Студопедия — ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ






 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность и... логия) - учение о ценностях.

АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - специфическая социально-коммуникативная общность. Под аудиторными аспектами массово-коммуникационной деятельности в широком смысле понимаются те из них, которые обусловлены внутрен­ними характеристиками различных групп аудитории СМИ, формирующихся чаще все­го как по объективным, так и по субъективным критериям. К числу этих критериев мож­но отнести, например, такие, как усвоение и присвоение общих качеств, чувств, потреб­ностей, интересов, жизненных целей, а также особенности личности субъектов, входящих в данную группу, систему их диспозиций и т.д. Причем сущность таких групп определя­ют прежде всего механизмы самосознания: из числа относительно устойчивых - нормы, традиции, стереотипы, ценностные ориентации и установки, потребности, «опредмеченные» в продукции СМИ в форме «примеров из жизни» и систематически транслируе­мые; из числа подвижных — общественное мнение.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ, to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление че­ловека быть в обществе других людей. Данный процесс могут динамизировать аудитор­ные эффекты масс-медиа. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъек­та в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость дру­гих или массово-коммуникационное сопереживание приводят к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стрес­са. Блокирование же, напротив, вызывает чувство одиночества, отчужденности, порож­дает фрустрацию.

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ) - помехи, меша­ющие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципи­ентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

БИЛЬДИЗАЦИЯ (от нем. Bild - рисунок, картина) - наглядность, яркость и ясность в пода­че материала. Бильдизация - общемировой процесс в печатных и электронных СМИ, до­шедший до России. Газету можно не только читать - ее можно рассматривать. Серые, не­ясные безликие снимки не могут больше иллюстрировать материалы - они не интересны. Зато читателя можно заинтересовать всякого рода таблицами, графиками, схемами - гра­фическим изображением сути материала. Картинка должна не просто иллюстрировать -необходима дополнительная смысловая нагрузка, самодостаточность «картинки».

ВДОХНОВЕНИЕ. В журналистике - психологическое состояние своеобразного напряже­ния и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи журналистского произведения. При всей своей кажущей­ся самопроизвольности вдохновение является, как правило, результатом предваритель­ного напряженного труда.

ВНУШЕНИЕ (или суггестия) (от лат. suggestio) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприя­тии и реализации внушаемого содержания. Характеризуется также отсутствием целена­правленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в со­отношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

ВНУШАЕМОСТЬ. В психологии журналистики - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и в определенной мере подчи­ниться внушающему воздействию средств массовой информации. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, и ряд других.

ВОСПРИЯТИЕ - целостное прямое или опосредованное масс-медиа отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раз­дражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощуще­ния В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени свя­зано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определен­ную аффективно-эмоциональную окраску.

ТЕНДЕР. В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина». Тендерные роли в журна­листике - набор ожидаемых образцов массово-коммуникационного поведения комму­никаторов (мужчин и женщин).

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ (от сращения англ, global и local) - глобальные проблемы страны и мира, поданные в местном измерении. Читателя беспокоит, как проблемы мирового масштаба отразятся на его жизни. Причем все «полезные» материалы обязательно снабжаются разнообразными советами. Утилитарность подобного рода публикаций помогает журна­листам быть в диалоге с читателями не только «советчиками», но еще и «простыми людь­ми», которые также попадают в различного рода житейские ситуации.

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в груп­повых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Проявляется в том числе и как аудиторный фактор - при воспри­ятии массовой информации.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ - неэффективный, неплодотворный, разрушающий сложившуюся структуру.

ДИАЛОГ (от греч. dialogos) - попеременный обмен репликами (в широком смысле репли­кой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии журналистики - это не только вопросно-ответная форма мышления, как диалог подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры, а если брать более узкое значение -способ реализации функций журналистики. Именно в диалоге с аудиторией происходит выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой по­зиции, взглядов, чувств, установок коммуникатора. В демократическом обществе одной из характеристик диалогизма как принципа взаимоотношений СМИ и аудитории явля­ется избирательность. Индивидуум пытается найти свои газеты, журналы, каналы элек­тронных СМИ, своих индивидуальных коммуникаторов, какие-то отдельные произве­дения, как ему кажется, адресованные только ему. Таким образом, диалогичность явля­ется необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. В коммуникативистике - образование многоотраслевых коммуни­кативных комплексов, а также вложение средств в различные сферы информационной индустрии.

ДИСКУРС - сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста еще и экстра­лингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необхо­димые для понимания текста.

ЖУРНАЛИСТИКА - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и периодическому распространению с помощью технических средств актуальной социаль­ной информации.

ЗАРАЖЕНИЕ - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (ком­муникатора) другому или в целом аудиторной группе СМИ, помимо или дополнитель­но к собственно смысловому воздействию. При наличии обратной связи 3., как способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций, может обладать различной степенью произвольности. В журналистской прак­тике для 3., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия.

ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвое­ние общественного опыта. Игрореализация в массово-коммуникационной деятельности имеет ряд специфических особенностей.

ИМИДЖ (от англ. - изображение, отражение, копия, подобие, образ). В психологии жур­налистики - стереотипизированный образ реального факта, события, явления, лица, конкретного коммуникатора, существующий в массовом сознании. Он формируется спонтанно, под воздействием масс-медиа, а также с помощью профессиональной деятель­ности специалистов-психологов (имиджмейкеров). В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами харак­тера, индивидуальными особенностями и данными, одеждой и т. п. При формировании имиджа человека реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписыва­ются ему окружающими или аудиторией СМИ.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ. В психологии журналистики - использование возможно­стей техники и новейших технологий для организации диалога человека (коммуникато­ра) с другим человеком (реципиентом), в результате чего на запросы друг друга они мо­гут немедленно реагировать.

ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ - научная дисциплина, отслеживающая влияние новейших тех­нологий сбора, обработки, передачи, хранения и использования информации, а также различных продуктов информационного творчества на социумы и отдельного человека.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ. В психологии - конформизм, возникающий вслед­ствие принятия суждений других людей о реальности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера общества с достаточно развитой се­тью информационных коммуникаций.

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-состояние защищен­ности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, соци­альных субъектов различных уровней общности, масштаба и организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы.

ИНФОРМАЦИЯ. В обыденном понимании - сведения, сообщения. В современной психо­логии журналистики можно выделить следующие основные значения понятия «инфор­мация»:

передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и жи­вой природы);

сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксичес­ких, семантических и прагматических характеристик;

сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений.

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - содержательный аспект социальной коммуникации: знания, сообщения, сведения о социальной и ряде других форм движения материи, вклю­ченные в коммуникативный, межличностный процесс (которые воспринимаются, изме­няя уровень знаний людей, а также преобразуются и используются в различных сферах деятельности).

Огромную роль в образовании социальной информации играют формы ее воплощения: орудия труда и другие предметы «второй природы»; социальная информация, запечат­ленная в документальной (книги, журналы, газеты, аудио-видеоматериалы, СД-ромы, ар­хивы и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства, с опреде­ленной оговоркой - журналистское творчество) и устной форме.

ИНФОТЕЙМЕНТ(1шЪ1а1теп1-от сращения английских слов Information и entertainment) — информируя - развлекай. Сухая подача информации не интересна читателю. Иногда нужно находить разные грани вопроса, не столько важные, сколько занимательные.

КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ - способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, пись­менно, через теле-радиоэфир, с помощью Интернета или каким-либо другим образом).

КОММУНИКАТИВИСТИКА - новая сфера обществознания, пристально изучающая гу­манитарные функции информационных средств связи на разных этапах цивилизации.

КОММУНИКАТИВНАЯ ТРИАДА - устойчивая система коммуникативных взаимосвя­зей между тремя коммуникантами (участниками коммуникации).

КОММУНИКАТОР. В психологии журналистики - безличный (группа лиц, СМИ в целом) или индивидуальный (отдельное лицо, творческая личность) инициатор коммуникатив­ных/информационных связей.

КОММУНИКАЦИЯ. Под коммуникацией принято понимать процесс, в ходе которого ком­муникатор информирует коммуникантов (индивидов или аудиторию в целом, если ис­пользовались технические средства) о событиях, принятых где-то управленческих ре­шениях, обменивается с реципиентом различными представлениями, идеями, интереса­ми, настроениями, чувствами, установками и т.д. Материальным носителем социальной информации является слышимое или видимое слово. Именно этот универсальный сиг­нал позволяет облечь логическое содержание человеческой социальной информации в материальную форму, благодаря которой она может формироваться, развиваться, вос­приниматься, храниться и передаваться. Может использоваться людьми в разнообраз­ной деятельности, в том числе и деятельности массово-коммуникационной.

КОНФЛИКТ - воспринимаемая несовместимость действий или целей.

КОНФОРМИЗМ - изменение поведения или убеждений в результате реального или вооб­ражаемого давления группы.

КРЕАТИВНЫЙ - способный творить.

ЛАТЕНТНЫЙ - скрытое, внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления.

ЛИЧНОСТЬ - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную струк­туру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде.

МАНИПУЛЯЦИЯ В СМИ - вид целенаправленного или ситуативно обусловленного пси­хологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей ауди­тории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению опре­деленных действий.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - целостный процесс, включающий наряду с информа­цией (содержательным аспектом) также языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся средства выявле­ния, обработки, хранения и распространения информации.

МОДЕЛЬ КОММУНИКАТОРА. Понятие модели в целом определяется как описание изучаемого объекта языком символов и терминов, отражающих его содержательные и прогностические характеристики. Особенность моделей массово-коммуникационной дея­тельности как специфического образа, отражающего реальные объекты практики, состоит в их формализованности и оперативной функциональности, что делает данные модели гибким и эффективным методом познания, ибо сегодня, как никогда, актуализирована проблема прогнозирования тенденций развития средств массовой коммуникации.

ОПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ СМИ - технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (ком­муникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией; а также способствующие формированию его имиджа и, в конечном итоге - реализации коммуникативной функции СМИ в обществе.

ПОДРАЖАНИЕ - следование какому-либо примеру, образцу. Один из наиболее эффектив­ных социально-психологических механизмов массово-коммуникационной деятельности. Иногда проявляется в качестве элемента научения.

ПОЛЕМИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - конфронтация, противо­стояние двух или более участников спора. Спора, в ходе которого каждая из сторон ста­рается не только доказать с помощью логично выстроенной системы аргументации ис­тинность своей точки зрения на ту или иную проблему и необоснованность взглядов противника, но и одержать над ним психологическую победу, а в конечном итоге - при­влечь на свою сторону в споре широкие слои аудитории СМИ, сформировать соответ­ствующим образом общественное мнение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Основой возникновения и становления профес­сиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и професси­ональной культуры. Можно выделить три группы определений этого понятия: 1) профес­сия как род трудовой деятельности, служащий основным источником доходов; 2) про­фессия как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку; 3) профессия как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональ­ной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп. В ее структуре можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксеологическую и ментальную.

Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессио­нальной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его го­товности к осуществлению конкретного вида деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения. Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.

ПСИХИКА - инструмент познания человеком явлений, закономерностей и механизмов в субъективном отражении объективной действительности.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. В рамках теории и практики журналистики, психологии журналистики - область психологических исследований творческой деятельности ком­муникаторов различного типа. К специфической проблематике психологии творчества относится: изучение социально-психологических особенностей личности, проявляющих­ся в процессе творчества (способности, талант); роли воображения, мышления, интуи­ции, вдохновения; влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий кол­лектив редакции СМИ; факторов, способных динамизировать, стимулировать и, напро­тив, ограничивать творческую активность.

РОЛЬ. В психологии журналистики - набор норм, определяющих как должны вести себя коммуникаторы в данной социальной или профессиональной позиции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индиви­дом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация мо­жет происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоя­тельств жизни, так и в условиях системного образования и воспитания. Важнейшую роль в социализации на всех этапах жизни человека, начиная с самых ранних, играют средства массовой коммуникации.

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЖУРНАЛИСТИКЕ позволяет сфор­мулировать стратегическую цель моделирования массово-коммуникационной деятель­ности как практическую разработку и реализацию четырех концепций развития взаимо­действия индивида (производителя и потребителя продукции СМИ) и средств массо­вой коммуникации:

1. Создавать только такую продукцию, которая насущна, социально необходима аудито­рии средств массовой коммуникации.

2. Внутри самих средств массовой информации создать максимально возможные усло­вия для истинно творческой самореализации как отдельных индивидов, так и коллекти­ва, аудитории в целом.

3. Социально-психологическая концепция позволяет индивидуальным коммуникаторам освоить аппарат прагматически обусловленных технологий эффективного взаимодей­ствия с аудиторией. А также повысить готовность к решению проблемных ситуаций в профессиональной, внутриличностной и межличностной сферах.

4. И, наконец, четвертая концепция — когнитивно-гуманистическая. Она предполагает по­становку профессионально-этических проблем, преодоление стереотипов, развитие целос­тного, синергетического образа мышления. А по большому счету предполагает создание в среде журналистов, менеджеров сферы средств массовой коммуникации социокультурного слоя людей, стремящихся к творческому самоутверждению, а не к саморепрезентации.

СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА - способ углубления качества публицистичности продукции масс-медиа, расширения в связи с этим диапазона творческой деятельности коммуника­торов, а ее методы можно систематизировать как разновидность социальных исследова­ний. Социожурналистика нередко использует методы, инструментарий, приемы органи­зации и проведения социологических, социопсихологических, социоинженерных иссле­дований. Таким образом, появляется возможность исследовать одновременно проблемы, связанные как с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, так и с их обще­ственными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журна­листа, пиармена.

СТЕРЕОТИП - упрощенное, схематичное представление (мнение) о действительности или части действительности.

СУГГЕСТИЯ - внушение, воздействие на воображение, подсознание.

ТВОРЧЕСТВО - в общеметодологическом плане: деятельность по созданию качественно но­вых, никогда ранее не бывавших продуктов. Индивидуальный процесс открытия и преоб­разования духовного и материального мира составляет содержание процесса становления личности. Творчество как «одухотворенное действие», сущностная характеристика чело­века поднимает личность на качественно новый уровень. Следовательно, творчество мож­но определить как форму самодеятельности и саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы; как приобщения к высшим смыслам бытия. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество в целом и жур­налистское творчество в частности, имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаются произведения, отличающиеся новизной, ориги­нальностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое со­держит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.

Профессиональное мышление во многом обуславливается сегодня технологией и объек­тивной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве орга­низующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальней­шего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональ­ное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения и элемент профес­сиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения высту­пает не только общая или специальная, но и социальная картина мира.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - принятие «чужой» инаковости. Она есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и по­следний морально не был бы согласен с ними.

УБЕЖДЕНИЕ. В журналистике - способ вербального (словесного) влияния, который вклю­чает в себя систему доводов, выстроенных по законам развития речи и формальной ло­гики, обосновывающих выдвигаемые субъектом информационной деятельности тези­сы. Успешное убеждение в журналистике ведет к принятию и последующему включе­нию отдельным индивидом или аудиторной группой новых сведений в сложившуюся систему взглядов и к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком ка­ких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно - на основании представленных фактов и сведений, так и вслед за коммуникатором, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования возможностей раз­нообразных жанров, приемов, способов аргументации, тогда как внушение может про­исходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в публицистике как виде массово-коммуникационной деятельности.

УСТАНОВКА - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Большую роль в формировании установок отдельной личности и аудиторных групп иг­рают в целом СМИ и индивидуальные коммуникаторы.

ФИНИШИНГ (от английского finishing - процесс доведения до конца, до совершенства, окончательная отделка продукта). В аспекте психологии журналистики - доведение темы до ее логического завершения. Любой материал, имеющий продолжение, способный вызвать отклики читателей не должен ограничиваться единственной публикацией дол­жен иметь продолжение. Подразумевается перманентный диалог с читателем - и на уров­не информирования, и на уровне обсуждения с ним той или иной проблемы.

ФОКУСИРОВАННАЯ ПОЛЕМИКА представляет собой чаще всего дискуссию, в ходе которой аудитория СМИ получает не только определенный объем информации концеп­туального характера, но и информацию о ее ожиданиях, преломленных через индивиду­альный опыт конкретных людей, относительно проблемы, предложенной для полемики.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт). В психологии журналистики - один из основных (наряду с наблюдением) методов системного познания современной прак­тики вообще, ее психологического исследования в частности. Отличается от наблюде­ния активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляюще­го планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта - отдельно­го потребителя продукции СМИ или аудиторной группы.

ЭМОЦИИ (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, про­являющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жиз­ненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потреб­ностей. Эмоции в журналистике служат одним из главных механизмов психической ре­гуляции массово-коммуникационного поведения аудитории СМИ.

ЭМПАТИЯ - самозабвенное (иногда внешне беспричинное) переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место. Особая форма - эмпатия по отношению к индиви­дуальному коммуникатору (журналисту конкретного СМИ).

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность способностей и характеристик человека, обус­лавливающих создание и восприятие им речевых текстов. В психологии журналистики термин используется для описания как коммуникаторов различного типа, так и отдель­ных коммуникантов и аудитории СМИ в целом.

 

При составлении словаря использованы следующие источники: Д. Майерс. Социальная психология. — СПб., 1999; В. Ф. Олешко. Моделирование в журналистике: теория, практи­ка, опыт. — Ек., 2000; В. Ф. Олешко. Журналистика как творчество. — М., 2005; Р. Харрис. Психология массовых коммуникаций. — М.-СПб.,2001; Ф. И. Шаркав. Основы теории ком­муникации. — М., 2002; Краткий психологический словарь Института психологии Акаде­мии педагогических наук; Интернет-ресурсы, Б. Н. Лозовский. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург, 2004.

 

Контакты с автором: [email protected]







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 669. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия