Студопедия — Северная Африка: введение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Северная Африка: введение






 

Сегодня Северная Африка являются составной частью средиземноморского мира, но так было не всегда. Это скорее земля, захваченная средиземноморцами, нежели имеющая средиземноморскую основу. Поэтому она, как и Европа, имеет расовый состав, в который входят потомки верхнепалеолитических собирателей с неандертальским элементом. Эти потомки играют важную роль только в нескольких местах и среди небольших популяций, и в этом отношении Северная Африка сильно отличается от большей части Европы. Средиземноморские вторжения начались здесь раньше, чем в Европе, и так как Северная Африка была основным путем, через который проходили многие из мезолитических и неолитических вторжений в Европу, естественно, что она должна иметь более средиземноморское лицо.

С начала III тысячелетия Северная Африка имела в египетской и античной истории туманную репутацию периферийного по отношению к великим центрам культуры региона. С начала I тысячелетия до н.э. финикийская колония Карфаген распространяла восточносредиземноморскую цивилизацию в Тунис; после падения Карфагена римляне расширили приобщенную территорию, включив большую часть Алжира, а греки уже колонизировали берег Киренаики. Во время арабского вторжения Северная Африка быстро становилась задворками Европы. Пришествие ислама насильственно оборвало этот процесс, и он начался снова только после завоевания Алжира Наполеоном.

С самых древних упоминаний о североафриканцах на египетских памятниках аборигены Северной Африки говорили на тесно связанных хамитских языках ливийской семьи. Между ними очень мало диалектных различий, и, например, рифиец может общаться с алжирским кабилом. Таким же образом берберская речь аборигенов оазиса Сива на восточном краю берберского мира удивительно похожа на речь браберских племен средней части Атласских гор Марокко на расстоянии примерно в 3000 миль. В противоположность сложной кушитской семье хамитской речи берберская кажется очень однородной, и лингвистические принципы предупреждают нас о том, что ее распространение по обширной берберской области не могло быть очень давним. Возможно, что доберберские языки исчезли, а нынешние обязаны своим распределением относительно недавнему распространению.

Однако в различных частях Северной Африки существуют остатки дохамитской речи. Язык гуанчей, на котором говорят на Канарских островах, во время испанского завоевания в начале XV в. был берберским только частично и содержал большой процент слов неизвестной языковой принадлежности[775]. В местных наречиях современного рифийского и других диалектов марокканских берберов все еще сохраняется остаток нехамитских слов. Например, названия растений, заканчивающихся на -nt или -nth, можно видеть в слове iminty со значением «ячмень» и в слове shinti со значением «рожь». Эти слова также отмечены в индоевропейских языках северного Средиземноморья – таких как греческий и албанский, и они, как правило, приписываются так называемой кавказской или средиземноморской языковой группе – элементу Б в индоевропейском. Очень вероятно, что земледелие, включая использование этих двух злаков, было внедрено в Северной Африке дохамитскими народами.

Хотя не может быть сомнений, что на ливийско-берберском говорили в той части Северной Африки, с которой египтяне контактировали уже в 3000 г. до н.э. и ранее, тем более что в древнеегипетском есть ливийский элемент, мы не можем принять то же самое для всей Северной Африки. Возможно, что на дохамитских языках в Марокко и в изолированных горных областях в Алжире и Тунисе говорили до намного более позднего времени – возможно, еще в начале н.э., так как существуют устойчивые рифийские предания о людях, живущих в отдаленных долинах и не говорящих на языках, опознаваемых как tashilhait, или берберский.

Согласно арабским генеалогиям, все берберы происходят от двух людей: Берра ибн Бранеса и Берра ибн Ботра[776]. Эти два Берра, хотя и обладавшие одинаковыми именами, не были родственниками. От них происходят большие берберские семьи – такие как масмуда, сенхайя (сенхаджа) и зената. Из всех этих больших семей раньше других распространилась ветвь масмуда или гомара (гомера). Традиционно за ней идет сенхайя, которая сегодня включает такие разные народы, как сиванцы на границе с Египтом, туареги Сахары и браберы средних Атласских гор в Марокко. Третья большая экспансия была экспансией семьи зената, которая была известна в Киренаике в римские времена, но достигла Алжира и Марокко только в Средние века. В XIII в. эта семья зената наконец завоевала Испанию, победив арабов и более ранних берберов. Можно сравнить экспансию семей берберов с экспансией кельтов, германцев, славян и т.п. в Европе.

В отличие от поздних описаний средневековых арабов, египетские и античные заметки о берберах не приписывают им упорядоченное происхождение от нескольких патрилинейных предков по типично семитской схеме. Египтяне на протяжении своей художественной истории отличали ливийцев от других народов по резким физическим особенностям. Ливийцы показаны активными варварами, одетыми в шкуры животных и носящими в волосах страусиные перья; они определенно белые, с более светлой кожей, чем у самих египтян или семитов. Их лица обычно более резкие по профилю, чем у египтян; надбровные дуги часто выступающие, орлиные носы, острые подбородки, а бороды умеренно густые.

Во время Древнего Царства ливийцев изображают темноволосыми; но в представлениях Нового Царства мы видим изменение внешности некоторых из них. Одна ветвь – техенну, известная египтянам с древних времен, – по-прежнему состоит из смуглых людей, а другая группа – машауша с дальнего запада – определенно светлая[777]. Эти две группы, новая и старая, объединили свои силы и напали на Египет с запада. В одежде и других чертах машауша нет ничего такого, что бы указывало на то, что они не ливийцы.

Позднее в западную Ливию Геродот помещает мазитов; он утверждает, что по культуре они отличаются от чисто кочевых ливийцев на востоке. Имя машауаша через мазитов продолжается в племени рифийцев мазуза, а также в терминах «имазиген», как себя обозначают многие берберские группы, и «тамазигт», как они определяют свой язык.

 

Рис. 38. Древний ливиец. Перерисовано с Bates, O., The Eastern Libyans, Plate 3, p. 120.

 

У этих мазитов или машауша, описанных Геродотом, Саллюстием и другими, есть некоторые любопытные неафриканские черты. Они ездят на колесницах, запряженных рыжими лошадьми; их одежда покрыта золотом; они приносят в жертву быков путем удушения, по-среднеазиатски; детали их совещательной формы правления, известные по ее современному двойнику под названием «аит арбаин», странно напоминают алтайские.

Хотя было бы неразумно придавать этому аргументу слишком большое значение, вполне возможно, что одно или больше завоеваний народов из Западной и Средней Азии, достигших в бронзовом веке или во время самого древнего использования железа Палестины, пересекли дельту, проходя через страну, которая не могла предложить много пищи для их скота и лошадей, и углубились в Северную Африку, достигнув алжирских и марокканских лугов. Геродот определенно заявляет, что эти люди – потомки персов. В любом случае, лошадь и колесница появились в Северной Африке с востока: или некоторые ливийцы заимствовали их у египтян и распространили на запад, или их принес какой-то отдельный народ. Гипотеза азиатского завоевания светлых коневодов необязательна ни для объяснения случая с машауша, ни для современного процента североафриканской светлой пигментации, но, как мы увидим позднее, она замечательно согласуется с нынешним распределением рас на этой территории.

История Северной Африки за последние пять тысячелетий, как в общем подтверждается косвенными письменными и художественными свидетельствами в отсутствие достаточных археологических свидетельств, не является таким простым вопросом, как предполагали древние арабские историки, кодифицировавшие берберскую традицию по своему шаблону. Она, как предполагается, состояла из череды нашествий хамитоязычных народов, в основном кочевых, разноображенной различными чужаками и позднее арабами, на территорию земледельцев неолитической культуры, в своей основе обладавших европейским расовым типом. Завоевание горама-масмуда является самым древним, о котором можно узнать из берберской традиционной истории, и за ним последовало завоевание сенхайя, а потом – зената. Хотя главное направление этой экспансии, видимо, шло с востока на запад, с хамитского центра к периферии, это не является верным для всех из них. Сенхайя, по крайней мере часть своей истории, двигались на восток.

В отдаленных частях Берберии все еще можно найти кланы и семьи, которые не могут проследить своих предков до одной из этих аристократических хамитских линий или до арабов, но которые признают происхождение от непосредственных язычников или христиан. Эти семьи названы Мармолом «берберы без имени» и представляют собой последних потомков дохамитских партилинейных семейных линий в горных сообществах, за исключением случаев происхождения от различных романизированных христиан. Даже в кланах, названных по хамитским или арабским именам, кровь аборигенов может быть сильной из-за продолжительного вливания женщин и усыновления.

Масмуда и гомара, составившие самое древнее историческое завоевание, как и сенхайя, согласно одному преданию считаются происходящими из Рио-де-Оро. Однако как у Эль-Бекри, так и у Ибн-Халдуна есть рассказ, что Ифрикос, предок сенхайя, появился из Йемена незадолго до рождения Магомета. Эта любопытная легенда поддерживается неизвестными для арабских историков способами, так как культурные черты, распространенные некоторыми народами, говорящими на языке сенхайя, включают террасированное земледелие с ирригацией, высокие земляные тигремты или замки, архитектурно похожие на южноаравийские, текстильные техники и шаблоны, и гончарные формы и украшения, все из которых поразительно похожи на йеменские.

Зената, появившиеся в римской Африке в III столетии и завоевавшие северное Марокко и Испанию только в XII в.[778], принесли с собой верблюдов, которых они передали некоторым браберским племенам средних Атласских гор, которые, самостоятельно или в сочетании с ними, стали туарегами. Эти завоеватели были теми, кого Готье называл les grands nomads chamelliers – высокие, стройные люди пустыни, ездящие на верблюдах, одевающиеся в голубое и закрывающиеся покрывалами, передвигающиеся вдоль северного края пустыни и отвоевавшие у Рима удаленные части его Африканской империи.

Внедрение верблюдов серьезно изменило жизнь североафриканских равнин, хотя и не имело большого влияния на жизнь в горах. Колесо совершенно исчезло; варвары-ливийцы со своей бронзой и серебром исчезли из истории, а те из них, кто не был поглощен пришельцами и отказался принять новый тип хозяйства, подались в холмы и основали сельские семейные линии среди земледельцев гор. Верблюды пришельцев выдергивали траву с корнями, обглодали кору деревьев, до которых смогли дотянуться, ускорили процесс эрозии почвы и сделали равнины Северной Африки наконец истинно африканскими по внешности.

Однако с внедрением верблюдов Сахара стала снова подходящей для более чем околограничной жизни человека. В позднем плейстоцене или в периоде послеплювиального изменения климата негры и негроиды заняли оазисы и горы северной Сахары и южную часть области Атласских гор. Куфра был негритянским оазисом до того, как его захватили арабы, а русло Уэд-Драа – это родина харатинов, недостаточно изученной негритянской группы. С верблюдами белые люди продвинулись в Сахару в качестве быстро передвигающихся кочевников, порабощая разбросанные группы местных негров и приводя других из Судана в караванах рабов, что наложило негроидный отпечаток на расовую сложность Северной Африки, которая до того времени была в полной мере европеоидной областью. Однако большая часть торговли рабами совершалась в арабское время, и, в самом деле, арабы прибыли в Северную Африку через недолгое время после их самого полезного животного – верблюда.

Арабские завоевания Северной Африки можно разделить на две волны: первая пришла непосредственно из Аравии вскоре после смерти пророка и принесла семьи арабской аристократии из Хиджаза и Йемена. Эти завоеватели, пришедшие в основном без женщин, женились на берберках и основывали города и династии. Хотя они обратили многих крестьян в ислам, они не заставили берберов принять арабскую речь, связанную в то время с городами. В XI в. началось второе арабское завоевание – гораздо большее по объему и важности. Это было завоевание бени-хилаль и бени-солейм – племен бедуинов-отступников из сирийской пустыни, которые стали грабить караваны. Этот хилальский элемент принес первое численно значительное вливание арабской крови в Северной Африке. Бени-хилаль и их сопровождающие сначала поселились в Киренаике; оттуда некоторые из них двинулись на алжирское плато и в землю непосредственно южнее Атласа в Марокканской Сахаре, и далее к Рио-де-Оро. Другие группы прошли из Алжира через ворота Таза вниз по trik es-sultan, заняв марокканские равнины вдоль атлантического побережья от Сафи до Танжера и внутренние районы Фез и Веззан.

В настоящее время население Северной Африки почти в равной степени разделено между арабской и берберской речью: первая более обычна на востоке, а вторая на западе. Хотя сиванцы говорят на языке сенхайя, киренаики, во многом берберы по крови, по языку арабизированы. Кроме туарегов, которые также говорят на сенхайя, следующая самая восточная область берберской речи лежит в южном Тунисе и восточном Триполи. В Алжире на берберском говорят две важные берберские группы – кабилы прибрежных гор к востоку от Алжира и шавия с гор Аурес, расположенных южнее. Население оазисов, например мзабиты Гардайи, так же бербероязычны, как и население тунисского острова Джерба. В Марокко берберы занимают больше земли, чем арабы; вся северная полоса с востока Милиллы почти до Тетвана занята рифийцами и гомара; все средние Атласские горы – сенхайскими браберами, а Гран-Атлас к западу от Демната – шлух. В низинах к востоку от среднего Атласа, на границе Алжира и Марокко живут племена зената, достигая рифийской территории.

Повсюду в Северной Африке существуют племена и конфедерации арабизированных берберов, а также некоторые берберизированные арабы. Языковое и этническое происхождение не всегда совпадают, и Северную Африку нужно изучать как целое. Нынешние североафриканские народы, кроме евреев, негров и европейских колонистов, представляют собой смешение потомков древней расы Афалу, средиземноморцев мезолита и неолита, гипотетических среднеазиатских кочевников, которые могли принести лошадь и колесницу, хамитоязычных племен, чьи родственники живут к востоку от Нила и в Эфиопии, и двух волн арабов, в различных пропорциях. Региональные вариации этих элементов отражают в главном различные пропорции разных компонентов. Однако исключением является прибрежный регион Туниса, где был центр карфагенского государства и где мог сохраниться второстепенный пунический элемент, и исламизированные потомки гораздо более многочисленных греческих и италийских поселенцев римского периода.

 

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 915. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия