Студопедия — Социально-защитные и реабилитационные технологии 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-защитные и реабилитационные технологии 2 страница






В России действует около 70 так называемых особых, «проблемных» театров, так называемых «пгхигеатров». Это вполне самостоятельные театральные коллективы, объединяющие людей с особенностями развития: слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного, психического развития, с соматическими и генетическими заболеваниями и т. д. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие их творческой деятельности. Это камерный театр; пластический театр, театры моды, фольклорного, циркового, кукольного, музыкального, драматического искусства, литературного творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниатюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских историй, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира и др.

Обширный ряд социально-культурных технологий связан с музыкальной терапией. Диапазон методик и способов, накопленных специалистами в этой области, включает в себя обучение инвалидов музицированию на различных инструментах, вовлечение их в концертную деятельность, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотры музыкальных спектаклей, сочинительство, использование музыки в психотерапевтических сеансах - вот неполный перечень социокультурных технологий реабилитации лиц с ограниченными возможностями с использованием музыки и музыкального воспитания.

Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массовых), литературно-музыкальных гостиных также направлены на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта и т. п. Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства - дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения - торможения, напряжения - расслабления, в использовании релаксационных пауз и др.

Большой опыт социокультурной реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с лицами, страдающими нарушением зрения. В системе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и других на базе специализированных домов культуры, клубов, интернатов, широко распространенной является художественная самодеятельность.

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилитации считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя музыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуго-вое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остается самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий. Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рассчитанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничество с детьми и взрослыми-инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды основными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионерами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведение эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернатными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабилитационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реабилитационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изостудиями юных художников-инвалидов, с их помощью в актовом зале самого музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с постоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев - Музея музыкальной культуры имени М.И Глинки, Политехнического музея, Музея-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации успешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо принятие специальных нормативно-правовых актов, в том числе стандартов музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, позволяющих адаптировать музей к их возможностям.

Таким образом, в России, как и за рубежом, накоплен богатый опыт участия инвалидов в различных видах культурной деятельности. Однако вовлечение инвалидов и пожилых в эту деятельность, предоставление им определенных экскурсионных, просветительных, художественно-зрелищных услуг осуществляются в основном в зависимости от обращения самих инвалидов, а не путем активного профессионального выявления лиц, нуждающихся в целенаправленной реабилитационной помощи с использованием соответствующих социально-культурных технологий.

Особенностями российской культуры и искусства, которые необходимо учитывать при разработке и проведении социокультурной реабилитации инвалидов, являются характерные для российской культуры и искусства традиции придания особой значимости коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи, поддержки и страховки.

Одним из направлений социокультурной деятельности людей с ограниченными возможностями является их досуг в парках культуры и отдыха. В связи с этим следует учитывать, что традиционно это проявляется в общении в праздничные дни, когда устраиваются народные гуляния, игры, песнопения, танцы, концерты и т. д. Для инвалидов и лиц пожилого возраста такое общение - это и расширение коммуникативного пространства, и осознание своего единения с другими членами общества, и приобщение к народным корням, и способ проявить себя, и, наконец, на практике ощутить замечательное правило праздников - «людей посмотреть и себя показать», что значит для лиц с ограниченными возможностями «быть как все». Последнее для них крайне важно.

Необходимо также иметь в виду, что в организации досуга и в праздники, и в выходные дни, а порой и в будни используются игры. Нашим национальным играм, увлекающим и взрослых, и детей, присущи некая удаль, смелость и дерзновенный порыв. Поэтому игровые элементы социокультурных технологий имеют и воспитательное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное воздействие на инвалида.

Очень значима для социокультурной реабилитации и такая традиция российской культуры и искусства, как особое отношение к будущему, представление о счастье, основанное на нравственной чистоте и душевной гармонии. Для инвалидов осознание этих истин имеет большое значение для их душевного покоя, переориентации на ценности высшего порядка, уход от самоуничижения и агрессии.

Технологическая парадигма современной социально-культурной реабилитации и адаптации ставит нас перед необходимостью иначе взглянуть на содержание и подходы к организации образовательных, творчески развивающих, реактивных, оздоровительных, коммуникативных и других технологий и программ для пожилых и инвалидов в сфере их культуры и досуга, делать больший акцент на дифференциации и индивидуализации возможных педагогических решений.

Реализация социокультурных методов и технологий рассчитана на учет сложных реалий сегодняшней жизни пожилых людей, их жизни, быта, культуры и досуга. Она связана со сменой всей технологической парадигмы, с вариативностью содержания, подходов, педагогических решений. От педагогов-реабилитаторов требуется способность гибкого оперирования информацией с учетом того, что традиционные способы - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Это, в свою очередь, позволяет усилить акцент на дифференциации и индивидуализации социокультурных технологий, внедряемых в среде пожилых. Суть проблемы состоит в поиске наиболее оптимального технологического эквивалента для преодоления социально-культурной недостаточности у лиц с ярко выраженными нарушениями или ограничениями жизнедеятельности; ее решение осложняется из-за достаточно широкой амплитуды самих нарушений и ограничений.

По сути, одна из сверхзадач социально-культурных технологий, внедряемых в практику стационара, состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды становятся незначащими.

К одной из характерных причин, препятствующих эффективному использованию социокультурных технологий в работе с этими категориями, относится неразработанность и структурная неопределенность основных понятий нарушения и ограничения жизнедеятельности, социально-культурной недостаточности.

Разработка возможных путей и способов преодоления социальной недостаточности лиц третьего возраста средствами разнопрофильных социокультурных технологий позволит выстроить достаточно оптимальную траекторию социально-культурной реабилитации и адаптации лиц данной категории.

Многие новейшие мульти- и масемедиатехнологии, современные компьютерные, медико-оздоровительные, художественно-промышленные, образовательные и другие социально-культурные технологии помогают группам социально незащищенных детей и взрослых, лиц с ограниченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходимыми для активного включения в современное образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство. Социально-культурной практикой накоплен обширный технологический опыт обучения профессиям аудиостенографиста, оператора автоматизированной обработки аудиоинформации, режиссера, оператора информационных, литературно-музыкальных и развлекательных программ, методистов по домоводству, прикладным и ручным ремеслам и т.д

 

8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

 

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и услуг.

Поскольку социально-культурная деятельность является объектом управления, постольку наравне с производственным, финансовым, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о менеджменте социально-культурном.

Принципиально важным для характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялись термины «социальное управление» и «управление культурой». В их содержание вкладывались выработка стабильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности, контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться.

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.

В связи с этим социально-культурный менеджмент по своим функциям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально-культурной политики.

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный менеджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивночвдоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «гоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных технологиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области современного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского менеджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педагога, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до момента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией. В качестве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых технологий социально-культурного менеджмента, как это будет показано ниже, выступают маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса - мониторинге социально-культурных процессов, необходимости организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторинговых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выраженной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение культурных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциацию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупателей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, профессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурньк благ и услуг и т.д.

Результатом использования аналитических, маркетинговых технологий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверности, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональных способов распространения рекламы. По сути дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими определенный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.

Существенную роль играют и технологии прогнозирования, которые позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом использования технологий прогнозирования являются предположения по поводу различных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных альтернатив в социально-культурной деятельности способствуют технологии выработки и принятия управленческого решения. Эта технологии направлены на обеспечение таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в основе которых лежат различные основания и признаки, например, характер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); причины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных, и нетрадиционных способах принятия решений. К первому виду относятся собрания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, конференции, дискуссии, симпозиумы и т.д.

Второй вид включает в себя совокупность нетрадиционных методов менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых наук - социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового штурма представляет собой коллективную выработку творческих идей, в которой участвуют «генераторы» -создатели идей и «аналитики», оценивающие эти идеи. В процессе выработки творческих идей прибегают также к помощи прямых, фантастических, символических, личных аналогий (метод синекгики), использованию самых неожиданных направлений творческого поиска (метод инверсии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке идеи уже с этой позиции (метод эмпатии), постановке наводящих вопросов - что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбранных понятий, метафор-противоречий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и других.

Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования.

Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования.

Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возможности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований; 2) куда двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

В нашем курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы.

Технологии организации направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы.

Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально-культурных проектов. Регулирование социально-культурного процесса связано, в первую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, частичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на перспективу.

Организационно-распорядительные методы

В рамках организационных технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми организационно-распорядительными методами.

Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер; 2) экономические методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.); 3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т.д.).

В современном опыте учреждений культуры, искусства, досуга для объединения организаторских технологий очень часто употребляется термин «промоутерство». Он подразумевает продвижение (от англ. «промоушн» - продвижение, «раскрутка») музыкальных, театральных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых и множества других социально-культурных проектов, проектных идей и инициатив, разработку, принятие и последующее осуществление соответствующих управленческих решений, направленных на их реализацию на рынке.

Промоутерство неотделимо от понятия продюсерства, в технологию которого входит разработка стратегии осуществляемой программы или проекта, обеспечения высокого уровня их реализации, привлечения и эффективного использования творческих сил и ресурсов. Основное внимание продюсера сосредоточено на организации и развитии ресурсной базы проектов, на поиске дополнительных способов и приемов привлечения ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

Продвижение разного рода творческих проектов «раскручивается» с помощью рекламно-информационных технологий рекламы. Активно за-действуется здесь и широкий круг управленческих технологий, связанных с антрепризой (от франц. «антрепренер» - предприниматель) - приобретением, арендой и эксплуатацией частного гастрольно-зрелищного предприятия, а также с выполнением административно-организационных обязанностей импресарио (от итал. - предпринимать) во время подготовки и проведения гастролей, конкурсов, фестивалей и т.д

Технологии организации действий в социально-культурной сфере

Технологии организации тесно соприкасаются с технологиями координации, направленными на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной среды, что, в свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке. В руководстве социально-культурными процессами объектом координационных технологий являются как управляемые (подчиненные), так и управляющие подсистемы.

Процессы внутриколлективной и внешней, межведомственной координации действий в социально-культурной сфере осуществляются как по горизонтали, на равных уровнях структуры за счет главным образом неформальных взаимоотношений, так и по вертикали, в пределах строгой субординации, с помощью существующей нормативной документации. Координация распространяется на все организационные уровни социально-культурной сферы - в масштабах международного сотрудничества, отдельно взятой страны, региона, учреждения, исполнителей.

Благодаря гибкой координации мы в состоянии обеспечить механизмы саморегулирования и самосохранения любой социально-культурной общности: клубного объединения, коллектива сотрудников музея, театра или парка, спортивной команды и т.д.

Координационные усилия в социально-культурной среде сталкиваются с противодействующими факторами, в их числе - недостаток финансовых и материальных ресурсов у большинства государственных отраслевых учреждений и организаций, отсутствие у многих их руководителей психологической готовности к энергичному проведению самостоятельной финансово-экономической политики, нехватка квалифицированных кадров, особенно в сельской местности и др. Преодолеть данные препятствия можно с помощью корректирующих действий, например: заручиться поддержкой коллектива учреждения культуры, выявить социально-психологические причины сопротивления, осуществить в необходимых пределах реорганизацию тех или иных звеньев структуры, изменить существующие стандарты и нормативы и проч.

Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности

Поскольку любая из организационных и координационных технологий самым непосредственным образом связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса, постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вызвать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. Работодатели с древних времен постоянно прибегали к методам мотивации наемных работников, используя для этого, как правило, хлыст и угрозы, и только для немногочисленных избранных -награды. Только позднее, с конца ХУШ века, распространилось убеждение, что люди всегда будут работать охотнее и больше, если будут иметь возможность заработать больше.

Однако, как показала дальнейшая практика, для создания мотивации с целью внутреннего побуждения работника к действиям только чисто экономический подход недостаточен. Здесь вступает в силу характерная для человека совокупность многих интересов, потребностей и желаний, которые к тому же имеют способность динамично меняться.

В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.); методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Управленческие технологии контроля

С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов в производстве и сбыте социально-культурных продуктов, благ и услуг. Контроль в этом смысле особенно необходим, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Технологии контроля позволяют устранить если не все, то по крайней мере большую часть этих препятствий.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия