Студопедия — Один ботинок, один кроссовок... Восхождение на Эверест
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Один ботинок, один кроссовок... Восхождение на Эверест






В первый вечер моего общения с Ричардом на кухне его дома мы впервые затронули тему личной свободы. Я не раз слышал, как он упоминал этот термин, и спросил его о том, что он под м им понимает. Итак, мы начали.

Оуэн Фицпатрик (ОФ):

Ричард, давай начнем с твоего объяснения, как ты понимаешь значение термина «личная свобода»?

Ричард Бэндлер (РБ):

Не вопрос. Личная свобода - это умение испытывать те эмоции, чувствовать то, что ты хочешь, таким образом, чтобы «цепи свободы» - цепи страха, печали и ненависти - были разорваны. Истинная личная свобода заключается в умении проходить через разные ситуации и разрывать столько подобных цепей, сколько ты сможешь. Эти цепи прочно скованы из негативных эмоций, ограничивающих убеждений и разрушительных шаблонов поведения. Личная свобода - это умение создать множество внутренних состояний, которые при наличии любознательности могут помочь людям испытывать те эмоции, которые они хотят испытать.

Вместо того чтобы быть рабом этих цепей, ты вполне можешь испытать любопытство по поводу нового, или, например, можешь потерять к нему всякий интерес. Выбор за тобой. Если бы люди проявляли больше любопытства, больше бы интересовались культурой других стран и людей, то на планете было бы намного меньше ненависти. Ведь у очень многих людей есть только один вариант реакции на столкновение с другой культурой - страх или злость. На мой взгляд, подобные чувства - это одни из наиболее ярких проявлений глупости.

Одно дело, когда человек опасается ядовитой змеи, которая может укусить, или тигра, который может напасть. Это абсолютно естественно и нормально в определенных условиях. И совсем другое дело, когда он опасается людей только потому, что они другого цвета кожи или другого вероисповедания или потому что он не может понять их культуру. Это ненормально. Это просто смех и позор. Люди, работающие с тиграми или змеями, прекрасно учатся находиться рядом с ними и оставаться в безопасности.

Когда-то я занимался выращиванием попугаев ара. Это огромные птицы, способные убить человека. Обычно люди спрашивали: «Они кусаются?». И я всегда отвечал: «Да. Они могут укусить человека, но только в определенных обстоятельствах». Если вы находитесь слишком близко к ним, засунете палец в клетку, если они вас не знают или вы мешаете их брачному сезону (к ним тогда вообще нельзя приближаться). Вы должны быть разумны и осторожны. Но личная свобода находится на несколько шагов дальше, чем просто принятие разумных решений. Вопрос в том, как научить работать свой мозг так, чтобы принимать эти разумные решения.

Например, люди, страдающие анарексией или булимией, не свободны в вопросах еды. Они постоянно думают о том, как бы ее избежать или как бы ее из себя извлечь. Они вынуждены или обжираться, или голодать, но у них нет свободы разумного отношения к еде.

Личная свобода состоит в том, чтобы выбирать то, что вы хотите, и оставаться здоровыми.

ОФ:

Т.е. всему свое время. Когда-то нужно опасаться. А когда-то нет. Т.е. вопрос в том, чтобы выбрать свою реакцию разумно и в зависимости от контекста. Это и есть личная свобода?

РБ:

Обобщенно так и есть. Это также умение не просто создавать приятные внутренние состояния, но и уметь их проявлять в жизни в нужные моменты. Это будет сложно для тех, кто родился в нищете в неразвитых странах. Но даже в этом случае это возможно. Многие люди находят выход из сложнейших ситуаций и достигают очень больших и амбициозных целей, например, богатства, положения, возможностей.

На самом деле я не считаю, что нужно иметь огромную сумму денег, чтобы люди могли заниматься тем, чем они хотят заниматься в окружающем их мире. Свобода дает вам возможность найти такие важнейшие вещи, как любовь, успех, музыка, искусство. Вам не нужен миллион долларов для этого.

ОФ:

Т.е. личная свобода не начинается с определенного окружения или контекста? Она начинается внутри тебя?

РБ:

Да. Некоторые люди считают, что если у них будет большой дом, или большая машина, или большая яхта, то все их проблемы исчезнут сами собой. Чаще всего это совсем не так. Люди должны подумать о том, что делает их счастливыми. В большинстве случаев эти внешние атрибуты совершенно не нужны и не важны. И как только люди осознают это (как ни смешно это звучит), все эти внешние атрибуты начнут у них появляться.

Я достаточно долго боролся с нищетой в своей жизни, зубами и ногтями, пытаясь вырваться. Но как только я перестал волноваться о деньгах и стал заниматься тем, что доставляет мне удовольствие, деньги сами стали падать на меня с неба.

Личная свобода имеет одну важную особенность. Когда вы решили что-то сделать (когда ваша нейрология согласна с этим), вы вкладываете всю вашу душу и сердце в это дело. И не важно, о чем идет речь - о глотке холодного чая летом, о занятии спортом, о поцелуе, о написании книги или о живописи. Важно то, что вы это делаете и отдаетесь этому делу на 100%.

ОФ:

ОК. Расскажешь теперь побольше о «цепях свободы»?

РБ:

Цепи свободы - это все страхи, сомнения, нерешительность и сдержанность, которые переполняют людей. Многое из этого проявляется как следствие плохого обучения и воспитания в детстве, как следствие плохой школы, негативного воздействия взрослых или религиозных лидеров. И, конечно, многое зависит от того, как смог человек определиться со своими моральными и этическими нормами.

Очень важно иметь твердые моральные устои, чтобы быть свободным. Только в этом случае люди не будут задумываться над тем, что «хорошо», а что «плохо», и это не станет причиной их нерешительности. Если вы делаете что-то хорошее, по хорошей причине, то у вас не будет внутреннего несогласия, не будет неконгруэнтности, и вы прекрасно с этим справитесь. Но если вы обманываете свою жену, то вы никогда не поцелуете ни ее, ни вашу любовницу полноценно.

Очень редко свобода от этих цепей связана с интеллектом человека. Личная свобода не основывается на личной изобретательности. Она основывается на погружении вашей нейрологии в другую среду. Свобода не в том, чтобы следовать правильным идеям. Она в том, чтобы войти в такое состояние, в котором вы сможете найти свою судьбу, свое предназначение. Она в большой гибкости в поведении, а не в непоколебимости. Это ваша способность менять ваши собственные внутренние состояния.

Сама идея освободиться от рамок и ограничений собственного разума, освободиться от негатива, который отравляет жизнь, освободиться от ограничений, навязанных культурой, окружением, - это прекрасная идея, которая давно меня интересовала и притягивала. Если свобода может быть достигнута способностью контролировать свои внутренние состояния таким образом, что вы приобретаете большую гибкость в поведении и можете не только найти свой путь, но и пройти по нему полностью, наслаждаясь дорогой и результатом, то искусство личной свободы сводится к тому, чтобы выработать эту способность.

В психологии часто поднимался вопрос эмоционального разума, или контроля эмоций разумом. Речь идет о разуме, который может контролировать проявляемые эмоции. Надо уметь не только испытывать разные эмоции в разных ситуациях, но и осуществлять контроль над выбором, какую эмоцию испытать. Здесь же мы говорим о более широком понятии. Это не просто эмоциональный разум. Это духовный, социальный, персональный разум. Мы можем назвать его разумом личной свободы, способностью к пониманию и применению личной свободы.

Разум личной свободы - это осознание того, как вы думаете, кик вы ведете себя, как вы учитесь, как вы общаетесь с миром. Это умение быть прагматиком в вопросе ваших реакций на внешний мир. Причем реакций, которые бы вас мотивировали и побуждали к чему-то. Это умение оставить проблемы в стороне и думать о решении этих проблем. Это умение все время ощущать себя хорошо. Это умение взаимодействовать со сложными людьми и тяжелыми ситуациями с достоинством, грацией и мастерством. Это понимание вашего места в окружающей нас Вселенной.

Великие художники сначала просто учились хорошо рисовать. Все остальное - это заслуга их креативности? Заслуга в том, что именно и как именно они хотели изобразить? Что побуждало их создать тот или иной шедевр? Им надо было всего лишь захотеть создать этот шедевр, определиться с содержанием и потом погрузиться в то внутреннее состояние, которое позволяло им делать то, что они хотят делать и умеют делать хорошо.

Подумайте о себе, как о художнике, который пишет картину нашей собственной жизни. Вы читаете о процедурах, навыках, которые могут вам помочь прекрасно написать картину вашей жизни, наполнив ее необходимыми чувствами и переживаниями. Ваша жизнь - это холст. Ваш мозг - это краски. И только вы сами сможете решить, что вы хотите нарисовать. Разрешите себе захотеть нарисовать то, что вы хотите. Это и есть искусство личной свободы.

У нас, как у всех людей, наши самые сильные стороны находятся в наших самых сильных слабостях - это возможность выбора. Это на самом деле очень интересный парадокс жизни. У нас есть свобода, но вместо свободы мы выбираем заключение. Мы можем сделать выбор - стать великими. Мы можем выбрать и не быть таковыми. Но у нас есть этот выбор. Например, у деревьев подобного выбора нет. Они растут настолько высоко, насколько могут и насколько им позволяет окружение.

Мы можем достичь тех успехов, которые нам доступны и подвластны, или не делать ничего. У нас есть этот выбор. Как сила - это дает нам могущество быть счастливыми. Как слабость - это дает нам возможность быть печальными. Как сила - это дает нам могущество жить прекрасно. Как слабость - это дает нам возможность быть ленивыми. Для меня искусство жить прекрасно основано на умении создавать множество вариантов и грамотно выбирать из них.

Подумайте над словом «свобода». Обычно оно связывается с выходом откуда-то или уходом куда-то. Нам нужна свобода от чего-то или от кого-то и свобода иметь возможность что-то сделать. Свобода не существует сама по себе. Это определенный процесс. Чтобы стать свободными, мы должны освободить самих себя. Нельзя просто иметь свободу, ее можно только создать. Техники и упражнения, приведенные в этой книге, покажут вам, что вы должны сделать, чтобы «освободить» себя.

Очень важно понять и запомнить, что вы даете себе свободу что-то сделать. Освободить себя - это одно дело. Но освободить себя для того, чтобы сделать свою жизнь более счастливой и стать более успешным человеком, - это совсем другое дело. Это очень важно, потому что только так вы сможете улучшить мир вокруг вас.

Во время своего путешествия по Гималаям я узнал очень много интересного о Кабби и о его семье. На высоте больше 4,000 метров я стал замечать существенное снижение кислорода в воздухе. Когда же мы дошли до цели нашего пути - Намке Базар, я почувствовал разреженность воздуха еще сильнее. Во время восхождения мы встретили девушку из Америки, молодого человека из Италии и двух носильщиков, которые шли с ними. Мы поговорили с ними о наших достижениях, о наших планах на будущее. Мы играли в карты, и я очень многое узнал о культуре Непала. Я поднялся вместе с Кабби на холм, чтобы еще раз увидеть вершину Эвереста. Я стоял на вершине холма и вглядывался в утренний туман, понимая, что я стою так высоко, как я никогда не забирался. Я мог смотреть на облака сверху вниз. И я ощутил потрясающую ясность и чистоту этого места, находясь очень далеко от того мира, который я знал. Внутри же у меня все равно крутились мысли о моем мире. Я не смог найти на холме истинной свободы.

Кабби жил со своей женой и двумя детьми - мальчиком и девочкой - в однокомнатном доме в пригороде Катманду. Я даже не мог себе представить, как такое возможно. Пока мы бродили по горам, я разговаривал с ним о жизни, любви, счастье и свободе. И я начал понимать, что свобода не имеет ничего общего с достатком или знаниями. Она не имеет ничего общего с тем, где вы были и что вы делали. Она связана с правильным отношением и перспективой. С разными точками зрения.

Во время первой встречи Ричард дал мне широкое и исчерпывающее определение свободы. Некоторое время я решил подумать над его словами и переварить в себе новое, что узнал у него. Об этом и будет моя книга. Я начал думать о многом, и разум вернул меня назад, ко времени моей первой встречи с Ричардом.

Создание Настоящей Свободы.

Впервые я встретил Ричарда несколько лет назад, будучи простым студентом. На свой первый тренинг по НЛП у Доктора Ричарда Бэндлера я шел с благоговейным трепетом. Я нерешительно подошел к нему после тренинга, когда он сразу после его окончания начал раздавать автографы. Я был в нерешительности, потому что его мощь казалась огромной. Из глубины зала он казался внушительным и устрашающим.

Пока Ричард раздавал автографы, на заднем фоне негромко играла музыка. Многие старались привлечь его внимание. Но что меня поразило - он не старался быть слишком любезным ко всем. Он оставался самим собой. Некоторым комментариям он улыбался. На некоторые он вообще не обращал внимания.

Наконец моя очередь подошла. Я протянул ему мой потрепанный экземпляр «Используйте свой мозг для изменений» и произнес дрожащим голосом: «Это было великолепно». Он даже не поднял на меня глаза. Он быстро нацарапал свое имя на книге и посмотрел на следующего в очереди. Когда я спустился со сцены, я почувствовал себя подавленным. Я ожидал большего. Точнее, я надеялся на нечто большее. Возможно, я ожидал улыбки. Возможно, слов поддержки. Я же не получил ничего, кроме автографа, и чувствовал разочарование.

Самое смешное, что, когда я сейчас думаю об этом своем опыте, он помогает мне понять разницу между «быть впечатленным» и «быть преобразованным». Я был впечатлен его гением, историями о его клиентах и о создании НЛП. Подойдя к нему в ожидании добрых слов, поддержки, я оказался разочарованным. В этом моя неуверенность, мои страхи, моя нерешительность.

Точнее говоря, это был мой способ создавать ощущения неудобства, страха, нерешительности, который был следствием привычных для меня шаблонов мышления. Видите ли, в чем дело: пока я подходил к нему с предвкушениями, я забыл о том, что было действительно важно - о хороших ощущениях. Я сам создал зрительные образы того, какова будет его реакция, а когда он даже не посмотрел на меня, я словно получил удар. Я тогда сам спланировал свое разочарование.

Он только что учил нас, как можно изменить свою жизнь и как менять свое отношение к тому, что на нас оказывает влияние. Тому, что разочарование сначала надо спланировать, чтобы испытать его. Тому, как создавать сильные внутренние состояния для того, чтобы никто не мог нас заставить чувствовать себя плохо. И тут я как раз и начал переживать на основании своих ожиданий. На основании того, что он не повел себя так, как я предполагал.

С тех пор я стал замечать нечто очень интересное во время любого общения с Ричардом. Когда я нервничал, он никогда не казался особенно приветливым. Когда же я был расслаблен, то он казался по-настоящему милым и добрым. Так мне казалось. Самое неприятное было в том, что я провел на семинаре целый день, перенимая опыт Ричарда, но оказалось, что так толком ничего и не услышал. Многие его идеи я усвоил очень хорошо. Но у меня все равно оставалось немало внутренних ограничений, потому что я упустил основную идею его тренинга. Основная идея была в том, что надо изменяться, если хочешь измениться. В этой книге мы предлагаем читателям ключи к изменению их жизни. Но что очень важно - это избежать внутренних противоречий и попыток найти гуру, который все сделает за вас. Это ведь ваша жизнь.

Я был разочарован и опечален потому, что не получил реакции, которую я ожидал. И этим я заключил себя в тюрьму самым глупым способом. К сожалению, мы слишком часто так делаем в жизни. Вместо этого было бы намного полезней научиться проявлять больше личной свободы в жизни.

Когда я только начал интересоваться НЛП, я слышал о Ричарде множество слухов. Многие люди, которые не знали его и даже никогда не общались с ним, называли его «слишком экстравагантным», «опасным», «неэтичным». Только позже я понял, что те, кто не был с ним знаком и высказывал подобную оценку, основывались в своих высказываниях на мнениях других, которые по своим причинам были напуганы Ричардом. Некоторые люди с очень значимыми именами и достижениями в НЛП так отзывались о Ричарде, потому что боялись его и поддавались на его провокации.

И тогда я задал себе такой вопрос: как получается, что люди, столько много знающие об НЛП, не понимали простой мысли, которая пришла мне в голову,- НЛП, прежде всего, нужно использовать, чтобы никто другой не мог вывести вас из состояния душевного равновесия. Мы научились различным способам воспринимать полученный нами опыт более полно и эффективно. И, как следствие, более позитивно и эффективно реагировать на окружающий нас мир.

Вскоре я понял, что Ричард действительно очень не похож на всех, и именно поэтому он добивается успехов там, где никто другой не смог этого сделать. Он также является очень опасным для тех, кто хочет держаться за свои проблемы, поскольку он действительно может помочь людям избавиться от них. Я никогда не видел более этичного человека. Я не видел никого, кто так же экологично проводил бы изменения у клиентов. Экология клиента для него всегда была важнее любви клиентов к нему.

Когда вы станете свободны в своем разуме и по-настоящему обретете личную свободу, никто и никогда больше не сможет контролировать ваши внутренние состояния намеренно или случайно. Никто и ничто не сможет испортить вам день или напугать вас. Никакая проблема не будет доминировать над вашей жизнью. Вы получите контроль над своими чувствами и над теми внутренними состояниями, в которые вы сможете входить. Вы сможете улыбаться, когда захотите, и чувствовать себя прекрасно, не дожидаясь от других, чтобы они улучшили вам настроение.

Я сам бросал себе вызов, когда учился удерживать желаемое состояние вне зависимости от того, кто был со мной рядом.

Если вы позволите себе быть напуганным кем-то, включая тренера, ведущего занятия, и позволите ему контролировать ваше состояние, вы никогда не сможете научиться тому, чему учитесь. Жизнь совсем не похожа на жизнь вне семинара или книги. Все, что вы учите, нужно применить и опробовать. Но прежде всего применить к себе и опробовать на себе. Это нужно для того, чтобы взглянуть на вашу реальность с другой стороны. Часто бывает: то, что мы считаем реальным, не является таковым. И именно это и является ограничением для других перспектив, других взглядов на ситуацию. Это не дает нам возможности выбора. Чем больше вариантов для выбора, тем легче разорвать цепи свободы.

Разрывая цепи Свободы.

Бернарду было 22 года. Высокий, худой молодой человек в голубых джинсах и красной толстовке сел напротив меня, и я начал как обычно.

ОФ:

Чем я могу вам помочь?

Он ответил усталым тоном.

Бернард:

Мне не следовало приходить сюда. Меня все время направляют к кому-то типа вас, потому что все считают меня психом. Они просто не понимают. Видите ли, у меня есть сверхъестественные способности, и я рожден, чтобы ими пользоваться. Но люди считают меня психом.

Иногда на сеансах терапии действительно очень сложно не рассмеяться. Я покрепче сжал губы, чтобы сдержаться, посмотрел на него и улыбнулся.

ОФ:

Бернард, ты псих. Как только я ответил, он посмотрел на меня с возмущенным выражением на лице и злостью в глазах

Бернард:

Вы такой же, как и все...

Я перебил его

ОФ:

Клоун. И что же ты умеешь делать?

Он ответил, словно защищаясь

Бернард:

Я учусь отрываться от земли и видеть сквозь свинец.

ОФ:

Т.е. тебе никто не говорил о книге?

Бернард:

Какую книгу вы имеете в виду?

Я завоевал его внимание. Ему стало любопытно.

ОФ:

Книга. Книга. Самоучитель для тех, кто обладает сверхъестественными способностями. Тебе ведь никто не рассказывал о ней, не правда ли?

Бернард:

Нет. А что это? О чем она? Где ее можно достать?

ОФ:

Я не знаю, где ее можно достать. Но я знал кое-кого, кто читал эту книгу. Он также немного рассказал мне о ней. На самом деле, ты глубоко вляпался.

Я улыбнулся ему. Он ответил.

Бернард:

Вы что имеете в виду? О чем вы вообще?

ОФ.

Дело вот в чем. Люди, которые родились с такими способностями, сначала должны были научиться самым простым вещам. И только годы тренировок приводили их к подобным способностям. Не могу поверить, что тебе никто этого не говорил.

Бернард:

В смысле? Так вы мне верите?

ОФ:

Конечно. А почему я не должен тебе верить? Или ты лжешь?

Бернард:

Нет. Просто вы первый человек, который мне поверил. А что это за простые вещи, о которых вы говорили?

Я начал обучать его простым упражнениям, которые помогли ему быстрее и больше запоминать. Я научил его, как погружаться в ресурсные состояния. Как чувствовать себя уверенным или счастливым. Я научил его созданию визуальных приятных образов, которые он мог бы запускать по желанию. Я научил его смене визуальных субмодальностей и якорению ресурсных состояний. Ему все это очень понравилось, и он с радостью начал практиковаться в этом.

ОФ:

Когда через несколько лет ты в совершенстве овладеешь этими простыми навыками и многими другими, ты сможешь сделать шаг вперед. Но только в безопасных условиях. Давай договоримся, что со зданий ты прыгать не будешь.

Он улыбнулся.

Бернард:

Вы думаете, что я сумасшедший?

ОФ:

Есть еще один важный момент. Почему у Супермена был Кларк Кент? Почему у Бэтмена был Брюс Уэйн? Почему у Спайдермена был Питер Паркер?

Бернард:

Это просто. Ведь окружающие могли подумать, что эти герои просто уроды или психи. Поэтому у них и были такие персонажи для общения с обычными людьми.

Я просто посмотрел на него и приподнял бровь. И тут до него дошло. Он откинулся назад, глубоко вздохнул и самодовольно улыбнулся.

ОФ:

Понятно? Тогда используй свое обычное имя и никогда не упоминай о своих сверхъестественных способностях. Практикуй те навыки, которым я тебя научил, и от тебя все отстанут.

Он кивнул и с улыбкой согласился. Я периодически с ним общался, и вот уже более 2-х лет у него все в порядке.

У Ричарда есть очень интересная теория по поводу шизофрении. Он считает, что если шизофреник пребывает в своей реальности, отличной от окружения, то намного проще присоединиться к его реальности, чем пытаться вытянуть его. Т.е. надо действовать, как будто вы ему верите. Тогда вам будет намного легче помочь ему.

Я достаточно часто так поступаю. И я обнаружил, что все мои клиенты - от самых странных до почти нормальных - живут в другой реальности в отличие от меня. Единственное различие между ними и «нормальными» людьми в том, что нормальные люди разделяют более культурально обоснованную и «нормальную» реальность.

Чтобы понять, какие цепи свободы удерживают человека, для меня важно установить сходство между всеми проблемами, которые сидят в разуме. Все проблемы произрастают из ваших убеждений, вашего отношения, ваших чувств, мыслей и вашего поведения. Когда вы это осознаете, вы можете задаться вопросом: как я могу получить власть над своими убеждениями, своим отношением, своими мыслями, чувствами и поведением?

Цепи свободы могут быть порваны и должны быть порваны. Надо рвать цепи, которые содержат в себе печаль, страх, ненависть, сомнения, напряжение, одиночество, бедность, боль, плохие взаимоотношения, сложных в общении людей и трудные времена.

Есть способы разорвать каждую из этих цепей. Когда же все они будут разрушены, вы обретете неповторимое чувство личной свободы. Вы автоматически будете чувствовать себя хорошо без всякой причины. Вы обнаружите, как это здорово - уметь легко и быстро менять в вашей жизни то, что вам нужно. Вы будете чувствовать себя раскованно и уверенно в себе и в том, что вы делаете. Вы больше заработаете, более эффективно будете распоряжаться своим временем, вы сможете общаться с большим количеством людей различными позитивными способами. Вы будете выбирать самые полезные и эффективные способы общения со сложными людьми и легко сможете пройти сквозь любые сложные времена.

Цепи могут возникать снова. Поэтому очень важно, чтобы вы постоянно поддерживали свою личную свободу, которая является вашим правом с рождения. Наиболее важно то, что, применяя и используя идеи и техники из этой книги, вы увидите, как оковы цепей начнут сами спадать с вас.

Почему люди становятся печальными? Или пугаются? Почему люди сомневаются в себе? Почему они ненавидят друг друга? Почему они испытывают стресс? Почему люди чувствуют себя одинокими? Подавленными? Почему им больно? Почему некоторые из них бедствуют? Почему они так плохо относятся друг к другу? Почему с некоторыми очень трудно иметь дело? Почему люди вынуждены пробиваться через тяжелые времена?

Ответ на эти вопросы есть. Потому, что мы родились, взрослели и научились думать и действовать определенными шаблонами. Мы привязываемся к каким-то людям или идеям. Мы становимся зависимыми от них. Мы учимся связывать между собой события, которые на самом деле никак не связаны. Мы принимаем решения, основываясь на том, как мы себя чувствуем, и частенько такие решения не являются полезными. Наше поведение - как внутри самих себя, так и во внешнем мире определяется тем, как мы воспринимаем мир. Когда мы разрешаем миру контролировать наше поведение, мы становимся заложниками удачи, неудачи и обстоятельств. Когда же мы сами берем контроль над нашим поведением, мы используем наш мозг, интеллект, разум, чтобы наилучшим способом использовать сложившиеся обстоятельства.

Прежде чем разорвать цепи свободы, мы должны понять, как мы их создаем. Как мы даем возможность этим цепям нас ограничивать и сковывать наши мысли и поступки. Мы слишком часто перекладываем ответственность на других людей или на мир. Мы искренне верим, что являемся жертвами судьбы или слепого случая. И мы полагаем, что это наша ноша, и мы ничего не можем сделать, чтобы изменить мир. Люди погружаются в депрессию, считая мир вокруг них ужасным местом. Люди начинают пугаться, потому что в определенных ситуациях испытывают негативные ощущения. Люди испытывают боль, потому что другие заставляют их чувствовать эту боль, плохо к ним относясь.

Но есть и другой взгляд на все это. Люди впадают в депрессии, потому что заставляют себя чувствовать именно таким образом. Люди начинают бояться, потому что сами себя пугают. Люди чувствуют боль потому, что разрешают себе испытывать такие чувства.

Я словно слышу крики этих жертв: «Чушь! Мы не стараемся так себя вести». Однако я никогда не говорил, что люди стараются так поступать. Я говорил, что люди сами являются причиной такого своего поведения. Быть источником негативных ощущений и быть обвиненным за это - разные вещи.

Обвинить можно кого угодно. Чтобы сделать это корректно, вам надо вспомнить все до единого события в вашей жизни и назвать их причинами. Но вопрос мой в другом: «Какой в этом смысл?» Обвинения никому не помогут и тем более вам самим. Вместо этого давайте сделаем шаг вперед к вопросу ответственности. Если вы готовы брать на себя ответственность, то вы готовы к власти над изменениями. Если вы ответственны, то вы соответственно и реагируете. А реагировать вы можете так, как захотите.

Дело в том, что мы часто сами создаем себе проблемы, не осознавая, как мы это делаем. Это происходит потому, что мы не осознаем привычные нам паттерны мышления и поведения. Мы автоматически погружаемся в мыслительные и поведенческие паттерны, которые ведут к негативным внутренним состояниям и создают для нас проблемы. Но когда мы поймем, как именно мы погружаемся в этот мыслительный процесс, вызывающий определенное поведение, мы сможем получить возможность менять этот процесс.

Цепи, которыми мы себя сковываем, возникают из наших привычных шаблонов мышления, поведения и чувств. Очень важно не пытаться осознанно изменить эти привычки. Наоборот, критично важно выработать новые неосознанные привычки и паттерны. Одним из способов достижения этого является контроль над влиянием на наше бессознательное. Другим способом может быть осознание того, как мы делаем то, что делаем, и затем научиться делать это по-другому.

Одной из причин, почему классическая психология не смогла помочь нам избавиться от этих цепей, является то, что ее основной целью было докопаться до причин и понять, почему люди делают то, что делают. К сожалению, очень большие сложности в попытках объяснить взаимосвязи между миллионами мозговых клеток, окружающим миром и поиски возможных источников влияния на нас, делают эти попытки практически невозможными.

НЛП в отличие от этого подхода предлагает другой путь. Не важно, почему мы что-то делаем. Важно, как мы это делаем. Зигмунд Фрейд напутал очень много. Внимание заслуживает не то, что с тобой происходит, а как ты к этому относишься и что ты делаешь по поводу происходящего. Причина - это не событие, которое произошло. Вопрос в том, что вы по этому поводу думаете и делаете. Например, 2 человека подверглись насилию. У одного нормальное психологическое состояние, у другого - наоборот. В чем причина этих различий? В том, что эти люди по- разному воспринимают случившееся и по- разному используют полученный опыт.

Моя подруга Хелен однажды привела мне очень хороший пример разницы между «почему» и «как». Если я упал в реку и не умею плавать, разве будет лучшим способом помочь мне выяснение причин, почему я упал в реку? Или более полезно будет, если вы прыгнете в реку, вытащите меня и научите плавать? Для меня это великолепный пример объяснения людям, как они могут научиться изменениям. НЛП объясняет, как люди думают и создают свои ощущения. Используя эту модель, мы сможем открыть, как же работают паттерны бессознательного.

Когда мы узнаем, как эти паттерны бессознательного работают, мы сможем перевести их в сознательное восприятие. Когда мы их осознаем, мы сможем их изменить. Когда мы сможем их изменить, мы сможем сделать новые паттерны бессознательными. Таким образом, мы можем перепрограммировать наш мозг или выработать новые и более полезные шаблоны мышления и поведения. И только тогда цепи свободы спадут. Я это знаю по собственному опыту. Когда-то и я был скован этими цепями в моей личной тюрьме депрессий, страхов и нерешительности.

Мой Персональный Ад.

Мартин:

Мне нужно поговорить с Оуэном Фицпатриком.

ОФ:

Я слушаю.

Я не узнал голос, но он звучал очень обеспокоенно и напряженно.

Мартин:

Мне нужна ваша помощь. Мне сказали, что только вы сможете мне помочь. Я не могу. Я просто не могу жить так дальше. Я это ненавижу. Я собираюсь покончить с собой. Я не могу это больше выносить. Я собираюсь принять эти таблетки. Таблетки у меня с собой, а они не знают, что они у меня есть. Они не могут помочь. Все, что они делают, это дают мне другие таблетки. Я слышал, вы можете помочь. Мне нужна помощь.

Голос на другом конце провода начал что-то бормотать. Похоже, это был очередной суицидальный звонок. Прозвучал он около 15:30 во вторник. Человек говорил с кем-то, кто порекомендовал ему обратиться ко мне. Поэтому я поговорил с ним. Я знал, что мне ему сказать, потому что у меня уже это получалось инстинктивно.

Когда я был тинэйджером, я прочитал книгу о гипнозе, в которой я впервые услышал об НЛП. Скоро НЛП стало моим хобби, моей страстью и моей карьерой. Однажды друг спросил меня: «Если бы ты тогда не узнал об НЛП и не стал бы им заниматься, какой была бы твоя жизнь?» Я всегда хотел стать кем- то, кто помогает людям и оставляет позитивный вклад в их жизни, - полицейским, пожарным, врачом. Я всегда мечтал стать героем. Я был идеалистом.

НЛП, равно как и другие идеи и технологии, которые я использовал со своими клиентами, с учениками и с самим собой, были направлены на выработку свободы мышления и ощущений. На то, чтобы можно было бы интересней и счастливей проживать жизнь. И я прекрасно понимаю, насколько эта свобода прекрасна, ибо я сам когда-то был заключен в своем собственном аду.

Несколько лет назад, когда я еще не был знаком с НЛП, я чуть не совершил самоубийство. Я был в жуткой депрессии, но никому об этом не рассказывал. У меня была чудесная семья, но мои «друзья» чудовищно со мной обращались. Я устал от жизни и чувствовал полную безнадежность. Каждый день, приходя домой, я находил дома место, где я мог бы побыть один, и плакал не переставая. Я чувствовал себя отвергнутым, потерянным, никем не любимым. Один словом, уродом. Никто об этом не знал. Никто не догадывался. Поэтому никто и не помогал мне ничем.

Сейчас же я наслаждаюсь каждой минутой своей жизни. Я трачу ее на то, что занимаюсь тем, что приносит мне радость, - учу людей, как они могут стать счастливей, лучше общаться и становиться более успешными и свободными. Я езжу по всему миру от Мексики до Индии, делясь своими знаниями и умениями с людьми разных национальностей, разной культуры. У меня самые лучшие друзья в мире. У меня прекраснейшие взаимоотношения с семьей. Я живу в Дублине счастливо и считаю свою жизнь наполненной смыслом и радостью.

В школе были люди, которые частенько приставали ко мне. Они постоянно меня задирали. Не физически, а морально. Меня оскорбляли почти все - и мальчишки, и девчонки. Наиболее унизительными были оскорбления девчонок. Практически вся моя учеба в школе была очень тяжелой морально. Там был один парень, который однажды обвил мою шею шнурком от ботинка и начал медленно душить. В другой раз он приставил к моему горлу нож и пообещал вырезать мне легкие.

Сейчас же все по-другому. Пару лет назад я встретил этого забияку. Честно говоря, со времени окончания школы я встречал многих из моих прежних обидчиков, но сейчас я намного лучше себя чувствую. Что самое смешное, моя уверенность в себе гарантирует мне безопасность, и теперь они меня боятся. Я никогда не собирался им мстить и не делал этого. Я просто принял идею, что они плохо ко мне относились тогда. Но это не означает, что они остались плохими людьми. Они вполне могли измениться к лучшему.

Раньше меня все ужасало. Я терялся и начинал заикаться перед публичным выступлением. Я пытался избежать любых мало-мальски опасных ситуаций, что не добавляло мне популярности. Страх просто накрыл всю мою жизнь. Беспокойство и паника повсюду преследовали меня. Я ненавидел неизвестное и непривычное, и сама жизнь пугала меня.

Сейчас же я побывал в Гималаях, занимался дайвингом у Большого Барьерного Рифа, катался с гор в Новой Зеландии, прыгал с парашютом в Калифорнии, путешествовал с рюкзаком по Индии. Научил тысячи людей на своих тренингах в разных частях Земного шара. Я очень много путешествовал и полюбил приключения. Случайности и хаос стали нормальными и не сбивают меня с моего пути.

Что же вызвало столь большие изменения? В чем же разница между мной много лет назад и мной сейчас? Как я смог превратиться из человека, наполненного печалью и депрессией, в человека, полного счастья и радости? Как я прошел от ненависти к своему существованию до любви к жизни? Как я смог изменить влияние других людей на мои чувства? Как я поменял свой постоянный страх на любовь к приключениям? Как я смог разорвать цепи своей свободы? По мере моих ответов на эти вопросы вы научитесь вносить колоссальные улучшения в вашу жизнь.

Я иногда удивляюсь реакции людей, когда говорю о своих проблемах. Они удивлены, что я стыжусь своих проблем. Правда же в том, что мне не стыдно озвучить свою проблему, потому что принятие моих слабостей и их понимание многому меня учит. Я вполне принимаю свою несовершенность. Мое прошлое, мои прошлые страхи и издевательства надо мной - я принимаю это. Я обычный человек, который совершил некоторые ошибки. Когда вы возьмете на себя ответственность за ваш выбор и ваш опыт в жизни, мир не сможет направить ваше прошлое против вас. Наоборот, вы освободитесь от тюремного заключения прошлого. Заключения, в котором очень многие люди находятся постоянно.

Я пережил свои трудные времена, потому что был решительным. В тот важный момент моей жизни я стоял перед выбором - жизнь или смерть. Я выбрал жизнь. Я дал себе слово никогда не сдаваться. И я







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия