов информационной деятельности. Ведь наш опыт общения со СМИ во многом обуславливает так называемый когнитивный подход к СМИ, когда зна­ния или приобретенная ментальная реальность становятся основой установок и моделей поведения личности или группы. Масс-медиа всё больше превращаются в реальность, с которой люди сравнивают окружающий мир. Они для многих даже нечто большее, чем реальная жизнь.

Сакраментальный вопрос: а что же делает массовую коммуникацию массовой? Во-первых, аудитория (большая, анонимная, гетерогенная). Во-вторых, то, что субъектами коммуникации чаще всего являются определенные институты и орга­низации (телесети, средства массовой информации, агентства). В-третьих, основ­ная экономическая функция СМИ — привлекать и удерживать максимально воз­можную аудиторию.

Обнаружить же и описать в системе проявление данных тенденций в практи­ческой деятельности средств массовой коммуникации можно лишь с помощью меж­дисциплинарных исследований. В этом и состоит главная трудность.

 

ТЕМА 2







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия