Студопедия — Динамика культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамика культуры






Волновая теория – развитие культуры происходит волнообразно через спады и подъемы, проходя этапыроста и затухания, уменьшения, спада и нового подъема какого-либо параметра культуры. Например, экономические волны Н.Д.Кондратьева; волны смены художественных стилей С.Ю.Маслова; 50-летние циклы развития музыки В.М.Петрова…

Динамика культуры – этоизменение во времени состояния культурных систем и объектов.

Длинные волны Н.Д.Кондратьева – циклы 48-55-лет в развитии экономической деятельности, в течение которых наблюдаются экономические подъемы (1810-1817; 1870-1875; 1914-1920; 1945-1955; 2000-2010) и спады (1844-1851; 1890-1895; 1933-1938; 1975-1985) при тенденциях роста экономики.

В циклической динамике хозяйственно-экономической системы выделяется: повышение, перелом, понижение и переход. Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, обновление и расширение основных капитальных средств, изменений и перегруппировка производительных сил. Это приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий, созданию новых производительных сил, росту социальной напряженности, жесткой рыночной конкуренции. В переломной фазе инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни). Третья фаза (понижение – депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему. На четвертой (переходной) фазе экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся хозяйственные формы в рамках старой структуры еще не могут переломить ситуацию (7-10 лет).

Консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее социальным изменениям, отстаивающее сохранение традиционных ценностей и порядков.

Контркультура – 1. социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам доминирующей культуры; 2. направление развития современной культуры, противоречащее атмосфере современного индустриального общества, которое получило развитие среди молодежи западных стран с конца 1960-х.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; стихийное распространение, независимые открытия, как следствие одних и тех же потребностей. Каналы диффузии – миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, войны…

Культурная трансмиссия – процесс передачи культуры от предшествующего к последующему поколению через обучение.

Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы.

Культурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Культурно-исторических типов теория – представление окультуре каксамобытнойорганической целостности, возникающей и исчезающей. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби, П.Сорокин отрицают идею единой культуры, подчеркивается множественность культур.

Н.Я. Данилевский – русский ученый, естествоиспытатель, историк, славянофил. В работе «Россия и Европа» впервые вводит понятие культурно-исторического типа как системы общего религиозного, социально-бытового, промышленного, политического и научного развития. Критикует однолинейное, однофакторное развитие. Выделяет 11 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский), отношения между которыми подобны борьбе видов.

Законы развития культурно-исторического типа:

· языковая общность этносов, входящих в тип,

· политическая независимость народов, составляющих тип,

· полноценная цивилизация возможна только при этническом разнообразии,

· общий ход развития 1000-1500 лет. Зарождение, этнографический период – закладываются особенности мышления, эмоциональной сферы, происходит смешение племен в единый народ. Возмужание – появление государства, создаются условия для творчества. Цивилизационный период расцвета, творческой деятельности народа. Дряхление и гибель,

· основы одного типа не передаются другим.

Жизнь культурно-исторического типа зависит от 4-х видов деятельности:

· Религиозной,

· Политической,

· Общественно-экономической,

· Собственно-культурной – теоретической, художественной.

Большинство названных типов были подготовительным, т.к. достигли успехов в одном или двух видах деятельности. В 19 в. доминируют 2 культурно-исторических типа германо-романский и славянский.

Шпенглер О. – немецкий философ, культуролог, представитель философии жизни. В работе «Закат Европы» проводит аналогию культуры с живыми организмами, выделяет 8 типов культур (египетскую, античную, индийскую, вавилонскую, китайскую, арабскую, западную, мексиканскую). В основе культуры душа, выраженная в прасимволах, культурной деятельности. Культура – мир внешних проявлений прасимволов.

Все культуры проходят в развитии (1200-1500 лет) 3 стадии:

1. Детство. Неопределенный по времени этап, период накопления сил.

2. Стадия культуры. Период расцвета, интенсивное творчество, период открытий. Многообразие, неповторимость личностей, энергия которых обращена внутрь. Элитарность, аристократичность. Связана с ландшафтом, землей.

3. Стадия цивилизации. Душа исчерпала свои возможности, окостеневает, духовная жизнь мертвеет. Интеллектуальная внутренняя деятельность заменяется внешней, покорение окружающей среды. Демократичность, унификация, утилитарность. Городской образ жизни, комфортность, рабская зависимость от бездушной техники. Искусство заменено массовыми зрелищами, сенсациями и скандалами.

А.Д.Тойнби – английский историк, культуролог, теолог. В работе «Постижение истории» полагает, что история культуры – это диалог человека с Богом. Этот диалог проходит в виде Вызова (задача, которую необходимо решить), посланного Богом и Ответа. Ответ осуществляет творческое меньшинство культуры, а не инертная масса. Вызов чаще всего приобретает формы природных катаклизмов (например, изменение климата) и реже в виде социальных потрясений (удар – внезапное нападение, непрерывное, внешнее давление, социальное ущемление – рабство, неравенство). Если Ответ дан неправильно, Вызов повторяется до тех пор, пока Бог не получит правильный Ответ или не убедится, что творческий потенциал культуры исчерпан, и она обречена на гибель.

Описывает все исторически существующие цивилизации 21-37. Сейчас осталось 7 (западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская).

Цивилизации развиваются циклично, проходя 4 основные стадии: генезис, рост, надлом, разложение. Из существующих ныне семи, шесть цивилизаций с признаками надлома и разложения находятся перед одним и тем же Вызовом, который вызвал надлом.

Рассматривает 4 основные способы решения проблемы:

· архаизм – стремление вернуться в прошлое,

· футуризм – попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования,

· отрешение – уход из общественной жизни,

· преображение – коренное преображение духовного климата.

Л.Н.Гумилев – российский историк, географ, в работе«Этногенез и биосфера Земли»разработал идею зависимости всемирной истории от космических сил. При исследовании этносов включает результаты формообразующей деятельности природного ландшафта, как главного источника их развития. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Пассионарность – высокая целеустремленность отдельных индивидов, способность ради реальной или иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации (А.Македонский, Чингисхан, Цезарь, Александр Невский, Наполеон, Рафаэль, Ван Гог). Этнос существует 1200-1500 лет, развивая свою культуру, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие появление нового этноса.

Культурные изменения – сложный, конфликтный и неравномерный во времени процесс включения новых элементов культуры в сложившуюся традицию.

Культурный кризис – это переломный процесс, ситуация переоценки, перестройки духовного ядра культуры, разрыв культуры с ее институтами, структурами, изменяющимися условиями жизни, приводящий к зарождению новой культуры. Критерии кризиса:

· Распад постоянного образа, утраты самотождественности – тяга к прочному архетипу, разрушение идеала единой культуры. Проявляется как тяга к «державе», сильной власти,

· Внутреннее самоощущение человека – чувство одиночества, неустроенности, хрупкости человеческого существования (М.Бубер),

· Разочарование в прежних идеалах, временное отсутствие новых, которые объединяют людей. При отсутствии общественных ориентаций в сознании каждого формируются противоречащие другим представления,

· Нравственный кризис – размывание, смещение понятий добра и зла, долга, чести, совести, достоинства. Притупляется чувство сострадания, любви, дружбы,

· Массовое нарушение социальных норм, которые в стабильное время служат барьером. Чувство вседозволенности приводит к росту преступности, хулиганству, наркомании,

· Разрушение целостности и взаимосвязи функционирования различных государственных и общественных систем, крайняя социальная дифференциация.

Культурный цикл – в циклических теориях – спираль, повторение схожих фаз в поступательном движении развития культуры. Каждый народ, культура имеет свой жизненный цикл, историческое время, но среди них выделяют общие эпицентры (лидеры), по которым ведется исторический отсчет времени. Лидеры могут изменяться. Например, в 1-м тысячелетии до н.э. эпицентром было Средиземноморье, затем Восток, в 1-2-м тысячелетии нашей эры – Европа, сейчас Азиатско-Тихоокеанский регион (США, Япония). Цикл от зарождения до гибели проходит несколько фаз:

· зарождение в старой культуре скрытых противоречий,

· рождение нового, утверждение в борьбе со старой системой,

· распространение, превращение в господствующую систему,

· нарастание противоречий.

О. Шпенглер «Закат Европы»: «детство» – весна, период хаоса, накопления сил; «юность» – «лето», «зрелость» – «осень», «старость» – «зима».

А.Д. Тойнби в концепции круговорота «локальных цивилизаций»: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель.

Л.Н. Гумилев в процессе этногенеза:возникновение, подъем, упадок, умирание этноса.

Н.Д. Кондратьев вциклической динамике хозяйственно-экономической системы: повышение, перелом, понижение и переход.

П.А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика»рассматривает исторический процесс как циклическую флуктуацию, разнообразие типов культур:

· чувственный тип (преобладают чувственные образы жизни),

· идеациональный (преобладает рациональное мышление),

· идеалистический (интуитивный вид познания).

Каждая система мышления воплощается во всех культурных явлениях.

Социодинамическая модель – смена типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания выражается в трех фазах: идеациональная стадия (преобладания процессов познания, освоение мира, создаются формы организационной структуры – предметные, лингвистические, познавательные, технократические, нормативные); идеалистическая стадия (ведущую роль играет идеология, фиксация форм в культурных нормах); чувственная стадия (доминирование сенсорного переживания). Каждой стадии соответствует свой тип личности.

Модернизм – направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: разрывом с историческим опытом художественного творчества; стремлением утвердить новые начала искусства; условностью стиля; непрерывным обновлением художественных форм.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.

Общественно-экономическая формация – в марксизме исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Поколение – совокупность сверстников, объединенная общим мироощущением, идеалами. Временные рамки – ок. 25 лет.

Преемственность – свойство культуры передаваться во времени, приобретая новые качества, процесс критического анализа и творческого преобразования ценностей, унаследованных от предков.

Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон жизни.

Реформа – частичное усовершенствование, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ.

Синергетика – теория диссипативных (открытых) систем, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. При определенных условиях в открытых системах происходит самоорганизация, которая ведет к эволюции. (Г.Хакен, И.Пригожин, М.Фейгенбаум). Рассматривает развитие как последовательную смену стабильных состояний системы и коротких периодов хаотического поведения – достижение точки «бифуркации» ( ветвление, от англ. вилка ), флуктуация (отклонение от среднего значения) вынуждает систему выбрать ветвь развития (как правило, случайно), после чего возникает новая открытая система.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму.

Социальный прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, повышением степени системной организации общества, при котором оно развивается более высокими темпами. Критерии прогресса:

· технологический – технико-экономические показатели,

· социальный – усложнение социальных структур,

· моральный – совершенствование нравов,

· антропологический – степень свободы человека, возможность реализации творческих способностей.

Стиль-эталон-канон – разные варианты внешнего оформления человеческой практики. Стиль предполагает свободный выбор из нескольких вариантов. Эталон задает правильные, принятые в данном обществе образцы поведения, Канон отрицает разнообразие, требуя от членов общества соблюдения одинаковых действий.

Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Формы распространения культуры – культурные заимствования (целенаправленное подражание), культурная диффузия (стихийное распространение), независимые открытия.

Эволюционизм – направление в этнографии, социальной антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутреннимисвойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая скачки в развитии, также использует метод сравнительного анализа для сопоставления современной культуры с предшествующей, получил распространение в ХIХв. Представители:

· Тэйлор Э.Б. – английский этнограф, автор анимистической теории возникновения религии, автор работы «Первобытная культура». Считает, что эволюция культуры происходит постепенно, один слой культуры накладывается на другой, новшества вплетаются в существующую ткань культурной жизни,все народы и культуры соединены в единый прогрессивный ряд эволюции. Анализирует эволюцию элементов культуры вне связи друг с другом, использует для реконструкции древних этапов развития культуры метод пережитков,

· Маркс К. – немецкий философ,автор материалистической диалектики – история духовной жизни есть отражение истории материального порядка, которой свойственно поступательное развитие, анализирует категорию отчуждения – над человеком господствуют способ производства и производные от него формы общения людей,

· Спенсер Г. – английский философ и социолог-позитивист, положил в основу социологии идею эволюции прогресс общества и культуры определяется как внешними факторами (географическая среда, соседние культуры), так и внутренними (физическая природа человека, расовые различия и т.п.),

· Фрэзер Д. Д. – английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель эволюционного направления, предложивший сравнительный метод для исследования мифов, обрядов и пр., который он применил при изучении текстов Ветхого завета,

· Леви-Брюль Л. французский этнограф и психолог, создатель теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 724. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия