Студопедия — АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ






...Конец XVIII века. Старый замок на юге Франции. Слуга докладывает графу Лебрену о прибытии гостя. Вскоре друзья оживленно беседуют в библиотеке, где старинные фолианты соседствуют с картинами в богатых, хотя уже ветхих золоченых рамах, охотничьи трофеи — с античными скульптурами. Раздается бой часов, распахиваются дверцы в них и появляются механические человечки — музыканты, исполняющие менуэт... Гость поднимается и откланивается, хо­чет уйти, но... учтивый хозяин вдруг бросается на него, заламывает ему руки и выхватывает спрятанный у гостя писто­лет. Приятель сознается, что решил покончить жизнь самоубий­ством и приехал повидать друга в последний раз.

— Но как Вы об этом узнали? — недоуменно вопрошает он.
И в ответ слышит:

— Я ученик великого Лафатера.

Другой ученик Лафатера — Кюбисси, проходя через гостиную парижского судьи Ланжа, был поражен одним из висевших на стене женских портретов и остановился, чтобы лучше рассмот­реть его. Спустя четверть часа судья, не дождавшись Кюбисси, принялся искать его и нашел стоящим на том же месте с устрем­ленным на портрет пристальным взором. «Что Вы скажете об этом произведении? — спросил судья. — Не правда ли, красивая женщина?» — «Несомненно, — отвечал Кюбисси, — но если портрет сделан удачно, то его оригинал обладает, по-види­мому, черной душой; это, должно быть, сам дьявол?!» То был портрет знаменитой отравительницы Бренвилье, столь же про­славившейся своей красотой, сколь и злодеяниями, которые и привели ее на эшафот.

Скорее всего это легенды, но слава швейцарского пастора, богослова, моралиста и поэта Иоганна-Гаспара Лафатера (1741— 1801 гг.), стоявшего у истоков физиогномики, была действительно велика. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, он был первым исследователем, доказавшим взаимосвязь между «движе­ниями души», психическими процессами и эмоциями, выражае­мыми мимикой.

 

Все свободное время Лафатер отдавал писанию портретов сво­ей паствы, которые выполнял в филигранной манере мастеров эпохи Возрождения. Часами он изучал черты их лица, старался разгадать характер, склонности, особенности. При тогдашней религиозности людей и тайне исповеди он всегда имел возможность проверить свои предположения. Популярностью Лафатер затмил императоров и королей. На его физиогномиче­ские сеансы съезжались со всей Европы, ему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Им восторгались, его боготворили, но и побаивались. По свидетельству современников, знаменитый авантюрист, блестя­щий граф Калиостро избегал встречи с Лафатером, хотя, оставаясь до конца своих дней простодушно-наивным и рассеян­ным, пастор стремился увидеть европейскую знаменитость, о которой ходили слухи, что ему 350 лет, что он маг и чародей и может превращать простые металлы в золото. Лафатер дружил с Гёте и оставил восторженное описание его лица. «Его разум всег­да пронизан теплым чувством, а чувства всегда ярко освещены разумом. Обратите внимание на форму этого теплого лба, на этот быстрый, пронзительный, влюбленный и подвижный глаз, не очень глубоко сидящий под чуть изогнутыми веками, на вырази­тельный нос, на этот по существу очень поэтический переход К. верхней губе, на мужественный подбородок и открытое крепкое ухо. Да найдется ли человек, который не видел бы, что это лицо гения!» Искусство Лафатера субъективно. Талант, по­множенный на кропотливый многолетний труд, позволил ему достичь блестящих результатов. Но это было искусство интуиции, догадки, которое умерло вместе с ним.

Лафатер утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека. Это учение, или «система», по­лучило название физиогномонии (совр. — физиогномика). Вот как сам Лафатер определял, что он понимает под этим термином: «Я называю физиогномонией способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».

Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о его характере вообще, потому что люди сами «отрабатывают» свою внешность в зависимости от того, каким, по их представлению, должно быть выражение лица соответст­венно общественному положению. Поэтому существуют харак­терные черты придворного, юриста, врача, военного, государ­ственного деятеля и др.

Учение Лафатера произвело большое впечатление на совре­менников. Популярность его как автора философских и этиче­ских сочинений еще более способствовала этому. Среди приверженцев нового учения был и великий Гёте, который помо­гал Лафатеру при создании его сочинений по физиогномике.

В России у Лафатера также было много сторонников. К ним, в частности, принадлежал Н. М. Карамзин. Путешествуя в 1789—1790 гг. по Европе, он посетил Лафатера и получил от него рукопись «Сто физиогномических правил», о чем рассказал в своих «Письмах русского путешественника». Вернувшись в Россию, Карамзин усиленно пропагандировал учение Лафатера и распространял его сочинения.

Физиогномика как наука пока не получила всеобщего признания, однако судить об истинности ее основных положе­ний следует исходя из опыта. Воспользуемся трактовкой фи­зиогномических данных (носа, бровей, глаз), которую приводит в своей книге американский психолог профессор Т. Map, и попытаемся использовать ее пусть сначала для характеристики своих знакомых и близких. Итак, проверим, можно ли судить о характере и способностях человека по форме элементов его лица.

Рис. 1. Форма носа.

НОС. Длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Люди, у которых нос с горбинкой, заносчивы, у них плохие отношения с подчиненны­ми. Кончик носа в форме капли знаменует успех в делах. «Орли­ный» нос — признак человека неустойчивого, мстительного. Курносый нос свидетельствует о не очень крепком здоровье, а слишком курносый встречается у тех, кто живет беспечно, не заботясь о завтрашнем дне.

Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос отра­жает особенности духовной жизни человека. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри свидетельствуют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва — отли­чается мужеством, страстностью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. Отсюда следует, что обла­датель красивого носа — сильная личность.

Длинный нос, как правило, считается признаком ярко выра­женной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре. Корот­кий нос говорит об открытости души и оптимизме. Костлявый длинный нос — показатель гордости, высокомерия, неуживчиво­сти. Костлявый длинный нос с выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку; если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонталь­ными рытвинами, — это признак недомогания, однако при общей сбалансированности лица этот признак не доминирует. У японцев идеальной считается высокая и ровная переносица — кстати, такая переносица бывает у здоровых людей..

Многое может сказать кончик носа. Человек, у которого кончик носа напоминает подвешенную каплю, обычно жизнера­достен, следовательно, он процветает; если кончик носа напоми­нает клюв орла, такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа — свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпячен­ными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа — свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри говорят об уступчиво­сти, широкие крылья носа — о самомнении. Красный нОс — непорядочность, красный пористый нос («испорченный апель­син») часто принадлежит пьяницам. Темные пятна на носу — признак физического неблагополучия. Резко выделяющийся на лице нос у женщин, как правило, указывает на неблагополуч­ную жизнь в молодости, однако это становится явным только после 35—40 лет.

БРОВИ. Брови, поднимающиеся к центру лба, — признак пылкого воображения. Брови, поднятые вверх треугольником, свидетельствуют о сильном характере, их обладатель легко превращает свои замыслы в дела. Брови, образующие одну линию, предвещают неспокойную жизнь в возрасте 30—35 лет, однако человек с такими бровями в силах преодолеть все трудности. Идеальные брови — продолговатые, широкие, густые, гармонично обрамляющие глаза — признак человека разумного. Маленькие, бесформенные брови обычно встречаются у людей неуравновешенных.

По мнению японцев, идеальными следует считать широкие, длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Прият­ная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.

Когда густые брови на внешних концах вздыблены, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опущенные внешние концы бро­вей указывают на застенчивость. Когда же по структуре и Цвету такие брови кажутся безжизненными, считается, что это следствие истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом приятная на вид кожа, он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любой выходки. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови говорят о взрывной натуре их обладателя. Если брови густые и щетинистые, их хозяин — «дьявольская» натура. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость,, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся на пере­носице брови означают неодолимое стремление к лидерству. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови — признак целеустремленности. Брови, расположенные очень низко, говорят об обратном.



 


Рис. 2. Форма лба.

ЛОБ. Если верхняя сторона треугольника широкая, это приз­нак верного товарища, практичного, делового человека, ко­торый больше интересуется служебными делами, чем домом, семьей. Узкая верхняя сторона треугольника свидетельствует о возможности семейных неурядиц. Такой лоб говорит о незави­симом характере. Волосы артиста, художника, словом, человека творческого часто растут в форме буквы М. Такие люди не забо­тятся о завтрашнем дне. Ломаная линия волос говорит о трудном детстве.






 


 





 


Рис. 3. Морщины лица.

МОРЩИНЫ. Короткие, с неправильными очертаниями мор­щинки на лбу — признак здоровья. Одна, но четко выраженная морщина поперек лба — признак везения. Две или три попереч­ные морщины и пересекающая их вертикальная говорят об ус­пехах в будущем. Это знак долголетия и славы. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. Глубокие складки, идущие от ноздрей к губам, — признак долгой жизни и больших успехов.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание того, как по пропорциям основных частей человеческого лица можно понять сущность личности, увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремления­ми, с одной стороны, и чувственными импульсами и низмен­ными инстинктами — с другой. Ученый считал, что исходя из пропорции лица можно судить о склонности к само­дисциплине и самовоспитанию, к спокойному сознательному или инстинктивному и неосознанному образу жизни.

Человеческое лицо Хутер делит на три основные части: 1) лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; 2) средняя часть, отражающая степень чувственности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание. В частности, глаза и рот информируют о преобла­дающей в данный момент мыслительной деятельности, направ­лении мысли, нос — о жизненной воле или обусловленном ею характере, на форму и выразительность носа существенно влияет внешний вид лба и нижней части лица; 3) нижняя часть, которая дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах, выявляет стрем­ление к собственной выгоде и эгоизм.

Величина и ширина лба и нижней части лица позволяют судить о силе эмоций, а средней части — наоборот, о тонко­сти чувств и нежности. Маленькая, узкая средняя часть лица указывает на тонкие душевные чувства, массивная — на волю и самолюбие, любовь к внешним проявлениям и недостаточно тонкие чувства. Утончение и дифференцирование внутренней жизни оживляют среднюю часть лица, особенно вблизи носа и глаз. Обеднение, огрубение внутренней жизни также отражаются на форме лица.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека (рис. 4). Вот несколько примеров.

1. Лоб, средняя и нижняя части лица одинаковой высоты. Человек с таким лицом обладает гармоническим равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Активность, стремление к наслаждению и ощущение радости жизни управляются у него мыслительной деятельностью. Ему свойственно правдолюбие в сочетании с жизнерадостностью и любовью к труду. Он непринужден, но сдержан, серде­чен, оживлен и коммуникабелен, но с развитым чувством

 

Рис. 4. Соотношение частей лица.

собственного достоинства, не скован и благодаря врожденной диспозиции находится в гармоническом равновесии.

2. Лоб и нижняя часть лица имеют одинаковые размеры, а
средняя часть несколько длиннее.
Длинный нос в данном случае
не нарушает гармонии форм, и, поскольку они достаточно
утонченны, здесь также мы видим гармоничное жизненное
направление и благородную жизнь чувств. Такой человек обла­
дает представительностью, его отличают выдержка и талант, гар­
монично-благородная сущность.

3. Лоб маленький, средняя и нижняя части лица большие.
Такой человек импульсивен и груб, стремление к проявлению
силы и воли у него доминирует над чувствами и разумом.
Он проявляет смелость, отвагу и пытливость, обладает агрессив­
ностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудному
применению энергии, способен пренебречь даже наслаждения­
ми, очень взыскателен к себе.

4. Лоб и средняя часть лица длинные, нижняя часть лица
короткая.
Такой человек силой воли, острым и холодным
интеллектом добивается большего, чем позволяют его физичес­
кие способности. Он упорен, не признает «нежностей», форма­
лист, строг, педантичен. Наряду с выдающимися способностями
проявляет отрицательные склонности.

5. Нижняя часть лица длинная, средняя несколько короче,
лоб еще короче.
Полная, мягкая и большая нижняя часть
лица указывает на жажду наслаждений. Вся мыслительная
и умственная деятельность такого человека ориентирована на
это. Он практичен и приземлен, не склонен к перемене мест,
консервативен во взглядах. У него нет ни эмоциональных,
ни духовных взлетов. Его трудно расшевелить, однако если это
удается, то так же трудно остановить.

6. Нос маленький, лоб и нижняя часть лица большие.
Интеллектуальная жизнь у такого человека столь же высока, как
и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосерде­
чен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоцио­
нальное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Нос слишком маленький, курносый, лоб и нижняя часть ли ца длинные. Разум и чувственные инстинкты у этого человека сильны и расходуются необузданно. Он агрессивен, нагл и полон внутреннего беспокойства, обладает пробивной силой, вспыльчив, внутренне анархичен. Мыслительная жизнь бывает активной, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом, он любит «вставлять шпильки», поднимает проблемы и высказывает острые критические заме­чания, но сам не может устранить недостатки и создать что-то лучшее, однако богат идеями, что придает ему известный блеск.

8. Нижняя и средняя части лица маленькие, лоб высокий.
Такие пропорции. характеризуют человека мысли и чувств.
Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он прост
и скромен, обладает интуицией, нежен в чувствах, склонен к
самоотречению и бескорыстию, жертвенности, верен своему иде­
алу. Психическая глубина сочетается у этого человека с
честностью.

9. Лоб длиннее, чем нос, а нос длиннее, чем нижняя челюсть.
Такие пропорции характеризуют человека с высоким духом,
который разумно регулирует жизнь чувств, владеет инстинктами
и при этом служит высоким жизненным идеалам.

Профили 1, 2, 8 и 9 свойственны натурам творческим, верным жизненным идеалам. Они гарантируют идеальный жизненный прогресс и счастливое развитие. Профили 3 и 5 харак­терны элементарным личностям, сильным в деятельности, а также в покое и наслаждении. Они ориентируются на реаль­ную жизнь и хорошо чувствуют себя в ней. Профиль б занима­ет промежуточное положение между двумя названными груп­пами. Профили 4 и 7 принадлежат интеллектуально одарен­ным людям, но «проблематичным» по характеру и в общем действующим скорее отрицательно (из-за твердости и критично­сти натуры).

ГЛАЗА. Издавна они считались «окнами души». По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, излучают свет и тепло. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку.

В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­ное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют начинать «чтение» лица именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно получить от глаз человека, которому уже за 40, т. е. когда все личностные признаки устоялись.

Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодо­вольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Широкая радужная оболочка — признак мягкости и спокойствия, узкая — свидетельствует) о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприят­но отражается на взаимоотношениях с окружающими. По цвету радужной оболочки можно судить о наличии или отсутствии жизненной силы: черный, коричневый и зеленый — энергич­ность, голубой — чувствительность, светло-коричневый — застенчивость.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии — благоприятный признак; глаза скошены книзу — у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено — это признак зрелости, если сильно, то у мужчин это означает истощение энергии. Неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологи­ческих отклонениях; разбухшее нижнее веко — признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтроль­ности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) — усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящих­ся морщинок — это признак проницательности.

Японцы так различают типы глаз. Большие, с живым блеском — глаза дракона. Такими глазами наделен человек, пользующийся властью. Удлиненная форма глаз с загнутыми вверх венчиками — глаза сфинкса, утонченная натура. Большие глаза с многочисленными складками на веках — глаза льва, ими наделены лидеры. Узкие, вытянутые по форме глаза с двой­ными, тройными веками бывают у слона, они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру. Круглые, с желтоватым блеском — глаза тигра. Узкие, малень­кие глаза с черно-желтой радужной оболочкой — глаза овцы; глаза с треугольным разрезом и провисшими веками — глаза лошади; глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой — глаза вепря; глаза с чрезмерно широкой радужной оболочкой — глаза волка. В Японии различают до 40 типов глаз, и все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.

УШИ. Восточная физиогномика уделяет внимание и ушам. При «чтении» лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо Свидетельствует о счастливом детстве, бесформенность и бледность ушей говорят о влиянии неблаго­приятных факторов. Слишком большие уши почти всегда сви­детельствуют об изъянах личности, слишком малые — тоже о неблагополучии.

По ушам и их положению на голове судят об интеллекте и характере. Верхняя кромка ушей: выше уровня бровей — высокий интеллект; на уровне глаз — интеллект выше среднего; ниже уровня глаз — средний или даже низкий интеллект. Ухо без хо­рошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная — беспечность, мочка маловы-раженная — щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед — это душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут — сдержанность, если выпячен — несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считается признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней части уха — скрытое заболевание. Родинки внутри уха — неблагополучие.

РОТ. Это наиболее выразительная часть лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­тельности, настойчивости, плотно закрытый рот — о целе­устремленности человека, его решимости, твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно некоторое отвисание нижней челюсти) выражает снижение психической актив­ности личности. Особое значение имеют уголки рта. Ч. Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдают его подавленное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, — выражение иронической усмешки.

Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Японцам импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится




 


 


Рис. 5. Усмешка и смех (рисунок П. Рубенса).

 

мужчинам. Общее мнение: люди с малым ртом озабочены борьбой за выживание, наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддается влиянию. Посто­янно подергивающийся рот («рот лошади») является признаком невротичности.

Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ проявляют тенденцию опускаться) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые, большие губы — свидетельство успеха. Симметричное (без ■ перекосов) открывание рта говорит о сба­лансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются морщины — это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот — нос) — это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто при­надлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней — нерешительность, нижняя выпячена дальше верхней — эго­истичность. Морщины над губами — естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы.

Обладатель губ «бантиком» — человек активный, способ­ный быстро решать самые разнообразные вопросы. У человека с вытянутыми губами дела идут плохо, его легко обмануть.

«Читать» лицо можно двумя способами: путем наблюдения со стороны и в процессе беседы. Второй способ предпочтитель­нее. Однако в обоих случаях сначала определяют форму лица. Японские физиогномисты различают продолговатую, треуголь­ную, трапециевидную, квадратную и круглую форму.

Продолговатое лицо по форме близко к прямоугольнику. Японцы утверждают, что большинство правителей их страны имели именно такую форму лица. Продолговатость свидетель­ствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности. Нередко человек с такой формой лица расчетлив и рассудите­лен. Говорят, что такие люди обладают организаторским талантом, кроме того, у них ярко выражена целеустремленность.

Для треугольного лица характерны высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выпяченный подбородок. В зоне между скулами и подбо­родком на таком лице мало плоти. Считается, что человек (мужчина или женщина) с таким лицом обладает высокой чув­ствительностью. Треугольная форма лица в Японии воспри­нимается как признак высокой одаренности. Вместе с тем в характере человека с треугольным лицом японцы выделяют и такие черты, как хитрость и неуживчивость. Эти люди, считают физиогномисты, не склонны к привязанности и преданности. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего людей с треугольной формой лица.

Трапециевидная форма лица имеет много общего с тре­угольной. Для этого лица характерны широкий лоб и слегка суженный (но не заостренный) подбородок. Считается, что человек с такой формой лица является интеллигентным, чувствительным, артистичным, при этом ему не свойственны черты борца. Женщины с явно выраженной трапециевидной формой лица отличаются оптимизмом. Они.живут счастливо, создавая приятную атмосферу для окружающих.

Квадратная форма лица обычно принадлежит суровому, мужественному, нередко бессердечному типу. Такие люди, как правило, тугодумы, часто грубы, настойчивы. Наиболее яркой чертой их характера является решительность. В об­щении они прямолинейны и откровенны. Люди с квадратной формой лица обладают неутолимой жаждой успеха. Из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настой­чиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию.

Круглая форма лица ассоциируется в Японии с добро­душием, мягкостью, миролюбием. Нередко люди с круглой формой лица являются гурманами, они любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Вместе с тем таким людям не чуждо честолюбие. Если же у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза, его считают целеустремленным. Из таких людей, считают физиогномисты, получаются лидеры и полководцы.

Искусству «чтения» лица способствует знание мимики.

На основании сочинений физиогномистов прошлого века составлено описание мимического выражения разного рода психических состояний человека: мимика мысли, гордости, унижения, лицемерия, страдания, ненависти, удовольствия, любви, расположенности.

Что же такое мимика? Врожденное ли это качество или оно приобретается человеком в процессе воспитания посредством подражания, множественных повторений ситуаций и т. д.? По-видимому, и то и другое. Изучение структуры нервной системы лица наводит на мысль, что в основе мимики лежат спонтанные реакции, видоизменяющиеся под влиянием социального опыта, произвольных мимических движений. На чем же базируется это утверждение? Были проведены исследования мимики людей, слепых от рожде­ния, и зрячих. Слепые не могли научиться мимике, не были способны подражать ей в процессе роста и воспи­тания. И тем не менее мимика страха, гнева, радости была у тех и других одинаковой. Более того, интенсивность этих эмоциональных проявлений у слепых была даже большей — видимо, компенсаторно. С другой стороны, произвольные выразительные движения были у них ослаблены: сказывалось отсутствие подражания, опыта зрительного общения с другими людьми.

В наше невеселое время хотелось бы коснуться почти забытой многими мимики радости, которая имеет самый широкий диапазон проявлений — от улыбки до хохота. В мими­ческой картине радости могут принимать участие до 14 лицевых мышц — большая часть всей мимической мускулатуры.

Мимическое оформление смеха разнообразно. Различают две его модификации: искренний (от души) смех и смех неопределенный, вежливый, принужденный. При смехе глаз­ные щели сужаются, кожа лба растягивается, сглаживая морщины, в уголках глаз появляется множество мелких морщинок, носогубная складка обозначается резче, губы широко растянуты, видны зубы. Интересна мимика скрываемого смеха, попытка подавления улыбки или смеха в каких-то ситуа­циях: веселое выражение глаз и мелкое дрожание нижней части лица. В таких случаях люди прибегают к маски­рующим действиям — начинают сморкаться, кашлять, тереть лицо пальцами. Были попытки по смеху определять характер человека. Люди, исключительно хорошо воспитанные, вежли­вые, смеются так, что в их смехе слышно окончание э-э, е-е, еэ-ээ. У простодушного добряка слышится хо-хо-хо, у самолюбивых людей — хе-хе-хе, у хитрых, склонных к злословию, а также у легкомысленных — хи-хи-хи, у лукавых, проницательных людей — ха-ха-ха, у фамильярных проста­ков — у-у-у. Конечно, такое определение смеха условно.

Точно установлено, что смех — наилучшая гимнастика для организма. Во время смеха расширяются легкие, в них поступает больше кислорода, усиливается сердцебиение, улучшается кровоток. Усиленно работает диафрагма, ритмично меняется внутрибрюшное давление (хороший массаж кишечника, желудка, почек). Психологи определили, что одну минуту смеха «от души» по благотворности воздействия на чело­веческий организм можно соотнести с 45 минутами спокой­ного отдыха. Когда же мы буквально «покатываемся со смеху», как на картине И. Е. Репина «Запорожцы», в легкие поступает примерно втрое больше воздуха, чем, скажем, во время сидения. Кроме того, по мнению ученых, все эти «хи-хи, ха-ха» являются прекрасной тренировкой голосовых связок. Словом, тот, кто хмур и невесел, вредит самому себе! Смейтесь хотя бы 10 минут в день, и ваш сон станет спокойным, а бодрствование — рассудительным и энергичным.

По-видимому, нужно, чтобы в каждом печатном издании был уголок юмора, чтобы в эфире чаще звучали выступления

Рис. 6. Нефертити.

юмористов, чтобы вечером можно было посмотреть по телевизо­ру смешную передачу длительностью не менее 30 минут. Тогда люди станут красивее: ведь смех — это здоровье, а здоровье — спутник красоты.

Понятие о красоте человеческого лица весьма неод­нозначно у разных народов, в разные эпохи и в различных классах общества. Наше понятие о прекрасном в основном связано с европейской культурой. Каждая эпоха имеет свои представления о красивом лице. Стремительный и в то же время таинственно-нежный, неповторимо прелестный профиль египетской царицы Нефертити — общепризнанный эталон красоты — полон жизни, энергии (рис. 6). Древние ассирий­цы украшали свои бороды драгоценными каменьями. Ан­тичные скульпторы ваяли своих прекрасных богов с четкими, правильными чертами лица, бесстрастными и беспечальными. В средневековье, когда полыхали пожарища войн и костры инквизиции, — в эпоху мрака и упадка культуры, негра­мотности королей и забитости народов, господства схоластики и церкви, необыкновенно сильным было стремление возвы­ситься над обыденностью, преклонение перед светлым,

Рис. 7. А. Венецианов. Жница.

духовным, прекрасным. Красивое лицо, по представлениям того времени, должно воплощать аскетизм, суровость, отрешен­ность. Вспомните знаменитое полотно, где изображен бой Георгия Победоносца со змием, взгляните на бесстрастное лицо героя, поглощенного одной идеей. В блестящих лучах Возрождения появляются герои Леонардо да Винчи, Ми-келанджело Буонарроти — вновь правильные лица, но на них уже отпечаток живой мысли, раздумий. XIX век, Байрон: романтическая бледность лица, копна пышных, развевающихся волос — новый идеал красоты.

Конечно, как мы уже говорили, понятие о красоте различно у разных классов. Вспомним у Н. Г. Черны­шевского: «чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку — первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепко сложена, сельская девушка при сытой еде будет довольно плотной



 


Рис. 8. И. Вишняков. Э. Фермор.

это необходимое условие красавицы сельской. Светская полувоздушная красавица кажется поселянину невзрачной» (рис. 7, 8). Еще больше различия представлений о красоте у разных народов. Так, в некоторых странах Азии в прежние времена красивым считался мужчина с зачерненными и подпиленными зубами и отверстиями в губах и в носу.

Представление о красоте русской женщины, славянки у нас ассоциируется со словами Н. А. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

с спокойною важностью лиц,

с красивою силой в движеньях,

с походкой, со взглядом цариц».

 

ЛИЦО В КРИМИНАЛИСТИКЕ И МЕДИЦИНЕ

В начале XIX века в Вене появилось объявление о френологических лекциях Франца Иозефа Галля. Войдем и мы в притихший зал, сядем в пододвинутое предупредительным служителем кресло среди дам с обнаженными плечами и веерами, офицеров в эполетах и венгерках, священников в шелковых черных сутанах. На сцене человек в зеленом камзоле предостерегающе поднял палец; на небольшом столике с изогнутыми ножками белые черепа — людей, животных. «По выпуклости головы, — говорит Галль, — и выступаю­щим ее частям можно делать выводы о характере данного лица... И не случайно, если у одного человека сильнее выражена височная область, у другого — лобный или затылоч­ный бугор. И скаредность, и одаренность, и талант — все поддается определению при помощи моего метода. Я так формулировал основные четыре принципа своей системы: 1) нравственные качества и умственные способности — врожденные; 2) их проявление и их упражнение зависят от структуры мозга; 3) мозг — орган всех наклонностей, всех чувств, всех способностей; 4) мозг состоит из стольких частных органов, сколько есть наклонностей, чувств и спо­собностей, различающихся между собой. Преимущественное развитие какого-либо умственного или душевного качества отражается в увеличении соответствующего «органа», т. е. участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприка­сается с черепом, то форма мозга, а соответственно и его выпуклости отражаются на форме черепа, образуя возвыше­ния на его наружной поверхности. По ним и можно судить о преобладающих чертах характера».

В дальнейшем учение Галля было подвергнуто суровой критике и признано не только антинаучным, но и смешным. Анатомы категорически отвергли учение о френологии: никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа, при вскры­тиях получено не было.

Однако Галль, несомненно, сыг







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1105. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия