Студопедия — Перед своими единомышленниками.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Перед своими единомышленниками.






Героем 60-х годов в массе своей был разночинец-демократ, «мыслящийпролетарий», убежденный противник дворянско-крепостного строя, материалистпо своему мировоззрению, человек, прошедший школу труда и часто лишений,самостоятельно мыслящий и независимый. Таким встает пред нами типическийобраз передового молодого человека 60-х годов со страниц многочисленныхмемуаров, дневников и писем деятелей того времени. Таков и Базаров визображении Тургенева. «Мой дед землю пахал», -- говорит Базаров, не только не смущаясь, нодаже гордясь своим плебейским происхождением перед белоручками-дворянчиками. Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает емусамостоятельность и независимость. Даже внешним обликом Базарова Тургеневхочет подчеркнуть его сильный характер и ум, любовь и привычку к труду,демократическое происхождение. Некоторым молодым читателям не нравилось,что Тургенев наделил Базарова не очень привлекательными чертами. Он«волосатый», с красными руками (Катков даже добавил Базарову угреватость),тогда как Павел Петрович - красивый и представительный мужчина. ОднакоТургенев вовсе не имел виду обидеть демократическую молодежь такимпортретом Базарова. Изящество, мужская красота Павла Петровича импонировалиТургеневу, но ценность человека он видел прежде всего в его уме, в силе егомысли и характера. За краевым внешним обликом Павла Петровича скрываетсядуховная пустота и эгоистическое равнодушие ко всему, кроме любви кженщине; у Базарова же в глазах отражены ум и воля. "Длинное и худое" лицоБазарова "с широким лбом" оживлялось спокойной улыбкой и выражалосамоуверенность и ум...Тургенев с восхищением писал, что весь его обликсветился умом, духовной силой. Таким же обликом он наделил и положительногогероя романа, посвященного Белинскому. Так же небрежно и невнимательноотносился Базаров к удобствам жизни, к комфорту, как и Белинский илиДобролюбов.Подчеркивая скептическое отношение Базарова к искусству, к поэзии,Тургенев раскрывал черту, которую он наблюдал у некоторых представителейдемократической молодежи того времени. "Рисуя фигуру Базарова, - замечаетсам писатель, - я исключил из круга его симпатий все художественное, япридал ему резкость и бесцеремонность тона - не из нелепого желанияоскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моимзнакомцем, доктором Д., и подобным ему лицами".Базаров выступает в романе как воинствующий материалист и атеист.Правда, его материализм носит иной характер, нежели материализмЧернышевского и Добролюбова. И это, кстати, заметил Герцен, упрекнувшийТургенева за то, что при характеристике Базарова тот проявилнесправедливость «к реалистическому воззрению», смешав его с «каким-тогрубым, хвастливым материализмом». Во взглядах Базарова чувствуется влияниевульгарного материализма, считавшего сознание не порождением общественныхотношений, а особым видом материи. Это направление в русской философиипредставлял Писарев. Так что реальная основа для изображения философскогомировоззрения Базарова у Тургенева была. То же самое можно сказать и оботношении героя романа к проблемам искусства.[8] Тургенев отмечал, что Базаров – фигура «трагическая», и трагизм егоположения, по мнению писателя, заключался в том, что он «рано родился» истоял лишь в «преддверии будущего». Недаром с такой горечью прозвучалипредсмертные слова Базарова, обращенные к Одинцовой: «Отец вам будетговорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… это чепуха… Я нуженРоссии… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» По мысли Тургенева, Базаров лишь «переходный тип», который стоитнакануне великого дела и только готовит для него почву. Но всем своимпроизведением писатель убедительно показал, что люди базаровского типаспособны выдержать любое испытание, даже смерть, и что, когда придет времядействовать, они не отступят не перед какой опасностью. 8. конфликт двух мировоззрений в романе Тургенева «отцы и дети»

Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа.

Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практической точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно. Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален.

Лицо Павла Петровича правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, «убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит» и «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым «постоянно противоречили его поступки». Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о России, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это дуэль. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешной бессмысленно полагать, чго можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм – определенная политическая и жизненна), позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущих поколений и ни к чему не прислушиваться. Но все они повзрослеют, обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях, как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые «проповедует» Базаров. Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучшее-отрицать, и он отрицает На восклицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», он отвечает: «Это уже не наше дело». Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестоко подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, а его любовь отвергли.

Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла – да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пытается развенчать бездейственные «принципы». не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно воспринимает природу.

Базарову не удалось прожить долго. Он умирают со словами: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Таков трагический итог жизни Евгения. Отношение автора к своим героям совсем непростое. Уже было отмечено. что, желая наказать детей, Тургенев высек отцов. Но главное, что ему замеча-гельно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: «Вперед!»

9. героини пьес А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы «Гроза». Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большую чуткость уделял именам и фамилиям, дал героине «Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее суть человеческая постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. «… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и час не помню, и не слышу, когда служба кончится», — вспоминает она.

Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина по виду принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»—говорит она любимому. Разразившуюся грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, любой по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут отстоять, вручить счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина воспринимает самоубийство не как грешок, а освобождение от мук и страданий.

«Мне так будет легче. А об жизни и мыслить не хочется. Опять существовать. Нет, нет, не надо…»

Совершенно другой характер у Ларисы Огудаловой. Она довольно культурная, образованная барышня. Ларисе чужд мир, окружающий ее. Она стремится выйти из этого окружения, где царят алчность и дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она любит свой идеал, а не реального героя. Жизнь сложнее, чем мы о ней думаем. Ларисе приходится поступаться своими идеалами. Она готова вылезти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. «Вещь… да, вещь… Я вещь, а не человек…» — говорит Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена(у) есть… Я слишком, слишком стезя для вас»,— отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни. Умирая, героиня прощает всех: «Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас все��… всех люблю».







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 519. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия